Реальный исторический контекст Stronghold Crusader
Я думаю почти все хоть раз да и слышали что-то о Крестовых походах, все таки уж очень весомый след они и на европейской и на ближневосточной цивилизациях оставили. Но вы никогда не задумывались, а почему попытки взять Иерусалим в какой то момент внезапно начались, а потом так же внезапно сошли на нет? За что вообще сражались крестоносцы и почему по итогам потерпели поражение? Или никакого поражения все-же не было? Всем привет, сегодня постараемся обо всех этих событиях поговорить и во всем разобраться.
Для всех тех, кому читать это полотно текста не очень хочется, предлагаю к ознакомлению видеоверсию:
Ну и давайте прежде чем погружаться в историю некоторые рамки и границы заранее распишем, чтобы вы сразу поняли, будет ли вам сейчас интересно или не особо. Во первых, на самом деле сам термин Крестовый поход гораздо шире, чем попытки рыцарей захватить Иерусалим, и история знает крестовые походы, направленные на другие цели. Да чего уж говорить, мы с вами уже говорили о Гуситских войнах, в рамках которых сразу несколько крестовых походов произошло. Так вот, сегодня мы именно о ближневосточных зарубах будем говорить.
Во вторых, я прямо очень глубоко в тему лезть не стану, так как мы постараемся разом охватить сразу же все крестовые походы, а также их предпосылки и результаты, то разбираться в деталях, типа перечисления вообще всех битв, всех участников и всех дат, слишком уж сильно раздует этот материал. А мне бы все таки хотелось остаться в рамках не особо длинного научно-популярного формата, для тех, кто историей заинтересован, но трактаты на сотни страниц читать не готов.
Если, вдруг, у вас появится сильное желание погрузится в тему детальнее, то могу порекомендовать вам почитать работы Стивена Рансимена, у которого целый цикл есть, посвященный именно крестовым походам, но предупреждаю, что это литература научная, пусть и написанная не самым тяжелым языком, но всем и каждому такое чтиво я рекомендовать не могу.
Остальным же могу посоветовать почитать Вальтера Скотта, у которого про крестоносцев написано довольно таки много, либо же цикл Глена Кука Орудия ночи, который очень сильно вдохновлен реальными Альбигойскими войнами, которые к слову тоже крестовым походом были. Это уже штука сильно более простая и доступная вообще всем, но от этого не менее интересная.
А давайте попробуем узнать, какие книги нам сможет посоветовать нейросеть Алиса?
С творчеством Шэрон Кэй Пенман я, кстати, тоже рекомендую ознакомится, довольно неплохие романы про Ричарда, на историческую достоверность не претендуют, но почитать очень даже можно, хорошо что Алиса про эти книги напомнила.
Но сейчас давайте перенесемся в VIII век нашей эры. Арабский халифат начинает завоевывать все больше и больше земель, достается преимущественно Византии. Но долетало и до западной Европы.
Так к этому моменту арабы уже надежно контролировали Испанию, северную Африку, Палестину, Сирию и Египет. На самом деле хотели они и в византийскую Малую Азию залететь, и даже Пиренеи пересечь. Но на западе их остановил Карл Мартелл, разбивший арабов в битве при Пуатье, а на востоке Лев III Исавр смог нанести ряд значительных поражений, что существенно замедлило их экспансию.
Скажу больше, порой халифату и самому приходилось переходить в оборону, так в X веке Никифор II Фока и вовсе смог вернуть империи Крит, часть Сирии и Антиохию.
Однако уже к XI веку Византия по сути потеряла сильную центральную власть, откровенно слабые монархи сменялись быстрее, чем генсеки СССР во времена “Гонки на лафетах” и сил оказывать достойный военный отпор у империи не оставалось.
Неким пиком краха Византии стала битва при Манцикерте, где императора Романа IV Диогена вообще в плен взяли. Случилось это 1071 году, а после этого мусульманскую экспансию уже не остановить было. Вскоре под их контроль перешла Малая Азия, Антиохия и враг уже буквально подходил к стенам Константинополя.
Но что важно для нас, так это то, что город Христа, Иерусалим попал под контроль мусульман. И нынешние мусульмане были уже далеко не теми более-менее мирными и просвещенными арабскими халифами, что захватывали город за несколько столетий до этого.
В те времена в целом христиан и их святыни никто не трогал, паломникам никто не мешал и как будто бы все нормально было. Сейчас же город оказался в руках турков сельджуков, которые тут же разграбили все христианские храмы, священников и паломников, что были в городе или убили или заковали в цепи и отправили в рабство. Да даже местного патриарха начали за бороду таскать по улицам города. В общем, для паломников доступ к святыням оказался закрыт.
Рассказы о зверствах, что творили захватчики на Святой земле потрясли большую часть людей, вызвав в них настоящую ярость. Которую теперь только нужно было направить в нужное русло.
Но на самом деле все эти бесчинства и злость верующих едва ли привели бы к полноценной войне, если бы не ряд других, уже сильно более экономических предпосылок. Во первых, среди дворянства, особенно мелкого, выделилось множество профессионалов военного дела, которые не могли найти себе применения у себя на родине. Ну условно, было у отца три сына, старшему наследство, среднего в церковь, а вот младшему даешь верного коня, да броню какую, и пусть он идет ищет славы на свою буйную голову.
И если вокруг много войн происходит, то все здорово, возможностей себя проявить хватает. А что если сейчас на родине мирные времена? Ну тогда только в разбойники идти, или как раз таки в поход в далекие земли, в поисках богатства и славы. Ну и интересы церкви и Господа Бога заодно защитить, но это уже вторичное.
Были готовы отправится в поход и простые обыватели из крестьян и бедных горожан. Жизнь у них тоже была не сахар, а порой становилась и того горше, в той же Франции в XI веке прошла волна эпидемий, наводнений и других катаклизмов, поставивших многих и без того небогатых людей перед выбором, либо они меняют место жительство, и быть может там смогут как то встать на ноги, либо умрут у себя на родине, других перспектив не было.
Ну и шлифаните это еще и тем, что довольно скоро нашлись люди, готовые инвестировать немалые суммы денег на освоение захваченных мусульманами территорий. Основными банкирами первых крестовых походов выступали торговые города Италии, которые планировали отбить все свои вложения за счет торговых факторий на тех, далеких берегах.
В общем, мозайка всех предпосылок сложилась в единую картину, на которой уже четко вырисовывалась грядущая война, осталось лишь найти Casus Belli, формальный повод, для начала боевых действий.
На самом деле такой уже некоторое время сам собой наклевывался, ибо византийские императоры долгое время бомбардировали Римское папство просьбами помочь братьям по вере. Церковный раскол то на этот момент уже произошел, так что византийцев подвергли анафеме, но все же пусть и не совсем правильные, но эти схизматики были христианами.
А вот мусульмане это многолетний враг, угроза, словно Дамоклов меч нависшая над всей западной цивилизацией. На фоне этого в 1089 году налаживается контакт между Алексеем I Комниным и папой Урбаном II.
Вроде бы как Алексей обещал Риму снова объединить церкви в одну, отказаться от еретических учений, признать главенство Папы в религиозных делах, а Урбан взамен должен был поднять всю Европу на защиту Константинополя. В итоге в марте 1095 года проходит собор в Клермоне, где Урбан проповедовал поход против мусульманских захватчиков, освобождение от неверных Святой земли и Гроба Господня.
Эта речь имела просто феноменальный успех, огромное количество людей, зараженных фанатизмом тут же дали обет отправиться в этот военный поход, и подчеркивая свою веру нашили на одежду кресты. Тут то впервые и звучат термины “крестоносцы” и “крестовые походы”.
Самое забавное, что пока папа Урбан II устраивал свой собор, а потом раскачивал маятник фанатизма, Алексею I Комнину удалось более-менее стабилизировать ситуацию на родине, обеспечив надежную защиту Константинополя. Сперва он истребил печенегов, а потом и половцев, которые оттягивали его силы на северо-запад империи, и теперь смог полноценно сосредоточится на сельджуках. Помощь Запада же его скорее даже пугала, чем обнадеживала. Ведь, кто его знает ,что тут начнут эти фанатики творить, и, вдруг, они будут угрожать и самой Византии.
Но сдавать назад уже было поздно. Уже зимой 1095 года собралась настоящая армия из нищих, которые без всякой на то воли власть имущих отправились в Константинополь. Во главе их стояли Петр Пустынник и Вальтер Голяк.
Большая часть этой армии вообще погибла по пути, но тех же кто все таки достиг стен Самого желанного города в мире ждала незавидная судьба. Греки просто перебросили всю эту толпу в Малую Азию, где тех истребили сельджуки. Но это было лишь зарево грядущей войны, ведь Первому крестовому походу только предстояло начаться.
Итак, первый поход начался в 1096 году, возглавил его брат французского короля Филиппа I Гуго Де Вермандуа и граф Тулузский Раймунд IV. Ну и вместе с ними была еще россыпь феодалов разной степени силы и богатства.
Общая численность крестоносцев по итогам составляла несколько десятков тысяч, и сейчас это уже были не голодранцы, а нормально, ну для своего времени само-собой, оснащенная армия. Однако был и подвох, вся эта ватага не была единым войском с единой ставкой командования, каждый феодал по сути сражался за себя и свои интересы, мало того, часть лидеров похода и вовсе дала присягу Алексею Комнину и обязались все завоевания включить в состав Византии, во главе правда должны были стоять или сами завоеватели или их ставленники, но формально все равно угасающая империя могла вернуть себе былые границы.
В апреле 1907 года крестоносцы пересекли Босфор, и тут началось их триумфальное шествие. Сперва им сдался город Никея, что открыло почти свободный проход через Малую Азию. В этот момент от основной массы отделяется Балдуин, его вы запомните, он занимает город Эдесса, ставшую важным опорным пунктом и крайним форпостом на востоке. Пока держалась эта крепость коммуникациям крестоносцев по суше ничто не мешало.
В июне 1908 года участникам похода удалось взять Антиохию и тут-то началось то, что по сути весь подход постепенно и подкосит. Началась феодальная дележка добычи, при этом главными претендентами на Антиохию были Раймунд Тулузский и Боэмунд Тарентский. По итогам в этой распре выиграл Боэмунд и стал первым князем Антиохии.
Однако ситуация на этом не исчерпалась, и теперь каждый взятый город и каждая павшая крепость становились поводом для споров между алчущими власти и денег феодалами. Единственное что по прежнему толкало войско вперед, это простые воины, которые во время каждой такой заминки начинали выказывать свое недовольство, которое рисковало перерасти в полноценный бунт.
15 июля 1099 года Иерусалим после недельной осады пал к ногам крестоносцев. Первым его главой стал Готфрид Бульонский, которому ранее удалось прославится тем, что он разбил под Аскалоном войско египтян. Правда долго проправить ему не удасться ведь уже в 1100 году он скончается, а на смену ему придет вовремя прибывший из Эдессы Балдуин, далее известный как Балдуин I Иерусалимский.
После таких феноменальных успехов к походу стало присоединяться все больше и больше людей, ведь то что раньше было сомнительной авантюрой, постепенно превращалось в настоящий триумф. Вот только немалую часть потенциальных подкреплений ловили на подходах в Малой Азии и просто вырезали, оставленный в Эдессе сын Балдуина Балдуин II де Бур с задачей защиты коммуникаций явно не справлялся, или возможно и не хотел справляться.
Но даже так крестоносцам удалось довольно крепко обосноваться в Сирии. Вместе с тем начала свое наступление и Византия, вернув себе ряд утраченных ранее восточных владений. Вот только на этом все успехи и окончились. Византийцы начали требовать исполнения данных ранее обязательств и вступления отвоеванных земель в состав империи, однако этого не случилось, что создавало очаг напряжения. Мало того, еще и сами крестоносцы постоянно враждовали между собой, пытаясь урвать кусок земли побольше.
Чисто географически они достигли довольно хороших результатов, очистив по сути весь Левант от мусульман. Вот только по факту, развить наступление не дало то, что тут же на завоеванных территориях возникло целых четыре более-менее крупных государства крестоносцев, и еще ряд небольших городов и крепостей, которые формально сохранили независимость.
Главным государственным образованием тут стало Иерусалимское королевство, оно в свою очередь тоже делилось на несколько княжеств, графств и сеньорий, но их с вашего дозволения я уже перечислять не буду.
Вторым по силе было княжество Антиохия, и примерно на равных были два графства Эдесса и Триполи. Между собой эти государства вроде как напрямую не воевали, но и особой поддержки не оказывали. А если появлялся вариант соседу нагадить, то они, можете не сомневаться, гадили.
И если вы разбираетесь в современной геополитике, то может вообще встать вопрос, а нужно ли было за эти земли кровь то проливать? Там же особо ценных ресурсов нет, Суэцкого канала тогда еще не раскопали, так зачем вообще эти владения держать то, ужели только ради святынь? И само собой нет, святыни святынями, но что гораздо важнее, в те годы тут проходил крайне важный торговый маршрут между Европой, Индией и Китаем, и крестоносцы получив его в свои руки по сути смогли диктовать свои условия всем торговцам, тем самым набивая свои карманы.
К слову, интересный фан-факт, некоторые историки уверены, что из-за крестовых походов как раз сильно упала потребность в пути из варяг в греки, что в будущем приведет к тому, что Киев сперва де факто, а потом и де юре потеряет статус столицы Руси.
Поражение однако не сломило мусульман, напротив, ощутив реальную угрозу многочисленные эмиры начали консолидироваться, чтобы выдавить захватчиков с земли, которую они с совсем недавних пор уже начали считать своей. Начал и возглавил это движение пришедший к власти в Мосуле в 1127 году Имад-ад-Дин Занги. Дипломатией и силой оружия он объединил всех соседей крестоносцев, собрал сильную армию и начал придумывать, как бы нанести иноверцам наибольший урон.
И вскоре был придуман довольно ловкий ход, в 1144 году он штурмом берет Эдессу, а потом захватывает и все Эдесское графство целиком. Почему это важно? Ну как я и говорил, эта крепость была важной границей, что защищала сухопутные пути снабжения и связи между крестоносцами и Византией. Да, сейчас отношения у бывших союзников были весьма натянутыми, но нет никаких сомнений, что если бы снова началась агрессивная экспансия мусульман, то чтобы противостоять этой угрозе христиане бы так или иначе смогли объединить усилия. Сейчас же сделать это стало сложнее.
Как раз таки ответом удар и стал Второй крестовый поход. Узнав о потере Эдессы по суше, чтобы помочь ее отбить отправился король Германии Конрад III Гогенштауфен, однако пробится через занятые силами Имад-ад-Дина территории им не удалось, так что пришлось возвращаться назад и плыть в Сирию морем.
Вскоре туда же прибыл и король Франции Людовик VII Молодой. Совместными усилиями крестоносцам удалось вернуть Эдессу, правда, скажу прямо, ненадолго, но потом по сути все успехи второго похода и закончились.
Совместная армия французов, немцев и иерусалимцев начала осаду Дамаска, которая оказалась не очень удачной. В ходе боевых действий Балдуин умудрился еще и поругаться с Людовиком и Конрадом, после чего те собрав свои силы навсегда покинули Святую землю.
Вскоре сын Имад-ад-Дина Нур-Ад-Дин, сменивший своего почившего отца, очень сильно надавил на Византию, отбросив их владения назад. Существенно сократил владения Антиохии на северо-востоке и мало того, один из его полководцев Асад-ад-Дин Ширкух захватил власть в Египте, тем самым замкнув сухопутную блокаду крестоносцев.
Вскоре, после смерти Ширкуха ему на смену пришел Аль-Малик ан-Насир Салах ад-Дунья ва-д-Дин Абу-ль-Музаффар Юсуф ибн Айюб ибн Шази аль-Курди, или же Салах ад-Дин аль-Айюби, ну или если уж совсем просто, то Саладин.
И вот если предшественники Саладина были толковыми ребятами, то его иначе как гением и не назвать. После смерти Нур-ад-Дина, в его руках по сути оказалась верховная власть над всей мусульманской Сирией и большей частью Месопотамии, приняв титул султана.
В Иерусалиме в это время правил король Балдуин IV, который вопреки своей тяжелой болезни, а он страдал от проказы, показал себя как блестящий политик и дипломат.
Находясь в откровенно проигрышной позиции, ему удалось заключить с Саладином шаткий мир и пока он был жив Иерусалим и Дамаск более-менее успешно сосуществовали.
Однако, в 1185 году Балдуин умирает, начинается краткая борьба за власть, из которой победителями выходит тандем Ги де Лузиньяна и Рено де Шатильона. Лузиньян и вовсе, женившись на сестре Балдуина Сибилле, становится новым королем Иерусалима.
Но этим ребятам хотелось расширить владения крестоносцев, быть не просто теми, кто будет править королевством иерусалимским, а построит целую империю. В то же время было понимание, что победить Саладина в чистом поле вариантов нет, и лучше всего его самого спровоцировать на атаку.
Тогда Рено де Шатильон начинает тут и там гадить сарацинам и пика эта ситуация достигает, когда войска крестоносцев грабят караван, в котором путешествовала сестра самого Саладина. Тут то и началась новая атака мусульман.
В июле 1187 года Саладин берет Тевериаду, после чего наносит крестоносцам тяжелейшее поражение на высотах Хаттина, предварительно сильно их измотав, применив тактику выжженой земли. В плен попали и сам Ги де Лузиньян и Рено де Шатильон и другие видные лидеры крестоносцев. А после этого как во время игры в домино христиане стали терпеть поражение за поражением. Меньше чем за год Саладин захватил Акру, Бейрут, Сидон, Кесарию и Аскалон. А 2 октября 1187 года его войска вошли в Иерусалим.
Единственным кому удалось это наступление остановить был синьор Тира Конрад Монферратский, ему удалось нанести силам арабов довольно серьезное поражение и таким образом сохранив в руках у крестоносцев Тир, Триполи и Антиохию. Казалось бы, плохи дела и вот-вот христиан окончательно выдавят с этих территорий, но падение Града Господня начало существенные движения в Европе, итогом которых стал Третий крестовый поход.
Первым кто залетел на этот праздник жизни стал император СРИ и по совместительству король Германии Фридрих I Гогенштауфен, более известный как Барбаросса.
Что интересно, в это раз Византийцы выступили против крестоносцев, заключив союз с Саладином. В итоге Фридриху пришлось штурмом взять Адрианополь, и скорее всего дело бы дошло и до того, чтобы сам Константинополь предать мечу, да только император Исаак II Ангел пошел на всяческие уступки Фридриху, тем самым защитив свою столицу.
По пути в Палестину германским войскам пришлось взять несколько крепостей, например Конью, и регулярно отбиваться от легкой арабской кавалерии. И честно, мне бы было очень интересно узнать, как бы развернулся этот поход, если бы не одна роковая случайность. При переправе через реку Селиф, облаченный в тяжелые доспехи, германский император упал с коня. Бурное течение подхватило его и прежде чем рыцари из личной свиты успели добраться до своего короля, Фридрих I Барбаросса, один из самых великих военачальников своего времени, просто захлебнулся.
После такой кончины большая часть немецких князей просто развернули свои войска и пошли домой, однако герцог Фридрих VI Швабский, один из сыновей Барбароссы, подхватил знамя выпавшее из рук погибшего отца и повел тех, кто остался дальше. Вскоре силы германцев встали лагерем у Акры, и началась долгая осада этого города.
Как раз там то к ним и присоединились войска Ричарда Львиное Сердце и Филиппа II Августа. Впрочем, об этих событиях я уже более-менее подробно и детально рассказывал в своем лонге про короля Ричарда I, так что повторятся не буду. Но если коротко, то Ричарду удалось одержать ряд побед над Саладином и вернуть крестоносцам многие потерянные земли. Однако вернуть Иерусалим ему так и не удалось.
Вскоре после отбытия Львиного Сердца на родину, чтобы разбираться с накопившимися там неприятностями, у крестоносцев снова должны бы были начаться проблемы, но тут помог случай. Умирает Салах-Ад-Дин, и его державу начинают раздирать на части многочисленные сыновья, так что на время христиане могли выдохнуть спокойно.
Кстати, новым королем крестоносцев избрали Амори II, брата того самого Ги де Лузиньяна, видимо жизнь этих ребят ничему так и не научила. Постепенно война на время сходит на нет, поток новых воинов из Европы в Палестину прекращается, а многие из тех, кто прибыл сюда в поисках славы, возвращаются на родину. Забавный фан-факт докину, как раз таки после Третьего крестового похода был создан Тевтонский духовно-рыцарский орден.
Пока арабы решали свои проблемы, папа Иннокентий III решил начать подбивать людей на новый, уже четвертый крестовый поход. Изначально план был такой, высадится в Египте, и попробовать потеснить мусульман на юге их владений, и немного перенести зону боевых действий.
Однако, тут вмешалась сама судьба. В 1201 году в Рим прибывает царевич Алексей, сын Исаака Ангела и будущий Алексей IV Ангел. Собственно говоря приехал он жаловаться на узурпаторов, что после смерти его отца просто отняли у него положенный по закону престол.
Так уж вышло, что король Германии Филипп Швабский был женат на сестре Алексея, так что с радостью согласился вписаться в эту авантюру. Тут же подсуетились и венецианские дожи, они уже давно грезили о перехвате византийского торгового влияния и сейчас появилась возможность это реализовать, так еще и чужими руками.
И вот крестовый поход резко меняет свое направление и уже в 1203 году европейцы высаживаются на берегу Босфора и начинают штурм Константинополя. Узурпатор сбежал и вроде бы Алексей наконец-то дорвался до власти, но не тут то было. Едва царское седалище коснулось трона, как все данные крестоносцам обещания просто забылись, и новый правитель Византии не спешил их выполнять.
В итоге все вылилось в то, что 1204 году крестоносцы снова берут штурмом Константинополь. Алексей бежит в Никею, где основывает новое государство. На месте же Византии теперь рождается Латинская империя. В итоге четвертый крестовый поход можно считать до определенной степени успешным, да, завоевали не то, что по хорошему было бы надо, но главное это то, что завоевания вообще были, а значит опять начало появляется все больше и больше людей, готовых отправиться в дальние края в надежде там разбогатеть.
По поводу завоеваний, феодалы как всегда переругались между собой и одной только Латинской империей не ограничились, на новых территориях, по доброй уже традиции, выросло четыре более-менее сильных государственных образования. Латинская империя, королевство Фессалоники, герцогство Афинское и княжество Ахейское. Острова же близ проливов забрали себе венецианцы, где и учредили герцогство Архипелага, которое довольно скоро превратится в герцогство Наксоское.
А в 1212 году случилось событие, про которое все знают, но которое по факту не имело никакого смысла, говорю я само собой про Крестовый поход детей. Суть такова, молодой проповедник по имени Стефан начал агитировать, что только дети, как самые непорочные слуги Господа, смогут вырвать Иерусалим из рук неверных.
И под его знамена внезапно начали стекаться тысячи детей со всех краев Франции и Германии. Стефану удалось собрать 25 тысяч детей, большая часть из которых погибла еще по пути, а тех, кто все же до Святой земли добрался просто забрали в рабство. На самом деле был и второй детский крестовый поход, когда в Германии мальчик по имени Николай и это все что мы про него знаем, собрал около 20 тысяч детей, которые даже до Святой земли не добрались, а почти все померли или разбежались, пока пересекали Альпы.
Но в 1216 году так или иначе стартовал Пятый крестовый поход, который на самом деле был буквально никаким. Но у него появилась уже одна важная особенность, которую стоит подметить, раньше главной подпиткой и руководством для армий крестоносцев были немцы, французы и англичане, зачастую даже короли этих держав лично так или иначе принимали участие. В этот же раз, главным европейским державам было не до того, в Англии Иоанн Безземельный активно терял свои земли, Французы же напротив их завоевывали, а немецкий король Фридрих II боролся за Италию. В итоге, главным лицом этого похода стал венгерский король Андраш II.
Ну и вышло так, крестоносцы реализовали старый план высадки в Египет и сперва все было хорошо, они взяли Дамиетту и разгромили армию местного султана, тот даже готов подписать крайне выгодный мир, но главы похода решили давить и дальше.
В итоге войска попробовали добраться до Мансуры, но постоянные бедуинские налеты, жара и болезни снизили боеспособность войска, так что по итогам пришлось уходить ни с чем. Даже Дамиетту и ту пришлось сдавать. В итоге получилось, что европейцы просто сюда приплыли, чуть повоевали и поумирали и уплыли обратно.
И это на самом деле довольно показательная ситуация, которая станет характерна и для последующих походов. Возьмем вот Шестой крестовый поход, его главным драйвером выступил как раз таки Фридрих II, порешавший свои проблемы на Сицилии.
И прагматичный немец в кои-то веки решил зайти с неожиданной стороны, вместо войны с неверными, он заключил с султаном Аль Камилем довольно специфически договор. Султан уступает Фридриху столь важные для христиан Иерусалим, Вифлеем и Назарет, а те взамен обязуются помочь Аль Камилю одержать верх над его врагами внутри султаната.
И вот в марте 1229 года Фридрих исполняет мечту всех крестоносцев и вступает в Иерусалим. Вот только поздравлять с этим успехом его никто не спешил, большинство местных, да и европейских правителей смотрели на сделку с осуждением, в итоге, под давлением феодалов и папы германский император покинул Палестину и отправился домой.
После этого крестоносцы начали выяснять отношения между собой, и пока они решали внутренние проблемы они умудрились снова потерять Иерусалим. В целом религиозный пыл постепенно падал и возможно крестовые походу и вовсе прекратились бы сами собой, но на французский престол взошел набожный, если не сказать фанатичный, Людовик IX Святой, который принял крест и начал собирать сильное войско, чтобы в очередной раз попытаться вернуть Град Господень.
Он то по сути в одно лицо и начал Седьмой крестовый поход. Летом 1249 года Людовик высадился в Египте, тут же взял Дамиетту, а вскоре достиг и Мансуры, чего Пятому походу добиться не удалось.
Вот только сам город взять не удалось, а в этом время войска султана Аль-Малика отрезали крестоносцев от моря. В итоге в лагере начался голод и последовавшая за ним эпидемия моровой язвы. В итоге крестоносцев расколотили под ноль, даже сам Людовик в плен попал и ему потом пришлось выкупаться.
Потерпев неудачу король Франции не стал сдаваться, а остался в Святой земле, вот только ничего дельного он сделать так и не сможет, вплоть до 1270 года, когда начнется новый, уже восьмой по счету крестовый поход.
Спровоцирован он был тем, что где-то 60ых годах у всего исламского мира начались проблемы с монголами, и теперь все их силы были обращены на борьбу со степными кочевниками.
Однако параллельно с этим из-за постоянных конфликтов между крестоносцами, в 1268 году окончательно пала Антиохия. Причем султану Бейбарсу для этого даже особых усилий прикладывать не пришлось.
В общем, у крестоносцев возник новый план, пока мусульмане воюют на северо-востоке своих владений, нанести удар по Северной Африке, в частности по Тунису, который был важной крепостью и портом. Правда кончилось все традиционным пуком в лужу, стоило Людовику, который снова возглавил поход, прибыть к стенам Туниса, как в лагере крестоносцев снова началась эпидемия. Сперва умер сын Людовика Жан Тристан, а вслед за ним, на встречу с Господом отправился и сам французский монарх.
После этого один из его братьев Карл Анжуйский заключил с султаном мир, выгодный именно ему, а не делу всего похода в целом, на том все и закончилось.
Ну и последним, Девятым крестовым походом, хотя некоторые историки предпочитаю его относить к восьмому, стала борьба Карла Анжуйского и английского принца Эдуарда, в будущем Эдуарда I Длинноногого против уже знакомого нам султана Бейбарса.
Забрав Антиохию он решил не останавливаться на достигнутом и взял в осаду Триполи, последний крупный город крестоносцев на этой земле. Вот только сам заряд крестовых походов уже окончательно выдохся, бойцов чтобы дать генеральное сражение Бейбарсу просто не хватало и потому Эдуард заключил союз с монголами и они вместе изматывали войска султана постоянными набегами.
Но это по факту была тупиковая стратегия, ибо сил то, хоть что-то захватить уже не было. В итоге был заключен мир, согласно которому крестоносцы обязывались платить Бейбарсу небольшую дань.
Справедливости ради после этого Римские папы еще будут призывать европейских королей присоединиться к делу освобождения Святой земли. И те даже активно будут давать обещания, что вот как только со своими внутренними проблемами они разберуться, так сразу и соберут армию и двинут в Палестину. Но обещать не значит жениться или внутренние проблемы слишком уж серьезными были и потому никто из больших феодалов по итогам в это дело так вписываться и не стал.
Да и те феодалы, что контролировали остатки завоеванных территорий своим поведением явно не мотивировали других отправляться им на помощь. С 1267 года, когда скончался Иерусалимский король Гуго II и по 1285 год на престоле сменилось целых пять государей, которые умирали отнюдь не от старости, а по большей части из-за интриг коллег по опасному бизнесу.
По сути финалом для эпохи крестовых походов стало падение Акры в 1291 году, после этого все завоевания христиан в сирии сошли на нет. Сейчас остатки крестоносцев сосредоточились на Кипре и Родосе, но никакой реальной угрозы для исламского мира они уже нести не могли, да и не хотели, ограничиваясь небольшими грабительскими налетами и пиратством.
Я думаю многие уже и сами поняли, в чем же крылась причина провала крестовых походов. По факту все убила сама по себе феодальная природа этих мероприятий, среди крестоносцев почти никогда не было единоначалия, временами, когда приходили сильные лидеры вроде Ричарда Львиное Сердце, они могли одерживать значительные победы, но большей частью каждый старался урвать кусок пожирнее, не задумываясь о том, что будет завтра.
И тут можно сказать, что у мусульман тоже были дрязги и междоусобицы и это даже будет правдой, ведь на каждого Саладина там также приходился десяток откровенно слабых султанов. Вот только сейчас это была уже их земля, у них здесь под боком был огромный, почти неиссякаемый человеческий ресурс, они не испытывали проблем со снабжением своих войск, в общем, они могли позволить себе ошибаться. Тот же Саладин мог раз за разом проигрывать Ричарду, но по итогам все равно сохраняя за собой способность оказывать адекватное сопротивление, для крестоносцев же каждое поражение было тяжелым ударом, после которого зачастую походы и оканчивались, потому что рекрутов больше не было и нужно было ждать свежую кровь, что рано или поздно пребудет из Европы.
Итогом же стало то, что европейцы на долгие годы вперед забудут об идее овладения Иерусалимом. Вплоть до самой Первой мировой войны, да и тогда их будут интересовать уже совершенно другие вещи.
Но как ни странно, вопреки общему негативному фону были у войн крестоносцев свои плюсы. Во первых, кто бы что ни говорил, но тесные контакты с исламским миром оказали существенное влияние на культуру и искусство Европы, очень сильно бустанули науку и медицину за счет работ арабских ученых.
Кроме того, важным последствием стало и существенное прореживание феодального сословия, что в некоторой степени снизило градус феодального контроля в самой Европе. У королей появилась возможность разрушить порочный круг: быть первым среди равных, и начать движение к абсолютизму. Само собой, достигнуть итоговой его точки получится еще не скоро, но сама тенденция уже на этом этапе прослеживается.
Существенно прокачалась и торговля, были налажены связи с арабскими купцами и в Европу потекли различные товары из богатой Азии.
Причем как товары чисто природного происхождения, типа шафрана, абрикосов, фисташек, лимонов, сахара и риса, так и товары произведенные промышленными предприятиями: бумага, ситец, дорогой шелк, ювелирные изделия, сталь и прочее в таком же духе. Вместе с тем выросла и финансовая грамотность европейских купцов, именно в это время в обиход входит такое арабское слово как тамонжня.
Крестоносцы познакомились с работами многих греческих философов, которые на западе уже давно были утрачены, существенно расширили свои географические познания, что в будущем позволит совершать великие экспедиции по типу похода Марко Поло в Китай. И в целом, в некотором роде закладывается почва для грядущего Ренессанса.
Так что как видите, не все так однозначно и с одной стороны однозначно мрачная и кровавая страница истории (сейчас по разным данным считается, что число жертв в походах варьируется от 1 до 9 миллионов человек) имела и свои положительные последствия. И это то, за что я всегда обожал историю, ведь большинство событий и явлений происходят не в вакууме и оказывают не только прямое, но и косвенное влияние на развитие целых цивилизаций, и подмечать такие вот связи это безумно интересно. Ну по крайней мере для меня, но надеюсь, что сегодня было интересно и вам.
А на этом у нас с историей все, собственно говоря у меня к вам такой вопрос, хотели бы вы увидеть лонг по недавнему Ремастеру Stronghold Crusader ? Ибо я не уверен стоит ли его вообще делать. С одной стороны я на момент написания этого текста уже больше десяти часов в одну из любимых стратегий детства наиграл, и пока что останавливаться не планирую. Но будет ли вам интересно про эту игру читать то вообще?
Но так или иначе, спасибо, что дочитали эту стену текста, честно говоря ее написание отняло у меня довольно много времени и сил, так что буду рад тут ваш фидбек на мои труды увидеть. Кроме того, вы можете мотивировать меня и дальше работать над такими материалами, просто подписавшись на меня на Boosty. Всего вам наилучшего. Пока.