Нацисты и смурфы: первый в истории мод

Что, как и зачем?

Изначально я собирался написать статью о модах, которые оказали значительное влияние на нынешнюю ситуацию в игровой индустрии. В качестве предисловия я хотел вставить несколько строк о том, когда и как появились первые игровые модификации. Отправившись на поиски необходимой информации в гугл, я нашел лишь одну едва заполненную страницу википедии.

Нацисты и смурфы: первый в истории мод

Запросы «первые игровые моды» и «зарождение игровых модификаций» не давали результата, а поисковик лишь любезно подкидывал ссылки на скачивание всевозможных модов. Испытав легкое удивление, я решил исправить эту несправедливость и посвятить статью первому моду, упоминание которого сохранилось и дожило до наших дней.

Что приходит вам на ум, когда вы слышите слово «моды»? Готов поспорить, что это будет либо Skyrim, либо GTA: San Andreas, а может и другие части этих франшиз. Тем не менее, первые игровые модификации появились гораздо раньше, так что для лучшего понимания картины потребуется отступление.

Мое лицо, когда я не нашёл полезной информации 
Мое лицо, когда я не нашёл полезной информации 

Небольшая историческая справка

На дворе 80-е, отовсюду звучит отличная музыка, а по телевизору крутят боевики категории Б, которые позже подарят нам Александра Невского. Но обозначим границы более ясно: нас интересует игровая индустрия, а конкретно 1980-1981 годы; именно тогда стали появляться первые широкодоступные домашние компьютеры. Sinclair Research, например, выпустила ZX80 — первый в Великобритании компьютер, цена которого составила 79.95 фунтов… правда его сначала нужно было собрать, ведь готовый стоил 99.95. Но все же бал на тот момент правили Apple II, Commodore 64 и аркадные автоматы.

Жалуетесь на контент, который вырезают и продают в виде DLC? Взгляните на этот компьютер.
Жалуетесь на контент, который вырезают и продают в виде DLC? Взгляните на этот компьютер.

К этому моменту уже вышла игра Rogue, породившая целый жанр rogue-like игр, популярных и по сей день и Pac-Man, ставший, без малого, иконой поколения аркадных автоматов. Непосредственно в 1981 были выпущены Ultima и Wizardry, Nintendo явила миру Donkey Kong, в которой впервые засветился ныне легендарный Марио, Sega запустила в продажу пробную партию приставки SG-1000. В том же году был опубликован первый выпуск Electronic Games, первого в мире журнала, посвященного играм. В общем, хоть первая компьютерная игра и вышла в 1940 году, а всеми любимая Нинтендо и вовсе была основана в 1889 (хоть и занималась тогда игральными картами), игровая индустрия в привычном понимании только зарождалась. И именно в эту эпоху начали появляться игры, персонажи и отдельные личности, благодаря которым мы видим современную индустрию такой, какая она есть.

Ну да ладно, вы тут все-таки ради информации о модах. Так что, вкратце ознакомившись с общей ситуацией, перейдем к человеку и играм, с которых все и началось.

Сайлас Уорнер и Castle Wolfenstein

Многие ли из вас знают, что первой игрой в серии Wolfenstein, знаменитой и любимой геймерами до сих пор (очередная часть с подзаголовком Young blood должна выйти уже в этом году) была вовсе не Wolfenstein 3D, а Castle Wolfenstein? Она вышла в 1981 году на Apple II и представляла собой экшн-адвенчуру с видом сверху. Над игрой трудились всего три программиста: Дейл Грей, Джордж Ванделл и Сайлас Уорнер, последний заодно выступил и в роли гейм дизайнера. Изданием игры занималась студия Muse Software, просуществовавшая всего 9 лет и обанкротившаяся в 1987 году. Сеттинг и сюжет знакомы всем, кто играл в знаменитую Return To Castle Wolfenstein: главный герой попадает в плен, и оказывается заточен в нацистской крепости «Вольфенштайн». Цель — отыскать секретные документы и сбежать из замка, попутно отправив в мир иной его обитателей. От своего легендарного продолжения игра отличалась процедурной генерацией уровней. Кроме того, в игре был намек на «социальный стелс» – можно было найти нацистскую униформу, которая позволяла проходить мимо врагов, оставаясь незамеченным.

Нацисты и смурфы: первый в истории мод

Игра весьма быстро обрела популярность, заняв 11 место в списке самых продаваемых игр, если верить журналу Computer Gaming World. Она была портирована на несколько платформ: MS-DOS, Atari 8-bit, Commodore 64. А в 1984 году появился трейнер, исправляющий некоторые технические ошибки и позволяющий модифицировать игру. Однако, умельцы добрались до нее на год раньше.

Эндрю Джонсон, Престон Невинс и смурфики

Какой бы хорошей не была твоя игра, всегда найдутся те, кто решат, что она могла бы быть еще лучше, если внести в нее несколько изменений. И если сейчас, после релиза очередной игры, интернет кишит новостями о новых nude-модах или замене ужасного злодея на модель паровозика Томаса, то в далеких 80-х все было совсем иначе.

«Нацисты и не подозревали, что такое настоящая угроза для старшеклассников 80-х. Смурфики. Вот где истинная опасность» — именно так решили Эндрю Джонсон и Престон Невинс и в 1983 году выпустили мод под названием Castle Smurfenstein. Они заменили спрайты нацистов на смурфов, заменили голоса персонажей, перерисовали загрузочный и финальный экраны, а действие было перенесено из Германии в Канаду. Кроме того, был переделан и opening игры — к сожалению, это единственное, связанное с этим модом, что мне удалось найти в интернете.

Нацисты и смурфы: первый в истории мод

Гномья пародия на Castle Wolfenstein была вторым проектом Dead Smurf Software — именно так окрестили себя народные умельцы. Первым их опытом стала Dino Smurf (пародия на Dino Eggs), вышедшая все в том же 1983 году. В ней игрокам был представлен главный герой запланированной трилогии – Smurfbutcher Bob. Он пытался спасти своих детей, вернувшись назад во времени и уничтожив доисторических предков смурфов. Боб не справился с этой задачей, был схвачен и возвращен в настоящее время – в Смурфенштейн. В третьей игре серии – Sky Smurf (основанной на игре Sky Fox) наш бравый боец должен был летать на истребителе недалеко от Онтарио, уничтожая Смурфов в воздухе. Однако, этот мод так и не вышел, оставив трилогию незаконченной.

К несчастью, оба этих мода вышли еще до разработки URL, HTTP и HTML и до появления Всемирной Сети. Распространить их дальше круга своих знакомых или залить куда-либо для сохранности было едва ли возможно. Из-за этого они не сыскали особой популярности, а до наших дней и вовсе дожила лишь официальная страница Также мне удалось найти ролик, но все, что на нем видно: экран эмулятора Apple II и стартовый экран модификации.

Скандалы, интриги, расследования

Как я уже упоминал в самом начале: мне не удалось отрыть какой-либо информации об этом моде в рунете, не считая краткого упоминания в одной статье. При попытках поиска в англоязычном сегменте интернета, одним из первых результатов был этот материал. После сравнения информации, приведенной в этой статье и на «официальной» странице Dead Smurf Software возникает несколько вопросов. Например, цитата про нацистов и смурфов там приписана Сайласу Уорнеру. Кроме того, именно он заявлен в качестве автора модификации, а сама студия вовсе не упоминается. Судить кто прав, а кто виноват сложно, все-таки с момента выхода Castle Smurfenstein прошло, без малого, 36 лет.

Помимо этого, в статье говорится, что история игровых модов начинает отсчет еще в начале 60-70-х годов, но нет конкретных фактов. Статья на англоязычной википедии гласит, что модификации зародились в начале 1980-х, но и там нет ни единого примера. Вот такая она — история зарождения игровых модов — не до конца изученная, покрытая тайнами и достойная репортажа на РЕН-ТВ.

В конце этого материала мне хочется отметить одну банальную, но важную вещь. Современные разработчики многих популярных игр оставляют специальные инструменты для создания модификаций. Да и в целом современные движки гораздо более удобны для работы и просты в освоении. Конечно, сейчас идея замены спрайтов врагов на милых синих гномов кажется глупой. Но в далекие 80-е, для написания самого простецкого мода, требовалось иметь много знаний в области программирования. И кто знает, как выглядели бы современные моды и игровая индустрия, если бы не такие народные умельцы?

4747
13 комментариев

Что ж, тех, кто прочитал статью - приглашаю к обсуждению в комментарии. Может быть вы интересовались историей появления модов и сможете поделиться интересными фактами?
Кроме того, если будут желающие прочитать про дальнейшее развитие модификаций - буду рад сделать и другие материалы по теме.

3
Ответить

Комментарий недоступен

7
Ответить

Имхо, слишком много мусора в статье.

2
Ответить

Заголовок весьма интригующе звучит

Ответить