«Жизнь после «Готики». Обзор Risen 2 и Risen 3

Предисловие: оригинальный обзор написан в блогах сайта StopGame.ru. Я, как его автор, решил продублировать его на DTF.

«Жизнь после «Готики». Обзор Risen 2 и Risen 3

После потери прав на серию Gothic, Piranha Bytes разработали новую серию игр – Risen. Первый «Ризен» является достойной игрой, которая развивает идеи старых «Готик» и в большой степени походит на них. Вторая же часть Risen с подзаголовком Dark Waters совершает довольно странный и смелый ход: кардинальная смена игрового процесса, смена тематики на пиратов с мушкетами, колонии, туземцев и магию вуду. Risen 2 с самого начала рушит «дух «Готики» таким образом, что для некоторых людей ― приговор игре.

«Жизнь после «Готики». Обзор Risen 2 и Risen 3

Геймплей в некоторых местах упрощённее первой части, в некоторых ― просто удобнее. В целом можно сказать, что игра стала динамичнее: появилось разделение на основное оружие (мушкеты, сабли, скипетры) и дополнительное (пистолеты, метательные кинжалы и предметы для «грязных приёмов»), которые можно комбинировать, уклонения заменили на перекаты, лечение происходит без анимации. Захват цели, таргет-лок, включается только при блокировании удара, и то он не слишком жёсткий, ведь обычным смещением мышки можно переключиться с одного противника на другого.

Большое изменение претерпела другая система. Открыв инвентарь, игра останавливается и на полный экран показывает меню с вещами игрока. То есть, в бою можно использовать вещи, не перетаскивая их на активную панель. В некоторых случаях помогает.

Во время боя при необходимости восполнения здоровья, выпив бутылку грога и закусив провизией, придётся какое-то время уклоняться от атак и ждать, пока пройдёт регенерация, чего в предыдущих играх не было. Преимущество алкоголя в том, что он восстанавливает больше и быстрее (UPD: регенерация алкоголем работает только с модфиксом, в обычной же версии здоровье восстанавливается мгновенно), чем обычная еда, которая представлена ресурсом «провиант». И так как игра про пиратов, то никаких негативных последствий алкоголь не несёт (а мог бы!).

Прокачка изменилась: улучшать навыки можно за очки опыта, именуемые Слава. При достижении условного уровня навыка (ближнего, дальнего боя, вуду и так далее) у учителя за деньги можно купить определённые способности как повышающие умения, так и добавляющие новые геймплейные способности. Например, потратив очки опыта на улучшение навыка «Ловкость», можно будет купить способность подкрадывания и увеличение умения взлома или карманной кражи, хотя их прогрессия происходит и при прокачке уровня навыка.

Некоторые способности, например «Хватит болтать!», годятся только для мемов. В игре их применение крайне узко

Впервые появились умения красноречия и запугивания. Использовать их часто не приходится, но небольшую вариативность в диалогах и квестах добавляют.

Изменилась система экипировки: вместо одного цельного сета брони нужно выбирать одежду как на торс, так и на ноги. К тому же теперь броня как защищает игрока от урона, так и даёт некоторый бонус к умениям. Например, чёрный пиратский плащ повышает «запугивание», а одежда вудуиста, соответственно, увеличивает умения магии. Никаких требований к подбору снаряжения нет, примерить можно всё, что игрок купил или нашёл. Так же и с оружием. Поэтому в некоторых случаях лучше не продавать ненужную экипировку, а оставить для конкретных случаев.

Напарники полезны в бою, представляют собой самостоятельную боевую единицу, даже с учётом того, что во время битвы их могут победить. Хотя и бывают случаи, когда они застревают в текстурах, пытаясь найти путь к игроку. Им можно дать грог, местную «хилку», чтобы в бою они могли продержаться дольше.

Магия вуду не слишком обширная в сравнении с магией рун в предыдущих играх, но она достаточно мобильна в использовании, не требует маны (потому что такого параметра в игре просто нет), и её можно комбинировать с другими типами боевой системы. Проблема: на одного противника накладывается только один эффект магии. Нельзя одновременно повесить «Ауру страха», которая вводит в станлок, и «Проклятие», снижающее защитные характеристики врага. Бесполезным было для меня использование «Культа мёртвых» (грубо говоря, умение, определяющее силу призванного духа), так как у меня возможность призвать «призрака» появилась под конец игры, из-за того, что в один момент прохождение основного квеста становится нелинейным.

Магия вуду в достаточной мере полезна

Кстати, о квестах. Система выполнения заданий стала проще из-за введения одной вещи― меток на карте. Они есть и в первой части Risen, но скорее как опция, игру и без них можно пройти, всю необходимую информацию выдают текстом. Во второй же части при выборе активного задания цели помечаются крестиком на карте. И сами квесты зачастую линейны, но об этом позже.

Ещё одно небольшое нововведение — мини-игры. Они выдержаны в пиратском стиле, вроде «Кто кого перепьёт» и «Попади выстрелом из пистолета в летящую бутылку». Последняя, кстати, действительно сложная игра, требующая максимальной концентрации. Для выполнения одного квеста нужно попасть в цель восемь раз из десяти. Задача выполнимая, но попотеть придётся.

«Жизнь после «Готики». Обзор Risen 2 и Risen 3

Обычно не пишу про графику, но раз уж я с одним моим товарищем довольно много на эту тему говорил, то всё же расскажу. Графика, без шуток, хороша. Вода, хоть и не «работает» по физике, выглядит красиво. Окружение в целом приятно глазу, и видно, что поработали над стилем.

Несмотря на техническое несовершенство, игра выглядит красиво

Единственное, что может испортить впечатление, так это анимации персонажей: они очень топорны; лица имеют всего пару эмоций, что разработчики пытаются компенсировать обильной жестикуляцией, как в старые добрые. Но самый главный просчёт — анимация спринта. Она позорнейшая, курам на смех. Кто утвердил её и сказал, что и так сойдёт? У мужских моделей вообще есть серьёзная проблема: голова как-то странно соединена с шеей.

Дизайн почти каждого острова — это коридоры разной степени ширины с небольшими ответвлениями и несколькими «хабами». Такое недоразумение стараются разбавлять просторненькими полями, чтобы приступы клаустрофобии не взяли верх, а также поиском сокровищ.

<p><b><i>Закоулки с нычками довольно очевидны в большинстве случаев</i></b></p>

Закоулки с нычками довольно очевидны в большинстве случаев

Во всяких ответвлениях находятся нычки с небольшими вкусностями. Но большие деньги находятся не в них, а в классических закопанных сундуках и храмах местных туземцев: золото, драгоценности, нефритовые идолы и дорогие столовые приборы. Это ― основной источник дохода. Также в некоторых сокровищах находятся легендарные предметы, которые навсегда повышают определённый навык или умение. До некоторых тайников нужно добираться ручной обезьяной (для этого нужна соответствующая прокачка), так как только она может пролезать в узкие пространства и запрыгивать на некоторые уступы, недоступные для игрока.

«Жизнь после «Готики». Обзор Risen 2 и Risen 3

Сюжеты у Piranha Bytes получаются простыми, и их незатейливость как-то очаровывает. Но во втором «Ризене» я заметил ещё одну особенность сюжета, которая была не такой явной в предыдущих играх разработчиков. Я говорю о сатире приключенческих произведений про избранность главного героя и спасение мира. В «Готиках» это было некоторое нарушение шаблона жанра. Во второй части «Ризена» данную особенность возвели в абсолют.

Почему главный герой избранный? Его наделили силой богов? О божественной силе не может быть и речи, ведь ещё в первой Risen говорится о том, что боги покинули этот мир. Нет, просто герой — птица свободного полёта, легкомысленный человек, вечно сующий свой нос во все передряги. Игра прямым текстом заявляет и часто подчёркивает, что протагонист не от мира сего, он слишком сильно выделяется своим поведением. И герой во второй части прекрасно понимает свою избранность, частенько шутит и отсылает на эту тему. Имеет право, ведь он натворил великих делов в первой части! Хотя и явно подразумевает, что эти приключения ему осточертели.

Подобные разговоры, концентрирующиеся на личности главного героя, часто происходят в игре

Протагонист не бесхарактерная кукла, у него есть личность. Игрок вправе делать определённый выбор, но на персонаже это никак не скажется. В контексте серии Risen я бы даже сказал, что отыгрыш во второй части более узок, чем в первой. Но справедливости ради отмечу, что и раньше выбор в играх Piranha Bytes не особо влиял на нарратив (кроме третьей «Готики») — сюжет всё равно был полностью линеен. Во второй же части Risen стал чересчур прямым в этом плане. Во время прохождения данная особенность не доставляет неудобства, но тем не менее обидно, что игрока лишили такого разнообразия.

Но вот что больше всего поражает — протагонист в очередной раз без имени. Вроде немоты для отождествления игрока с главным героем, но в данном случае всё сделано… по приколу? Или, опять же, тонкая немецкая сатира? Для себя я решил, что это просто одна из фишек повествования у «Пираний».

Сюжет сугубо приключенческий: нужно собрать оружие и артефакты для борьбы с одним из Лордов Титанов — Марой, у которой, по слухам, в подчинении Кракен. Поручают задание, соответственно, лучшему человеку в таких делах, лейтенанту Инквизиции, одноглазому алкоголику — Безымянному. Параллельно с этим Инквизиция готовит эвакуацию Кальдеры и планирует осваивать новые земли, так как их материк оказался меж двух Лордов Титанов, Урсегором и Измаилом.

<p><b><i>Карта места действий игры</i></b></p>

Карта места действий игры

Сама вселенная Risen благодаря второй части расширилась: продемонстрировано два континента с разными культурами и несколько островов между ними вместо одного острова-аутсайдера в первой части; показали общество пиратов, их быт; произошёл (даже слишком резкий) скачок технологий, и луки с арбалетами остались не у дел.

Инквизиция отказалась от использования магии и наложила на неё вето, вследствие чего все маги разбрелись кто куда. Само решение Инквизиции понятно: последствия событий первой части. Вопрос в другом: куда ушли маги? Единственное место, куда они могли в теории пойти — соседний континент, но там о них нет ни одного упоминания, нет следов. Ясно, что нужно было объяснить замену классической магии магией вуду, но сделано это по меньшей мере неаккуратно. Хотелось бы иметь два типа «колдунства», но разработчики ограничились одним.

А в чём они себя, по моему мнению, превзошли, так это в отношениях героя с напарниками. Все товарищи колоритные: что давняя подруга протагониста из первой части Пэтти (с повадками цундере), что гном-воришка Джаффар, что безумец Бонс, потерявший душу, и так далее. С ними часто разговариваешь, они сами иногда встревают в разговор героя с кем-то, у всех разные взгляды на жизнь, а у некоторых даже есть личные квесты. Но нет системы репутации: что бы герой ни делал, отношения с напарниками не изменятся.

«Жизнь после «Готики». Обзор Risen 2 и Risen 3

Для меня это лучшая сюжетная игра от Piranha Bytes, но не без проблем. Повествование отличное, но оно слишком линейное. Усугубляет ситуацию отсутствие геймплейного разнообразия, из-за чего перепрохождение не имеет никакого смысла: либо игрок использует саблю и мушкеты, либо саблю, мушкеты и магию вуду, третьего не дано. Что печалит.

«Жизнь после «Готики». Обзор Risen 2 и Risen 3

Исправить геймплейную однообразность решилась третья часть Risen с подзаголовком Titan Lords. Разницы со второй не слишком много на первый взгляд. Но отличия есть, и то, что различается — различается кардинально. Я напишу только о том, что изменилось, что добавилось и как это выглядит.

«Жизнь после «Готики». Обзор Risen 2 и Risen 3

Игровой процесс в основном остался прежним, даже интерфейс и анимации, с небольшими исправлениями, напрямую перекочевали из предыдущей игры. Компенсирует такое упущение тот факт, что в третьей части появилось сюжетное и геймплейное разнообразие: мало того что можно вступить в одну из трёх разных фракций, так и с появлением моральной системы позволено отыгрывать и чудака на букву «м», и рыцаря на белом коне. Чуть подробнее про «мораль» позднее.

Если во второй части из магии была доступна только магия вуду, то в третьей части к ней добавились магия рун и магия кристаллов. У каждой магии есть уникальные заклинания, например, «Удар молнией», «Огненный дождь» и «Лечение» есть только у «кристаллов», но «Призыв Теневой Гончей» — только у «рун». Не вступив во фракцию, использовать их игрок может, но в качестве расходников, свитков.

Графическую часть подтянули, смотрится ещё приятнее

Как и во второй части, в игре нет системы маны, но появилось разделение на боевую магию и вспомогательную. Боевая занимает основной слот оружия и не имеет кулдауна, тогда как вспомогательная занимает лишь слот быстрого доступа и имеет время отката заклинания.

Открытие новых магических умений происходит после вступления во фракцию и не за счёт очков опыта или золота, а с помощью специальных ресурсов: для «кристаллов» – магические кристаллы (логично), для «рун» – древние таблички, для магии вуду – нефрит. Ими игрок платит учителям, которые взамен обучают новым заклинаниям. Все эти ресурсы спокойно находятся при исследовании мира или в карманах торговцев.

Быть магом никто не заставляет. Но зачем отказывать себе в удовольствии?

Использование дополнительного оружия без кулдауна не так ломает баланс, как показалось мне сначала. Да, пистолеты и иже с ними дают существенный урон врагам в первое время, но чем дальше по игре, тем больше полагаешься на основное оружие, так как урона вносит больше. Второстепенное нужно использовать по ситуации.

Для ещё большего упрощения выполнения квестов добавили мини-карту. Проблема её в том, что она охватывает чересчур малый радиус, буквально метров пять. Она всё равно показывает стрелкой, куда идти по заданию, так что нововведение не настолько бесполезное. Но я её выключил, и она заменилась на привычный компас.

Появились морские баталии. Да, во второй части их не было, хотя она и позиционировалась как игра с пиратской тематикой. Всего таких баталий три и… Это не самые лучшие моменты игры. Тот случай, когда можно похвалить за идею и старание, а за реализацию еле дотянуть до троечки из пяти.

«Морские сражения»? Скорее «морские догонялки»

Корабль управляется как о-о-очень медленный автомобиль, и ему даже поправку на ветер делать не надо. Есть залповые выстрелы слева и справа, которыми довольно тяжело попасть во врага, и прицельный выстрел с носа корабля, который наносит мало урона, но точнее бьёт, и чаще я пользовался именно им.

Батальная локация всего лишь одна. И весь бой состоит в том, чтобы догонять морское чудище, которое периодически отстреливается зелёной жижей. Не знаю, благодарить ли Всевышнего, но таких морских столкновений, как я писал выше, всего лишь три (последнее – самое противное), и о каждом из них будут предупреждать игрока. В общем, такое себе развлечение, но оно занимает от общего игрового процесса меньше часа и для меня критическим моментом не стало.

«Жизнь после «Готики». Обзор Risen 2 и Risen 3

Я скептически относился к появлению нового Безымянного и к тому факту, что героем стал брат подруги протагониста из предыдущих частей. То есть для истории более органично смотрится хрен знает откуда взявшийся человек без имени и прошлого, но с великим будущем, как было раньше. В третьей же части из ниоткуда появляется сын капитана Стальной Бороды, который упоминался в первой части и появлялся во второй, где и принимал активное участие в сюжете. Справедливости ради, хотя герой словно рояль в кустах, всё же полным картоном назвать его не получится (думаю, этому способствовала фанатская русская озвучка), но очевидно, что он более плоский персонаж, чем предшественник. Подозреваю, что таковы последствия внедрения моральной системы.

Данная система призвана вносить ещё больше разнообразия. Мало того что есть три фракции, в каждую из которых можно вступить, так ещё и можно отыгрывать три типажа: добряка, злюку или ситуативного. Есть стобалльная шкала «Мораль», где десятка означает, что ты демон во плоти, а девяносто — ангел. На неё влияет не только выбор в заданиях, но и обычные реплики, сказанные героем собеседнику, а также использование кое-каких специальных предметов. Геймплейно значение «Мораль» будет влиять только при игре за злого персонажа: в мире появятся дополнительные противники.

Сюжет всё так же приключенческий, но он стал более личным для главного героя. Первоначальная цель его — вернуть собственную душу из Царства Мёртвых, потерянную во время поисков очередных сокровищ. В конце концов это приводит к тому, что нужно победить очередного Повелителя Титанов и спасти мир. Стоит отметить, что градус сатиры уменьшился в разы. Повествование стало более серьёзным, что вовсе не означает отсутствие юмора как такового, но для меня разница оказалась большой. Видно, что подход к повествованию относительно второй части изменили.

<p><b><i>Карта места действий игры. Из общего со второй частью только три нижних справа острова</i></b></p>

Карта места действий игры. Из общего со второй частью только три нижних справа острова

Вселенную Risen третья часть также расширила. Наконец-то дали ответ на то, куда делись маги во второй части: они сбежали на остров Таранис, некогда принадлежавший гномам. Открыли для исследования новый материк Каладор с проживающими на нём охотниками на демонов. Показали новое туземное племя Кила, которое поклоняется Оракулу или же Марголот — самому древнему существу в мире. Немного подробнее рассказали про Царство Мёртвых и в целом загробную жизнь во вселенной Risen.

В игре две концовки, хорошая и плохая, в зависимости от показателя «Мораль» игрок получит одну из них. Что уж греха таить, обе отстойно сделаны. Ни эпилога, ни разговора за кадром между главным героем и Пэтти, как было раньше, ни размышлений о том, что будет дальше. Одно большое НИ-ХРЕ-НА. Такой халтуры в предыдущих играх разработчиков вообще не было. Да даже если абстрагироваться от прошлых игр, то концовки всё равно слабые. Особенно для части, которая завершает серию!

Усугубляет ситуацию ещё и то, что во время игры тебя готовят к грандиозному финалу: дают поговорить с важными персонажами из прошлых частей, дают намёки на их непосредственное участие, даже прежнего протагониста из двух предыдущих игр серии можно встретить! Но в итоге всё это выглядит, как обычное камео, которое никак, и я ещё раз подчеркиваю, НИКАК не влияет на финал.

Сразу после прохождения я воспринял данную проблему не так отрицательно. Но чем больше думаю над всей ситуацией, тем сильнее недоумение. Можно было закончить серию куда как лучше.

Немного про озвучку

Фанатская озвучка от GamesVoice хорошая, хотя и встречалась странная, переигрывающая и недоигрывающая актёрская игра, что в принципе в некоторой степени относится и к официальным озвучкам игр Piranha Bytes, если задуматься. Даже для меня, невежды в таком деле, это понятно. Голос протагониста, который поначалу я не особо принимал, в дальнейшем заиграл отлично. Актёр звучит как и в меру угрожающе, так и дружелюбно, очень подходит для той самой моральной системы. Почему я так много о голосе героя пишу? Потому что английский голос, я проверил, звучит всегда одинаково натужно-устрашающе, а предпосылок к тому, что герой является потомком ведьмака, я не встретил. Не то чтобы такая игра голосом не имеет права на существование, но ближе мне всё-таки русский вариант.

«Жизнь после «Готики». Обзор Risen 2 и Risen 3

Геймплей явно улучшен и более разнообразен по сравнению с предыдущей частью. Но сюжет, по идее завершающий трилогию, заканчивается ничем, и та самая моральная система преимущественно влияет только на концовки, которые отстойные. К тому же повествование лишилось сатирического подхода и стало чуть более серьёзным: не то чтобы плохое изменение, но лично для меня это упущение.

«Жизнь после «Готики». Обзор Risen 2 и Risen 3

Я слышал много утверждений о том, что Piranha Bytes из раза в раз делают очередную «Готику». Но лично я категорически против того, чтобы называть вторую и третью часть Risen «чем-то вроде Готики, только хуже/лучше». Первые две Gothic — это «Готика». Первый Risen — это «Готика». Все остальные игры схожи лишь тем, что их делала та же студия разработчиков, но подходы совершенно разные.

В последних двух «Ризенах» изменилось повествование: главный герой стал больше значить для истории как личность; моральная система из третьей части позволяет отыгрывать разные типажи; очень часто используются постановочные кат-сцены на движке игры.

Изменился также игровой процесс: боёвка стала быстрее, выполнение квестов упрощено за счёт маркеров, локации не особо просторны и скорее напоминают коридорчики с закоулками (намного лучше дела обстоят в третьей части, но факт фактом).

Проблема серии Risen заключается в том, что она находится на промежутке между классическими играми «Пираний» и новой игровой вселенной этих же разработчиков. Соответственно, в сегодняшнее время она никому толком не нужна. Захочет человек притронуться к классике — поиграет в «Готику». Если ему нужно что-то новее — выберет ELEX. «Ризену» же придётся стоять в сторонке.

В общем и целом это хорошие игры, которые, будем честны, неказисто выглядят, имеют странные геймплейные особенности и упущения. Мне приходит на ум аналогия с японскими RPG, где используют свои подходы к игровому процессу. Также и с играми немецкой студии. Будет звучать пафосно, но они делают своего рода уникальные игры, которые можно либо любить, либо ненавидеть. И я совершенно не могу отрицать тот факт, что их игры постоянно совершенствуются и изменяются, а не стагнируют.

«Жизнь после «Готики». Обзор Risen 2 и Risen 3
1414 показов
14K14K открытий
149 комментариев

В свое время очень много хейта вылилось на 2 часть. Пройдя игру взахлеб я так и не понял причин. Да, игра была очень плоха в техническом плане, но после пары патчей проблем не было и игра достойна внимания, особенно в наше время.

Ответить

 Игра плоха тем, что все ждали Risen 2, а получили "Совсем другая игра, какого-то хуя про пиратов, а че собственно блять случилось то, где наследник готики". Вот по этой причине игру и засрали. Я заставил себя пройти игру перед выходом третьей части, с релиза не смог осилить. назвали бы игру "Пираты выдуманного моря", ну ок. А тут полный отход от их же первой части. Это как спрашивать, а почему "Готика Аркания" хуевая ? Может потому что это хуйня какая-то левая ? 

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Согласен, отличная игра.

Первая часть мне особо не запомнилась, точнее помню, что начало было интересное, а потом просто беготня и всё.

Вторая вообще, как глоток свежего воздуха. Впервые так зашла пиратская тема и каких то проблем в игре я вообще не помню. Кто-то ругает боевку, добрый день, у пираний всегда была хреновая боевка - полный отврат в г1 и г2, тупое заклинивание в г3, в элексе тоже что-то непонятное, но в райзенах (во всех) меня от боевой системы так блевать не тянуло.

Ответить

Пройдя игру взахлеб я так и не понял причин.боевка? которую не поправили ни одним из патчей?

Ответить

Вердикт прост - не Готика.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить