«Мы хотим развлекать, а не возбуждать»: почему порноигры для Atari 2600 разозлили американское общество

История о том, как два бизнесмена хотели заработать, а затем попытались обмануть публику.

Иллюстрация: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fwww.angelicaalzona.com%2F&postId=866455" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Angelica Alzona</a> для Kotaku
Иллюстрация: Angelica Alzona для Kotaku

В начале 80-х на рынке США появилась серия Mystique, в которой выпускались порноигры для Atari 2600. Их авторы хотели заработать на популярности эротического контента и копировали геймплей известных игр, заменяя лишь модели героев. Они исчезли с прилавков так же быстро, как и появились, но успели возмутить американское общество.

Недавно автор Kotaku Кейт Уиллерт опубликовала расследование о серии Mystique. Выбрали из него главное.

Предыстория

Однажды консультант по маркетингу Стюарт Кестен и его друг Джоэл Мартин, работавший в сфере детских игрушек, придумали интересную идею — создавать видеоигры для взрослых. Они считали, что у них обязательно найдётся аудитория, так как в Северной Америке тогда был популярен эротический контент.

Кестен (слева) и Мартин (справа)
Кестен (слева) и Мартин (справа)

С определением игровой платформы проблем не возникло. В ноябре 1981-го Кестен изучил рынок и узнал, что у каждого третьего подписчика эротического журнала Penthouse есть консоль Atari 2600. Кроме того, коллеги общались с ритейлерами и производителями видеоконтента для взрослых, которые поддержали идею создавать эротические игры. Свою студию, American Multiple Industries (AMI), Кестен и Мартин основали уже в июле 1982-го и наняли 34 разработчика.

Коллеги не хотели выходить на рынок без подготовки. Они лицензировали бренд Swedish Erotica у компании Caballero Control Corporation (ССС): под ним в США выпускались самые известные фильмы для взрослых. Бренд был настолько популярным, что с конца 70-х его лицензировали для продажи сопутствующих продуктов: к примеру, игральных карт и секс-игрушек.

Население США воспринимало Швецию как сексуально раскрепощённую страну, поэтому в Северной Америке было популярно шведское порно. Вероятно, CCC надеялась заработать больше, используя бренд Swedish Erotica
Население США воспринимало Швецию как сексуально раскрепощённую страну, поэтому в Северной Америке было популярно шведское порно. Вероятно, CCC надеялась заработать больше, используя бренд Swedish Erotica

По условиям договора, CCC помогала рекламировать игры AMI и получала роялти с их продаж. Маркетинговая кампания началась уже через неделю после основания студии Кестена и Мартина.

Тогда планировалось, что AMI запустит три игры в октябре 1982-го, ещё три — в январе 1983-го, а потом будет выпускать их ежемесячно. По прогнозам Кестена, выручка с продаж должна была составить более десяти миллионов долларов при затратах в десять раз меньше.

Кестер и Мартин были настолько уверены в успехе, что хотели продавать свои игры за 50 долларов, а не за привычные в те времена 30. Коллеги знали, что люди не жалели денег на покупку дорогих видеомагнитофонов и VHS, на которых распространялись порнофильмы, и надеялись, что покупатели будут готовы заплатить за интерактивный контент.

Логотип AMI
Логотип AMI

Кестен рассчитывал, что после успеха первых релизов AMI займётся игровыми адаптациями фильмов CCC, а потом с её помощью закупит права на известные франшизы. Он планировал, что уже через год после основания AMI станет самой крупной игровой компанией после Atari.

Этим планы бизнесмена не ограничивались: ему хотелось выпускать игры на разных платформах и даже разрабатывать свои устройства. Так, сотрудники AMI одно время обдумывали идею создать портативный девайс, который «грязно» разговаривал с пользователем.

Обложка Bachelor Party — одной из первых игр AMI 
Обложка Bachelor Party — одной из первых игр AMI 

Однако репутация у CCC была не лучшей, что ставило бизнес Кестена под угрозу. Дело в том, что CCC распространяла не только порнофильмы, но и детские мультфильмы под отдельным брендом — Family Home Entertainment. Публике не нравилось, что настолько разными типами продукции занимается одна и та же компания.

Поначалу представителей AMI это не смущало, но уже в конце сентября их мнение изменилось. Поэтому, чтобы не навредить продажам игр, представители AMI попытались избавиться от ассоциаций с работой CCC.

В интервью крупным СМИ вроде Los Angeles Times Кестен говорил, что AMI купила права на бренд Swedish Erotica лишь для того, чтобы завоевать доверие розничных сетей и прорваться на рынок. К слову, он отказывался называть игры AMI порнографическими и сравнивал их скорее со сборником пошлых шуток.

Мы хотим развлекать, а не возбуждать. Публика должна улыбаться и смеяться при запуске наших игр.

Стюарт Кестен, сооснователь American Multiple Industries

Игры AMI считались частью единой серии Mystique и действительно напоминали порнопародии.

Например, Bachelor Party оказалась копией Breakout от Atari, но в ней вместо мячика и стены использовались модели голого мужчины и обнажённых женщин соответственно. Beat ‘Em And Eat ‘Em — переосмысление Kaboom! от Activision, в которой нужно ловить не бомбы, а сперму. Разумеется, в ней тоже были голые люди.

Обложка Beat ‘Em And Eat ‘Em
Обложка Beat ‘Em And Eat ‘Em

Автор Kotaku отмечает, что если бы AMI остановилась на этих двух играх, то серию Mystique быстро бы забыли. Однако студия начала работу над третьим проектом, Custer’s Revenge, который привлек к его авторам внимание всей страны.

Скандалы вокруг порноигры

Главный герой Custer’s Revenge — генерал Джордж Армстронг Кастер: он был героем армии США и погиб в 1876 году во время Индейских войн. Авторы игры решили представить военного как одержимого сексом персонажа. Его задача — обойти препятствия и добраться до столба, к которому привязана индейская девушка: чем чаще игрок «овладеет» незнакомкой, тем больше очков получит. Так разработчики представили изнасилование как месть героя за войну.

Обложка Custer’s Revenge. Геймплей можно посмотреть <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DGMkzkYTI_gM&postId=866455" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">здесь</a>
Обложка Custer’s Revenge. Геймплей можно посмотреть здесь

Активисты и коренные американцы узнали о Custer’s Revenge ещё до старта её рекламной кампании. Но большинство геймеров не подозревали, чем нужно заниматься в игре, до её публичного показа: в рекламных текстах в СМИ о завязке Custer’s Revenge не упоминалось. Журналисты The Hollywood Reporter и вовсе написали, что девушку в игре нужно спасти.

Всё изменилось 13 октября 1982 года, когда AMI показала геймплей своих игр на закрытом мероприятии в одном из ночных клубов Нью-Йорка. Тем же вечером кадры из Custer’s Revenge промелькнули в ТВ-новостях. Полноценная презентация для публики была запланирована на следующий день в отеле New York Hilton, но провести её спокойно AMI не удалось.

Сотни активистов и простых людей собрались около гостиницы, требуя отменить выпуск игры: среди них, конечно, оказались и коренные американцы. Некоторые СМИ писали, что митинг был организован самой AMI ради пиара игры, но, по словам автора Kotaku, это было маловероятно.

«Мы хотим развлекать, а не возбуждать»: почему порноигры для Atari 2600 разозлили американское общество

Кестен и Мартин всячески открещивались от темы изнасилований и пытались убедить публику, что, пусть герой и соблазняет девушку, она получает удовольствие от его внимания. В доказательство они приводили улыбку на её лице, появляющуюся во время полового акта.

Когда Custer’s Revenge готовилась к релизу, выяснилось, что Revenge — имя девушки: это было упомянуто в описании на коробке игры. Со стороны могло показаться, что публика поспешила упрекнуть разработчиков в пропаганде насилия. Однако незадолго до релиза AMI рассылали пресс-киты с другим текстом, в котором не упоминалось имя девушки, но описывалась цель игры — свести старые счёты.

Текст, использовавшийся для продвижения игры до релиза, выделен синим. Видно, что<span> после скандалов </span>формулировки сильно изменились
Текст, использовавшийся для продвижения игры до релиза, выделен синим. Видно, что после скандалов формулировки сильно изменились

После протеста люди разозлись ещё больше, а Atari объявила, что подаёт в суд на AMI, чтобы не допустить выпуска игры на своей консоли. Кестен в то время отшучивался, что новая студия удачно привлекла внимание гиганта индустрии. Обращение Atari ни к чему не привело, но это оказалось не последнее судебное разбирательство для AMI.

Кестен отказывался отменять выпуск Custer’s Revenge, так как вложил слишком много денег в её разработку и продвижение. В ответ активисты подавали на него в суд. Девятого ноября они частично добились цели: в этот день в округе Саффолк (штат Нью-Йорк) начались обсуждения резолюции о том, что видеоигры, пропагандирующие преступную деятельность, представляют опасность для населения.

Atari пыталась доказать, что авторы Custer’s Revenge не уточнили, что игру сделала не она, и тем самым нанесли ущерб имиджу компании. Но оказалось, что это было прописано мелким шрифтом на коробках с игрой
Atari пыталась доказать, что авторы Custer’s Revenge не уточнили, что игру сделала не она, и тем самым нанесли ущерб имиджу компании. Но оказалось, что это было прописано мелким шрифтом на коробках с игрой

После этого Кестен подал ответный иск: по его мнению, власти нарушили Первую поправку Конституции США о свободе слова, а ритейлеры боятся продавать игру из-за судебного наказания. Он требовал одиннадцать миллионов долларов в качестве компенсации.

Комиссар округа Саффолк по правам потребителей согласился, что резолюция кажется антиконституционной, и предложил создать систему возрастных рейтингов в игровой индустрии.

Однако многочисленные суды закончились ничем, и Custer’s Revenge попала на полки магазинов в конце ноября вместе с двумя другими играми AMI. Авторы воспользовались шумихой для продвижения: в журналах встречалась реклама с предложением заказать скандальную игру по почте.

Саффолк оказался не единственным округом, который попытался запретить игру. Кестен отмечал, что офисы AMI громили вандалы
Саффолк оказался не единственным округом, который попытался запретить игру. Кестен отмечал, что офисы AMI громили вандалы

В те дни Кестен почти не появлялся на публике. Бизнесмен лишь изредка дежурно напоминал, что в играх студии нет насилия, и они нравятся даже его 11-летнему сыну. Однако за пару недель до этого он говорил, что не разрешал ребёнку запускать Custer’s Revenge.

Публично выступали другие представители компании, но они делали только хуже. Так, один из них заявил, что герой Custer’s Revenge не жесток по отношению к женщине, так как он не избивал её, когда привязывал к столбу.

«Мы хотим развлекать, а не возбуждать»: почему порноигры для Atari 2600 разозлили американское общество

Судя по рецензиям в СМИ, игры серии Mystique могли запомниться только благодаря скандальному маркетингу: ничего интересного в них больше не было. Журналисты называли геймплей скучным, утомительным и примитивным, а некоторые вовсе отказались их рецензировать.

Пресса гадала, останутся ли «творения» AMI в истории или публика их забудет, как только привыкнет к существованию игр для взрослых. Со временем стало ясно, что всё-таки забудет, но развязка истории AMI оказалась неожиданной.

Загадочное исчезновение

В январе 1983-го СМИ сообщили, что Custer’s Revenge пропала с полок магазинов, а про AMI никто не слышал уже пару месяцев. На промо-мероприятиях публика узнала, что игры серии Mystique с этого месяца выпускаются под названием PlayAround. Более того, менеджеры, которые ещё недавно представляли AMI, теперь работали на загадочную GameSource.

В том же месяце эта компания опубликовала пресс-релиз, уточнив, что она приобрела у AMI права на продажу и дистрибуцию линейки игр для взрослых. Кроме того, GameSource сообщила, что снимает с продажи Custer’s Revenge из-за реакции публики. Представитель компании Ричард Льюис заявил, что компания посчитала дальнейшее продвижение игры бесполезным, но отметил, что он и его коллеги считают возмущение людей неоправданным.

С другими проектами AMI, Bachelor Party и Beat ‘Em And Eat ‘Em, ничего скандального не произошло. GameSource добавила к ним ещё три игры, законченных AMI, и выпустила их на картриджах «два в одном». Цена была всё той же — 50 долларов.

Льюис упоминал, что компания заинтересована в разработке реиграбельных проектов, которые смогут удерживать внимание игрока после того, как тот ознакомится с основной концепцией.

Обновлённая реклама с пометкой серии PlayAround. Три другие игры назывались <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3D1ohGraztbwA&postId=866455" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Knight On The Town</a>, <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DFfCrJ491y20&postId=866455" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Burning Desire</a> и <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DQxWNcTyhqlE%26amp%3Bt%3D130s&postId=866455" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Cathouse Blues</a>. Интересно, что у каждой из них было по две версии с разными протагонистами — мужчиной и женщиной
Обновлённая реклама с пометкой серии PlayAround. Три другие игры назывались Knight On The Town, Burning Desire и Cathouse Blues. Интересно, что у каждой из них было по две версии с разными протагонистами — мужчиной и женщиной

Вскоре после анонса GameSource Стюарт Кестен сообщил, что AMI больше не будет заниматься играми: по его словам, негативная реакция публики мешала вести бизнес. Казалось, что неравнодушные граждане могли поздравить друг друга с победой, но всё оказалось не так просто.

В марте 1983-го активистка Кристен Райли узнала, что права на дистрибуцию игр серии PlayAround внезапно перешли от GameSource к одноимённой студии PlayAround, недавно созданной в Нью-Йорке. Что ещё интереснее, руководил новой компанией Джоэл Мартин — давний коллега Стюарта Кестена и сооснователь AMI.

Мартин всегда держался в тени напарника и редко давал интервью. Он был настолько незаметен, что СМИ даже путали его имя при цитировании. Райли заподозрила, что GameSource создали лишь для того, чтобы разыграть выход AMI из индустрии.

Обложка игры Knight On The Town
Обложка игры Knight On The Town

Благодаря журналу Video Games стало известно, что GameSource руководят два человека, связанных с Кестеном — бывший президент компании CCC Ноэл Блум, который продал AMI права на бренд Swedish Erotica, и Майкл Уорнер, чья Great Western Litho печатала коробки для порнофильмов CCC. К тому же GameSource основали в середине ноября 1982-го — а ведь именно тогда начались разговоры о запрете Custers’s Revenge.

СМИ писали, что Стюарт Кестен владел долей GameSource, а права на порноигры ей передали с помощью гонконгской фирмы JHM Ltd. Оказалось, что всё это время китайская компания владела частью прав на серию Mystique. Вряд ли стоит удивляться, что она тоже оказалась связана с AMI.

Обложка игры Burning Desire
Обложка игры Burning Desire

Выяснилось, что её название совпадает с инициалами полного имени Джоэла Мартина: Joel H. Martin сокращается до JHM. Помимо этого, он управлял китайской компанией Castlespring Enterprises, которая занималась производством пластмассы. К слову, её основала жена Мартина.

Паззл окончательно сложился, когда в журналах появились новые рекламные баннеры серии PlayAround. В них мелким шрифтом было указано, что недавно образованная компания PlayAround — подразделение Castlespring Enterprises.

Реклама игр в разные месяцы. Castlespring Enterprises упоминается на правой картинке. Можно также заметить, что с обложек почему-то пропал бренд Swedish Erotica
Реклама игр в разные месяцы. Castlespring Enterprises упоминается на правой картинке. Можно также заметить, что с обложек почему-то пропал бренд Swedish Erotica

Таким образом, Стюарт Кестен попытался разыграть историю с уходом AMI из игровой индустрии, тайно передав все права на серию Mystique/PlayAround своему давнему коллеге Джоэлу Мартину, который всё это время держался в тени и возглавлял другую компанию. Об этом было неизвестно, так как СМИ мало интересовались Мартином даже несмотря на то, что его называли автором и дизайнером игр AMI.

Однако хитрый план бизнесменов не сработал: порноигры AMI для Atari 2600 вскоре совсем пропали с прилавков магазинов. Вероятно, PlayAround отказалась от их производства из-за плохих продаж: публика вряд ли повлияла на это решение, так как закулисные детали истории стали известны лишь много лет спустя.

Обложка игры Cathouse Blues
Обложка игры Cathouse Blues

Точной информации о продажах серии Mystique/PlayAround нет. Кестен упоминал в интервью, что игроки купили 200 тысяч копий Beat ‘Em And Eat ‘Em и Custer’s Revenge, а также 100 тысяч копий Bachelor Party. По его словам, AMI выполнила план и осталась довольна этими цифрами.

Не исключено, что Кестен приукрасил картину, так как в январе 1983-го представитель GameSource говорил о 75 тысячах проданных копий скандальной Custer’s Revenge. Трудно сказать, много это или мало, так как в те годы данных о продажах игр почти не публиковалось.

Невозможно назвать точную причину исчезновения серии Mystique/PlayAround, так как ни один из героев истории не дал комментариев для статьи Kotaku. Не исключено, что на её закрытие повлиял кризис, который начался в 1983-м из-за перенасыщения рынка видеоигр. Так или иначе, никто больше не пытался так же дерзко ворваться в эту сферу.

Однако компании AMI всё-таки удалось оставить свой след в истории: первый крупный скандал в индустрии разгорелся именно из-за её игры.

153153
24 комментария

А почему скринов с игр нету? 

45

Комментарий недоступен

21

Передёрнуть на сиську из 2 пикселей захотелось? :)

15

Если в статье об играх нет геймплейных скриншотов я ставлю минус, задолбали уже в конец.

12

Комментарий недоступен

6

Если в статье об играх нет геймплейных скриншотов я ставлю минус, задолбали уже в конец.

2