Игры по Алисе
Лонгрид с тонной арта, в котором я прохожусь по играм по мотивам работ Кэррола.
Вступление
Во-вторых, в этом тексте не все сюжеты по теме, как минимум потому что по Алисе выходило много скучного трешака и даже стремного японского порно. Вообще Кэррол похож на Лавкрафта (про игры на тему которого я тоже наверное однажды напишу лонгрид) или Дойля или Дюма или Шекспира или Библию, все это популярные характерные сюжеты со свободным доступом к лицензии. Элементы и образы из них тащат все кому не лень, от Матрицы до Бетмена, искать все отсылки заманаешься.
В-третьих, я иду хронологически, и в первую очередь мне интересны обстоятельства разработки игр, их, скажем так, место в истории. Но так же и их сюжеты.
Adventure in Wonderland (1983)
Первой дошедшей до наших дней игрой по Кэрролу был текстовый квест для TRS-80 CoCo. СоCo - это кстати интересный девайс, сокращение от Color Computer. Машинка предназначалась для фермеров, при этом была простым и дешевым способом приобщиться к программированию в начале восьмидесятых, потому что любителям игр для нее приходилось самим же код и писать (или переписывать со страниц игровых журналов). Как и большинство персоналок того времени - позже CoCo убьют IBM совместимые машины.
Компания Prickly-Pear Software занималась дистрибуцией лучших любительских поделок под КоКо, и вот среди них был и сабж (судя по всему пытавшийся паразитировать на одноименных мультсериале и полнометражке, вышедших в том же году). Интересно, что обе советские экранизации вышли тоже примерно в то же время - начало восьмидесятых отметилось всплеском популярности Алисы.
Про саму игру при этом я толком ничего не скажу. В сети есть ее мануал, кстати прямо удивительно подробный, далеко не все так парились, хотя картинки в нем и ворованные у Джона Тенниела. Есть скриншоты, которые, выглядят ровно так же как скрины от любой другой текстовой адвентюры в мире. И есть билд, который у меня ничерта не пускается на эмуляторах.
До сабжа была еще пара игр, не прямо основанных на Алисе, но какбы ссылающихся на нее.
В игре надо было ходить по уровням и собирать сокровища (это общее место текстовых адвентюр первой волны, потому что все пытались копировать Зорки), выполняя несложные задачки. Среди персонажей попадались герои Кэррола, к примеру чеширский кот.
Alice In Videoland (1984)
Through the Looking Glass (1984)
Она была единственной видеоигрой, созданной компанией Эпл в те годы, и судя по всему использовалась как демонстрация пойнт-н-клик интерфейса, инновационного для персоналок (хотя уже существовавшего на суперкомпьютерах).
Как артефакт эпохи - вещь интересная, но на пять минут, не больше. Пятнадцать лет назад игру перевыпустили для айфонов, но сейчас она уже не доступна, увы.
Alice in Wonderland (1985)
И вот мы подошли к первой приличной для своего времени адаптации сюжета Кэррола - квест-платформеру для Коммодора от компании Windham Classics, специализирующейся на издании игр по классической литературе.
Вообще квест-платформеры это было интересное направление, во многом предваряющее современные экшн-адвентюры все эти ваши анчартеды-годофвары. Парой лет позже оно трансформируется в серию Dizzy c одной стороны и в Метроиды с другой, однако в восемьдесят пятом вот была Алиса, где можно было с одной стороны прыгать по платформам, а с другой - общаться с персонажами.
Там еще набор аналогичных хождений от одного персонажа к другому, все это нужно чтобы сбежать из подземного мира (в игре прямо в нем же заодно закопано и зазеркалье) за пятьдесят дней (в игре есть система времени).
В целом для восемьдесят пятого сабж прямо очень приличная игра, неплохо сочетающая элементы разных книг Кэррола.
Wonderland (1990)
К началу девяностых текстовые адвентюры сходили на нет, Сиерра штамповала графические квесты как горячие пирожки, Лукасартс уже выпустил Обезьяний Остров, и дни текстовок заканчивались. Однако оставалось несколько компаний, упорно державшихся за традиции. В первую очередь конечно переродившийся в Legends Инфоком, и не в последнюю - Magnetic Scrolls.
MS никогда не была популярной конторой, однако все ее игры невозможно ни с чем спутать. Это всегда характерный английский юмор
Wonderland была последней адвентюрой компании, прежде чем ее купила (и почти сразу закрыла) MicroProse. С которой десятью годами позже случится тоже самое и по тем же причинам.
Про саму игру рассказывать не интересно, это прямо дословное переложение Кэррола без изобретательств, местами прямо с текстами из книги.
Alice: An Interactive Museum (1991)
С девяностых пошло массовое развитие персональных компьютеров с сидиромами. То, что раньше было доступно немногочисленным владельцам Маков или скажем FM-Towns, или было дорогим дополнением к Сеге - теперь за копейки попало в руки миллионам пользователей IBM PC. Одним из серьезных трендов стал поиск срывающих крышу игр, использующих возможности новой приблуды. Парой лет позже это приведет к безумному успеху Мистов. Но кроме них - в первой половине девяностых успела навыходить гора феерического трешака. В хорошем смысле.
Alice это набор статичных картинок, иногда с небольшими анимациями. Музей короче. Надо ходить собирать игральные карты.
Работа была встречена в Японии с восторгом, Харухико организовал компанию Synergy, где продолжил гнать шизу (и продавать огромными тиражами) еще пять лет, пока предприятие не загнулось с началом заката классических адвентюр вообще, как жанра.
American McGee's Alice (2000)
Про эту игру сложно рассказать что-то, что вы и так бы не знали, пользуясь случаем порекомендую всем прекрасный обзор Civvie. МакГи - один из разработчиков id, стоявших за квейками и думами, перешедший в конце девяностых в Ion Storm под девизом "девелоперы это рокзвезды". Когда предприятие развалилось - по уровню хайпа-фейла МакГи оказался примерно посередине между Ромеро и Спектором.
Алиса осталась самой популярной работой, ассоциирующейся с Американом, так что он еще следующее десятилетие занимался "злыми версиями" сказок, пока EA все это направление не прикрыли. Что кстати не помешало им параллельно издать Lost in Random, которая в целом примерно то же самое.
American McGee's Alice это первый из игровых сюжетов, который пытается не адаптировать Кэрролла, а какбы продолжать его. Давайте вкратце расскажу, что в нем происходит:
Кроме нее персонажей Кэррола доживших до финала игры - примерно ноль.
American McGee's Alice была характерным шутером своего времени, похожим на Undying, Suffering или Heavy Metal, дорогим но при этом артовым. Ровно перед тем как индустрия свалилась в блокбастеры, сандбоксы, вышки и вот это вот все.
Alice is Dead (2009-2010)
Результаты потребления продукции из бутылочек с надписью "Выпей меня" оказались предсказуемыми - Алиса загнулась. Мы играем человеком, свалившимся в кроличью нору за ней.
Об Alice is Dead можно сказать примерно то же самое, что и об остальных играх этого лонгрида - это очень продукт своего времени. Классические флешовые пазл-адвентюры, такие как Submachine, Samorost, Grow, Rusty Lake, Daymare Town - были жестокими и неожиданными, нескладными и стильными. У них была своя неповторимая атмосфера. Кэррол вписался в них, будто бы для этого и родился.
Alice in Wonderland и Alice Through the Looking Glass (2010, 2016)
Сложно представить, но было время, когда Дисней проявлял старание в своих лайвэкшен римейках, мало того они вот сделали честный сиквел, пригласили приличного режиссера (уверен Бертон хотел сделать кино о брюнетке, но Дисней не позволили). К фильмам есть тонна претензий, но они позитивно меметичны.
Перескажу сюжет:
Как и у Американа Макги - Багмаглот это сайдкик Красной Королевы. У Дисней как раз шел период, когда они пытались соорудить из всего на свете Пиратов Карибского Моря, поэтому Кэррол у них стал типовым фентези.
Бертон еще объединил Белую Королеву с Герцогиней, при том что по характеру киношная вариация не совпадает ни с одним из книжных прообразов. Из интересных идей - в кино Чеширского Кота называют Шахматным, на близости слов Cheshire - Chess.
В финале Алиса возвращается в реальный мир и принимается прокладывать там торговые пути в Китай. Я не шучу.
По возвращению в Лондон у нее увлекательные приключения с советом директоров компании, который хочет отжать дом и корабль.
Алиса утаскивает у гражданина машину времени, континуум начинает схлопываться и Время кидается следом за ней. В любом случае все это оказывается бессмысленно, родственники Шляпника живы.
Шляпники тем временем в плену у Красной Королевы, следует повторный бой с ней, Алиса возвращается в физическую реальность и сваливает в новое мореплавание.
Авторы - компания Étranges Libellules - ветераны французского геймдева золотого века, выходцы из Adeline и Infogrames (слова, заставляющие сердце олда биться чаще). Надеюсь рано или поздно игру портируют если не в Стим, то хотябы на Свич. Вообще на NDS осталась тонна прекрасных и никому не известных игрушек, которые крайне сложно оттуда вытащить, скажите спасибо двум экранам.
Alice: Madness Returns (2011)
К диснеевскому хайпу пристроился МакГи, выбив у электроников бюджет на сиквел-римейк, хотя уже и без своего имени в названии.
Основная интрига игры - так это девочка стала причиной пожара или нет? При том, что вступительная катсцена прошлой части четко показывала, что нет, не она (пожар вызвала кошка). Но Алиса уперлась в свою вину.
Madness Returns стала последней игрой МакГи, следующий десяток лет дизайнер воевал за продолжение, и наконец сдался и ушел на пенсию. И наверное правильно сделал, игра у него вышла занудноватой, не так чтобы плохой, но явно требующей сокращения раза этак в два.
Игры десятых годов
Down the Rabbit Hole и Escaping Wonderland (2020, 2025)
Что про игру, что про ее разработчиков не так чтобы было что рассказывать, обычные средней мелкости инди.
В результате
Вроде все. Думаю я собрал в этом лонгриде самый полный список минимально приличных работ по теме, что вообще можно найти в интернетах.
В этом месте наверное стоит рассказать, что нас ждет в будущем, накидать трейлеров и превью готовящихся к выходу кэрроловских игр. Однако ничего прямо интересного я найти не смог. Есть набор копеечной индюшатины и трешака. И все.
Вангую, что следующая крупная игра по Алисе будет соусом, типо Lies of P. Скриньте.
Если вы досюда дочитали, вот смотрите - здесь список, какие еще лонгриды от меня имеет смысл ждать в будущем.