Ремейк (не) хуже оригинала. Итоги разбора Mafia

Как изменилась мораль всей истории, почему геймплейно ремейк похож на «Мафию 3», и в чём Hangar 13 превзошла Даниэля Вавру.

Ремейк (не) хуже оригинала. Итоги разбора Mafia

CЮЖЕТ

На данном этапе уже незачем разбирать фабулу по косточкам – детальному изучению глав «Мафии» посвящён целый лонгрид. Но всё же стоит отметить самые глобальные нововведения, отличающие адаптацию от оригинала.

  • Во-первых, обновилась подача сюжета:

Mafia: Definitive Edition больше походит на бодрый голливудский экшн, чем на приземлённую чешскую драму – медитативные монологи Тома сокращены, поездки урезаны на треть, а отдельные фрагменты искромсали в угоду динамичности. Всё это улучшило общую кинематографичность, но породило ряд вопросов у многих фанатов The City of Lost Heaven образца 2002 года – по их мнению, был утерян тот самый неторопливый стиль, которого добивався Даниэль Вавра.

Ремейк (не) хуже оригинала. Итоги разбора Mafia
  • Во-вторых, была переписана мораль:

«Мафия» по лекалу Illusion Softworks рассказывала историю таксиста, который оказался не в том месте и не в то время. Вся игра построена на флэшбеках мафиозо Томми Анджело вперемешку с его размышлениями об устройстве мира. Главного героя сценарист пытался преподнести как человека, не изменившего своим принципам, невзирая даже на окружавшую его бандитскую среду.

Заглавную мысль авторов о том, что в преступном мире человеческим отношениям, ценностям – грош цена, доносят как Сэм, так и Том в своих финальных умозаключениях. В ремейке, по сути, всё та же драма, но катарсис – уже другой.

Даниэль Вавра комментирует финал ремейка

Обновлённая версия повествует о том, как всё тот же таксист Томми обретает новую жизнь в криминальной семье Сальери, поднимается до невиданных доселе высот. Но затем приходит разочарование – рассудительный дон превращается в точную копию своего злейшего врага, а товарищ по делу хладнокровно устраняет другого приятеля, желавшего просто выйти из игры.

И в конечном итоге протагонист осознанно предаёт фальшивых родных ради подлинных – жены и дочери. Постулат «Семья – это навсегда» прочно впивается в лейтмотив адаптации – в перерывах между парой миссий можно проследить, как дорога Тому его супруга, осознать, почему главный герой готов столь легко распрощаться с бандитами, которых знал восемь лет. Посему и в финальной сцене бывший гангстер доживает секунды уже не один, а в окружении семьи. Настоящей семьи.

ГЕЙМПЛЕЙ

Перестрелки

Фото 1 – Даниэль Вавра. Фото 2 – перестрелка в главе «Декаданс».
Фото 1 – Даниэль Вавра. Фото 2 – перестрелка в главе «Декаданс».

Даниэль Вавра во всех своих проектах стремился к жёсткому и не щадящему игрока реализму, и ещё задолго до выхода Kingdom Come: Deliverance именно первая «Мафия» воплощала главные задумки автора. На примере миссии «Пора привыкать» мы разбирали, что грамотное размещение врагов, нелинейное продвижение по полям боя и сильная отдача стволов обеспечивали «магнум-опус» Illusion Softworks оправданной сложностью и энергичными сражениями.

В свою очередь, Hangar 13 при создании ремейка использовала наработки из «Мафии 3», так что механика стрельбы практически целиком перекочевала из предыдущего детища студии: схожее поведение оружия, почти такие же анимации героя и одинаковый концепт геймплея – с собой протагонист может носить только одноручное и двуручное вооружение, по штуке на каждый вид.

В оригинале же Анджело мог унести хоть весь короткоствольный арсенал, а с дробовиками и «томпсонами» сделали так: можно держать в руках один тип оружия, а второй – хранить за пазухой, но тогда первый не спрятать от полицейских, разве что выбросить до появления копов. В миссиях снаряжение выдавал Винченцо, выбор предоставлял только Жёлтый Пит в двух последних главах, а также в режиме прогулки. В новой версии у оружейника дона можно снабжаться на своё усмотрение.

Одним из ключевых нововведений адаптации стали укрытия – их не было в первоисточнике, и герой мог уклониться от пуль только с помощью перекатов. К 2020 году такой подход заметно устарел, поэтому нынешний Томми постоянно взаимодействует с окружением, как и вражие силы. К слову, некоторые элементы среды обладают разрушаемостью, и это тоже приближает игру к реальности.

Ближний бой

Механика добивания противника в ремейке на примере главы «С днём рождения!»
Механика добивания противника в ремейке на примере главы «С днём рождения!»

Файтинг никогда не был сильной стороной серии «Мафия»: что кукольные стычки оригинала, что неказистые мини-игры из сиквела, что примитивное «press X to win» в третьей части. Впрочем, и нужен он был первопроходцу лишь в двух миссиях. Светлым пятном было разнообразие подручных средств – вооружиться Томми мог и кастетом, и ломом, и придорожной доской. А бейсбольная бита и вовсе была незаменимой при скрытных прохождениях.

Ремейк (не) хуже оригинала. Итоги разбора Mafia

Новые разработчики подхватили первичные идеи, вот только за основу взяли ту самую рукопашную систему из триквела, построенную на двух кнопках: одна отвечает за уворот, вторая – за сами удары. Нападают почти всегда по одному. Победным пиком борьбы являются брутальные добивания – после доведения недруга до нужной кондиции протагонист холодным оружием эффектно отправляет его на тот свет. А в это время другие противники статично ждут окончания анимации.

Езда

Вот уж чем оригинал славился, так это по-настоящему скрупулёзно проработанной физикой автомобилей – для 2002 года это был и вовсе невероятный результат. Взяв за основу реально существующие болиды, родстеры и кабриолеты тех времён, чехи смастерили около 50 удивительно правдоподобных реплик.

Lassiter V16 Roadster – личный автомобиль Сальери
Lassiter V16 Roadster – личный автомобиль Сальери

У каждой машины были свои характеристики, а вдобавок – новаторская модель повреждений: кузов можно было деформировать, колёса – отстрелить, а стёкла – выбить. При этом взрывались колымаги неохотно – при попадании в бак лишь вытекало всё топливо, и даже после услуг заправщика авто оставалось непригодным к езде. К слову, да, в первой «Мафии» можно было заправляться.

Управлялось всё так, как и подобает машинам 30-х годов – тяжеловесно и с заносами. Различие можно было легко заметить, пересев с неповоротливого грузовика на резвый кабриолет. Такая проработка логично усложняла погони, ведь автомобили врагов – гангстеров или полицейских, – зачастую двигались быстрее транспорта главного героя.

Машины подручных Морелло в главе «Вечеринка с коктейлями» – осколки разбитого стекла просчитывались в реальном времени и оставались на земле. На корпусе оставались и дыры от пуль – ровно там, куда попадали снаряды.
Машины подручных Морелло в главе «Вечеринка с коктейлями» – осколки разбитого стекла просчитывались в реальном времени и оставались на земле. На корпусе оставались и дыры от пуль – ровно там, куда попадали снаряды.

В одном из предрелизных интервью геймдиректор Hangar 13 Алекс Кокс заверил, что в ремейк физическую модель авто в полном объёме перенесли из оригинальной «Мафии». В целом его обещания прошли проверку на честность: машины в обновлённой версии выглядят превосходно и в дороге ощущаются весьма недурно – чувствуется вес, набирание скорости, дрифт и так далее.

С другой стороны, рулить всё-таки стало немного проще – даже в сравнении с Mafia II здешние вездеходы заносит не столь же часто, а передвигаются они словно чуть быстрее, чем их прототипы. Удручает и приколоченный к машинам недругов прицел во время стрельбы из салона – раньше со стороны водителя можно было целиться куда угодно. Да и корпуса повреждаются местами вяло.

Охота на дона Морелло в главе «Сливки общества»
Охота на дона Морелло в главе «Сливки общества»

Но в остальном же, крутить баранку в Definitive Edition – одно удовольствие. Подвидов автомобилей прибавилось, почти каждый можно кастомизировать в гараже у Ральфи – здесь хоть и не предусмотрена замена отдельных деталей, как во второй и третьей частях, зато перекрашивать (строго определённые модели) никто не возбраняет. Исчезла и старая условность с поочерёдным обучением взлому – Томми теперь с ходу может проникать в любую машину.

Как и прежде, найденные мобили складируются в режиме «Автоэнциклопедия», где их разрешают подробно изучить и рассмотреть. В адаптации также позволено обкатать все двигатели на гоночном треке, в том числе и новоявленные мотоциклы.

ПРОЧЕЕ

Город

Вид на Центральный остров, глава «Непыльная работа» (2002)
Вид на Центральный остров, глава «Непыльная работа» (2002)

Неотъемлемой частью саги о гангстерах является место действий. Клан Сальери обитает в Лост-Хэвене – прямой аллюзии на Чикаго с вкраплениями Нью-Йорка. Сравнивать его с «песочницами» Rockstar Games в какой-то степени некорректно, ведь главное назначение любого мегаполиса в серии Mafia – не предоставлять игроку тотальную свободу, а погружать его в атмосферу заявленной эпохи, будь то депрессивные 30-е или продвинутые 60-е.

В сюжетном режиме со свободой тут и впрямь туго, что в первоисточнике, что в ремейке: первый до поры до времени изобилует заграждениями на въездах в отдельные районы, второй же при попытке покинуть зону действий выводит на экран таймер – по его истечению глава считается проваленной.

Ремейк (не) хуже оригинала. Итоги разбора Mafia

На вольное исследование в оригинальной «Мафии» отводили два режима – Free Ride и Free Ride Extreme. Первый – некое подобие набора активностей а-ля GTA: настроив под себя бдительность полиции и плотность трафика в меню, игрок мог набивать счётчик вечнозелёных развозкой пассажиров и войной с уличными гангстерами. Накопленные деньги полагалось тратить на оружие, починку машины, либо терапию в больнице.

Для любителей хардкора создатели предусмотрели режим «Экстрим» – 19 изощрённых заданий повышенной сложности. Да-да, от таскания ящиков до борьбы с НЛО, от бомбардировки моста до поимки человека-невидимки. В награду Анджело обзаводился призовыми авто, имеющими мало общего с «утюгами» 30-х – хиппи-фургон, скоростной «фордик», увесистый броневик и другие.

Hangar 13 попытались скрестить зубодробительные миссии со странствиями, так что в ремейке «Прогулка» одна. Вместо расставленных по карте quest giver'ов – инструкции в баре Сальери и телефонные будки. Комплект занятий сократили до 12, зато обогатили новыми трофеями – помимо тачек, выдают тематические наряды (инопланетянин, клоун), а также позолоченное оружие.

Одно из заданий «Прогулки» в ремейке

Дабы мотивировать игрока изучать город, разработчики запрятали оставшиеся машины в закоулках общественных мест, а по ходу разбросали по районам чучела лисиц, ветхие журналы да пару сигаретных вкладышей. Но это не избавило первую «Мафию» от веской претензии – кроме исследований и сбора коллекционных предметов, в Лост-Хэвене заняться нечем.

Однако не в этом заключалась прелесть «Потерянного рая»: концептуально он – всего лишь декорация, не более и не менее. Рельсовый темп сюжетной кампании помогает городу исполнять своё главное предназначение – создавать эффект присутствия. И с момента 2002-го симуляция жизни только усилилась – в Definitive Edition по улицам разгуливают не просто болванчики, а полноценные NPC, для которых прописали диалоги с аутентичной речью.

На билбордах агитки против алкоголя сменяются рекламой пива, как только отменяют сухой закон. Возле газетных киосков продавцы выкрикивают броские заголовки, а по радио ведущий оповещает про беспредел, учинённый троицей Сальери. Вдобавок – умелый звук: голоса персонажей филигранно растворяются в шумах окружения. А вот отсутствие взаимодействия с транспортом – однозначное разочарование в ремейке. Благо, мододелы уже всё поправили.

Музыка

Пару треков игрок мог включить и сам – в миссиях «Пора привыкать» и «Чисто для разрядки»
Пару треков игрок мог включить и сам – в миссиях «Пора привыкать» и «Чисто для разрядки»

Отдельной похвалы в игре 2002 года заслуживала музыкальная составная – как собственные оркестровые мелодии за авторством чешского композитора Владимира Шимунека, так и работа директора по звуку, подобравшего для каждого района Лост-Хэвена свой аутентичный шлягер.

Мотивы песен 30-х сопровождали героев почти каждую поездку, сменяясь при въезде в новую часть города. И хотя в первой «Мафии» не было полноценного радио, сейчас с ней прочно асоциируются многие треки: скажем, La Verdine великолепно вписалась в побег от вражеских гангстеров, а Belleville (да и все хиты Джанго Рейнхардта) – настоящая находка Illusion Softworks.

Вообще Рейнхардт – интереснейшей судьбы человек, рекомендую ознакомиться с его биографией
Вообще Рейнхардт – интереснейшей судьбы человек, рекомендую ознакомиться с его биографией

Своя музыка также была очень хороша – от безмятежных композиций во время брифингов до напряжённой симфоники при перестрелках и погонях. Разумеется, нельзя не отметить и легендарную заглавную тему, ставшую визитной картой серии «Мафия» – именно с этой мелодии начиналась игра, сперва в меню, а затем и в кинематографичной вступительной заставке.

Композитором обновлённого издания выступил американец Джесси Харлин. Он уже писал партитуру для триквела, в том числе и блюзовый лейтмотив New Bordeaux. Как признаётся автор, саундтрек для ремейка – его лучшая работа. Hangar 13 не требовала дотошного копирования оригинальных напевов, поэтому практически весь новый альбом написан с нуля.

В итоге адаптация может похвастать не менее качественным сопровождением – величественная тема Сальери в кат-сценах ощущается бесподобно, но и во время стрельбы звучат добротные драматичные треки, не снижающие градус накала ни на секунду.

Интересный факт – из-за пандемии музыкантов для ремейка начальной мелодии записывали отдельно, а инструменты сводили вручную.

Правда, не все наработки Харлина пришлись геймерам по вкусу. Наибольшую критику получила гоночная тема – по мнению многих играющих, по-диснеевски пафосная и заводная мелодия слабо сочеталась с происходящим на экране. Тем более, в оригинальном заезде музыки и вовсе не было, только шум окружения, дабы ничего не отвлекало геймера – таков был artistic choice чехов.

Лицензированные песни в этот раз разбили на две радиостанции, по аналогии с Mafia II и Mafia III. Из первоначальной подборки в ремейке звучат, увы, лишь две – The Mooche и Tiger Rag, – да и те в других вариациях. Но нашлись и свои самородки: например, замена темы побега из второй главы – или зажигательный джаз, играющий во время угона болида.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

ОСТОРОЖНО! СУБЪЕКТИВНО!

Ремейк (не) хуже оригинала. Итоги разбора Mafia

Первую часть своего разбора по Mafia я опубликовал 30 сентября, через пять дней после выхода ремейка. С той поры утекло полгода – за это время я завершил сравнение и перебрался на DTF. При написании я стремился к как можно более беспристрастной аналитике, дабы не манипулировать взглядами читающих – выделял как промахи адаптации, так и оплошности прототипа.

Отсюда и желание поместить финальную мысль отдельно от обзора глав: чтобы каждый сам сделал вывод, какая версия зацепила больше. И я рад, что мнения в комментариях разделились пополам. Кто-то охотно возвышал правки «ангаров» над видением старой команды; кто-то не принимал никаких корректур, настаивая на необходимости переделывать точь-в-точь. Нашлись и те, кто обрёл баланс в отношении к двум первым «Мафиям».

Теперь пора высказаться и мне. Сформулирую мысли в письменном виде, чтобы найти ответ для самого себя – нужны ли играм и кино обновления старых франшиз?

Ремейк (не) хуже оригинала. Итоги разбора Mafia

Заглавный вывод, к которому пришёл лично я, таков:

Ремейк «Мафии» не нужно оценивать с позиции соответствия первоисточнику.

Definitive Edition – самостоятельное произведение по мотивам детища Illusion Softworks. Не переиздание DuckTales, где сходство с NES требовалось по умолчанию. И не обновлённая версия культовой Resident Evil 2 – размах тамошней фан-базы позволяет разработчкам экспериментировать с форматами.

К тому же, вопреки популярному мнению, гриф «РЕМЕЙК» вовсе не гарантирует дотошного соблюдения буквы оригинала.

Ремейк не цитирует и не пародирует источник, а наполняет его новым и актуальным содержанием, однако «с оглядкой» на образец. Может повторять сюжетные ходы оригинала, типы характеров, но при этом изображать их в новых условиях.

Справедливости ради, стоит упомянуть, что игроделы и киноманы трактуют этот термин неравно. И в игровом промысле задача «ремейка» – скорее облагородить картинку, чем переписать сценарий. Однако из вышеуказанных примеров Mafia: The City of Lost Heaven ближе всех расположена к синематографу. А значит, особо глобальные правки приходятся именно на сюжет.

Ремейк (не) хуже оригинала. Итоги разбора Mafia

Историю Томми Анджело воссоздали Hangar 13 – до этого студия выпустила самую неудачную, но при этом самую кассовую часть серии, Mafia III. На этот раз, помимо работы над ошибками, их первой целью было приобщить к классике новых игроков, и какой-то мере я даже завидую тем, кто пропустил оригинальный проект. Именно геймерам, необременённым ностальгической памятью, удалось получить от ремейка самые честные эмоции, не отвлекаясь на невольные сравнения.

Наши лучшие воспоминания мы всегда рисуем в ярчайших красках, сглаживая углы. И уверен, каждому знакомо то чувство, когда игра детства при запуске в зрелом возрасте оказывалась не совсем такой, какой отложилась в памяти. Быть может, для кого-то и «Мафия» – тот самый случай. Это действительно выдающийся продукт, изменивший индустрию к лучшему, и покадровый осмотр сцен – очередной тому признак. Олдфаги справедливо чтут мигающие поворотники и неисчезающие гильзы – такую любовь к деталям не все современные игроблокбастеры подают.

Но во многом та игра устарела. И это важно понимать.

Ремейк (не) хуже оригинала. Итоги разбора Mafia

Осознавать, что не всякий геймер, росший уже на «Мафии 2», воспримет всерьёз картонный городок и угловатые модели 2002 года. И уважать его право на новое прочтение шедевра. Не нужно канонизировать банальные промахи тогда ещё неопытного сценариста Даниэля Вавры – старой фабуле нужна была капитальная доработка. И нет резона списывать на фирменный стиль лобовую стрельбу и безмолвные поездки – за 18 лет подходы к геймплею необратимо сменились.

Не стану лукавить – мне понравился ремейк. И прежде всего – вышедшей на кардинально иной уровень режиссурой. Благодаря мокапу и отточеным диалогам сюжетные вставки складываются в добротный гангстерский боевик, что пошло творению чехов только на пользу. В то же время приятно осознавать, что местами ветхий оригинал всё ещё превосходит новомодную версию – достаточно запустить первичный монолог Томми из интермедии-четыре.

И никто не возбраняет опять вернуться в 2002-й на десяток-другой часов – «Город потерянного рая» свободно продаётся, а вырезанные аудиотреки легко возвращаются модами.

К работе «ангаров» по-прежнему есть претензии: несмотря на труды команды, сквозь искусные отражения и доведённую до ума светотень порой таки проглядывают костыли триквела – совсем уж вопиющих багов нет, но нелепый ручной бой и пара корявых анимаций дают о себе знать. Концептуальной эволюции, как в адаптации второй «Обители зла», также не случилось – это всё тот же шутер в кукольном мегаполисе на движке от 2K Czech.

Ремейк (не) хуже оригинала. Итоги разбора Mafia

В случае с ремейком студии выпал хороший козырь – заодно и шанс отмыться от прежней неудачи. В наследство ей досталась небольшая линейная игра с устоявшимся сводом правил, которую нужно было органично вписать в единую трилогию. Но если в неизбежной Mafia IV авторы продолжат топтаться на месте – можно будет уже весомо усомниться в профпригодности Хейдена Блэкмена.

А пока это весьма неплохой результат – серия про мафию побывала и в ореоле претенциозной драмы, и в долгострое казуального сиквела, и в шкуре монотонной песочницы. Общие продажи саги в ~17 миллионов копий подтвержают, что за ней есть будущее, а приличный старт ремейка доказывает – необязательно дотошно подражать «нетленке», дабы угодить обоим лагерям игроков.

В эпоху гринда и микротранзакций достаточно сделать просто хорошую игру.

Ремейк (не) хуже оригинала. Итоги разбора Mafia
По вашему мнению, идеальный ремейк обязан строго следовать оригиналу?
Да, любые вольности искажают то, что вкладывали создатели оригинала
Нет, авторы ремейка имеют право на собственное видение первоисточника
9595 показов
3K3K открытий
11 репост
55 комментариев

Финальный опрос не разделяю т.к. идеальный ремейк должен держать все ключевые крючки и фишки оригинала за которые зацепился игрок, а так-же держать неизменным идеи заложенные в него... Но в то же время он имеет право осовременить все и вся, изменяя все то, что не будет ломать фундамент пользовптельских впечатлений.

Т.е., беря в пример фф7 ремейк, я допускаю что идеальный ремек может сохранить жизнь одному ключевому умершему персонажу, но в то же время он не имеет право менять идеи сюжета и должен предложить что-то, что даст схожий эмоциональный толчок.

Но я допускаю, что самый беспроигрышный вариант для всех - следовать постулатам переводчиков: "нельзя меньше, можно больше". Не вырезать ничего из того, что было в оригинале, но по необходимости добавлять больше.

Ответить

Ты путаешь слово "Ремейк" с "Ремастеред"

Ответить

С семёркой не особо пример, так как это больше ФФ7-2, чем ремейк.

Ответить

А Теперь ФФ7 настолько ремастер, что теперь даже будут выпускать ремастеры анимэ с новым лором и сценами. Но емае... как нужно было ненавидеть ФФ7 чтобы сделать такую игру...

Ответить

Очень давно хотел ремейк Мафии, следил за всеми новостями по этому вопросу.
Когда появились первые новости по разработке mafia rage был очень рад этому (мод по переносу mafia на движок gta 4), когда проект сдулся был очень огорчен этому.

Официальный ремейк мафии вдохновил, но поиграв в него несколько миссий понял что это совсем не то что я ждал. Это типичный ремейк, вот знаете есть старый хороший фильм Робокоп 90х годов, а есть современный говно-ремейк, и с мафией так же.

Картинка/обертка красивая, но внутренности душу переделали до неузнаваемости, характеры персонажей изменились, я не узнаю доброго Поли, отличного добродушного Томми. В оригинале персонажи были приятные добрые люди, в ремейке дерзкие неприятные крутые парни.

И если оригинал делался под впечатлением от фильмов "славные парни", то ремейк пошел по другому пути, создатели пересмотрели сериал "острые козырьки".

Ответить

А причем тут Острые козырьки?

Ответить

 Моё мнение, не существует ремейка который понравился бы АБСОЛЮТНО всем олдам, я прекрасно помню как некоторые олды клеймили ремейк второго резидента говном и попыткой зарботать на серии (тут в комментах сейчас так с ремейком Мафии просиходит), помню как некоторые индивиды плакались что в ремейке ФФ7 поменяли сюжет и игра вообще говно (с Мафией опять похожая ситуация). То есть олды всегда найдут к чему прикопаться. Идеальный ремейк невозможно сделать. Если сделать всё точь в точь как в оригинале, полетят упрёки по типу "Разрабы ленивые пидоры, не захотели добавлять ничего нового и своего!1!". А если сделать ремейк по типу Мафии получим противоположный вариант- "Ууу это не та игра в которую я играл, зачем вы всё поменяли, надо было перенести всё без изменений". Никогда не получится угодить абсолютно всем в плане ремейков. 
Добавлю что Даниель Вавра сам на одном интервью говорил что с удовольствием переписал бы оригинальный сюжет в ремейке,  если бы его пригласили на разработку, так как там есть что поменять. (Я прочитал этот пост, но не заметил этого примечания по поводу Вавры, если оно есть в посте, сори автор, я слепой видимо.) Так что мы в любом случае никогда не получили бы ремейк ТОЙ самой Мафии 2002 года. Мир вам ( ͡❛ ‿‿ ͡❛)

Ответить