Почему Bloodlines 2 ближе к Джону Уику, нежели к оригинальной игре

Думаю, всем очевидно, что Vampire: The Masquerade Bloodlines 2 — это кошмар. Это пластиковый мир, скучная история и наворованный отовсюду геймплей. В частности, игра напомнила мне абилками и боем Dishonored, а стилистикой и современным вайбом — Cyberpunk 2077. Да и голос в голове тоже на вдохновение от CD Projekt намекает.

Если не хочешь читать, то можешь материал посмотреть.

Это не обзор игры. Однако я прекрасно понимаю, что немногие решатся играть это, а потому и с миром, и с сюжетом, и с историей его познакомимся. Мне интересно узнать то, почему Bloodlines 2 провалилась — где она недожимает, что из неё можно было бы слепить. Играя, я ощущал потенциал, но лишь блёклые его тени. В конце концов, я её прошел, а значит, какие-то цепляющие зёрнышки в ней есть. Я покопался в рекламных обещаниях, интервью, дневниках разработки и готов показать полный творческий путь видоизменений Bloodlines 2 от духовного наследника оригинала до дешёвого детектива в пластиковом Сиэтле.

Почему Bloodlines 2 ближе к Джону Уику, нежели к оригинальной игре

В первую очередь, для этого надо капнуть в прошлое и посмотреть на историю разработки. Но ролик будет не только про это - это лишь первая капля в море потенциала игры. Ну а тут я попрошу подписаться на блоги, чекнуть бусти, наныть на донаты да и вообще - если хотите больше, ваше обратная связь позволит мне больше делать. Погнали!

Производственный ад

Думаю, вы в курсе о производственном аду, потому быстренько о нем. Первоначально сиквел пытались сделать незадолго после релиза первой части. Однако зеленый свет на это не давал издатель Activision. Права на Bloodlines в 2015 году приобрела Paradox Interactive вместе со всей компанией White Wolf, издававшей оригинальный настольный «Маскарад». Однако разработку видеоигры решили отложить до поры до времени.

Изначально издателю питчили идею не просто сиквела, а продолжения с автором оригинала Брайаном Мицодой. Чтобы придать веса мужичку, отмечу, что он начинал работать в индустрии с легендарной Planescape: Torment, успел поработать в Obsidian, Black Isle и Exile. Будучи бакалавром по английскому, ему всегда был важен сценарий, текст и персонажи. Потому первая Bloodlines и вышла такой проработанной. Но обратно к разработке сиквела.

Почему Bloodlines 2 ближе к Джону Уику, нежели к оригинальной игре

Разработчиком стала популярная по серии Killing Floor студия Hardsuit Labs. Основой для сеттинга стал период кризиса идентичности Сиэтла, где культурное прошлое сталкивается с корпоративным будущим. Историю хотели сфокусировать на эмоциональном путешествии новообращенного сородича, трагично теряющего прошлую жизнь. А приправить планировали атмосферой Рождества для нотки зловещего контраста а-ля «С широко закрытыми глазами».

Визуальный параллелей у игр прям аномально много с последним фильмом Кубрика.
Визуальный параллелей у игр прям аномально много с последним фильмом Кубрика.

Однако после переноса в 2020 году креативного директора и автора оригинала уволили верхушки Paradox. Последний комментировал увольнение как шок после пяти лет разработки. Чуть позже в этом же году и знаменитого по Fallout 2, спин-оффу New Vegas и Planescape Torment Криса Авеллона также выгнали из-за публичных обвинений. Спустя полгода, в феврале 2020 года, Paradox вовсе отстранила Hardsuit Labs. Разработку продолжили лишь через год, когда издателю поступило предложение взяться за проект от студии Chinese Room.

Кстати, иронично
Кстати, иронично

Хотя об их участии стало известно только в сентябре 2023 года. Заместитель генерального директора Paradox Interactive Маттиас Лилья объяснил, что радикальное решение о смене разработчиков было единственным способом спасти проект. Hardsuit Labs не справлялась с масштабом игры, в то время как TCR привнесла «стабильность, уверенность и опыт в создании игр с упором на повествование, продуманными сюжетами и сеттингом». Спойлер: в послужном списке студии шедевров нет. Однако до релиза осталось немного, а потому новые авторы убрали сюжетные наработки, но оставили рождественский Сиэтл и арт-дизайн.

Почему Bloodlines 2 ближе к Джону Уику, нежели к оригинальной игре

Диалоги решили порезать сразу. Сара Лонгторн, старший дизайнер по повествованию, рассказывала, что команда «перешла на перефразированные реплики, объединив стратегический подход к выбору в Bloodlines с более сложными с моральной точки зрения многоуровневыми диалогами». Переводя с корпоративного, в моменте диалог особо не вариативен, но какой-то выбор может повлиять на последствия.

Почему Bloodlines 2 ближе к Джону Уику, нежели к оригинальной игре

Ещё один спойлер — оказывается, что под стратегическим выбором имеется в виду лишь финальная катсцена о том, кто станет главой города. Для определенной концовки действительно нужно совершать множественные выборы, но пока ты играешь — всё за тебя решает сюжет. Свои пять копеек сможешь вставить перед титрами, посмотрев один ролик и положив геймпад на стол.

Почему Bloodlines 2 ближе к Джону Уику, нежели к оригинальной игре

Короче, ситуация непростая. Оригинал имеет крепкую концепцию и большие амбиции, однако сжатые сроки и капризы издателя не дали проработать то, что в PRG главное - вариативность. Потому новые разработчики без опыта создания RPG с регулярными пинками издателя решили сфокусироваться на одной истории, одном герое и сжатом наборе кланов из первоисточника. Звучит благостно - не рисковать облажаться везде, а потому сфокусироваться на чем-то одном. Однако Bloodlines 2 это обсёр даже в том, что успели сделать.

О чем была первая Bloodlines

Мне не хочется закидывать камнями игру, ведь все её недостатки видны на ладони. Хочется задаться более интересным вопросом: откуда надо было тогда воровать создателям для того, чтобы сделать более-менее сносную историю? Для этого нужно проанализировать сам сюжет, а мне пришлось это мучение пройти. Но сначала чутка о приятном, ведь придётся помянуть оригинал для сравнения с продолжением.

Почему Bloodlines 2 ближе к Джону Уику, нежели к оригинальной игре

Главный герой (ну или героиня) Фаир — это повидавший многое вампир с огромной историей, а потому далекий от человечности. В свою очередь, детектив Фабиан в её голове всего лишь столетний сородич, а потому не потерял симпатию к людям. Однако ещё один спойлер — не будет и этого. Как игрок, вы можете сблизиться с Фабианом или противиться его поддавкам к человекам, но связующие события это никак не изменит. Эмоциональное путешествие протагониста здесь более плоское, чем побочного героя из оригинала.

Почему Bloodlines 2 ближе к Джону Уику, нежели к оригинальной игре

Можно вспомнить сестер Жанетт и Терезу из Vampire The Masquerade: Bloodlines. Маленький спойлер — это оказывается один и тот же человек. Будучи ещё смертной, Тереза подвергалась сексуальному насилию со стороны отца, а потому вытеснила весь негатив в выдуманную Жанетт. Однако это не простое раздвоение личности, ведь одна в курсе о другой. Тереза так вообще обвиняет в растлении «сестру». Они как два полушария мозга — одна правильная, рациональная, холодная, а другая коммуникабельная, читающая между строк и вызывающая. Это уже маленькая история не просто о сексуальном насилии, у которого от врагов осознанности уже закатились глаза, но и разных сторонах человека, самообмане, самозащите и в общем адаптации человека к травме.

Почему Bloodlines 2 ближе к Джону Уику, нежели к оригинальной игре

В свою очередь, Фаир сильная, независимая, но до ужаса плоская. Ключевая проблема в том, что героиня и игрок являются неким судьей. Разработчики в дневниках выставляли это как преимущество, но я в лоб не вижу тут плюсов. Она не становится жертвой обстоятельств и потому не сталкивается с моральными испытаниями. Авторы всегда дают конечный выбор позиции героини игроку, и он всегда командно-утвердительный. Фаир сама решает, быть за или против Анархов. Сама решает, стать принцем или выбрать кого-то другого, а значит, не сталкивается с моральными дилеммами.

Один из первых более-менее моральных выборов попадется вам лишь к финалу игры.
Один из первых более-менее моральных выборов попадется вам лишь к финалу игры.

Как мне кажется, видеоигры должны давать выбор в тисках обстоятельств. Тогда это становится художественным, рассуждающим о морали и человеческих темах произведением. Как в This War Of Mine мы принимаем решение под давлением дефицита ресурсов и риска низкой выживаемости. Даже в оригинальной Bloodlines мы всегда имели выбор — решить проблему, заговорить собеседника или загипнотизировать его.

Почему Bloodlines 2 ближе к Джону Уику, нежели к оригинальной игре

Проект середины нулевых на движке Source показал вампирскую общину подобно криминальным группировкам или идеологическим группам, субкультурам и социосферам. Сеттинг перенял все характерные черты информационного века — каждый в своей сфере и тусовке. Также и кровососы разделились на отдельные группы как по физиологическому, так и идейному признаку. Разные виды спроецировали разнящиеся взгляды человечества на основополагающие вещи — власть, распределение благ и бесконечное прожигание жизни под искусственным светом.

Почему Bloodlines 2 ближе к Джону Уику, нежели к оригинальной игре

Конфликт идей ложится на вампирскую тематику в ключе вопросов морали общества вурдалаков. Одни крайне консервативны, иные заряжены изменить мир, а последние вовсе не жалеют ничего ради красивой жизни. Именно последнее представляет больший интерес. Ведь даже начало символично — оно начинается в постели, после съема рандомной девушки в клубе или баре. Вампирская жизнь становится гиперболизированным кривым зеркалом тусовочной жизни. Это не только цоканье стаканов в баре, но и подворотни, хаотичные пьяные драки и сломанные судьбы, незамеченные в пьяном угаре. Как судьба кровососа, это романтично и красиво, но невероятно деструктивно. Такое поведение ложится на вампиров, демонстрируя извращенность такого стиля жизни.

Почему Bloodlines 2 ближе к Джону Уику, нежели к оригинальной игре

Такой сеттинг был выбран командой Troika Games из-за социального контекста в нулевые. Это время MTV, гламура, Тимати, «Фабрики звезд» и «Дома 2» для нас и реалити-шоу, поднявшихся гламурных рэперов и подросших детей беспроблемных 90-х на западе. Нулевые подняли звон пошлости на невообразимый уровень, таким образом сбавляя обороты культурного роста населения. Зачем что-то изучать, когда все ребята тусят в очередном новом стрип-клубе на Уолл-Стрит? Это не столько намеренная деградация или, более того, кем-то спровоцированная. Хотя можете строить конспирологические теории — никто не запрещает.

Почему Bloodlines 2 ближе к Джону Уику, нежели к оригинальной игре

Просто хорошие времена породили доступность развлечений ночного характера, а надлом моральных устоев на их почве развил культуру тусовок. Вероятно, команда и не задумывала такой цели. Однако она существовала именно в таком культурном поле, что не могло не попасть в авторское произведение. Создатель всегда проецирует свою реальность на фантазию.

Разбор сюжета

Почему Bloodlines 2 ближе к Джону Уику, нежели к оригинальной игре

Здесь стоит остановиться с первой частью и спросить: а что продолжает или новое вносит сиквел? Шагает ли он в ногу со временем или остался в прошлом? Думаю, вопрос риторический. Информационная эра с телефонами, камерами, блогами, конспирологами никак не тревожит «Маскарад». Можно найти несколько записок тут да там о каком-нибудь блоге или опасности телефонов, но не более того. Для этого кратко перескажу сюжет, может, что-то в голове дзынкнет.

Почему Bloodlines 2 ближе к Джону Уику, нежели к оригинальной игре

Четырехсотлетний сородич Кочевник просыпается после столетней спячки в торпоре, спящем режиме для вампиров. В ее голове соседствует незнакомец Фабиан, что оказывается детективом-сородичем, пробудившим Кочевника из сна. Будучи пробужденным, в сородиче просыпается Зверь, а потому Кочевник порвала детектива в клочья сразу после пробуждения. Также на ней была загадочная метка, ослабляющая способности сородича, и перед парочкой встала задача — узнать, откуда метка, связь между двумя, как от этого избавиться и кто за этим стоит.

Почему Bloodlines 2 ближе к Джону Уику, нежели к оригинальной игре

Всего в городе три основные силы, а представители кланов размазаны по городу. Как правило, в единственном экземпляре. Принц города Рён со своей помощницей-учёной Софией возглавляют Камарилью, что правит городом и следит за порядком. Также есть Кацуми из Анархов, помогающая слабокровным на дне Сиэтла. Закрывает список Лу Грэм, когда-то тоже глава Камарильи, делившая престол со своей сестрой. Однако загадочный голос и помутнения рассудка заставили её передать место сначала принцу Кэмпбеллу, которого также порвала Кочевник во время пробуждения, а потом расчётливой Рён.

Почему Bloodlines 2 ближе к Джону Уику, нежели к оригинальной игре

По сути расстановка сил проста как дважды-два - консерватор, рационалист и социалист. Конфликт старый, как мир, и простой как остальной сюжет. Можете поспорить, что простой, но распутав детективный клубок всё становится предельно ясно.

Bloodlines 2 это нуарно-детективная история. Причём, даже не неонуарная, а прям классическое бульварное чтиво. Потому не буду линейно говорить о сюжете, размазывая перипетии, а раскрою весь клубок сразу.

Почему Bloodlines 2 ближе к Джону Уику, нежели к оригинальной игре

1925 год. Лу Грэм правит со своей сестрой, но нарушает порядок череда убийств некоего «Арматурщика». Жертвами становились смертные, но загадочный ритуал и аномальная сила убийцы стали предметом интереса детектива Фабиана и его сира Гидеона, к которым особые теплые чувства питала новоприбывшая София. Последней каплей стала смерть сестры Лу — Розалинды Эммерсон.

Почему Bloodlines 2 ближе к Джону Уику, нежели к оригинальной игре

Маскарад попал под риск, а потому Фабиан стал распутывать череду убийств. По итогу, всё сошлось на Лу Грэм, которая решила править городом в одиночку. Действовала она со своим помощником Кэмпбеллом, что в будущем стал принцем. Распутав дело, парочка загипнотизировала Фабиана забыть о деле, а его сир Гидеон уже не поддавался чарам, а потому его заперли глубоко в катакомбах города.

Почему Bloodlines 2 ближе к Джону Уику, нежели к оригинальной игре

Тут в игру вступает София, ведь она оказывается не белым-пушистиком в белых очках, а настоящим последователем Шабаша. Гидеон стал Садовником и начал морочать голову Лу, от чего она отошла от престола и стала править из тени. София надеялась вернуть Гидеона и свергнуть Камарилью, ради чего гроб Кочевника и привезли в Сиэтл, надеясь переселить в спящее тело разум Гидеона.

Почему Bloodlines 2 ближе к Джону Уику, нежели к оригинальной игре

Незадолго до пробуждения, ещё живой Фабиан вновь взялся за дело столетней давности из-за смертной, имеющей глубокие познания о мире мёртвых. Девушку убивают так же, как орудовал «Арматурщик». Фабиан вспоминает о деле, принц Кэмпбелл вновь его гипнотизирует, а потому детектив решился на отчаянный шаг — записать разговор на диктофон. Фабиан находит принца рядом с гробом Кочевника, но Кэмпбелл обнаруживает диктофон и заставляет его уничтожить. Из последних сил Фабиан пробуждает Кочевника и оказывается благодаря метке в его голове. А весь оставшийся сюжет — распутывание именно этого клубка.

Финал истории не задевает личные арки, не меняет судьбы и никак идейно не подкрепляет действия игрока. Это старое-доброе слайд-шоу, где единственным предметом обсуждения является то, кто занял кресло принца. Это может быть сам Кочевник, Рён, Лу, носферату Толли или кто-нибудь из представителей клана. Ничего интересного.

На что можно было опираться

Почему Bloodlines 2 ближе к Джону Уику, нежели к оригинальной игре

Выясняется, что причиной всего помимо Шабаша Софии оказались личные амбиции Лу столетней давности и не более того. А Фабиан и Гидеон сопутствующий ущерб, попавший под каток заговора. В центре всего не идея, а личный мотив, а потому можно было бы интересно показать, как личное ставит верх над идеологическим или властным.

Сейчас я приведу ну вот во-о-о-обще далекий пример того, как такая история может быть исполнена, — «Амадей» 1984 года. Мне он вспомнился не только стилистически (канделябры, антиквариат и шелковые одеяния). Это история, где идеологический конфликт и трагедия великой фигуры питаются из личной неприязни, амбиций и банальной обиды.

Почему Bloodlines 2 ближе к Джону Уику, нежели к оригинальной игре

Это история того, как композитор Сальери свёл в могилу поцелованного Богом Амадея Моцарта. Моцарт в «Амадее» — это инфантильная, необузданная и бесконечно талантливая сила против рационального, системного и ремесленного в Сальери. Это конфликт не хорошего против плохого. Просто у одного врождённый талант, а у другого — наработанный. И хоть конечной целью является любовь к музыке, но душу Сальери скребёт несправедливость положений, тем более оставляющая его в проигрышном положении.

Почему Bloodlines 2 ближе к Джону Уику, нежели к оригинальной игре

«Амадей» — эталонная история со злодеем в главных героях. Из уст протагониста он однозначно обиженный и обделенный, но Сальери не демонизирует Моцарта. Он принимает его божественный талант, почитает его и восхищается им, а потому вынужденно становится в положение не только против Моцарта, но и против божественного.

Почему Bloodlines 2 ближе к Джону Уику, нежели к оригинальной игре

Ну вот вам — поменяйте вместо Сальери Лу Грэм, вместо Моцарта — её сестру или кого-то ещё из Камарильи, а Кочевника с Фабианом можно оставить главными героями.

Это показало бы более интересный детективный клубок, где мы начинаем с борьбы за власть, а заканчиваем обычной человеческой обидой, что было бы особенно иронично на фоне циничного вампирского мировоззрения. Если тяжело представить, или не видели «Амадея», или тяжело переложить такую историю в детектив, то вот более свежий пример — «Оппенгеймер».

Почему Bloodlines 2 ближе к Джону Уику, нежели к оригинальной игре

Роберт Дауни-младший и Киллиан Мёрфи, когда готовились к своим ролям в «Оппенгеймере», рассказывали также о том, что опирались на «Амадея». Это полудетективная история конфликта двух личностей, масштаб которого раздулся из-за пары неловко брошенных слов или действий. Самое трагичное, что действий неосознанно разжигающих соперничество, но его последствия будут изложены в истории и окажут на неё огромное влияние.

Почему Bloodlines 2 ближе к Джону Уику, нежели к оригинальной игре

Ну это же был бы разъеб. Вот в таком конфликте и загадке есть людское, близкое зрителю чувство. Желание власти над городом или одержимость сектой это что-то далёкое, пафосное и раздутое, а потому не задевающего струны души. Но это пара примеров того, на что авторам стоило бы полагаться при написании истории. Есть и реальные референсы, о которых создатели говорили прямо.

Почему Bloodlines 2 ближе к Джону Уику, нежели к оригинальной игре

Источники вдохновения

Вы будете смеяться, но креативный директор Chineese Room Дэн Пинчбэк, работавший над проектом вплоть до своего ухода в 2023-м, в личном блоге рассказал об источниках вдохновения. В первую очередь, создавая новый сюжет, сценаристы опирались на «Клан Сопрано», «Прослушку», «Карточный домик» и «Наследники». Звучит как издевка, но блёклые тени этого в сюжете правда есть. Как писал сам Пинчбэк, команда хотела показать мир, «который притворяется утончённым и изысканным, но где мы по-прежнему забиваем друг друга до смерти».

Почему Bloodlines 2 ближе к Джону Уику, нежели к оригинальной игре

Следующим креативным директором стал Алекс Скирдмор. В интервью о переходе между студиями он рассказал, что бОльший интерес для него представлял перенос пятого издания настолки в геймплей. Это касается способностей и нюансов вроде резонанса крови. Чтобы прокачивать скилы другого клана необходима специфическая кровь, взятая от человека в определенном настроении - сангвиника, меланхолика и холерика.

Справедливости ради, это одна из редких хорошо реализованных частей игры. Скилы разных кланов подразумевают разные стили боев. Одни заточены на стелс, другие на массовый геноцид, третьи на контроль, четвертные на теневое измерение и так далее.

Почему Bloodlines 2 ближе к Джону Уику, нежели к оригинальной игре

Возвращаясь к референсам сюжета. Тут у вас сейчас всё станет на места. Для Скидмора главным источником вдохновения стал… «Джон Уик». И это о-о-очень многое ставит на свои места. Утрированные злодеи, роскошные антикварные интерьеры на контрасте с неоновыми современными вывесками, визуально вызывающие персонажи. Это многое ставит на своё место.

Почему Bloodlines 2 ближе к Джону Уику, нежели к оригинальной игре

Да, здесь и битва с болванчиками в клубе есть, и отель, и заговоры, и так далее. Однако я не хочу сказать, что Bloodlines 2 — это история а-ля «Джон Уик». В первую очередь, франшиза Чада Стахелски — это каскадерское кино. Мы смотрим не столько за перипетиями эстетизированного криминального мира, сколько поражаемся каскадерской смелости, помноженной на режиссерскую креативность.

Как сказали в документалке «Мир Джона Уика» — когда в кадре больно Джону, значит, больно и Киану.
Как сказали в документалке «Мир Джона Уика» — когда в кадре больно Джону, значит, больно и Киану.

Вселенная с «Континенталями» и экскомьюникадо — это красивый фасад, связанный с чем-то реальным, человеческим: трюками каскадеров, отдачей Киану Ривза и креативностью Стахелски. В свою очередь, Bloodlines 2 берёт лишь фасад и не придаёт ему человечности.

Почему Bloodlines 2 ближе к Джону Уику, нежели к оригинальной игре

Нарративный директор Иан Томас рассказывал, что команда хотела показать Фаир как шерифа в вестернах, на которого реагируют особенно, не как на обычного вампира, которого можно послать. Это также хорошо ложиться на вышеописанный референс.

Тот же Митцода во время создания первой части часто отвечал, что не хотел делать героев «квестовыми автоматами». Его подход был следующий:

И если заглянете в первую часть, то заметьте, что даже базовые ответы прописаны от лица героев. В них есть вопросы, сарказм, паузы и тому подобное.
И если заглянете в первую часть, то заметьте, что даже базовые ответы прописаны от лица героев. В них есть вопросы, сарказм, паузы и тому подобное.

Я бы хотел, чтобы игрок видел как можно меньше диалогов, плавающих цифр, графиков и оставался погруженным в игру». Это касается и отношений между игроком и неигровым персонажем: прогресс должен измеряться внутриигровыми реакциями, «а не биографиями, книгами, сплетнями или счетчиками друзей

Брайан Митцода, сценарист первой части Bloodlines

Концовка

Кстати, как тот же счётчик в сиквеле. Правда, Митзода может не переживать — он всё равно особо ни на что не влияет. В общем, я хочу сказать о том, что просто крикнуть «Говно» и бросить в забвение — это непродуктивное дело. Разобрав Bloodlines 2, мы вспомнили кучу хороших вещей, почему они работают или не работают в переносе в интерактив. Да и в целом, теперь лично мне ясны многие художественные и технические решения проекта. Я не рекомендую в него играть, но, будто осознав, что это вампирский «Джон Уик», плеваться так сильно уже не хочется. А потому можно получить кайф от прохождения — а разве не это самое главное?

Почему Bloodlines 2 ближе к Джону Уику, нежели к оригинальной игре

Можно сколько угодно плеваться желчью в Х, спорить с хейтерами, с фанбоями, с друзьями, но это сомнительный досуг. Мне кажется, главное — это просто получить кайф, и если вы получили кайф от этого видео, то я буду сильно рад. Ну а если материал понравился, то прошу поддержать видео-версию.

2
2
1
8 комментариев