Анализ сюжета Мор.Утопии

Карта-гид по окрестностям Города-на-Горхоне и его эпицентрам Чумы - в дырявом респираторе и забрызганном не то кровью, не то грязью плаще, с сатирой на устах и пошлой правдой в глазах.

Мор. Утопия (а также Pathologic или просто Мор) – компьютерная ролевая игра в жанре триллера, приключений и ужасов, одна из самых знаменитых (и удачных) детищ отечественной игровой студии Ice-Pick Lodge. Мором. Утопией принято называть оригинальную игру 2005 года с каноничным сюжетом и говно-графикой, а её «переосмыслением» - ремейк-неремейк Pathologic 2. У обоих игр есть общие черты – давление на психику игрока, экзистенциональная истерия, хардкорная выживаемость без еды и воды, а также театрализованные диалоги и пантомимы а-ля Антонен Арто.

Анализ сюжета Мор.Утопии

Пир во время чумы

«Вернейший способ быть обманутым — считать себя умнее других» (Ларошфуко)

Сюжет игры строится вокруг затерянного вне времени и пространства Города-на-Горхоне, где происходят такие эпичные вещи, как жизнь после смерти, не подчиняющиеся закону гравитации здания местных архитекторов-алкоголиков, дети-беспризорники, матриархат во власти и твириновая Степь без края и конца. После первых минут действа игрок познает весь кантовский Абсолют сложившейся ситуации и пытается бежать, но его останавливают Трагики – анорексичные театралы в латексных костюмах – и пытаются пояснить, мол, это все игра и театральный вымысел (нет, без красной таблетки), поэтому ты, игрок, можешь был полностью свободен до того момента, пока тебя не возьмет в рабство сама игра – с ее литературно-декадентскими диалогами, философскими идеями Фридриха Ницше и всеобщей атмосферой отрицания смерти перед лицом высокого искусства и «невозможностью поступить иначе» (игра как бы намекает, кто здесь главный).

По прошествии времени узнается, что в город проникла ЧУМА (она же Инфекция, она же Песочная язва), то ли средневековая, то ли душевная – именно тогда начинается действие игры во всей красе. Город заполняется не только черными сгустками болезни, но и новыми, не менее болезненными Блоками и Инквизиторами. Теперь ВЫ – всеобщий покровитель и Иисус этого злосчастного городка, разваливающегося на части от невозможности «одержать победу над смертью». А дзен вы должны познать ровно через 12 дней.

Вся жизнь – театр, а мы в нем – Данковский

«Люди скорее согласятся чернить себя, нежели молчать о себе» (Марк Бессмертник – главный кукловод и тролль, прототип Дыбовского)

Как и было сказано ранее – Мор – это игра про театр с поэтическими вставками классической русской речи. Именно поэтому выбор между тремя главными героями игроку предстоит сделать именно на театральной сцене после душераздирающего и пророческого (?) диалога между ними.

  • Даниил Данковский (он же Бакалавр) – бакалавр (!) медицинских наук без диплома и чувства юмора. Приезжает в Горхонск по причине письма 150-летнего Симона Каина – посмотреть на светоч бессмертия и узнать, почему тот еще не окочурился. Основатель некой «Танатики» и предводителей фракции Утопистов в городе. Обладает чертами скептицизма, интеллектуализма, завышенного Эго и расчетливой холодности. Любит пить твирин в кабаке Стаматина.
  • Артемий Бурах (Гаруспик) – менху, чтец по линиям и просто здоровый бычара метра с 2 ростом. Обладает недюжинной силой и харизмой, поэтому может побороть даже Бога. Очень любит детей и меняет с ними штучку-на-дрючку (орешек на дробовик). Лидер Термитцев. В город приезжает по просьбе отца-твиринщика-знахаря-менху-йонона Исидора Бураха, который на момент игры является супом.
  • Клара (Самозванка) – девочка с явными отклонениями в психике и телесной оболочке (раздвоение). Просыпается на кладбище (!) и начинает искать свою сестру-близнеца. Интересы: соваться в чужие дела, разводить мораль про божественность и собирать секту культа Своих Рук. Лидер Смиренников. Клару на дух не переносят не только многие жители городка, но и Гаруспик с Бакалавром (первый даже угрожал ей убийством).

Но есть и другие нелюди! Некоторые из них – приближенные – являются главной головной болью героев и причиной беготни по карте в течении 24 часов. Если один из них умрет – финал игры стоит ожидать печальный и победу над смертью одержите не ВЫ. Также, приближенными являются не все, а только люди со схожим ГГ мировоззрением, так что на остальную часть города можно… забить.

Анализ сюжета Мор.Утопии

Город-на-Горхоне или Эпицентр Песочной язвы

«Этот город с каждым днем все больше похож на свой труп» (Стах Рубин – местный Шопенгауэр)

Основание города заложила семья Каиных, которые, в свою очередь, преследовали идеал утопии и «выхода за грани возможного» при строительстве. Сюда стекались все «сверхчеловеки» – великие ученые, архитекторы и художники – каждый, кто хотел открыть новую истину и познать невозможное. Так в городе появился Многогранник – главная достопримечательность и дилемма «бомбить-не бомбить». Его отличительная особенность – противостояние Земле и Закону. Многогранник – живое существо, стебель, который растет все выше и выше и, возможно, он даже ждет, когда его срубят под корень.

Но Горхон это не только Утопия! Это еще и степь, полная полуголых твириновых невест и одонгов с клешнями вместо рук. Горхон также населен степняками-консерваторами, которые за любое проявление непоклонения Земле-Матушке готовы разодрать игрока быками. Город живет традициями и верит в ведьм-людоедок, и игроку может даже посчастливится пронаблюдать подобную масленицу с сжиганием невинных жительниц на кострищах.

Атмосфера города не слишком дружелюбна – и не только из-за своих заигрываний со средневековыми пытками и степняцкой моралью (живого – убей, мертвого – похорони на самом видном месте), но и по причине уже прошедшей Чумы (да, на момент игры игрок борется уже со второй эпидемией), которая вселила в души местных жителей тоску, смирение и сюрреализм. Стены города уже отмыли от пятен крови, но они успели пропитаться проказой насквозь, запах от трупов до сих пор пугает маленькую кладбищенскую сторожку Ласку, что кормит могилы рисом и молоком... Но и это не останавливает смертей! По прибытию в город, ТЫ узнаешь, что мертвы не только мертвые, но и бессмертный Симон познал свою могилу (позже, как окажется, во благо науки), а также Хозяйки – местные гадалки-морфинистки, являющиеся иконами для поклонения. Вывод: смерть, упадок, безрассудство – главные составляющие улиц Горхонска.

Жизнь и смерть начинается с театра

«Все говорят: «Невозможно, невозможно, невозможно...», а вдруг получится?» (Самозванка и ее сестра)

Театр занимает в Море лидирующую позицию по шизоидной шкале и значимости в сюжете. В Театре игрок начинает свой путь – в Театре и сдыхает от бубонной Язвы в крови и дерьме, покинутый, никому не нужный... в стиле Достоевского. При встрече Марк Бессмертник лично жмет руку игроку и откровенно насмехается над главным героем за глупую смерть от недосыпа/недоедания/авитаминоза. Ночью в Театр игрок приходит и просто поглазеть – на пантомимы или новый завоз смердящих трупов (на 5 день Театр и вовсе преобразуют в госпиталь, и трупы игрок будет видеть ежедневно). Как ни странно, но пантомимы являются не только своеобразной фичей игры, но и обладают прорицательскими свойствами: предсказывают будущее, делают привороты и отвороты, насылают проказу на врага, влечение на возлюбленного и показывают сколько внуков будет у Гаруспика.

Театральные сценки буквально предсказывают действия ГГ и его судьбу, а также не забывают высмеивать и намекать на глубинный смысл бытия. Трагики и Исполнители только больше заставляют игрока понять – он только раб над творением Ледорубов и даже не имеет права на последний звонок перед казнью.

Ад – это другие

«Че вы все приходите и пялитесь на меня!» (Андрей Стаматин)

Как уже было сказано, город населяют крайне интересные личности с темным прошлым, да и с некрасочным будущим тоже. Живых из них 27 – остальные будут умирать на ваших руках (или от ваших рук) в течении 12-ти дней. Городом правит тройка влиятельных семей – градостроители, идеологи и управители, они же Ольгимские, Каины и Сабуровы.

  • Каины – люди с явным комплексом «сверхчеловека», амбициозные, творческие, властные и держащие Симона 50 лет в морозилке. Верят, что смерти можно избежать с помощью ИДЕИ и принятия Чумы, а достичь сверхчеловеческого обличия – с помощью постройки Многогранника – парящего над землей блендера, в котором обосновалась местная шайка подростков в собачьих масках.
  • Ольгимские – типичные капиталисты-магнаты, владельцы скотобоен, заводов и пролетарских душ. Семья состоит из Толстого Влада и Младшего Влада. Первый по габаритам явно является метисом от заводчанина и быка, многого недоговаривает, флегматичен и тяжел. Его сын тем временем упивается степняцкими историями, копает колодец у себя дома и явно прячет там каких-то крысиных королей (!). Короче, по Тургеневу.
  • Сабуровы – слегла отшибленная парочка, состоящая их коменданта Александра и тайной наркоманки-пророчицы Катерины – последней Хозяйки города. Живут в разных частях дома, видятся редко, половую жизнь не ведут. Одиноки и бездетны (позже удочеряют Клару и жалеют об этом). В диалогах Катерина пару раз намекает на свою болезненную фанатичность и религиозность, а также состояние в крысиной секте пророков и героиновых галлюцинаций.

Каждая из этих семей, что ни удивительно, придерживается своей ИДЕИ и образа обитания в поглощенном Чумой городе. Но и другие жители Горхонска не прочь побаловаться социализмом и вступить в коммунистическую партию…

  • Утописты. Стремятся к идеалу человека и усовершенствованию мира. Таким людям в детстве не редко вместо русских народных сказок на ночь читают «Так говорил Заратустра» и «Преступление и наказание». Любят говорить стихами и зазывать на долгие попойки с участием твириновых настоек. В игре яркими представителями являются братья-архитекторы Стаматины (один – гений с алкогольной эпилепсией, другой – боец с тестостероновой агрессией), мечтательная самоубийца Ева Ян, Бакалавр собственной персоной, семейство Каиных, младший Влад и Марк.
  • Термитцы или Бузарлахаа Бодхо Нунэhэн Ошохо. Чаще всего – степняки чистой воды, люмпен-пролетариат или дети. Из толпы выделяются кепками Ленина и бурятским произношением. Знайте, что каждый ребенок, которого вы встретите на пути – термит и желает снести к чертям Многогранник. Почему? Потому что именно из-за него пришла Чума в город. Вот так вот! Дети даже поделись из-за этого на 2 банды - Песиголовцев и Двоедушников. Если утописты – волевые индивидуалисты, то термиты – сильные, но верящие во власть Земли герои, которые преклоняются перед кровью быков и степняцкими обрядами.
  • Смиренники. Сюда вступают все, кому лень бороться. Герои, под проповедями Самозванки и религиозным смирением, ищут в Чуме наказание за совершенные грехи против Закона – то есть строительства Многогранника (fun fact, он был построен Стаматиным). Любители фатализма. Сюда входят все с грустным лицом и безумным взглядом, с отчаянием в голосе: Стах Рубин, Юлия Люричева, Анна Ангел, Лара, Сабуровы, вор-с-законом Гриф и Оспина.
Анализ сюжета Мор.Утопии

Укуси меня Песчанка!

«…Ты знаешь — а говорят, что у этой болезни все-таки есть разум! Да, она ведет себя как живое существо! Хитрит, прячется, караулит, нападает на слабых и беззащитных — а от сильных и смелых прячется» (Ева Ян)

Причинами, как мы знаем, Второй Вспышки Песчаной язвы, являются: 1) противозаконность Многогранника, 2) сливание крови быков в Землю (она же Матерь Бодхо), 3) наши грешные души. Представленная как Безликое Зло (см. Дэвид Линч), Песчанка проникает сквозь стены ко всем страждущим, медленно высасывая жизненную силу и превращая своих приспешников в стонущих мумий. Там, где проходит она – дома покрываются кровавой плесенью, везде, куда зайдет она, слышны стоны и крики, а само её присутствие называют дыханием смерти. Само её воплощение остается загадкой – то она посещает Гаруспика в образе Клары или Чумного доктора, то она – просто сгусток воздуха, который норовит покусать игрока и инфицировать. Но ее можно лечить – детскими кокаино-образными порошочками в коробочке в форме сердца, а также мертвыми кашами из крови бычар, которую сам лично процедил Артемий. Рубин также пытался создать вакцину из крови покойного Симона Каина, выжав его, как лимон, но, к сожалению, тем самым окончательно прибил беднягу.

Главной целью каждого из врачей является нахождение (любой ценой) способа излечения от Чумы. У Данковского это – научное выпытывание вакцины из Бураха, гуляние по чужим домам и оскорбление чувств верующих. У Гаруспика – ритуальное вспарывание животов быкам, процеживание крови из зараженных органов, а также пожирание гноя червей из мусорных баков. Клара же лечит (и убивает) руками, словно новый Иисус Христос. Аминь.

НЕремейк-переосмысление или О том, как Гаруспик потерял товарищей и начал жрать

«Революции нужны, чтобы уничтожать революционеров» (Максим Горький)

23 мая 2019 года по юлианскому календарю Ледорубами был объявлен выпуск Pathologic 2 – игры не только долгожданной, но и сделанной буквально за деньги фанатов. Из обещаний: обновленный геймплей, новая история, сохраненная атмосфера и смертельная выживаемость на сухпайке. Сделано: симулятор жизни бомжей, в которую входят копание по урнам, поедание гнили, припадки на фоне цветущей твири и ЛЮТАЯ прожорливость Гаруспика. Также были и проблемы с каноничной «сложностью по Дыбовскому», от которой у многих поклонников игры разгорелось пламя и отпали нервные окончания. Сюжет оставили прежним, наделив его прекрасными атмосферными видами на Степь, быками высотой с хрущевку и теряющих рассудок бандитами, которые научились разворачивать игрока на 360 градусов одной рукой и всаживать ему нож под ребра.

Как и можно было предсказать – сюжет был написан только для одного актера. Всем нам известный Артемий Бурах поздоровел, почти женился и выучился на хирурга в Столице, да и вообще стал вполне себе уважаемым ойноном. Но ему вновь нужно спасать Город – на этот раз сразу с 12-ого дня. В театре ему дают последний шанс на спасение Горхона – ну, а дальше… Удивительные путешествия в поисках сухарей, порошочков, ночевки в заброшенном дедовском гараже и любовь до гроба с Инквизитором, а как бонус – новое распространение Песчанки, искание детских закладок и обновленные личики персонажей.

А знали ли вы…

Что мир Мора. Утопии, выполненный в стилистике дарк-кабаре, классической готики и в духе экспериментального театра (в игре есть отсылки к Театру Жестокости, Бертольду Брехту и пьесам Сартра), полностью соответствует настроению осеннего уныния, художественной перцепции и поэзии с твирью у носа? Игра создавалась как произведение искусства и рассчитывала на немедленную реакцию от узких кругов «понимающих». Музыка для Мора была выбрана подходящая – индастриал + эмбиент в темных тонах, а для 2 части группа Theodor Bastard даже выпустила отдельный альбом с бурятскими бормотаниями, мычанием парнокопытных и народными хорами.

Мор. Утопия – это не про утопию, и, не дай бог, про утопический социализм. Мор – про ваши жалкие попытки спасти от Эпидемии город и выжить, но какой ценой? Сколько сил вам предлагают потратить на бессмысленные скитания по кладбищам и мертвецким – в поисках ответа? После всего, что было пройдено – Бакалавр, Гаруспик или Клара – три незаменимых лекаря в городе, иногда безумных, иногда холодных словно лед, но все-таки морально подкованных и отдавших часть своего здоровья на совсем чуждый им Город-на-Горхоне. Зачем? Чтобы убедится в том, что Идея все еще жива в сердцах.

Автор: Аглая Во Мраке (София Михайлова)

2222 показа
8.3K8.3K открытий
22 репоста
37 комментариев

Анализ сюжета Мор. Утопии

Ответить

А какой стоит почитать? 

Ответить

"После стольких лет? Всегда"

Ответить

Извиняйте, но где здесь анализ? Пересказ сюжета с авторскими ремарками вижу, да.

Ответить

А почему бы в «игры» не запостить? Текст интересный и обидно, что просто мимо малеха пройдёт,  всю ленту не так много народу скроллит.

Ответить

Спасибо за предложение! Скорее всего так и сделаю.

Ответить

"на 360 градусов одной рукой"
Наверное всё таки на 180)

Ответить