Как Re-Legion убивает интересную концепцию «RTS о религии»

Почему в стратегию об управлении культом скучно играть.

RTS в сеттинге киберпанка, в которой игроку предстоит возглавить религиозный культ, расправиться с конкурентами и организовать революцию — звучит захватывающее. Тематика Re-Legion интригует, механика, лежашая в её основе, кажется забавной и оригинальной, а трейлеры выглядят стильно. Казалось бы, что может пойти не так?

Лишняя механика

Re-Legion похожа на игру, которая появилась на свет благодаря единственной идее, пришедшей кому-то в голову. Будто бы однажды кто-то из сотрудников Ice Code Games сказал: «По-моему, классно будет сделать RTS, в которой юниты нужно будет не нанимать в бараках, а вербовать из гуляющих по карте NPC». А остальные тут же согласились и в тот же вечер начали делать игру, не успев задаться вопросом: а что в этой идее хорошего?

Как Re-Legion убивает интересную концепцию «RTS о религии»

На словах идея игры про религиозный культ, армия которого пополняется только путём промывания мозгов случайным людям на улице, звучит интересно. Возможно, её даже можно было бы хорошо реализовать. Ушлый «пророк» на ходу модифицирует своё учение, чтобы привлечь на свою сторону как можно больше прихожан с разным мировоззрением, жизненными ценностями и степенью доверчивости, — в такое я, например, поиграл бы. Концепция оставляет простор для воображения — но создатели Re-Legion этим простором явно не воспользовались.

Наш главный герой — пророк, — ходит по карте и обращает прохожих в свою «веру». Жители футуристического города просто выходят из метро и либо начинают слоняться без дела, либо стоят прямо у выхода. Убеждать их не приходится — у главного героя есть особый технологический девайс, позволяющий внедрять свои идеи носителю буквально одним кликом. Нажал на прохожего — всё, он твой последователь. Встал в толпе и прожал особую «вербовочную» способность — теперь вся толпа готова за тебя умереть. Очень удобно, но совсем не интересно.

Ничего хотя бы отдалённо увлекательного в процессе вербовки новых сторонников нет, но заниматься им всё равно придётся. Глубокой тактической составляющей в игре нет, и почти любая стычка превращается в банальное соревнование «у кого больше юнитов». В таких условиях армия всегда будет нести потери, если не будет значительно превосходить противника числом — и в том, и в другом варианте без долгого и методичного обращения прохожих в свою веру не обойтись. В игре есть специальные юниты, которые, судя по описанию, должны заниматься тем же самым автоматически, но работают они крайне неэффективно.

Как Re-Legion убивает интересную концепцию «RTS о религии»

Фактически, если отбросить атмосферу и посмотреть на чистый геймплей, механика вербовки сторонников добавляет в формулу классической RTS ровно одно — дополнительное действие в привычную цепочку «нажал на кнопку — подождал — казармы произвели юнит».

Теперь игроку нужно бегать по карте в поисках ещё не завербованных прохожих, или же стоять у входа в метро и ждать, пока из него выйдут новые — это уж дело вкуса. Только после этого можно будет нажать кнопку, подождать, потом выбрать для «новообращённого» боевой класс, нажать кнопку, подождать — и только после этого в его распоряжении будет готовый к использованию боец.

В профессиональных стрелков, хакеров, целителей или боевых монахов «обращённые» прохожие превращаются по желанию игрока, причём прямо на улице и за несколько секунд. Возможно, подключаются к какой-нибудь Матрице и изучают там кунг-фу — сеттинг позволяет.

Как Re-Legion убивает интересную концепцию «RTS о религии»

Игровые условности игровыми условностями, но с точки зрения обычного жителя города происходящее в Re-Legion, скорее всего, выглядит очень забавно. Представьте: вы едете на работу, выходите из метро, погружённый в свои мысли. На выходе вас поджидает какой-то странный человек, который за пару секунд внедряет вам в голову некие сомнительные идеи, а ещё через минуту вас, а заодно и всех пассажиров, ехавших с вами в одном вагоне, посвящают в боевые монахи. И вот вы уже на острие атаки — бежите прямо на вражескую турель, ловко уворачиваясь от её лазерных выстрелов. Главное — не забыть позвонить домой, чтобы не ждали к ужину.

Столь примитивная механика вербовки последователей может показаться забавной и интересной в первый раз. Возможно, даже во второй или в третий. Но когда приходит осознание того, что это чуть ли не основной геймплейный элемент, постоянное повторение одних и тех же действий начинает действовать на нервы. Подрались «стенка на стенку» с точно такими же бойцами из другого культа, потеряли людей — возвращаемся к метро, долго и упорно набирать новых.

Как Re-Legion убивает интересную концепцию «RTS о религии»

Очень странный культ

Спорный геймплей Re-Legion могла бы спасти атмосфера. В конце концов, это не соревновательная RTS с разными фракциями и выверенным балансом, а скорее игра с упором на повествование.

Может быть, прохожих нужно вербовать не просто потому, что это показалось кому-то забавной идеей, а потому, что таким образом авторы хотят показать беспринципность лидера культа, отправляющего невинных людей на верную гибель ради собственных интересов? Может, игра даёт по-настоящему почувствовать себя в роли лидера религиозной организации? Возможно, каждый элемент геймплея на самом деле раскрывает глубокий и продуманный до мелочей лор?

К сожалению, в Re-Legion диалоги и подача сюжета в целом вызывают смех. Это не фигура речи — я действительно пару раз рассмеялся вслух.

В первый раз мне стало смешно чуть ли не на первых секундах игры. По сюжету Re-Legion главный герой по имени Элион возвращается в город после долгого отсутствия. Внешне он напоминает коммивояжера — даже носит с собой чемоданчик, в котором, конечно же, то самое волшебное приспособление для контроля над мыслями.

Как Re-Legion убивает интересную концепцию «RTS о религии»

Первая сцена — передо мной пустая улица, Элион, некий «пьяный прохожий» и надпись-подсказка: «преврати прохожего в своего последователя». На тот момент я ещё не знал, как в игре работает механика вербовки, поэтому решил, что меня ждёт что-то интересное. Я нажал на прохожего, и между ним и главным героем произошёл примерно такой диалог: «Чем занимаешься? — Да ничем. — Может, я дам тебе вот эту штуку, которая идеи внедряет в мозг? — Давай, всё равно делать нечего... Слушай, а идеи-то неплохие, давай я буду за тобой теперь ходить».

В чём именно заключались идеи Элиона на тот момент не знал ни я, ни, судя по всему, сам Элион — постулаты его религии будут сформулированы лишь спустя миссию. Но прохожий всё равно превратился в его верного соратника, и спустя полминуты с удовольствием пожертвовал собой, когда я приказал ему броситься на роботов-полицейских. Воспринимать происходящее всерьёз было всё сложнее, но я старался.

Как Re-Legion убивает интересную концепцию «RTS о религии»

Второй раз мне стало смешно, когда наши герои начали планировать революцию. В ответ на вопрос «с чего начать» он предложил повстанцам добраться до излучателя T.I.S. — той самой волшебной энергии, с помощью которой корпорации промывают людям мозги. На это девушка ответила:

Послушай... А что, если он прав? Мы сражаемся с Первыми долгие годы, но к нам так никто никогда и не присоединился! А что... Что если всё дело в T.I.S.?

Долгие годы сражаться с режимом и как-то упустить из виду, что к тебе никто так и не присоединился — это похоже на сюжет для фантастического ситкома.

Как Re-Legion убивает интересную концепцию «RTS о религии»

В третий раз я рассмеялся в конце своеобразного «пролога». Мне было интересно узнать, как будет происходить трансформация главного героя, и как именно он превратится из разумного и адекватного человека в деловом костюме в фанатика в маске и с посохом, которого мы видели в трейлерах и на постере.

И каково же было моё удивление, когда после успешного завершения миссии и короткого диалога в духе: «Чтобы победить, нам нужен культ. — Ну ладно, тогда давайте я создам культ и стану Пророком!» Элион просто взял и... превратился в фанатика в маске и с посохом. Просто сменил модель персонажа прямо во время диалога, и с этого момента начал говорить изменённым голосом и постояно упоминать о Воле Бога и называть себя Орудием Бога. Такого удивительного развития персонажа я не видел, пожалуй, нигде.

Как Re-Legion убивает интересную концепцию «RTS о религии»

В Re-Legion скучно читать диалоги, скучно обращать людей в свою веру и скучно управлять войсками в сумбурных сражениях. Я смирился со всем этим, но игре всё равно удалось меня удивить.

В миссии, по условию которой было необходимо держать оборону базы в течение нескольких минут, что-то пошло не так. Сначала враги почему-то прибежали во время действия таймера «подготовка к обороне». А потом, когда настало время обороняться, они перестали бежать. Войска стояли на позициях, Пророк — около метро с бесконечными прохожими, готовый в любой момент начать обращать их в свою веру. Проблема в том, что лимит верующих был достигнут — у меня не оставалось вообще никаких вариантов действий.

Пару раз к базе всё-таки подбежали небольшие отряды, но всё остальное время мне пришлось просто сидеть и смотреть на таймер — это были одни из самых скучных минут за всю мою видеоигровую практику. Таймер закончился, начался диалог в духе «какую славную победу мы одержали», и в этот момент появился огромный отряд врагов, который начал разносить мою базу прямо во время диалога. Тактической паузы в игре, кстати говоря, нет.

Как Re-Legion убивает интересную концепцию «RTS о религии»

А ещё юниты и способности не всегда адекватно выделяются и активируются, враги и союзники плохо ищут путь к цели и порой странно ведут себя в бою, а игра периодически вылетает при попытке сохранения или загрузки. Всё это можно поправить со временем — а вот получится ли со временем сделать из Re-Legion интересную игру, я сильно сомневаюсь.

Проблема Re-Legion в том, что если назвать механику «обращения в веру» как-то по-другому — например, сказать, что игрок перепрограммирует боевых роботов или вербует крестьян в армию феодала, — не изменится ровным счётом ничего. Я всё ещё с удовольствием сыграл бы в стратегию об обращении обывателей в свою веру, но Re-Legion — не такой случай. Она пытается казаться глубоким произведением о религии, но по сути своей остаётся игрой об утомительных сражениях стенка на стенку.

11 показ
9.1K9.1K открытий
70 комментариев

В первой Age of Empire была убер-механика "обращения в свою веру". AI ей меня до белого каления доводил, собака :)

Ответить
Ответить

Ну и ещё парочка х)

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

В Medieval Total War если на территории тусуется епархия соседней религии, с епископом во главе, то от такого рейва с монашками и у генерал могло снести крышу, и у жителей города, и всякие еретики с ведьмами вылезали, мятежники в общий кипишь впрягались, лишь бы скучно не было. В общем, религия есть зло.

Ответить