Хидэо Кодзима и когнитивные искажения
Кодзима и выстроенный вокруг него воображаемый консенсус на тему его мнимого величия предоставляют идеальный материал для исследования и иллюстрации такого явления, как когнитивные искажения.
Когнитивные искажения -- это некоторые от природы заложенные в нас паттерны (шаблоны) мышления, мешающие смотреть на мир объективно и понимать его правильно. Перечислю и кратко проанализирую некоторые из связанных с сабжем.
1) апелляция к большинству -- большинство думает иначе!
А кто сказал, что за большинством скрывается какая-то истина? Большинство вообще неумное и некомпетентное. Какая разница, что "думает" большинство, большинство вообще не думает.
"Мнение" типа "Корзина гений, выпускающий сплошь шедевры" -- это вообще никакое не мнение в 98-99% случаев, это просто бездумное присоединение к воображаемому консенсусу. Оно полностью идеологически запрограммировано, предопределено якобы существующим мэйнстримом на тему того, что Корзина -- это икона гейминга. А против икон не бунтуют. И у активных фанатов Sony, сделавших бренд основой идентичности, не может быть другого мнения по вопросу, является ли Death Stranding хорошей игрой.
2) ошибка ложного консенсуса -- на самом деле, и с общественным мнением всё обычно не так просто. Это когнитивное искажение состоит в том, что люди склонны преувеличивать популярность и общепринятость собственной точки зрения. Они думают, что за их мнением большинство, за ним правда, за ним сила, хотя в реальности общественное мнение обычно устроено иначе.
Как это работает в случае Death Stranding? Приведу вот какие рассуждения. Если посмотреть статистику получения трофеев, то можно увидеть, что подавляющее большинство не дошло даже до конца первой главы (это первые 1,5-2 часа игры), и почти никто не дошел до конца второй главы (это немногим дальше начала игры). Причем статистика подобного рода у DeStr в разы ниже, чем у почти любой популярной востребованной игры.
Реальное мнение типичного, медианного игрока в Death Stranding примерно такое: может быть, Кодзима гений, может быть, Death Stranding -- хорошая игра, но лично мне играть в такое как-то не очень хочется. Подавляющее большинство запустило Death Stranding, поиграло час-два максимум, после чего забросило этот "шедевр". Так что совершенно нельзя говорить, что большинству игра понравилась. Но это не значит, что они обязаны были превратиться в хейтеров, просто для них игра нет имела и не имеет большого значения.
3) ошибка выжившего. Обращающиеся к этому аргументу обращаются к мнению очень ограниченного круга (ограниченных людей, ха-ха), умудрившегося поддаться хайпу и купить игру. Например, фанаты DeStr любят говорить, что в Стиме у игры "хорошие" отзывы. Но игра вышла на РС тогда, когда уже все знали, что она из себя представляет. И отзывов там весьма мало, всего 30к. Точно то же самое можно сказать про отзывы на DeStr2 на Metacritic. И в Стиме вообще миллион всякого шлака и слопа, у которого юзерскор 9/10, а то и все 10/10. Поэтому это вообще не аргумент.
4) ошибка справедливости мира (англ. just world fallacy). Наверное, главное когнитивное искажение о сабже. Оно состоит в [неверном] представлении том, что мир справедлив, что если кто-то успешен, то он успешен заслуженно, и наоборот -- если кто-то в загоне, значит, он по делу в загоне.
Когда "геймеры" видят, как Кодзима ходит по дорогим светлым просторным офисам, заставленным клёвым мерчом, фоткается с голливудскими звездами, получает непропорционально и незаслуженно много времени на церемониях и т.д., они наверняка думают (или подсознательно ощущают), что всё это не просто так. Я не скажу, что всё это постановка или фейк, но в действительности это ни о чем не говорит и ничего не доказывает.
Любой человек хоть с каким-то жизненным опытом видел немало людей, находящихся не на своем месте. В мире множество мошенников (Берни Мэдофф 30 лет считался респектабельным инвестором; из Сэма Банкмана-Фрида крупнейшие СМИ рисовали величайшего молодого гения и "эффективного альтруиста"), диктаторов, преступников, аристократов и полуаристократов, папенькиных сынков и дочерей, всяких странных и сомнительных личностей, опять же находящихся не на своем месте. И вообще, мир -- это зона, в которой зло, несправедливость и беспредел зачастую чувствуют себя привольно и остаются безнаказанными, последние годы в этом многих должны были убедить.
И никто не обязан любить и уважать каждую пустоголовую знаменитость типа Ким Кардашьян или какой-нибудь инстасамки лишь за то, что они "успешны". И по мне так Кодзима гораздо ближе к последним двум, чем это только может представить человек среднего ума.
Перечислять связанные cognitive biases можно долго. Есть sunken cost fallacy ("ошибка затраченных ресурсов") -- многие условно "разбирающиеся" в творчестве Кожамбы с давних пор психологически привязаны к нему и не желают признавать неудобную правду. Более того, большинство фанатов из публично высказывавшихся по теме публично же офоршмачились признаниями в любви к этому бездарю, а в такой ситуации бывает психологически очень тяжело сдать назад. Мало кто хочет признавать себя лохом, жертвой обмана. Ещё есть bandwagon effect ("эффект грузовика с оркестром") -- люди любят бездумно присоединяться к тому, что они связывают с успехом и величием. Также есть "эвристика доступности" -- люди считают правильной ту точку зрения, с которой чаще встречаются. И т.д.
Сбросьте всю эту когнитивно-искаженческую пелену, и увидите абсолютно голого короля, примечательного разве что своей феноменальной бездарностью. Карета этой Золушки, из низов поднявшейся в мировые знаменитости, сразу обратится в пустую застарелую тыкву.
Кодзима -- это, конечно, особо вопиющий случай манифестации клоунского мира, в котором мы живем. Он не соответствует своему образу ровно на 100%. Революции -- а возникновение и развитие видеоигр было революцией -- часто поднимают наверх всяких сомнительных персонажей. Вот и в Японии когда-то всплыло.
Такие дела.