Закрыл Mass Effect

Закрыл Mass Effect

Закрывая Бэклог в ТГ.
Удивительно, как игры, выходившие в одно время, могут совершенно по-разному состариться. 2007 год можно вспомнить хотя бы по первому Bioshock, который я не так давно перепрошёл. Игра отлично сохранилась и практически не потеряла актуальность. Или оригинальный F.E.A.R. - буквально недавно мой друг нахваливал детище Monolith за абсолютную актуальность. В числе прочих 2007 год запомнился началом космооперы Mass Effect, которая состарилась уже не так хорошо. Такому значимому для индустрии проекту сейчас жизненно необходимо переосмысление - и как удачно, что появился Legendary Edition - сборник ремастеров первых трёх частей серии. Удачным ли вышло легендарное издание и насколько актуален сейчас оригинал - очень хорошие вопросы.

Закрыл Mass Effect

Сразу оговорюсь: конечно, я играл до этого в Mass Effect. В юношестве просто обалдел от первой части, а от сиквела был в ещё большем восторге. На финал трилогии усидчивости уже не хватило, значит, присоединиться к негодующей от концовки трилогии толпе фанатов мне только предстоит. И к изданию Legendary я подходил с определённым восторгом. Ещё бы - вся оригинальная трилогия в одном комплекте, с подтянутой графикой и улучшенным геймплеем. Особенно воодушевляла мысль перепройти первую часть, в которой, как было заявлено, докрутили минусы геймплея, приблизив к стандартам сиквела.

Как же я разочаровался.

Закрыл Mass Effect

Начну, наверно, с сюжета. Первый раз оригинальный Mass Effect я проходил достаточно давно, но всю канву истории с погоней за Сареном и сбором команды я, разумеется, помню. И первое разочарование кроется именно здесь — если ты знаешь сюжет, следить за ним во второй раз уже неинтересно. Разумеется, это утверждение максимально логично, но иные проекты справляются с этой проблемой сильно лучше, чем первая Mass Effect. На помощь могла бы прийти вариативность, но по сюжету мы в любом случае попадём на одни и те же задания, поговорим с одними и теми же героями, и только два… Нет, не так. ДВА выбора за всю игру отразятся на событиях в сиквеле. По крайней мере, так было у меня. Возможно, позже выскочат другие, более мелкие события из первой части, но действительно больших — всего два.

Не спасают и сайд-квесты. На подавляющем большинстве из них нас отправляют на будто бы сгенерированные нейросетью планеты с целью “разобраться с проблемой”. Разобраться мы можем двумя способами:

1 — Переубивать всех.

2 — Договориться.

Ни поворотов сюжета, ни интересных персонажей в этих квестах нет. А есть унылые покатушки на Mako (специальный вездеход, способный проехать через любые преграды) и однообразные активности на одинаковых планетах.

Закрыл Mass Effect

Прогрессия тоже расстраивает. В игровой индустрии куча примеров RPG-игр, в которых игрок держит руку на пульсе прокачки персонажа, заранее знает, какие перки он будет открывать, и с нетерпением ждёт повышения уровня. В первой Mass Effect же я просто забивал на прокачку на час-два, после чего дежурно заходил на экран персонажей и, практически рандомно, распределял очки умений у Шепарда и сопартийцев. Влияло ли это на что-то? Да чёрт его знает. Но интереса в такой прокачке точно мало.

Закрыл Mass Effect

Как и мало интереса в инвентаре. На протяжении всей игры у нас есть джентльменский набор вооружения, состоящий из штурмовой винтовки, пистолета, дробовика, снайперской винтовки и гранат. Проходя миссии, на нас будут сыпаться тонны оружия, будто мы играем в лутер-шутер. Разумеется, большая часть этой тонны - откровенный мусор, который пойдёт либо на продажу, либо на переработку в Уни-гель (абстрактная валюта, необходимая для ремонта Mako или взлома замков). В итоге и денег, и Уни-геля у нас будет сильно больше, чем необходимо. И ладно бы мы могли потратить накопившийся капитал на что-то полезное - но нет, у торговцев крайне редко появляются вещи с адекватными характеристиками.

Всё вышесказанное касается и брони, за одним исключением - любой эквип выглядит ужасно. Разработчики не стали вносить много разнообразия в лут, поэтому любой новый вид брони или оружия выглядит как предыдущий, но в другой раскраске. И эти раскраски периодически просто фрустрируют. Помню, как в погоне за статами одел своего сопартийца-мужчину в розовый скафандр.

Закрыл Mass Effect

Раз уж заговорили о команде - упомяну, что на задания мы вольны брать с собой двух человек из заранее определённого состава экипажа. Эти ребята - объективно приятная часть игры. Каждый из сопартийцев имеет свой характер, а разнообразие рас играет на руку сеттингу. Но именно геймплейное взаимодействие с ними сводится к минимуму, ведь большинство боевых сцен мы можем легко пройти без их помощи, а участие сопартийцев в диалогах ни на что не влияет. По итогу на задания я брал либо любимчиков, чтоб те красиво стояли на фоне, либо технического специалиста, навыки которого позволяли открывать запертые замки.

Закрыл Mass Effect

Геймплей, который нам обещали подтянуть и приблизить к уровню сиквела, остался практически в первозданном виде. Перестрелки и весь мувмент всё такие же дубовые. Первые часы игры вообще играть откровенно неприятно. Спустя время к нерасторопности всего и вся привыкаешь, но на протяжении всего прохождения то тут, то там глаз будут резать кривые геймплейные решения. Помню, как на релизе сиквела игровая общественность ругала BioWare (студию-разработчика) за оказуаливание перестрелок и уход в сторону шутеров. Но такое “переобувание”, на мой взгляд, выглядит отличным исправлением перестрелок из первой части.

Можно подумать, что я страдал всю игру, не находя ни единого положительного момента в первой части космооперы. Но на самом деле в Mass Effect осталось то, что отнять у проекта достаточно сложно — атмосфера. Визуал, постановка и музыка всё ещё отлично погружают в прекрасно прописанный sci-fi-мир. У BioWare ещё в 2007-м получилось прописать до мельчайших деталей вселенную, в которую очень легко поверить. На протяжении всего прохождения мы можем узнать историю этого мира не только через тома записок, но и через диалоги персонажей, у многих из которых есть собственное мнение насчёт событий. Подобное внимание к деталям подкупает игроков всегда, и Mass Effect отлично справляется с задачей прописывания лора.

Закрыл Mass Effect

Отдельная моя любовь - это музыка в игре. Каждая композиция стойко ассоциируется с космическими путешествиями, и Джек Уолл (композитор первых частей серии) на глубинном уровне передаёт настроение приключений в далёком космосе. Я не знаю, как описать ощущения от синергии музыки и сеттинга в Mass Effect - это надо прочувствовать на собственной шкуре.

Закрыл Mass Effect

По итогу Mass Effect в издании Legendary остался практически неизменным. То, за что ругали оригинал, осталось практически без изменений, а положительные моменты всё так же круто работают. Визуал, с точки зрения технологий, докрутили - он действительно стал более приятным. Но возможность настроить параметры картинки отсутствует, что влечёт просадки FPS в некоторых локациях, когда в соседних играх выдаётся стабильный фреймрейт. Странно всё это. По первой части складывается впечатление, что Legendary Edition - это возможность прикоснуться к самой знаменитой космоопере игровой индустрии в практически первозданном виде. С поправками на новые технологии, разумеется. Но этого ли ждали игроки? Этого ли ждал я? Думаю, нет. Чтож, в любом случае было приятно вернуться в такую родную вселенную. Руки так и тянутся к сиквелу - но по классике, сначала перерыв на другие жанры.

27
40 комментариев