Death Stranding. Хроники кринжфеста, часть 3
Продолжение. Часть 1 здесь. Часть 2 здесь. Также рекомендую к прочтению текст "Почему Кодзима не является успешным геймдизайнером".
Как уж говорилось, перечислять и анализировать все кринжовые моменты DeStr я не буду -- слишком уж это накладно по времени и по имеющимся ресурсам. Вспомним только самое худшее.
Посещение "матери"
Поймите правильно -- и до этого момента были вполне мощные в плане кринжа сцены, но встреча Сэма Портера-Бриджеса-Унгера со своей старушенцией-"матерью", которую почему-то зовут Бриджет Стрэнд -- это уже новый уровень. Думаю, даже на бородатого реднека в бандане, жилетке и с выбитым на плече звездно-полосатым весь этот вдруг-откуда-ни-возьмись вылезший пафос "воссоедини Америку!" будет производить странное впечатление, уж молчу о тех, кто находится на более центральном/левом фланге политических предпочтений. Ну и фразочки типа "я люблю тебя" в исполнении этой бабушенции... всё сделано настолько плохо, что уже здесь, в самом начале игры хочется умереть на месте от стыда, а Кодзиме прокричать -- вон из видеоигр! Вон из "кинематографа"! Вон из "искусства"! ВОН ОТОВСЮДУ!!
Встреча с Хартменом
Наверное, не все ожидают увидеть в этом списке этот момент, но он безусловно эпичен в своей ужасности. Условный кусок лора DeStr, рассказанный Хартменом -- это настолько чудовищно надумано, высосано из пальца и оторвано от нашей реальности, что я сидел в полнейшем ужасе и потрясении от того, как публикацию такого отстоя вообще могли допустить. Вменяемому человеку все эти надуманные тонкости и особенности мира DeStr, все эти рассказы про пуповины и Берега нахрен не нужны, а ведь по мысли автора игрок должен сильно ценить и предвкушать их. Я видел множество отрицательных отзывов на Death Stranding, и в двух из них авторы прямо сообщали, что именно после этой сцены у них лопнуло терпение, и они, бывшие фанаты ХК, поняли, что Кодзима -- полнейшее ничтожество, бездарность и хамно. И не зря. Эта сцена -- действительно невероятный отстой.
Сцены с "Амелией"
Сцены с Amelie -- особый вид анти-искусства. По замыслу Кодзимы, эта очень красивая худая блондинка в красном платье должна радовать глаз, но на деле порождает ужас и кринж. Все эти сценки выглядят чудовищно пошло и дурновкусно. Фразочки типа "Лондонский мост падает", "смотри -- это ловец снов", "меня зовут Amelie, потому что 'ame' по-хвранцузки есть 'душа', а lie -- ложь по-английски", "как Марио и принцесса Beach" -- это полный кошмар. Кстати, Amelie почему-то перевели как "Амелия", видимо, чтобы не было ассоциаций с Амели Пулен (гагагагага).
Кто эта красивая стройная блондинка в красном платье? Оказывается, это душа (Ka) здохшей старушенции Бриджет. Амели(я) — это Extinction Entity, сущность, создающая новое массовое вымирание, погибель всего живого. Опять-таки, какого хрена эта девица, живущая в потустороннем мире, может триггерить массовое вымирание? В чем механизм? Ответа нет, а если и есть, то он в духе "почему? по кочану". Поэтому, как я и говорил в первой части, Кодзима капитально облажался с ключевыми объяснениями и мотивациями и провалил вообще весь сюжет игры.
Трагедия Мамы
Вроде бы грешно смеяться над горем этой молодой жунщины, которую завалило завалами, но эта кряхтящая, пыхтящая, гримасничающая физия крупным планом -- это очередная дичайшая манифестация кринжфеста. А кринж, повторюсь, совсем не та эмоция, которую должен вызывать криэйтор своим креативом. Видеть всё это просто невыносимо, невыносимо стыдно. Кодзима, ты всё ещё не застрелился от позора? У тебя ведь был полный контроль над тем, что и как показывать.
Храбрый отец
Сцена смерти Клиффорда Унгера -- очередной гиперпозор и самоунижение Кодзимы. В MGS1, например, тоже были предсмертные речи, но поскольку игра не выглядит суперреалистичной внешне и вообще имеет совсем другие вайбы (и, что ни говори, гораздо более качественный сценарий), там имеется пространство для имаджинирования и дорисовывания, и там такие речи смотрятся вполне нормально, а некоторые даже являются почти шедеврами (например, речь Мантиса). Но когда мы имеем гиперреалистичную прилизанную голливудскую картинку и претензии на абсолютно полноценное кено, такие вот предсмертные пафосные речи (причем сценарно гораздо более слабые) выглядят совсем иначе.
Когда герой Миккельсена, которому только что прострелили очко, вдруг начинает неспешно толкать речь о том, что бытие отцом "не испугало меня, а сделало храбрым", "меня зовут Клифф (англ. "обрыв"), и я, словно обрыв, всё время лишь разъединял людей", "ты Сэм Бриджес, мой мост (bridge) в будущее" -- это просто нереальное гавнище. И это гавнище разворачивается в самой кульминации, в финале финальной части игры. Эх, Кажумба, Кажумба, почему ты до сих пор навсегда не скрылся от публичного взгляда где-нибудь в буддистском монастыре и продолжаешь появляться в честном обществе? Наверное, потому что честное общество -- оно не такое уж честное, оно что-то вроде свиты голого короля, уверенно делающей вид, будто король совсем не голый, а очень даже прилично одетый...
Вообще, таким сценам в DeStr на самом деле несть числа. За одного плачущего Дайхардмана, сообщающего, что его так зовут, потому что его было трудно убить, Кодзима обязан сделать харакири. Или вот финальная драка (и вообще всё противостояние) с Хиггсом выглядит как полнейшее чёрти-что, потому в игре совсем нет ощущения конфликта и какой-либо осмысленности происходящего, и неважно, понимаете вы её, или нет. Трагедия Фрэджайл -- пожалуй, еще большая чепуха, чем трагедия Мамы, и особенно эту трагедию дезавуирует тот факт, что Кодзима всё легко откатил назад. Сцены с "хиральной художницей" -- ещё один претендент на худшие в истории. И таких сцен тут десятки, десятки. Кругом полный стыд, кринж и позор.
Об идейном содержании Death Stranding
Если говорить о посыле игры, то и тут у Кодзимы полный провал. Корзина хочет объединить людей. Но поскольку общества в современном мире становятся лишь более поляризованным, а противоборствующие политические группировки — лишь более непримиримыми, можно сказать, что Кодзима со своим поверхностным мессаджингом полностью проваливается и смотрится крайне неубедительно и наивно. Естественно, никаких ответов на вопрос о том, как примирить врагов и сделать людей добрее, никаких механизмов решения мировых проблем у него нет и быть не может. Естественно, никто после его постоянных пустых и пустопорожних прогонов о добре и поддержке друг друга добрее и лучше не станет. Всё это дешевое морализаторство от Корзины не стоит выеденного яйца и имеет художественную и практическую ценность, равную абсолютному нулю.
К Кодзиме трудно относиться серьезно. Приведу простой пример. Столкнувшись с критикой DeStr, он не преминул возможности обратиться к классическому аргументу -- мол, американцы не ценят игру, потому что привыкли играть в шутеры. Хотя оценки американских изданий были не ниже других. Хотя согласно собственным проповедям из DeStr он должен был быть добрее, должен был попытаться законнектиться к Другому, попытаться понять противоположную сторону. Вместо этого он смог предложить лишь 'go play CoD', рядовой аргумент интернет-васяна. Короче говоря, Кодзима -- обыкновенный дурак и лицемер, живущий в башне из слоновой кости, окруженный инейблерами и жополизами. Он даже не думает исповедовать то, что проповедует.
Повторюсь, в Death Stranding нет худших сцен, они все худшие. Заявления о том, что DeStr является шедевром, а Корзина -- гением, неимоверные по своей наглости и бесстыдству. А скорее -- полной глупости.
В следующем посте будет разобрана история Хидэо Кодзимы целиком, и всё здание мифа "Корзина гений" будет уничтожено до последнего кирпича.