ALAN WAKE. Разбор сюжета серии игр
Alan Wake – это серия психологических триллеров от студии Remedy Entertainment, сюжет которых написал Сэм Лейк, сценарист ВСЕХ предыдущих проектов студии.
История Alan Wake разворачивается в одной вселенной — Remedy Connected Universe и включает первую игру Alan Wake (2010), её дополнительные главы — DLC The Signal и The Writer, самостоятельное ответвление Alan Wake’s American Nightmare (2012), а также Control, и даже Quantum Break.
А долгожданное прямое продолжение Alan Wake 2 (2023) так или иначе использует контент из предыдущих игр или оставляет отсылки к ним. Новая игра о злоключениях писателя получилась настолько масштабной, что я решил как следует разобраться в хитросплетениях сюжета всей серии, чтобы понять, что же на самом деле там происходит.
Ниже представлен в меру подробный пересказ и некоторый анализ основного сюжета игр, с акцентом на ключевые сюжетные ходы и авторские приёмы Сэма Лейка.
Итак. Мы погружаемся в глубины Тёмной Обители!
Приятного чтения.
Часть 1. ALAN WAKE (2010)
Alan Wake повествует об успешном писателе детективных триллеров, который страдает от творческого кризиса. В надежде отдохнуть и восстановить вдохновение, Алан отправляется вместе с женой Элис в тихий городок Брайт Фоллс на северо-западе США.
Однако мирная поездка оборачивается кошмаром, когда в окрестностях вулканического озера Колдрон Лейк пробуждается некая Тёмная Сущность.
1. Прибытие в Брайт Фоллс и исчезновение Элис
По прибытии в город супружеская пара селится в уединённом домике на островке посреди озера.
Уже в первую ночь происходит странное и ужасающее событие: в домике внезапно гаснет свет, и жену Алана, страдающую боязнью темноты, утаскивает в озёрную пучину неведомая Тьма. Алан бросается ей на помощь!
Однако приходит в себя посреди леса, за рулём автомобиля после аварии. В полном одиночестве...
Оказывается, с тех пор, как он бросился в озеро, прошла целая неделя! Только он совершенно не помнит, что с ним произошло.
Чтобы разобраться, Алан скитается по ночному лесу и сталкивается с необъяснимым: на него нападают Одержимые тьмой люди – местные жители, превращённые в убийц под влиянием Тёмной Сущности.
Единственным спасением от этих теней становится свет – с помощью фонарика или лампы Алан рассеивает сверхъестественную тьму, делающую врагов неуязвимыми к выстрелам.
Этот мотив «сражения светом» проходит через всю игру и служит как геймплейным элементом, так и сюжетным символом противостояния доброго начала (свет) и зла (тьма).
Блуждая по округе, Алан находит разбросанные страницы рукописи под названием «Исход», автором которой значится... он сам! На страницах описаны жуткие события, которые начинают сбываться в реальности.
Так Алан осознаёт, что окружающий кошмар – это сюжет его собственного романа, который он якобы написал, но не помнит об этом. Позже выясняется, что загадочным образом пропавшая неделя не прошла даром: под влиянием Тёмной Сущности писатель действительно создавал историю, способную оживлять кошмары.
Когда Алан добирается до города и обращается в полицию, Шериф Сара Брейкер сообщает шокирующую новость — остров с домиком, где они жили, не существует уже много лет и ушёл под воду из-за извержения вулкана.
В город также прибывает агент ФБР Роберт Найтингейл, который подозревает Алана в причастности к исчезновению жены. К счастью, на помощь герою приезжает его лучший друг и литературный агент Барри Уиллер, который становится верным спутником Алана в этой странной истории.
2. Тайна Тёмной Сущности и наследие Томаса Зейна
Расследуя происходящее, Алан выясняет природу надвигающегося ужаса. В прошлом некий доктор Эмиль Хартман – психиатр, лечащий творческих людей, также заинтересовался потусторонней силой озера.
Хартман пытался использовать силу Тёмной Сущности в своих целях, манипулируя пациентами-художниками и писателями, но в итоге сам оказался марионеткой в руках тьмы.
В психиатрической клинике Алан знакомится с эксцентричными старыми рокерами – братьями Одином и Тором Андерсонами, когда-то выступавшими в составе Old Gods of Asgard.
Братья рассказывают, что Тёмная Сущность – это нечто вроде паразита, который питается творчеством одарённых людей, используя их произведения для расширения влияния иного измерения, называемого Тёмной Обителью.
Братья Андерсон направляют Алана к загадочной отшельнице по прозвищу «Леди Света». Женщина прячется на местной электростанции среди ярких ламп и фонарей, а зовут её Цинтия.
Она одержима идеей света, потому что давным-давно уже сталкивалась с Тёмной Сущностью и знает, как ей противостоять. Именно от неё Алан наконец-то узнаёт предысторию этого кошмара.
Много лет назад в 1970-х в этих местах жил поэт Томас Зейн со своей любимой по имени Барбара Джаггер. Но Тёмная Сущность похитила Барбару и под обликом возлюбленной обманом заставила Томаса использовать перо не во благо.
Зейн попытался переписать реальность, чтобы вернуть Барбару, но в итоге потерял её навсегда. Поняв свою ошибку, Томас написал финал истории таким образом, чтобы запереть Тёмную Сущность на дне озера. В результате произошёл вулканический взрыв, остров погрузился под воду, а Барбара и Томас исчезли.
Зейн фактически стёр себя из реальности, чтобы остановить тьму. Тем не менее, он оставил после себя наследие, которое должно помочь будущему «преемнику» в борьбе с тьмой. Этим преемником и стал Алан Уэйк.
Алан понимает, что таинственный водолаз в скафандре, являвшийся ему в видениях, на самом деле и был Томасом Зейном – призрачным наставником, пытающимся направить историю к лучшему концу.
Следуя подсказкам Зейна, Алан и Цинтия находят спрятанный на электростанции «Хорошо Освещённый Сарай» – хранилище света, где Зейн оставил для Алана специальную обувную коробку, внутри которой лежит нечто под названием «Кликер» – старая ламповая кнопка-выключатель.
Необычно то, что Алан помнит «Кликер» как игрушку, с помощью которой мать научила его не бояться темноты. Но как этот предмет из прошлого был оставлен Зейном – вопрос, который не даёт покоя как Алану, так и игрокам уже долгие годы.
Игра оставляет эту загадку без ответа, провоцируя фанатские теории. Одна из которых гласит, что Зейн вписал Кликер в воспоминания Алана через свою рукопись.
Как бы то ни было, Кликер – самый мощный артефакт света, с помощью которого можно победить Тёмную Сущность.
3. Финал истории и жертва ради спасения
Вооружившись Кликером, Алан отправляется к озеру Колдрон, где у разрушенного домика появляется та самая Барбара Джаггер, ставшая аватаром Сущности.
Герой понимает важный принцип: по законам жанра ужасов для победы нужен жертвенный финал. Невозможно просто дописать «...и жили они долго и счастливо» — история требует баланса и платы за счастливый исход.
В своё время Томас Зейн не учёл этого и попытался обмануть Сущность, за что поплатился. И Алан намерен сделать всё правильно, даже ценой личной жертвы.
В решающей схватке Алан использует Кликер: нажимает выключатель и впускает яркий поток света прямо в чёрное сердце Барбары-Джаггер.
Тёмная Сущность получает сокрушительный удар и терпит поражение. Это приводит реальность в равновесие: из глубин озера появляется Элис – живая и невредимая.
Но когда она добирается до берега, Алан выполняет свою роль жертвенного героя, чтобы восстановить баланс истории — остаётся в озере вместо неё.
Перед финальным погружением Томас Зейн предупреждает Алана, что на время его отсутствия в реальном мире появится двойник писателя – некое злое отражение, созданное тьмой.
Имя этого двойника невозможно расслышать из-за скрежета, поэтому прозвище ему – мистер Скрэтч. Этот мрачный доппельгангер станет «заменой» Алана в нашем мире, пока сам герой томится во тьме.
Игра заканчивается фразой Алана: «Это не озеро – это океан», которая намекает, что тьма, обитающая в Колдрон Лейк, способна распространиться гораздо шире окрестностей озера.
Так завершилась первая часть истории: Алан спасает Элис ценой собственного заточения во тьме.