Игры по Алисе

Игры по Алисе

Лонгрид с тонной арта, в котором я прохожусь по играм по мотивам работ Кэррола.

Вступление

Во-вторых, в этом тексте не все сюжеты по теме, как минимум потому что по Алисе выходило много скучного трешака и даже стремного японского порно. Вообще Кэррол похож на Лавкрафта (про игры на тему которого я тоже наверное однажды напишу лонгрид) или Дойля или Дюма или Шекспира или Библию, все это популярные характерные сюжеты со свободным доступом к лицензии. Элементы и образы из них тащат все кому не лень, от Матрицы до Бетмена, искать все отсылки заманаешься.

В-третьих, я иду хронологически, и в первую очередь мне интересны обстоятельства разработки игр, их, скажем так, место в истории. Но так же и их сюжеты.

Adventure in Wonderland (1983)

Игры по Алисе

Первой дошедшей до наших дней игрой по Кэрролу был текстовый квест для TRS-80 CoCo. СоCo - это кстати интересный девайс, сокращение от Color Computer. Машинка предназначалась для фермеров, при этом была простым и дешевым способом приобщиться к программированию в начале восьмидесятых, потому что любителям игр для нее приходилось самим же код и писать (или переписывать со страниц игровых журналов). Как и большинство персоналок того времени - позже CoCo убьют IBM совместимые машины.

Компания Prickly-Pear Software занималась дистрибуцией лучших любительских поделок под КоКо, и вот среди них был и сабж (судя по всему пытавшийся паразитировать на одноименных мультсериале и полнометражке, вышедших в том же году). Интересно, что обе советские экранизации вышли тоже примерно в то же время - начало восьмидесятых отметилось всплеском популярности Алисы.

Игры по Алисе

Про саму игру при этом я толком ничего не скажу. В сети есть ее мануал, кстати прямо удивительно подробный, далеко не все так парились, хотя картинки в нем и ворованные у Джона Тенниела. Есть скриншоты, которые, выглядят ровно так же как скрины от любой другой текстовой адвентюры в мире. И есть билд, который у меня ничерта не пускается на эмуляторах.

До сабжа была еще пара игр, не прямо основанных на Алисе, но какбы ссылающихся на нее.

В первую очередь Mad Venture (1981). Текстовый квест для Apple II (первой популярной персоналки в мире, кто вдруг не знает).
В первую очередь Mad Venture (1981). Текстовый квест для Apple II (первой популярной персоналки в мире, кто вдруг не знает).

В игре надо было ходить по уровням и собирать сокровища (это общее место текстовых адвентюр первой волны, потому что все пытались копировать Зорки), выполняя несложные задачки. Среди персонажей попадались герои Кэррола, к примеру чеширский кот.

И далее ее сиквел Palace in Thunderland, от того же автора и в том же году. Где было все тоже самое. Обе они кстати легко доступны онлайн, хотя играются муторно из-за ограничения на ходы.
И далее ее сиквел Palace in Thunderland, от того же автора и в том же году. Где было все тоже самое. Обе они кстати легко доступны онлайн, хотя играются муторно из-за ограничения на ходы.

Alice In Videoland (1984)

Интереснее следующая игра - аркада для Коммодора.
Интереснее следующая игра - аркада для Коммодора.
Длиной аж в целых двенадцать минут на полное прохождение с живыми деревьями на обложке, которых кстати у Кэррола не было.
Длиной аж в целых двенадцать минут на полное прохождение с живыми деревьями на обложке, которых кстати у Кэррола не было.
Игра начинается с канонического запрыгивания в кроличью нору
Игра начинается с канонического запрыгивания в кроличью нору
Далее надо бегать ловить пироги и ключи(?) на стремных фонах, больше всего напоминающих те миниигры из фнаф.
Далее надо бегать ловить пироги и ключи(?) на стремных фонах, больше всего напоминающих те миниигры из фнаф.
Все повторяется на какой-то такой локации.
Все повторяется на какой-то такой локации.
И потом на шахматной доске.
И потом на шахматной доске.

Through the Looking Glass (1984)

Далее, игра, разработанная для Макинтоша и Лизы (того самого компьютера который Джобс назвал в честь своей дочери) не кем попало, а <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fen.wikipedia.org%2Fwiki%2FSteve_Capps&postId=3874273" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Стивом Каппсом</a>, который был одним из ведущих инженеров Мака.
Далее, игра, разработанная для Макинтоша и Лизы (того самого компьютера который Джобс назвал в честь своей дочери) не кем попало, а Стивом Каппсом, который был одним из ведущих инженеров Мака.

Она была единственной видеоигрой, созданной компанией Эпл в те годы, и судя по всему использовалась как демонстрация пойнт-н-клик интерфейса, инновационного для персоналок (хотя уже существовавшего на суперкомпьютерах).

Сюжета в игре к сожалению не было, требовалось кликать на клетки шахматной доски гоняя по ним Алису. При этом нужно было есть чужие фигуры и не позволять им есть героиню. Все это в реалтайме.
Сюжета в игре к сожалению не было, требовалось кликать на клетки шахматной доски гоняя по ним Алису. При этом нужно было есть чужие фигуры и не позволять им есть героиню. Все это в реалтайме.

Как артефакт эпохи - вещь интересная, но на пять минут, не больше. Пятнадцать лет назад игру перевыпустили для айфонов, но сейчас она уже не доступна, увы.

Alice in Wonderland (1985)

Игры по Алисе

И вот мы подошли к первой приличной для своего времени адаптации сюжета Кэррола - квест-платформеру для Коммодора от компании Windham Classics, специализирующейся на издании игр по классической литературе.

Игры по Алисе

Вообще квест-платформеры это было интересное направление, во многом предваряющее современные экшн-адвентюры все эти ваши анчартеды-годофвары. Парой лет позже оно трансформируется в серию Dizzy c одной стороны и в Метроиды с другой, однако в восемьдесят пятом вот была Алиса, где можно было с одной стороны прыгать по платформам, а с другой - общаться с персонажами.

И не только общаться. Игра предлагает тонну вариантов интеракций, что было нормально для квестов того времени.
И не только общаться. Игра предлагает тонну вариантов интеракций, что было нормально для квестов того времени.
По сюжету мы лезем в кроличью нору.
По сюжету мы лезем в кроличью нору.
Игры по Алисе
Встречаем кота.
Встречаем кота.
Увеличиваемся и уменьшаемся (помогает в платформинге).
Увеличиваемся и уменьшаемся (помогает в платформинге).
Плаваем по морю слез. Все это без особых сюжетных объяснений. Алиса работала по принципам метроидвании, надо просто идти куда сможешь чтобы найти там ключи/способности чтобы пройти дальше.
Плаваем по морю слез. Все это без особых сюжетных объяснений. Алиса работала по принципам метроидвании, надо просто идти куда сможешь чтобы найти там ключи/способности чтобы пройти дальше.
Все это ведет нас к Шляпнику. Вы кстати знали, что выражение "безумный шляпник" идет от того, что в 19м веке при изготовлении шляп использовали ртуть, что реально сводило людей с ума?
Все это ведет нас к Шляпнику. Вы кстати знали, что выражение "безумный шляпник" идет от того, что в 19м веке при изготовлении шляп использовали ртуть, что реально сводило людей с ума?
Получаем у него летающую шляпу (читай - еще способность), которая позволяет пройти в замок Красной Королевы.
Получаем у него летающую шляпу (читай - еще способность), которая позволяет пройти в замок Красной Королевы.
Игры по Алисе

Там еще набор аналогичных хождений от одного персонажа к другому, все это нужно чтобы сбежать из подземного мира (в игре прямо в нем же заодно закопано и зазеркалье) за пятьдесят дней (в игре есть система времени).

В целом для восемьдесят пятого сабж прямо очень приличная игра, неплохо сочетающая элементы разных книг Кэррола.

А вот ее римейк для CD-i (1992). Сложно сказать чего в нем больше - ламповости или стремноты. (Как впрочем и у большинства игр с этой консоли).
А вот ее римейк для CD-i (1992). Сложно сказать чего в нем больше - ламповости или стремноты. (Как впрочем и у большинства игр с этой консоли).
Отдельно он выделялся стремно-ламповыми пластилиновыми кастценами.
Отдельно он выделялся стремно-ламповыми пластилиновыми кастценами.
Еще совсем в двух словах упомяну шмап Märchen Maze с игровых автоматов, условно использующий персонажей Кэррола для расстрела.
Еще совсем в двух словах упомяну шмап Märchen Maze с игровых автоматов, условно использующий персонажей Кэррола для расстрела.

Wonderland (1990)

Игры по Алисе

К началу девяностых текстовые адвентюры сходили на нет, Сиерра штамповала графические квесты как горячие пирожки, Лукасартс уже выпустил Обезьяний Остров, и дни текстовок заканчивались. Однако оставалось несколько компаний, упорно державшихся за традиции. В первую очередь конечно переродившийся в Legends Инфоком, и не в последнюю - Magnetic Scrolls.

Игры по Алисе

MS никогда не была популярной конторой, однако все ее игры невозможно ни с чем спутать. Это всегда характерный английский юмор

и вот такая графика.
и вот такая графика.

Wonderland была последней адвентюрой компании, прежде чем ее купила (и почти сразу закрыла) MicroProse. С которой десятью годами позже случится тоже самое и по тем же причинам.

Про саму игру рассказывать не интересно, это прямо дословное переложение Кэррола без изобретательств, местами прямо с текстами из книги.

Но графика полна теплоты и ламповости.
Но графика полна теплоты и ламповости.
Еще вот выходил японский платформер Fushigi no Yume no Alice, который тащил у Кэррола отдельные элементы.
Еще вот выходил японский платформер Fushigi no Yume no Alice, который тащил у Кэррола отдельные элементы.
Отдельно нельзя не отметить эпизод Dragon's Lair II: Time Warp (1990), где герой ненадолго попадает в мир Алисы и развешивает там люлей. Это вдвойне круто, потому что игра нарисована диснеевским аниматором Доном Блатом.

Alice: An Interactive Museum (1991)

Игры по Алисе

С девяностых пошло массовое развитие персональных компьютеров с сидиромами. То, что раньше было доступно немногочисленным владельцам Маков или скажем FM-Towns, или было дорогим дополнением к Сеге - теперь за копейки попало в руки миллионам пользователей IBM PC. Одним из серьезных трендов стал поиск срывающих крышу игр, использующих возможности новой приблуды. Парой лет позже это приведет к безумному успеху Мистов. Но кроме них - в первой половине девяностых успела навыходить гора феерического трешака. В хорошем смысле.

Интерактивный музей - творение безумного японца Харухико Шоно. Причем это наверное самая нормальная его игра. Позже его контора выпустит к примеру отбитую адаптацию <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.mobygames.com%2Fgame%2F38410%2Fyellow-brick-road%2F&postId=3874273" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Баума</a> и потом верх сумасшествия - <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fen.wikipedia.org%2Fwiki%2FGadget_Invention%2C_Travel%2C_%2526_Adventure&postId=3874273" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Gadget</a>. 
Интерактивный музей - творение безумного японца Харухико Шоно. Причем это наверное самая нормальная его игра. Позже его контора выпустит к примеру отбитую адаптацию Баума и потом верх сумасшествия - Gadget

Alice это набор статичных картинок, иногда с небольшими анимациями. Музей короче. Надо ходить собирать игральные карты.

Экспозиции примерно такие
Экспозиции примерно такие
Игры по Алисе
Это если не считать горы стремной артдекошной порнухи.
Это если не считать горы стремной артдекошной порнухи.

Работа была встречена в Японии с восторгом, Харухико организовал компанию Synergy, где продолжил гнать шизу (и продавать огромными тиражами) еще пять лет, пока предприятие не загнулось с началом заката классических адвентюр вообще, как жанра.

Выходили в этот период и менее артовые мультимедиа поделки. К примеру псевдоинтерактивная книга Alice's Adventures in Wonderland (1995) от компании Europress Software.
Выходили в этот период и менее артовые мультимедиа поделки. К примеру псевдоинтерактивная книга Alice's Adventures in Wonderland (1995) от компании Europress Software.
И аж два трешака с живыми актерами.
И аж два трешака с живыми актерами.
Это конечно стиль, сильно недооцененный современными инди.
Это конечно стиль, сильно недооцененный современными инди.
Треш актеры + треш трехмерка + треш двухмерка. Идеально.
Треш актеры + треш трехмерка + треш двухмерка. Идеально.
И вот такое еще.
И вот такое еще.
Игры по Алисе
Игры по Алисе
Игры по Алисе

American McGee's Alice (2000)

Эту вы конечно знаете. Лично я делю все адаптации Алисы на "светлые" и "темные", которые отличаются цветом волос главной героини. И сабж - один из лучших примеров сюжета про Алису-брюнетку.
Эту вы конечно знаете. Лично я делю все адаптации Алисы на "светлые" и "темные", которые отличаются цветом волос главной героини. И сабж - один из лучших примеров сюжета про Алису-брюнетку.

Про эту игру сложно рассказать что-то, что вы и так бы не знали, пользуясь случаем порекомендую всем прекрасный обзор Civvie. МакГи - один из разработчиков id, стоявших за квейками и думами, перешедший в конце девяностых в Ion Storm под девизом "девелоперы это рокзвезды". Когда предприятие развалилось - по уровню хайпа-фейла МакГи оказался примерно посередине между Ромеро и Спектором.

Игры по Алисе

Алиса осталась самой популярной работой, ассоциирующейся с Американом, так что он еще следующее десятилетие занимался "злыми версиями" сказок, пока EA все это направление не прикрыли. Что кстати не помешало им параллельно издать Lost in Random, которая в целом примерно то же самое.

Игры по Алисе

American McGee's Alice это первый из игровых сюжетов, который пытается не адаптировать Кэрролла, а какбы продолжать его. Давайте вкратце расскажу, что в нем происходит:

В доме Алисы случился пожар, девочка в ауте, действие игры - у нее в коматозном сознании.
Там следуем за белым кроликом, с туториалами hands down лучшего чеширского кота в истории. Узнаем, что Страна Чудес вконец затерроризирована Красной Королевой.
Там следуем за белым кроликом, с туториалами hands down лучшего чеширского кота в истории. Узнаем, что Страна Чудес вконец затерроризирована Красной Королевой.
И похожа на что-то среднее между адом и психушкой. (Зазеркалье традиционно на ее территории на правах отдельного региона.)
И похожа на что-то среднее между адом и психушкой. (Зазеркалье традиционно на ее территории на правах отдельного региона.)
Кролик говорит бежать к гусенице, которая считается главным мудрецом. Сам он путешествие не переживает, его убивает Шляпник.
Кролик говорит бежать к гусенице, которая считается главным мудрецом. Сам он путешествие не переживает, его убивает Шляпник.
Гусеница проговаривает очевидное - красную королеву надо убить.
Гусеница проговаривает очевидное - красную королеву надо убить.
Попутно неудачно пытаемся спасать Белую Королеву.
Попутно неудачно пытаемся спасать Белую Королеву.
Мы в ответ валим главного миньона злодейки - Бармаглота (стимпанковая версия <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fen.wikipedia.org%2Fwiki%2FJabberwocky%23%2Fmedia%2FFile%3AJabberwocky.jpg&postId=3874273" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">канонического арта Тенниела</a>)
Мы в ответ валим главного миньона злодейки - Бармаглота (стимпанковая версия канонического арта Тенниела)
В финале битва с Красной Королевой, которая явно символизирует подсознание Алисы, и ее ээ кому(?) или что-то в таком роде. Вобщем Алиса приходит в себя и у нее все хорошо.
В финале битва с Красной Королевой, которая явно символизирует подсознание Алисы, и ее ээ кому(?) или что-то в таком роде. Вобщем Алиса приходит в себя и у нее все хорошо.

Кроме нее персонажей Кэррола доживших до финала игры - примерно ноль.

American McGee's Alice была характерным шутером своего времени, похожим на Undying, Suffering или Heavy Metal, дорогим но при этом артовым. Ровно перед тем как индустрия свалилась в блокбастеры, сандбоксы, вышки и вот это вот все.

В следующее десятилетие интерес к Алисе в играх угас. Выходил платформер Walt Disney's Alice in Wonderland для геймбоя. Чуть ли не единственная игронизация мультфильма 1951 года кстати.
В следующее десятилетие интерес к Алисе в играх угас. Выходил платформер Walt Disney's Alice in Wonderland для геймбоя. Чуть ли не единственная игронизация мультфильма 1951 года кстати.
Японская визуальная новелла Heart no Kuni no Alice: Wonderful Wonder World, оставившая от оригинала примерно ничего. Вообще отношение к Кэрролу азиатов специфическое, в аниме и манге тонна дичи.
Японская визуальная новелла Heart no Kuni no Alice: Wonderful Wonder World, оставившая от оригинала примерно ничего. Вообще отношение к Кэрролу азиатов специфическое, в аниме и манге тонна дичи.
Ну и набор трешака. Мне кстати нравится, что америкосы убеждены что кириллическая буква "Я" это развернутая "R". 
Ну и набор трешака. Мне кстати нравится, что америкосы убеждены что кириллическая буква "Я" это развернутая "R". 
Мельком упомяну The Elder Scrolls IV: Shivering Isles, где царство бога хаоса Шегората очевидно базируется на Зазеркалье.
Мельком упомяну The Elder Scrolls IV: Shivering Isles, где царство бога хаоса Шегората очевидно базируется на Зазеркалье.
Плюс эпизод в Kingdom Hearts, среди прочих диснеевских миров. Естественно.
Плюс эпизод в Kingdom Hearts, среди прочих диснеевских миров. Естественно.

Alice is Dead (2009-2010)

Возможно Алиса просто не вписывалась в "большие" игры нулевых. Другое дело инди. Эти сразу вспомнили. И поэтому в первой же волне браузерного флеша на сайте Newgrounds (олды знают) вышли три эпизода адвентюры от первого лица.
Возможно Алиса просто не вписывалась в "большие" игры нулевых. Другое дело инди. Эти сразу вспомнили. И поэтому в первой же волне браузерного флеша на сайте Newgrounds (олды знают) вышли три эпизода адвентюры от первого лица.

Результаты потребления продукции из бутылочек с надписью "Выпей меня" оказались предсказуемыми - Алиса загнулась. Мы играем человеком, свалившимся в кроличью нору за ней.

Перед смертью Алиса успела накарябать послание "Убей кролика". 
Перед смертью Алиса успела накарябать послание "Убей кролика". 
Но сначала гусеницу. Потому что естественно.
Но сначала гусеницу. Потому что естественно.
Эпизод заканчивается клифхенгером - кролик это мы и есть. И кто-то в Стране Чудес хочет нас убить.
Эпизод заканчивается клифхенгером - кролик это мы и есть. И кто-то в Стране Чудес хочет нас убить.
Игры по Алисе
Второй эпизод начинается со срыва покровов - мы местный хитмен.
Второй эпизод начинается со срыва покровов - мы местный хитмен.
Алиса тоже судя по всему была убийцей, но мы ее грохнули, и теперь ищем заказчика.
Алиса тоже судя по всему была убийцей, но мы ее грохнули, и теперь ищем заказчика.
Точнее теперь мы сидим в тюрьме, потому что после прошлого эпизода нас вырубили.
Точнее теперь мы сидим в тюрьме, потому что после прошлого эпизода нас вырубили.
В соседней камере Шляпник, явно списанный с бетменовских комиксов. 
В соседней камере Шляпник, явно списанный с бетменовских комиксов. 
Сбегаем. Игра мельком показывает чеширского кота (?).
Сбегаем. Игра мельком показывает чеширского кота (?).
В финале эпизода получаем фотографии нашего боя с Алисой.
В финале эпизода получаем фотографии нашего боя с Алисой.
Финальная часть.
Финальная часть.
Игры по Алисе
Начинается с небольшого рекапа прошедших событий.
Начинается с небольшого рекапа прошедших событий.
Игры по Алисе
Возвращаемся домой.
Возвращаемся домой.
Судя по всему заказчиком была Красная Королева, которая главный местный криминальный босс. Вобщем Кролик топает к ней разбираться.
Судя по всему заказчиком была Красная Королева, которая главный местный криминальный босс. Вобщем Кролик топает к ней разбираться.
И получает пулю в бошку.
И получает пулю в бошку.
А потом убивают и саму Королеву. Конец.
А потом убивают и саму Королеву. Конец.

Об Alice is Dead можно сказать примерно то же самое, что и об остальных играх этого лонгрида - это очень продукт своего времени. Классические флешовые пазл-адвентюры, такие как Submachine, Samorost, Grow, Rusty Lake, Daymare Town - были жестокими и неожиданными, нескладными и стильными. У них была своя неповторимая атмосфера. Кэррол вписался в них, будто бы для этого и родился.

Конечно выходил и другой индюшный трешак по теме, значительно менее интересный. Вот такое например
И вот.

Alice in Wonderland и Alice Through the Looking Glass (2010, 2016)

Этот лонгрид не про экранизации (я думаю написать про них еще один), но про фильмы Дисней рассказать придется, как минимум потому что по ним выходили игры.
Этот лонгрид не про экранизации (я думаю написать про них еще один), но про фильмы Дисней рассказать придется, как минимум потому что по ним выходили игры.

Сложно представить, но было время, когда Дисней проявлял старание в своих лайвэкшен римейках, мало того они вот сделали честный сиквел, пригласили приличного режиссера (уверен Бертон хотел сделать кино о брюнетке, но Дисней не позволили). К фильмам есть тонна претензий, но они позитивно меметичны.

Перескажу сюжет:

Алиса совершеннолетняя суфражистка. И ее выдают замуж против желания. Потому что Дисней.
Алиса совершеннолетняя суфражистка. И ее выдают замуж против желания. Потому что Дисней.
От такого счастья девочка сбегает в Страну Чудес, что самая толстая метафора на эскапизм, что я видел в жизни.
От такого счастья девочка сбегает в Страну Чудес, что самая толстая метафора на эскапизм, что я видел в жизни.
Местная гусеница, кстати очень ок в исполнении Рикмана. Почему-то в этой вариации ее зовут Абсолемом (почему-то большинству героев даны человеческие имена) и он косплеит Пифию из Матрицы, решая избранная Алиса или нет.
Местная гусеница, кстати очень ок в исполнении Рикмана. Почему-то в этой вариации ее зовут Абсолемом (почему-то большинству героев даны человеческие имена) и он косплеит Пифию из Матрицы, решая избранная Алиса или нет.
В роли избранной ей предстоит грохнуть Бармаглота (он снова базируется на артах Тенниэла). А пока она бегает от Брандыншмыга (кстати редкий гость в адаптациях).
В роли избранной ей предстоит грохнуть Бармаглота (он снова базируется на артах Тенниэла). А пока она бегает от Брандыншмыга (кстати редкий гость в адаптациях).

Как и у Американа Макги - Багмаглот это сайдкик Красной Королевы. У Дисней как раз шел период, когда они пытались соорудить из всего на свете Пиратов Карибского Моря, поэтому Кэррол у них стал типовым фентези.

К власти следует приводить Белую Королеву, это кстати одна из множества идей, прямо украденных Бертоном у МакГи, потому что Белая Королева - из шахмат, а Красная (она же Дама Червей) из карт. Они персонажи разных книг Кэррола и разных миров.
К власти следует приводить Белую Королеву, это кстати одна из множества идей, прямо украденных Бертоном у МакГи, потому что Белая Королева - из шахмат, а Красная (она же Дама Червей) из карт. Они персонажи разных книг Кэррола и разных миров.

Бертон еще объединил Белую Королеву с Герцогиней, при том что по характеру киношная вариация не совпадает ни с одним из книжных прообразов. Из интересных идей - в кино Чеширского Кота называют Шахматным, на близости слов Cheshire - Chess.

А белых кролика почему-то два. Один скорее из виннипуха.
А белых кролика почему-то два. Один скорее из виннипуха.
Все это приводит к прямо скажем дурацкой битве королев, единственное светлое пятно в которой это озвучка Бармаглота Кристофером Ли. Все остальное жалко, бледно и неубедительно.
Все это приводит к прямо скажем дурацкой битве королев, единственное светлое пятно в которой это озвучка Бармаглота Кристофером Ли. Все остальное жалко, бледно и неубедительно.

В финале Алиса возвращается в реальный мир и принимается прокладывать там торговые пути в Китай. Я не шучу.

Во втором фильме (режиссер меняется) капитан Алиса Воробей отбивается от малайских пиратов, и выглядит в этой роли глупее чем в доспехах и даже глупее Киры Найтли.
Во втором фильме (режиссер меняется) капитан Алиса Воробей отбивается от малайских пиратов, и выглядит в этой роли глупее чем в доспехах и даже глупее Киры Найтли.

По возвращению в Лондон у нее увлекательные приключения с советом директоров компании, который хочет отжать дом и корабль.

Время для прыжка в Зазеркалье, что теперь метафора уже не на эскапизм, а скорее на алкоголизм. (Зазеркалье традиционно совмещено со Страной Чудес.)
Время для прыжка в Зазеркалье, что теперь метафора уже не на эскапизм, а скорее на алкоголизм. (Зазеркалье традиционно совмещено со Страной Чудес.)
Там надо искать утерянную семью Шляпника. Потому что всем очень не наплевать. На самом деле это просто подводка, чтобы направить героиню назад во времени, когда эта семья еще была жива.
Там надо искать утерянную семью Шляпника. Потому что всем очень не наплевать. На самом деле это просто подводка, чтобы направить героиню назад во времени, когда эта семья еще была жива.
Дисней выдумал большой эпизод про переговоры с богом времени (судя по всему высосанный из шутки Кэррола про "убийство времени").
Дисней выдумал большой эпизод про переговоры с богом времени (судя по всему высосанный из шутки Кэррола про "убийство времени").

Алиса утаскивает у гражданина машину времени, континуум начинает схлопываться и Время кидается следом за ней. В любом случае все это оказывается бессмысленно, родственники Шляпника живы.

Идет небольшой возврат в реальность, где Алиса после банкротства валяется в психушке (еще одна идея украденная у МакГи).
Идет небольшой возврат в реальность, где Алиса после банкротства валяется в психушке (еще одна идея украденная у МакГи).

Шляпники тем временем в плену у Красной Королевы, следует повторный бой с ней, Алиса возвращается в физическую реальность и сваливает в новое мореплавание.

Основная игронизация в целом следовала сюжету первого фильма и не выделялась совершенно ничем. Это было время, когда Дисней уже перестал стараться с адаптациями своих полнометражек.
Основная игронизация в целом следовала сюжету первого фильма и не выделялась совершенно ничем. Это было время, когда Дисней уже перестал стараться с адаптациями своих полнометражек.
Еще безблагодатнее вышла Alice in Wonderland: An Adventure Beyond the Mirror - эта для телефонов.
Еще безблагодатнее вышла Alice in Wonderland: An Adventure Beyond the Mirror - эта для телефонов.
А еще Дисней выпускал и такое.
А еще Дисней выпускал и такое.
Совсем другое дело - версия для NDS.
Совсем другое дело - версия для NDS.
Прекрасная стильная и необычная метроидвания, примерно следующая сюжету фильма, но в остальном видящая его в гробу (и правильно делающая).
Прекрасная стильная и необычная метроидвания, примерно следующая сюжету фильма, но в остальном видящая его в гробу (и правильно делающая).

Авторы - компания Étranges Libellules - ветераны французского геймдева золотого века, выходцы из Adeline и Infogrames (слова, заставляющие сердце олда биться чаще). Надеюсь рано или поздно игру портируют если не в Стим, то хотябы на Свич. Вообще на NDS осталась тонна прекрасных и никому не известных игрушек, которые крайне сложно оттуда вытащить, скажите спасибо двум экранам.

Alice: Madness Returns (2011)

Игры по Алисе

К диснеевскому хайпу пристроился МакГи, выбив у электроников бюджет на сиквел-римейк, хотя уже и без своего имени в названии.

Алиса у психолога. Как и в первой части - Страна Чудес это метафора на ее подсознание, что позволяет оживить всех перебитых персонажей.
Алиса у психолога. Как и в первой части - Страна Чудес это метафора на ее подсознание, что позволяет оживить всех перебитых персонажей.
Все это в викторианском детдоме слэш психушке, где Алиса живет. На стене картина с семьей героини, они все погибли в пожаре еще перед первой игрой.
Все это в викторианском детдоме слэш психушке, где Алиса живет. На стене картина с семьей героини, они все погибли в пожаре еще перед первой игрой.
Эээ... белый эээ кролик?
Эээ... белый эээ кролик?
Вобщем Алиса на ровном месте теряет сознание и проваливается в воображаемый мир.
Вобщем Алиса на ровном месте теряет сознание и проваливается в воображаемый мир.
Шляпник в этой версии дорос до владельца летающего замка.
Шляпник в этой версии дорос до владельца летающего замка.
В отличие от большинства постмодерновых адаптаций, эта не пытается увязывать события единой целью. Алиса просто бродит между локациями и выполняет сайдквесты. Кстати вот Снарк. Один из.
В отличие от большинства постмодерновых адаптаций, эта не пытается увязывать события единой целью. Алиса просто бродит между локациями и выполняет сайдквесты. Кстати вот Снарк. Один из.
В реальности Алиса занята добыванием игрушечного кролика у семейного юриста Редклиффа.
В реальности Алиса занята добыванием игрушечного кролика у семейного юриста Редклиффа.

Основная интрига игры - так это девочка стала причиной пожара или нет? При том, что вступительная катсцена прошлой части четко показывала, что нет, не она (пожар вызвала кошка). Но Алиса уперлась в свою вину.

Главный злодей волшебного мира - вархаммеровского вида поезд. Явно метафора на что-то, но я не понял на что. Вину? Пожар? В комментарии приглашается Фрейд.
Главный злодей волшебного мира - вархаммеровского вида поезд. Явно метафора на что-то, но я не понял на что. Вину? Пожар? В комментарии приглашается Фрейд.
Madness Returns игра огромная - 15-20 часов чистого платформинга, и вся середина в азиатской стилистике (потому что почти все разработчики азиаты?). Но к последней трети выходим на дворец Красной Королевы.
Madness Returns игра огромная - 15-20 часов чистого платформинга, и вся середина в азиатской стилистике (потому что почти все разработчики азиаты?). Но к последней трети выходим на дворец Красной Королевы.
Как и в первой части - Красная Королева воплощает внутренний голос героини.
Как и в первой части - Красная Королева воплощает внутренний голос героини.
К финалу игра ретконит, заявляя, что пожар устроил тот самый психиатр, он же держал девочку на веществах, чтобы она его не заложила. (А еще насиловал ее сестру.) В результате сталкиваем его под поезд (в реальности) и на этом хеппиэнд.
К финалу игра ретконит, заявляя, что пожар устроил тот самый психиатр, он же держал девочку на веществах, чтобы она его не заложила. (А еще насиловал ее сестру.) В результате сталкиваем его под поезд (в реальности) и на этом хеппиэнд.

Madness Returns стала последней игрой МакГи, следующий десяток лет дизайнер воевал за продолжение, и наконец сдался и ушел на пенсию. И наверное правильно сделал, игра у него вышла занудноватой, не так чтобы плохой, но явно требующей сокращения раза этак в два.

Игры десятых годов

В десятые вся классическая литература была приватизирована мобилами
Большинство адаптаций выглядели так
Большинство адаптаций выглядели так
Или так
Или так
С расцветом стимовского инди - так.
С расцветом стимовского инди - так.
И конечно так.
И конечно так.
В лучшем случае - так (Alice Escaped!)
В лучшем случае - так (Alice Escaped!)
Lewis Carroll's Alice от Revie Studios - наверное самая приличная игра этого периода, хотя это просто анимированные картинки Тэнниела с минимальной интерактивностью.
Еще не так плоха Alice's Warped Wonderland. Это японская хоррорная визуальная новелла для мобил. Как это часто бывает у японцев - от Кэррола она не оставила практически ничего.
Еще не так плоха Alice's Warped Wonderland. Это японская хоррорная визуальная новелла для мобил. Как это часто бывает у японцев - от Кэррола она не оставила практически ничего.
Видно, что много взяла у Кэррола немецкая адвентюра The Night of the Rabbit (2013). Правда играем в ней мы мальчиком, а не девочкой, так что не считается.
Видно, что много взяла у Кэррола немецкая адвентюра The Night of the Rabbit (2013). Правда играем в ней мы мальчиком, а не девочкой, так что не считается.
Еще вот The Bottom of the Well.
Еще вот The Bottom of the Well.
Еще очень много берет у Кэррола ролевка для NDS - A Witch's Tale (2009). Но это опять же японское творение (от авторов Дисгай) и там жуткая каша классических сюжетов и крайне мало осталось от оригинала.
Еще очень много берет у Кэррола ролевка для NDS - A Witch's Tale (2009). Но это опять же японское творение (от авторов Дисгай) и там жуткая каша классических сюжетов и крайне мало осталось от оригинала.
Отдельно куча трешовых дейтинг симов (Alice: Love &amp; Labyrinth в данном случае).
Отдельно куча трешовых дейтинг симов (Alice: Love & Labyrinth в данном случае).
Чуть забегу вперед по хронологии и перескажу совсем свежую Slay the Alice
Чуть забегу вперед по хронологии и перескажу совсем свежую Slay the Alice
Начало обычное
Начало обычное
Игры по Алисе
Гусеница
Гусеница
Шляпник. Здесь визуальная новелла, большая часть действий это диалоговые выборы.
Шляпник. Здесь визуальная новелла, большая часть действий это диалоговые выборы.
Кот
Кот
Приходим к Красной Королеве.
Приходим к Красной Королеве.
Которая в этой вариации собственноручно отрезает головы подданным а-ля Clock Tower. Собственно первая концовка это стать ее жертвой. Другая концовка - сбежать от нее домой.
Которая в этой вариации собственноручно отрезает головы подданным а-ля Clock Tower. Собственно первая концовка это стать ее жертвой. Другая концовка - сбежать от нее домой.
Еще можно совершить суицид, потому что как же иначе - стимовское инди.
Еще можно совершить суицид, потому что как же иначе - стимовское инди.
И там еще концовка с выращиванием цветов.
И там еще концовка с выращиванием цветов.

Down the Rabbit Hole и Escaping Wonderland (2020, 2025)

Странным образом эти две игры отсутствуют в большинстве подборок кэрроловских игр - но это очень приличные вр квесты, чуть ли не лучшие игры жанра.
Странным образом эти две игры отсутствуют в большинстве подборок кэрроловских игр - но это очень приличные вр квесты, чуть ли не лучшие игры жанра.
Сюжетно оно довольно простая адаптация: девочка (в кои то веки рыжеволосая) падает в кроличью нору и идет через нее.
Сюжетно оно довольно простая адаптация: девочка (в кои то веки рыжеволосая) падает в кроличью нору и идет через нее.
Элементы книг перемешаны, но в целом плюс минус события те же самые.
Элементы книг перемешаны, но в целом плюс минус события те же самые.
Я просто чуть положу скринов.
Я просто чуть положу скринов.
Игры по Алисе
Вторая игра странным образом повторяет события первой, еще раз их перемешивая. Героиня какбы другая, но какбы ровно такая же.
Вторая игра странным образом повторяет события первой, еще раз их перемешивая. Героиня какбы другая, но какбы ровно такая же.
Как и прочие персонажи.
Как и прочие персонажи.
Игры по Алисе

Что про игру, что про ее разработчиков не так чтобы было что рассказывать, обычные средней мелкости инди.

В результате

Игры по Алисе

Вроде все. Думаю я собрал в этом лонгриде самый полный список минимально приличных работ по теме, что вообще можно найти в интернетах.

В этом месте наверное стоит рассказать, что нас ждет в будущем, накидать трейлеров и превью готовящихся к выходу кэрроловских игр. Однако ничего прямо интересного я найти не смог. Есть набор копеечной индюшатины и трешака. И все.

Вангую, что следующая крупная игра по Алисе будет соусом, типо Lies of P. Скриньте.

Если вы досюда дочитали, вот смотрите - здесь список, какие еще лонгриды от меня имеет смысл ждать в будущем.

66
7
3
3
1
1
1
19 комментариев