Хидэо Кодзима и когнитивные искажения

Кодзима и выстроенный вокруг него воображаемый консенсус на тему его мнимого величия предоставляют идеальный материал для исследования и иллюстрации такого явления, как когнитивные искажения.

Когнитивные искажения -- это некоторые от природы заложенные в нас паттерны (шаблоны) мышления, мешающие смотреть на мир объективно и понимать его правильно. Перечислю и кратко проанализирую некоторые из связанных с сабжем.

1) апелляция к большинству -- большинство думает иначе!

А кто сказал, что за большинством скрывается какая-то истина? Большинство вообще неумное и некомпетентное. Какая разница, что "думает" большинство, большинство вообще не думает.

"Мнение" типа "Корзина гений, выпускающий сплошь шедевры" -- это вообще никакое не мнение в 98-99% случаев, это просто бездумное присоединение к воображаемому консенсусу. Оно полностью идеологически запрограммировано, предопределено якобы существующим мэйнстримом на тему того, что Корзина -- это икона гейминга. А против икон не бунтуют. И у активных фанатов Sony, сделавших бренд основой идентичности, не может быть другого мнения по вопросу, является ли Death Stranding хорошей игрой.

Небольшая часть списка когнитивных искажений
Небольшая часть списка когнитивных искажений

2) ошибка ложного консенсуса -- на самом деле, и с общественным мнением всё обычно не так просто. Это когнитивное искажение состоит в том, что люди склонны преувеличивать популярность и общепринятость собственной точки зрения. Они думают, что за их мнением большинство, за ним правда, за ним сила, хотя в реальности общественное мнение обычно устроено иначе.

Как это работает в случае Death Stranding? Приведу вот какие рассуждения. Если посмотреть статистику получения трофеев, то можно увидеть, что подавляющее большинство не дошло даже до конца первой главы (это первые 1,5-2 часа игры), и почти никто не дошел до конца второй главы (это немногим дальше начала игры). Причем статистика подобного рода у DeStr в разы ниже, чем у почти любой популярной востребованной игры.

Реальное мнение типичного, медианного игрока в Death Stranding примерно такое: может быть, Кодзима гений, может быть, Death Stranding -- хорошая игра, но лично мне играть в такое как-то не очень хочется. Подавляющее большинство запустило Death Stranding, поиграло час-два максимум, после чего забросило этот "шедевр". Так что совершенно нельзя говорить, что большинству игра понравилась. Но это не значит, что они обязаны были превратиться в хейтеров, просто для них игра нет имела и не имеет большого значения.

3) ошибка выжившего. Обращающиеся к этому аргументу обращаются к мнению очень ограниченного круга (ограниченных людей, ха-ха), умудрившегося поддаться хайпу и купить игру. Например, фанаты DeStr любят говорить, что в Стиме у игры "хорошие" отзывы. Но игра вышла на РС тогда, когда уже все знали, что она из себя представляет. И отзывов там весьма мало, всего 30к. Точно то же самое можно сказать про отзывы на DeStr2 на Metacritic. И в Стиме вообще миллион всякого шлака и слопа, у которого юзерскор 9/10, а то и все 10/10. Поэтому это вообще не аргумент.

4) ошибка справедливости мира (англ. just world fallacy). Наверное, главное когнитивное искажение о сабже. Оно состоит в [неверном] представлении том, что мир справедлив, что если кто-то успешен, то он успешен заслуженно, и наоборот -- если кто-то в загоне, значит, он по делу в загоне.

Одна clueless знаменитость тешит самолюбие другой знаменитости, и той это очень нравится
Одна clueless знаменитость тешит самолюбие другой знаменитости, и той это очень нравится

Когда "геймеры" видят, как Кодзима ходит по дорогим светлым просторным офисам, заставленным клёвым мерчом, фоткается с голливудскими звездами, получает непропорционально и незаслуженно много времени на церемониях и т.д., они наверняка думают (или подсознательно ощущают), что всё это не просто так. Я не скажу, что всё это постановка или фейк, но в действительности это ни о чем не говорит и ничего не доказывает.

Любой человек хоть с каким-то жизненным опытом видел немало людей, находящихся не на своем месте. В мире множество мошенников (Берни Мэдофф 30 лет считался респектабельным инвестором; из Сэма Банкмана-Фрида крупнейшие СМИ рисовали величайшего молодого гения и "эффективного альтруиста"), диктаторов, преступников, аристократов и полуаристократов, папенькиных сынков и дочерей, всяких странных и сомнительных личностей, опять же находящихся не на своем месте. И вообще, мир -- это зона, в которой зло, несправедливость и беспредел зачастую чувствуют себя привольно и остаются безнаказанными, последние годы в этом многих должны были убедить.

И никто не обязан любить и уважать каждую пустоголовую знаменитость типа Ким Кардашьян или какой-нибудь инстасамки лишь за то, что они "успешны". И по мне так Кодзима гораздо ближе к последним двум, чем это только может представить человек среднего ума.

Перечислять связанные cognitive biases можно долго. Есть sunken cost fallacy ("ошибка затраченных ресурсов") -- многие условно "разбирающиеся" в творчестве Кожамбы с давних пор психологически привязаны к нему и не желают признавать неудобную правду. Более того, большинство фанатов из публично высказывавшихся по теме публично же офоршмачились признаниями в любви к этому бездарю, а в такой ситуации бывает психологически очень тяжело сдать назад. Мало кто хочет признавать себя лохом, жертвой обмана. Ещё есть bandwagon effect ("эффект грузовика с оркестром") -- люди любят бездумно присоединяться к тому, что они связывают с успехом и величием. Также есть "эвристика доступности" -- люди считают правильной ту точку зрения, с которой чаще встречаются. И т.д.

Сбросьте всю эту когнитивно-искаженческую пелену, и увидите абсолютно голого короля, примечательного разве что своей феноменальной бездарностью. Карета этой Золушки, из низов поднявшейся в мировые знаменитости, сразу обратится в пустую застарелую тыкву.

Кодзима -- это, конечно, особо вопиющий случай манифестации клоунского мира, в котором мы живем. Он не соответствует своему образу ровно на 100%. Революции -- а возникновение и развитие видеоигр было революцией -- часто поднимают наверх всяких сомнительных персонажей. Вот и в Японии когда-то всплыло.

Такие дела.

7
6
1
1
16 комментариев