Эволюционный анализ Metal Gear Solid
Обычный самоповтор или эталонный перезапуск?
Metal Gear и её сиквел Solid Snake были коротким и очень интересным приключением на десяток часов. Команда разработчиков во главе с Кодзимой смогли выстроить геймплейный и сюжетный фундамент для шикарного стелс-экшена. И вот, спустя 8 лет на японском рынке, 11 лет на европейском и впервые в США выходит продолжение и вместе с тем перезапуск серии - Metal Gear Solid. Игра, благодаря которой MG смог вылезти из ниши любителей MSX и стать массовым.
Нам столько ждать не придётся и можно сразу заценить, что-ж там наворотили и удался ли перезапуск. Если игру вообще можно так назвать, но об этом позже.
Перед началом миссии
В самом начале нас встречает не 3Д на 3 полигона, не меню и даже не опенинг, а заставка. В нынешних играх это скучная презентация из PowerPoint с движком, разрабами, издателем и кучей извинений для всех 300 трансформеров. Тут по правде тоже самое, но короче. Самое главное - музыка. Вот это «ту-ту-ту-тутуту» погружает в атмосферу и сразу даёт нужный настрой. Да, наструячил пафосного текста, но блин, сам послушай полную версию. После такого сразу захотелось поиграть в Policenauts.
И после вступления идёт анимированная заставка, где знакомый полковник Кемпбелл кратко вводит в курс дела. Прям как в МГ2. Мы плывём в Беринговом море. Наша цель - Лисьи острова, где располагается центр по утилизации ядерного оружия Шедоу Мозес. Его захватили наши уже бывшие братки из FOXHOUND. Они требуют от правительства США передать им останки Биг Босса, иначе через 24 часа пустят боеголовки.
У нас 2 цели:
- Спасти заложников, а именно директора DARPA (делают передовые технологии) и президента компании ArmsTech (пушки)
- Узнать, могут ли террористы воплотить угрозы в реальность
И после этого Снейка торпедируют в локацию и наконец можно начать игру. Или нет, ведь в меню есть вариант послушать огромный брифинг, где тебе подробно расскажут обо всех деталях, ответят на всевозможные вопросы и дадут инфу о том, что было между играми.
И вот уже спустя 40 минут после запуска можно наконец начать играть.
Проникновение
Снейк приплывает на базу, прям как на Аутер Хевн и мы можем оценить управление в новой 3Д перспективе. У тела появился вес, теперь персонаж более живой и двигается почти как настоящий человек. Первая же преграда преодолевается ползком, где чтобы повернуть нужно пространство и время на подъём. Стелс прокачали значительно несколькими функциями. Самая база это шумные поверхности, которые теперь могут быть нескольких типов, как лужи или скрипучие мосты. Враги ведут себя умнее чем в Занзибаре. И самое главное - камера. Теперь можно встать в определённых местах вроде углов контейнера и оценить обстановку с удобной перспективы. А если таких мест нет, то можно просто войти в режим от первого лица, что крайне полезно и в более поздних этапах даже необходимо.
Враги стали не только умнее, но и сильнее. Теперь нельзя их просто замутузить кулаками, так они лягут в отключку на пару секунд и снова пойдут. А если обнаружат, то бить будут сильно, спрятаться от них это та ещё задача.
Добираемся до лифта на поверхность и видим главного антагониста - Ликвида Снейка, главу террористов. Он улетает на вертолёте, мы же направляемся в главное здание сквозь заснеженное поле, почти как начало МГ2. И как там, пробираемся через вентиляцию, в этот раз с помощью мышей. В ангаре находим наше первое оружие - пистолет SOCOM. Пробираемся через врагов к ещё одному лифту и спускаемся на один из этажей. Самый нижний - подвал, где без карты нам пока нечего делать, а на уровень выше местная тюрьма, где магией камеры видим первую цель - директора DARPA.
Пробираемся через вентиляцию, где в соседней камере можно подглядеть за рыжей девушкой, и спускаемся к нашему чёрному братку. Директор говорит, что боеголовки можно пустить, нужны только 2 части кода. Одна - у него, вторая - у президента ArmsTech. И запустить их они собираются не абы как, а с помощью новейшего Метал Гира с кодовым именем Рекс. Проект не остановили, как думал Снейк, а просто забрали у террористов на вооружение правительства. Всё это с крайним интересом подслушивает наша соседка.
Первую часть кода директор выдал под пытками некого члена FOXHOUND с пси-способностями. Очевидно, что и вторую половину они скоро узнают, если ещё не. Поэтому у нас есть способ это остановить, всего-то нужно собрать 3 специальных карточки, которые разработаны всё тем же ArmsTech и находятся у президента компании, который сидит в подвале.
Директор даёт карту 1 уровня и мы можем уйти, но тут ему резко становится плохо и он моментально сваливается на пол, хватаясь за сердце и умирает. При кворуме наших напарников по кодеку приходим к выводу, что это очень странный сердечный приступ. Уходим и тут на нас наставляет автомат солдат с женским голосом. Помня по предыдущей игре, что женщин солдат не бывает, сразу понимаем что это наша рыжуля. Времени на пообщаться нет, подоспели враги, которых эпично расстреливаем.
Наша напарница убегает. Снейк не по своей воле прощается с ней, провожая взглядом её виляющие 3 полигона. А нам пора в подвал. С ключом мы наконец можем пооткрывать несколько комнат и получить нужные нам вещи. По традиции из прошлых частей взрываем стену для прохода дальше. В этот раз спасибо что не надо колотить их кулаками, достаточно от первого лица поискать. Проходим по коридорам, взрываем ещё стены и наконец первый босс.
Револьвер Оцелот - это ужас. Как персонаж он замечательно выполняет свою роль, экстравагантный и любящий поиздеваться мастер стрельбы, смотреть на его выкрутасы прикольно. Анимации вообще высший класс. Но вот геймплей просто душный. Вся его тактика это стрельнуть разок и убежать за угол. Нам нужно просто стрелять куда-то в его сторону в надежде попасть и так очень долго. И ещё нужно быть аккуратным, ведь прямо посреди комнаты президент компании, к которому нельзя подходить из-за угрозы взрыва. И патронов всего 25 штук.
Бегает, стреляет, прячется, заложник - ключевые слова. Вспомним Чёрного Ниндзю из МГ2, который телепортируется между определёнными точками и также как и Оцелот стреляет и исчезает. Можем пойти ещё дальше вглубь в МГ1, где есть аж 2 босса с такими же механиками. Чувак с заложниками, один из которых важный персонаж, также как и Оцелот держит их рядом и нужно быть максимально аккуратным. Биг Босс вообще точь в точь стреляет из укрытия и убегает если мы к нему подбегаем. Рекомендую запомнить не что скопировано, а сколько и сам факт копирования, пригодится.
Побеждаем Оцелота и на добивку некий киборг ниндзя отрезает ему руку. Наконец можем побеседовать с президентом компании, которому есть что рассказать. И рассказать не только нам, ведь враги узнали и вторую часть кода. Наш мужичок смог выдержать психические пытки человека с пси-способностями, чьё прозвище Психо Мантис, но вот физические от Оцелота нет. Раз так, то те самые 3 ключа, которые... он посеял и теперь они у женщины.
Нужно сделать небольшое отступление. В длинном брифинге полковник даёт нам ещё одну цель - спасти его племянницу Мерил. Она одна из молодых солдат, которые поехали впервые служить на базу. После вторжения террористов связь с ней пропала.
Президент компании нам как раз описывает ту самую женщину новобранца, которая попала в плен. Складываем 2+2 и понимаем, что это Мерил. Частоту её кодека он забыл, но говорит, что она есть на задней коробке диска с игрой, а у нас она есть на Рутрекере, откуда игру и качали. Странно, что переводчики не воткнули частоту в текст игры, ну да ладно. В окончании нашей беседы нас направляют на север в хранилище ядерных боеголовок к руководителю проекта Метал Гир - Хэлу Эммериху. Президент также умирает, попутно вспоминая Пентагон, а мы направляемся дальше. Выходим с зоны помех и звоним Мерил. Та сначала не доверяет нам, но как только Снейк признаётся, что он это тот самый Солид Снейк так сразу снимает маску и всё рассказывает.
Рассказывает правда немного. На самом деле это не центр утилизации, а испытательный полигон фиктивной компании ArmsTech, на котором правительство тестировало Метал Гир с помощью FOXHOUND. Последнее испытание было успешным, осталось только уладить всю бюрократию и завершить проект, как тут началось восстание. Очередное восстание террористов, где в этот раз террористами стали те, кто с ними боролись. Глубоко. Кстати о глубоком.
Мерил открывает нам нужный выход и уходит в самоволку, хотя Снейк ей прямо говорит, что она новобранец, стрелять не умеет и самое главное - ты женщина.
Аккуратно проходим через лазеры и на выходе нам звонит помеха. Тайный фанат из МГ2 вернулся и обрёл кликуху Глубокая глотка. Уважаемая Глубокая глотка рассказывает, что используй миноискатель, так как впереди минное поле и ещё танк. Снейк видит, что Глубокая глотка не использует пакетную передачу (широковещательная для всех вокруг) и понимает, что тот где-то рядом. Фанат отмалчивается и разговор заканчивается.
Настоящая операция
Теперь у нас есть конкретные цели и сюжет по-настоящему начался. На переходе нас встречают мины, которые лучше пособирать и новый босс.
Вулкан Рейвен, но если точнее, то босс - Танк. Сам он только говорит и ничего не делает. Говорит, что змея должна ползать и спасибо за полезный совет. Ползком можно дособирать мин и аккуратно передвигаться. Тактика простая, кидаем глушилку, затем подходим и гранаты на крышу. Можно ставить мины чтоб танк лишний раз не рыпался. Самое интересное, что о нём можно сказать, что это по сути тот же вертолёт из МГ1 где мы гранаты кидаем в кабину и прячемся от стрельбы. Ну или как танк оттуда же, где вместо выжидания и кидания гранат мы выжидали и ставили мины.
Танк побеждён, Рейвен ожидает ещё одной встречи, а мы направляемся в хранилище. В нём нельзя использовать оружие, поэтому только на силе скрытности пробираемся к лифту. Первый этаж подвала очень маленький, можно погулять, посмотреть на солдата в туалете и подобрать ракетную установку «НИКИТА».
На втором этаже нас встречает комната с газом. Прям как... ладно. Противогаз не понадобится, потому что всё равно пройти нельзя, пол ведь под напряжением. Эту информацию нам утверждает и Глубокая глотка. В каком-то просвещении Снейк видит, что провода идут в щиток и благодаря НИКИТЕ его можно уничтожить. Забираем лут по комнатам и можем пройти в одну из дверей, за которой нас ждёт гора трупов. Один из солдат на наших глазах жестоко погибает от меча того самого киборга. Он идёт в другую комнату и мы за ним.
А там уже лежит обоссавшийся учёный, который будет следить за нашей дракой как из какого-нибудь аниме. Смысла в драке особо нет, но ниндзя так и намеревается её устроить. Выбора нет.
Ниндзя Киборг - офигенный босс. Как бы да, поначалу он полная копирка Чёрного Ниндзи из МГ2 в сути геймплея что бьёт и убегает, но круто же. Просто великий босс, крайне рекомендую пройти игру хотя бы ради него. Сюжетно он тоже копирует своего тёзку. Вспомним, что тогда за маской оказался наш старый знакомый из прошлой части. В этот раз ситуация не поменялась. Весь бой проходит на кулаках, так как только так борются настоящие мужчины. И кто у нас также любил подраться на кулаках? Грей Фокс. Тянуть интригу в текстовом пересказе тупо, поэтому вот так вот. Наш брат по оружию и по душе как-то выжил, но превратился в такого киборга на побегушках. Раньше он идейно служил Биг Боссу, но теперь нет ни его, ни идеи, а Фрэнк стал просто машиной для резни и страдает всю оставшуюся жизнь, если это вообще можно назвать жизнью.
В последней фазе мы расстреливаем его и наш больной друг в помешательстве убегает. А доктор Хэл рассказывает, что Метал Гир так-то разрабатывается как противоракетное оружие. Снейк в самой понятной форме поясняет что тот не прав. Посреди разговора происходит звонок с Мерил, где на ту внезапно напали. Доктор даёт очередную карту и говорит, что на базе есть только одно место, где можно спрятаться и быть уверенным, что тебя никто не потревожит. В конце концов он рассказывает о причине входа в этот проект.
Наш новый друг заядлый анимешник и насмотревшись всяких гандамов и могучих рейнджеров захотел строить двуногих роботов. Проект Метал Гир Рекса тут отлично подсобил. В итоге он даёт нам свою частоту и говорит звать его Отакон.
Постепенно и понемногу
Пора искать Мерил. Можно и не искать, а вспомнить поиски женщины солдата из МГ2 и также пойти в женский туалет, благо он тут есть. Выжидаем аки хищник пока солдат, вырисовывающий восьмёрки, не зайдёт в нужную дверь. Мерил уже дважды подловила нас на мушку, ну чем дитя не тешится. Общаемся по душам, Снейк почти в каждой строчке говорит, что Мерил женщина, а та наоборот, что телом так-то да, но душой солдат. Наконец можем взять у неё карты для отмены допуска, точнее одну, которую та, как и полагается пубертатнику на Кодзиме, вытащила из своих двух пирамидок. Две других неясно где, так что нам только и остаётся, что идти к Метал Гиру и надеяться на удачу найти необходимое.
Выходим наконец из туалета, в этот раз не через секретный лифт, и напарница говорит подготовиться так, на всякий. Намёк принят, собираем по этажу патроны с пайками и направляемся в последнюю закрытую комнату этажа.
А на подходе оба ловят приходы, после которого Мерил странным образом приглашает нас зайти в комнату. В ней случается ещё один приход, после которого Мерил уж очень сильно хочет получить SOCOM в штанах Снейка. По-пуритански раскидываем женщину на полу и наконец встречаем лицом к лицу самого известного босса всей серии (MGR не считаем).
Почему-то я всегда думал, что Психо Мантис женщина, а посему сильно удивился, когда услышал мужской голос. Ну да ладно, у нас тут легендарные взаимодействия с консолью. И если приколы с картой памяти не увидеть, то вибрации контроллера прикольно даже сейчас.
После представления начинается бой, где итак все знают что нужно переключить контроллер во второй слот. Лучше скажу о самой битве, которая очень даже простая. Мантис по-разному кидает мебель и в невидимости летает туда-сюда. Всё. Уклоняться толком не надо. А чтоб убить достаточно выстрелить быстро в момент появления и он даже не успеет атаковать. Один или два раза конечно можно умереть, но потом можно просто на паре пайков затанчить.
Побеждаем и начинается уже классическая с МГ2 предсмертная речь. И также как там, у персонажа оказывается крайне трагичная предыстория, но тут Кодзима прям переборщил. Когда слышишь за 10 секунд, что мать умерла при родах, отец всю жизнь хотел убить и вообще Мантис сжёг всю деревню то ненамеренно становится смешно. Но потом идёт нормальный разгон и проникаешься мужиком. Он открывает нам потайную дверь и умирает.
А потом сразу идёт, не побоюсь этого слова, великий диалог с Мерил. Та наконец набралась решимости пробить у Снейка информацию, хотя бы самую простую вроде настоящего имени или возраста. Тот отвечает своими типичными фразами подростка. "Другие люди только усложняют мою жизнь." - говорит он в ответ на вопрос о любимой женщине. Мерил берёт и отвечает, что Снейк несчастный и одинокий человек, от чего он сам опешил на секунду. Разговор закончился ни на чём. Не знаю, закладывал ли Кодзима тут глубокий смысл, но я так и вижу аллюзию на подростковый максимализм, в котором через Мерил тот пытается создать брешь. Гениально.
Пора размять кости
С подвального этажа попадаем в пещеры с волкодавами. Сразу вспомнил крыс из ящика в МГ2, но тут хотя бы не с первого удара сносят. Лутаем припасы и направляемся в ещё одно здание, где на входе нас встречает минное поле, по которому нужно успеть пробежать, пока следы на снегу не стёрлись. Поначалу испугался и подумал что опять будет болото из МГ2, но спасибо что нет. Мерил хвастается как ловко она это прошла как тут выстрел. Вдалеке сидит снайпер, оттащить её в безопасное место не получиться. Нужно срочно искать винтовку и для этого конечно же нужно пройти всю карту.
Возвращение легендарного бектрекинга, бежим в ангар из самого начала игры, спускаемся в подвал и таки получаем заветное оружие. Бежим через все локации обратно, а Мерил пропала. Пройти дальше нам не дадут, поэтому начинаем бой с очередным боссом.
Снайпер Вульф не реагирует на тик-токи, зато реагирует на нас. Снайперская дуэль на PS1 звучит страшно, но не так страшен враг, как его малюют. У неё пока нет никакого сюжета, поэтому чисто про геймплей. Закидываемся таблетками, ложимся где нибудь за углом и ждём, пока она высунется для выстрела. Если будешь быстрым, то можно отменить её атаку. Если промедлишь, в вас обоих прилетит и Снейку от такого очень больно, поэтому без пайков тут никак. Похоже на Психо Мантиса или, что внезапно, на парирование и уклонение из Экспедиции 33. Интересный бой.
Идём дальше и у двери Снейку устраивают засаду, прям как в МГ1. Женщина раздаёт понты о том, что если ты не знал, то женщины лучшие убийцы и всё, тюрьма.
Если ты захочешь пройти всё как надо на хорошую концовку, то это будет самый сложный этап игры. Наш старый знакомый Оцелот вернулся и будет нас пытать. Начинается кликер, где чтобы выжить нужно долбить кружок максимально быстро и довольно долго. Если умрёшь, то ну... лучше не умирать. Можно сдаться, но тогда ты будешь тварью, можно выдержать пытки 1 раз и сбежать, но я держался до последнего. 3 раза отсидел на электрическом кресте и каждый раз по 4 сессии ударов током. Палец и рука страдали от боли, но игра за это отплатила.
В камере отдыха Снейк замечает тело директора DARPA, который очевидно тут быть не должен. Судя по цвету кожи, пролежал он тут уже несколько дней. Странная ситуация выходит, но не успевает Снейк подумать, как пора на ещё одну сессию пыток.
А тут мы узнаём внезапный факт, что Снейк - результат проекта "Трудные дети" или Les Enfants Terribles, где искусственно создавали детей Биг Босса. Получается так, что Ликвид Снейк наш брат.
После каждой сессии пыток Оцелот рассказывает про себя, но в этот раз не трагичную предысторию, а поясняет за идеологию. Идеями Ликвида и Биг Босса никто не горит, у каждого своя причина участвовать в этом. Психо Мантис записался в движуху чтоб наслаждаться убийствами, а Оцелот ради помощи своей родине - России.
Да, товарищ Оцелот НАШ и все его действия направлены на то, чтобы поднять Россию с колен. Вертолёт, на котором Ликвид улетел в начале игры, был предоплатой за Метал Гира, который пойдёт на продажу в SPETSNAZ одному из знакомых Биг Босса. Вообще диалоги Оцелота со Снейком слушать одно удовольствие. Есть о чём подумать.
После пыток звоним Отакону, который пытается нам помочь. Тот отравляет охранника, чтоб он сбежал в туалет, а нам даёт платок Снайпер Вульф и кетчуп. Выбора у нас не много, разливаем кетчуп, лежим в нём и ждём, пока охранник закончит свои дела. Тот думает, что мы померли и заходит проверить, благодаря чему быстренько крадём карту и сбегаем. Забираем свои вещи и направляемся в финал - к Метал Гиру.
Обратного пути нет
Возвращаемся в третий раз в тот самый коридор снайперши и наконец можем зайти в дверь. За ней начинается уже знакомый бег по лестнице от врагов, в этот раз без ловушек в полу. Добираемся до выхода, где переходим в башню, в которой теперь уже спускаемся и опять пешочком, ведь лифт не работает.
И тут случилась одна оказия, о которой я узнал в процессе написания этого текста. Добравшись до дна башни, там оказывается сломанная лестница, которая не даёт нам пройти. Не даёт же, да?
Ума не приложу кто в этом виноват. Посмотрел пару прохождений и лестница не должна пропускать дальше. Но раз так пошло, то что поделать. Отмечу только, что судя по всему пропущенная битва с Вертолётом такая же душная, как в МГ2, но проверить не получится.
Выходим на снежную полянку и сразу выстрел. Начинаем последнюю разборку со Снайпер Вульф, которая геймплейно не отличается от первой, поэтому сразу к сюжету. Истекая кровью, та рассказывает про своё курдское происхождение и Снейку стала понятна причина, почему у неё позывной Вульф (хотя курды и волки так-то враги). И тут трагична не столько её история, которая в очередной раз заставляет проникнуться врагом, сколько история Отакона. Любовь может расцвести на поле боя, но от этого оно не перестаёт быть полем боя, а враг не перестаёт быть врагом. Наш друг ломается и начинает задаваться вопросами о смысле всего происходящего. Зачем вообще нужна была вся эта бойня? Зачем нужна война? Вся сцена просто шикарная, пробирает до глубины души.
И на этом заканчивается Диск 1. Виртуально переключаемся на второй и идём в самые глубины ада. Буквально, ведь попадаем в маленькую плавильню, откуда быстро попадаем в маленький холодильник. А там нас ждут вороны и их предводитель. Совсем не дают отдохнуть.
Вторая и последняя встреча с Вулканом Рейвеном, на этот раз во плоти. Не знаю, зачем ему нужен был танк, ведь без него он куда опаснее. И душнее. Вся тактика это стрелять ракетами НИКИТА в спину или в бочину, так как спереди он расстреливает всё, что видит. Душный. И сюжета у него никакого, Кодзима даже не смог придумать трагичную предысторию. Ну хоть карту новую даёт и рассказывает, как директор DARPA смог дважды умереть. А он не смог, настоящий директор лежал в пыточной камере. Тот, кого мы встретили в начале игры на самом деле Декой Октопус - ещё один член FOXHOUND и к тому же мастер перевоплощения. Странный цвет трупа обусловлен тем, что Декой использует всю кровь жертвы. А вот на вопрос зачем всё это было сделано ответа уже не будет, сам догадайся.
Проходим в другое здание и наконец встречаем его.
А где Метал Гир, там и финал очень близок. По привычке аккуратно исследую локацию и замечаю, что нет ни одного врага. Снейк и комрады озвучивают эту мысль вслух. Нам же и хорошо, забираемся на Метал Гира и видим Ликвида с Оцелотом, которые о чём-то беседуют. Пытался их взорвать, но не получилось. Идём поближе и подслушиваем интересный разговор. Во-первых, механизм боеголовок запущен и остановить его можно, проведя активацию ещё раз с помощью кода или карт.
Во-вторых, все эти загадочные смерти произошли из-за вируса FOXDIE, в который можно запрограммировать нужных тебе людей, которые при заражении умрут через время. Получается, что Снейк разносчик, непонятно только почему эти двое выжили и как этот вирус вообще срабатывает.
Созваниваемся с Отаконом, который говорит нам благую весть - 3 карты искать не нужно, ведь наша универсальная. Но в этой вести есть офигеть какая ложка дёгтя - универсальность за счёт того, что карта меняет форму под воздействием температуры. Кодзима, ну ты мог взять всё что угодно из МГ2, почему блин это? Стерпим. А тут как раз Оцелот нас замечает и выбивает карту из рук. Теперь её нужно искать где-то в канализации. Стерпим.
Найти карту труда не составило. Возвращаемся в комнату управления и умираем от газа. Ловушка без предупреждения, классно.
Возвращаемся в комнату управления и вставляем карту. Остальные 2 карты это как в МГ2 горячая и холодная. Первой нужна холодная, идём в холодильник Рейвена и обратно. Затем нужна горячая, а для этого нужно очень долго ехать на лифтах дабы добраться до печки. И затем идти и ехать тот же путь обратно. Это настолько уныло, что придумывать что-то интересное тупо лень. От скуки избивал воронов. Это дало результат и подбодрило.
Наконец вставляем последнюю карту и боеголовки активируются. Ты правильно прочитал. Нас обманули. На самом деле Оцелот и Ликвид знали, что Снейк их подслушивает и специально сказали ложную информацию. Код директор DARPA не сказал ни под какими пытками и единственной надеждой злодеев был Снейк. Всё прошло успешно, выключить систему уже не получится. Метал Гир пробуждается ото сна.
Под свинцом и толстым снегом
Бежим за Ликвидом на мостик. Тот уже голенький ждёт нас для разъяснения всего сюжета игры. Снейк оказался пешкой в руках правительства. Его послали в Шедоу Мозес для распространения вируса FOXDIE, разработанного в Пентагоне. Вирус должен был убить всех членов FOXHOUND и освободить базу. Единственная цель всей операции - забрать весь проект «Метал Гир» и конкретно Метал Гир Рекса себе, то есть армии США. Ликвид же хочет воплотить мечту Биг Босса и возродить Аутер Хевн, но из-за вируса и он скоро умрёт. Он подтверждает, что Снейк и ещё 6 неназванных людей - искусственно выведенные дети Биг Босса. Снейка вывели из доминантных генов, а Ликвида из оставшихся рецессивных. У нашего брата личная обида за такое и травма на всю жизнь, что он с самого рождения человеческий мусор.
Ликвид прыгает в кабину Метал Гира, пространство вокруг разваливается и мы начинаем уже третий бой с железякой.
Это боль. Геймплейно тебе показывают всю мощь робота и понимаешь, почему все так хотят себе своего Метал Гира. Он покрывает вообще всю область, от него не спрятаться, от него не убежать, его нельзя ослабить. Всё что мы можем это уничтожить его радар, чтобы открылась кабина и как Звезду Смерти расстрелять изнутри. К этому моменту и нужно готовиться всю игру, экономить пайки и собирать побольше амуниции.
Вообще если отбросить весь пафос, то победить крайне просто. Можно просто встать как вкопанный и танчить нужную точку, попутно поглощая пайки. Но в таком случае придётся накопить их очень много, что муторно, придётся откатывать сохранение и вообще лишнее. Я смог его победить только кидая гранаты глушилки и вставая очень близко. Так атака ближнего боя на короткое время отключается, а ракеты не смогут прилететь. Первая фаза пройдена, но радар уничтожается не до конца. Махина несётся задавить нас, как тут...
Ни для кого не сюрприз, что Глубокая Глотка это Грей Фокс, прям как в МГ2. Старый друг спасает нас и попутно успевает рассказать свою трагическую историю. После Занзибара тот стал как призрак. Пленник смерти, который не может ни жить, ни умереть. И в этот момент он наконец может закончить со всем и в последний раз помочь своему другу. Он прыгает к верхушке Метал Гира, но металлическая рука бьёт того об стену. Истекая кровью, метким выстрелом он сносит тарелку. Снейку остаётся пустить снаряд в открытую кабину прямиком к Ликвиду. Нам дают управление, но выстрелить мы не можем. Снейк не может сделать это, пока рядом его может и умирающий, но всё ещё живой друг.
Фокса кидают на землю и уже на последнем издыхании тот говорит Снейку, что они не марионетки правительства. Они сражаются за то, во что верят и это главное. Метал Гир давит Фокса. На войне нет друзей, но Фрэнк Йегер был одним из немногих, кто смог сломать это правило. Да покоится его 3Д моделька с миром.
Вторая фаза не отличается от первой, поэтому сразу к финалу.
Метал Гир Рекс взрывается и волна ощутимо ранит Снейка. Ликвид забирает его и относит на крышу машины. Вокруг всё горит, Снейк лежит почти бессознательный и Ликвид решает рассказать, зачем же им нужны останки Биг Босса. Все живые существа ассиметричные, а те, что были симметричные - вымерли. Ликвид и Снейк рождены как идеальные солдаты и из-за своей симметрии им суждено исчезнуть. ДНК Биг Босса должно было дать им шанс стать полноценными. Двое выжили только благодаря тому, что шестеро остальных детей были убиты в стадии эмбриона для хорошего распределения ресурсов.
И на этом всё не закончилось. Так как полное клонирование вышло трудозатратным, следующий эксперимент заключался в введении только солдатского гена Биг Босса уже живущим людям. Благодаря нему появились все солдаты на этой базе. Всю игру мы убивали наших братьев.
В итоге Ликвид разрушит проклятье своего наследства. Сейчас на Шедоу Мозес летят самолёты Пентагона с ядерным оружием. Базы повторит судьбу злополучной Аутер Хевн.
Разговор перетекает к Снейку. Ликвид говорит оглянуться и мы видим Мерил. Снейк освобождается от пут, удерживающих его. Ликвид включает таймер маленькой ядерной бомбочки и начинается последний бой.
Это ужасная боль. Хотелось бы сказать, что Ликвид как Фокс в МГ2 в финале на кулаках, но тот был дурачок, а эта генетическая машина просто зверюга. Нужно быть максимально сосредоточенным на его стойке, движениях и кадрах неуязвимости. Буквально выучить все тайминги чтоб атаковать через миллисекунду после окончания моргания.
Я 40 минут его долбал как строитель долбит бетон. Потихоньку учил тайминги и узнал много нового о местной боёвке. Этот бой учит тебя смирению и упорству. Быть как вода, которая медленно, но верно точит камень. И в итоге последние попытки перед удачной будут выглядеть как AMV.
Наконец спустя 20 попыток Снейк сбрасывает Ликвида вниз и воссоединяется с Мерил. Они счастливо обнимаются в разных позах и уже хотят оформить любовь, как тут база собирается взорваться и у героев есть 10 минут на спасение. Бежим на парковку, попутно обязательно собирая пайки и обязательно получая ноль урона. Без этого финальный эпизод не пройти.
Встаём за пулемёт пикапа и обстреливаем врагов, взрывающиеся бочки и ещё раз врагов. После второго блокпоста нас догоняет всё ещё не подохший Ликвид и начинается прям самый-самый финальный бой. Он не такой сложный, но ужасно затянутый из-за кривой механики стрельбы. Ты стреляешь в Ликвида, но не можешь попасть, ведь он ниже потока пуль, а опустить ствол нельзя. Всё только на удаче и использовании всех пайков.
Наконец зияет солнечный свет. Машины переворачиваются, Снейка и Мерил придавило. Ликвид выходит целёхонький и уже было начинает разглагольствовать, как тут FOXDIE. Вместо красивой смерти в бою злосчастный биотеррорист падает от сердечного приступа.
Снейк и Мерил кое-как вылезают из-под машины и в звонке нам сообщают радостную новость - министра обороны арестовали, бомбардировка отменяется, а рядом стоит снегоход, благодаря которому мы наконец сможем покинуть это место.
Наша пара мило беседует о том, какие же они красавчики и какое светлое совместное будущее их ждёт. Снейк раскрывается перед Мерил. Его зовут Девид. Они садятся на снегоход и мчатся навстречу рассвету в новую, счастливую жизнь.
Конец.
Многогранные итоги
Игра шедевр. Вот так сразу и бесспорно - 12/10. Это факт, с которым всё геймерское меньшинство должно смириться.
А если уйти от такой максималистской позиции, то игра безусловно шедевр 12/10 чё вы думали я тут буду писать об объективности?
Ладно, бросаю попытки в юмор. Игра безусловно отличная. Не буду даже говорить о контексте времени, оно выглядит и играется как современный продукт. Кратко разберу каждый её элемент. Тут картинок не будет. Зумерки, крепитесь.
Игра как самостоятельный конструктор
Любая игра - это комбинация сюжета, геймплея, музыки.
Основной сюжет хорош. Не шедевральный, умнее обычного боевика, но это и не столь важно. Кодзима смог его подать с такой киношностью и разбавить такими деталями и гранями. Вот весь этот пересказ сюжета не такой интересный, как слушать диалоги по кодеку. Там персонажи живым языком общаются, рассказывают разные истории и обсуждают события. Пацаны и девчата оттуда стали как родные. А киношность просто зашкаливает. В первой половине ничего такого нет, но как он разгоняется ближе к концу это жесть такого масштаба, что хочется просто как в мемной сцене из MGS3 встать смирно и отдать честь. Есть конечно откровенно лишние части с предательством Наоми, маскировкой Ликвида под Инструктора, существование Вулкана Рейвена. Мерил прописана слабо и чисто как может и сильная, но всё же девка на подсосе. Но это всё мелкие огрехи. Сюжету большой респект.
Геймплею тоже. Бектрекинг есть, но он умеренный и из-за небольших локаций и некоторой помощи со стороны Кодзимы особо даже не замечаешь. Кодек и тут играет огромную роль. У каждого персонажа своя помогающая роль: Кемпбелл скажет куда идти дальше, Мей Лин сохраняет, Отакон дополняет Кемпбелла. Бесполезные только Наташа Романенко и Инструктор, Наташке из-за акцента даже звонить не хочется. В 3Д стреляется, бегается и в общем управляется очень приятно. Ни разу не было такого, чтоб оно как-то жёстко мешало нормально играть и это-то в игре с PS1, где существует танк Гарри Мейсон. Игра не ставит перед тобой технические проблемы и даёт полностью ей насладится. Ни разу не чувствовалась 30-летняя старость. Геймплею большой респект.
А вот музыке не очень большой. Она хорошая, играет в тему и отлично дополняет всю атмосферу, но ни один трек не захотелось скачать на телефон. Максимум переслушать на ютубе боевую тему, ну пушо классика и сделана добротно. В общем музыке ОК. Играет когда надо, играет то что надо, но не переслушабельная.
Игра как наследие серии
И вот наконец пришёл к тому, что написано в заголовке. Получив все факты можно наконец провести тот самый эволюционный анализ. И в этом плане всё не так просто, как хотелось бы некоторым комментаторам и аналитикам в интернете.
Процент самокопирования идёт по наклонной от начала и до конца. Я просил запомнить на моменте битвы с Оцелотом факт того, насколько много всего было скопировано. Если рассмотреть каждую битву с боссом, то можно заметить, что копирования постепенно сошли на нет. Оцелот копировал нескольких боссов, Рейвен одного, Фокс только суть одного, а Мантис и дальнейшие уже сами по себе. Можно было бы притянуть например Снайпер Вульф, что её стратегия похожа на мужика с гранатами около лифта в МГ2, но это уже сова на глобусе.
Сюжетное копирование проходит такой же путь. Вначале это прям ну точь в точь. Если описать события общими словами вроде "Главный герой приплывает на базу врага", "Главный герой спасает женщину, которая в дальнейшем будет помогать ему и вместе с ним уедет отсюда" то они ложатся как на МГ2 так и на МГС. В начале игры эти шаблоны срабатывали со 100% попаданием, но ближе к концу такие совпадения сокращались. Можно сказать, что бой на кулаках с Ликвидом это плагиат битвы с Фоксом, но обстоятельства то другие, у персонажей разные цели и в деталях сходства минимальны.
Так я хочу подвести к мысли, что Metal Gear Solid не просто самоповтор, но и не перезапуск серии. Игра не отказывается от корней, но отдаляется и ищет свой путь. Это - переосмысление. Кодзима берёт всё что наворотил в прошлых играх, перекладывает сюда и даёт новые смыслы. Если в МГ2 такое переосмысление было вынужденно из-за отсутствия толкового сюжета в МГ1, то тут смысл иной. Честно, не знаю как объяснить толково. Могу привести примеры, что Resident Evil 2 Remake это переосмысление, GTA 3 перезапуск, а Dishonored 2 самоповтор. Дальше сложи картинку сам.
Игра как потуги гениальности
Отдельно выделю это, так как умолчать нельзя. Кодзима определённо гений и в этой игре я наконец понял почему.
Возьму опять аналогии, с ними проще. В GTA 5 мир на любое твоё действие если и реагирует, то однобоко негативно. Если ты хочешь ударить Ламара то нельзя, он ведь бро.
В MGS мир реагирует на твои действия в зависимости от их характера. Если будешь долго засматриваться на Мерил, то она покраснеет. Если будешь звонить Мей Лин и демонстративно не сохранять игру, то она обидится. Если ты хочешь что-то сделать, то ты можешь это сделать. Кодзима ограничивает свои игры в жёстких рамках, но зато внутри этих рамок он предугадывает каждое твоё действие.
Гениальность Кодзимы в том, что он думает о том, что захочет игрок и реализует это и благодаря рамкам он может реализовать всё о чём ты подумаешь, ведь мыслей не особо много то и будет.
Из сторонних студий только у Рокстаров и получилось реализовать такую же гениальность в RDR 2. Вспомни различные видосы формата "что, если...", представь что во всех случаях игра даёт интересную реакцию. Это и есть Metal Gear Solid.
Но есть кое-что ещё...
Две змеи в комнате
Это уже не относится к разбору, но не упомянуть невозможно. Вывод об игре нельзя сделать без Twin Snakes и ВР Миссий. Начну со змеек.
Twin Snakes
Искренне не понимаю, почему все игнорируют Twin Snakes, ведь ремейк интересный. Не проходил до конца, поэтому могу чего-то не знать. Играется добротно, приятно и с современной графикой. Есть проблемы, без них никак. Самоё неприятное что заметил:
- Нет стартовой мелодии полиснавтов
- В пересказе сюжетов прошлых частей есть огрехи
- Кодек нарисован странно. Рамка для портретов квадратная, но сами они как на PS1 прямоугольные
- Управление не очень удобное
- Баланс сложности кривой. Где-то намного проще, а где-то сложнее.
- При звонке Мей Лин фокус на кнопке НЕ СОХРАНЯТЬСЯ. В оригинале по-умолчанию была выбрана кнопка СОХРАНЯТЬСЯ.
- Регенерация. Просто зачем
И самое страшное - поменяли аудио. Музыка и озвучка другие и если с музыкой ладно, фанатики уже мод запилили, то вот озвучка. Легендарного I'VE BEEN WAITING FOR THIS PAIN тут нет и вернуть нельзя.
Есть конечно и плюсы в виде графики, хорошего фреймрейта, вспомогательных вещей типа карты локаций или брифинга во время загрузки, что помогает вспомнить на каком моменте ты остановился.
Но нет. Из-за озвучки на первое прохождение Twin Snakes точно нельзя ставить. Идеальная для первого прохождения у граждан с Шевцовым головного мозга, которые не могут воспринимать графику где виден хоть один полигон, для таких искренне рекомендую. Остальным же - поиграйте, не игнорируйте.
VR Missions
А вот это 100% обязательно всем к прохождению. В сюжетной кампании геймплей не сильно раскрывается, а тут можно насладиться им по полной. 300 отборных коротких аркадных уровней. После прохождения игры самое то скачать их на Switch и гонять в небольших сессиях по 5-15 минут. Однозначно класс.
Всё таки прощание
В итоге что могу сказать про игру по чистым ощущениям без всех этих анализов и разборов? Она действительно клёвая. В неё приятно играть. Её хочется порекомендовать всем. И я рекомендую всем с ней ознакомится. Пересказ сюжета это конечно хорошо, но поиграйте сами. Найдёте столько всего интересного и получите такой незабываемый опыт, что если не рассказать другим, так самому поставить игру на какую-нибудь верхнюю полку в сердечке.
Поиграйте в Metal Gear Solid. Спасибо.
Время для послесловия. Если ты смог это выдержать, то мои искренние поздравления.
Хотел сделать этот текст через неделю после выхода предыдущего, но очень устал от игры. Подряд 3 части проходить было тяжело, запоминать и вести заметки тоже, поэтому дал себе небольшой перерыв. Так материал получился лучше. Да, это низкокачественное полотно могло получится ещё хуже. Ну и я наконец смог пройти Экспедицию (игра года кстати).
В этот раз играл на PS2 через POPS и Wii для Twin Snakes. Получилось интересно. Если кто будет также, то не забудьте при старте игры нажать кнопку аналога на PS2 и для вия докупить кубовский пад.
Футажи начал записывать не сразу, поэтому поначалу некоторые вставлены с ютуба.О каких-то вещах специально не рассказывал, какие-то упоминать не хотел, что-то очевидно забыл.
Интересно было погрузиться в эту серию, понять её и понять Кодзиму. Он конечно не единственный разработчик и об этом есть лучшая статья (на канал подпишитесь, человек офигенный).
Разработчик Кодзима - это коллективный образ тех, кто создал Metal Gear, а Хидео - связующее звено.
Так что всё. Бытие наноблоггера оказалось интересным, но сложным. Спасибо тем, кто читал. Спасибо тем, кто писал позитивные и негативные комментарии, было интересно их читать.
До свидания.