Обитель фантазии. Обзор дилогии Parasite Eve для PSOne

Что будет если объединить Resident Evil и Final Fantasy? Ответ дает Squaresoft.

Обитель фантазии. Обзор дилогии Parasite Eve для PSOne

После успеха Resident Evil многие именитые и не очень студии пытались повторить успех используя схожую формулу геймплея: Silent Hill, Dino Crisis, Martian Gothic, Vampires Countdown и т.д. Хорошие игры разбавляли одноразовые поделки, а те немногие, кто выжил в этой бойне за внимание потребителя, выросли в отдельные серии. Среди студий, что влились в эту борьбу была и Squaresoft, которая была известна своими самыми популярными играми в жанре JRPG. Оттого и не удивительно, что ее попытка запрыгнуть в поезд везущий лавры Resident Evil была приправлена ролевым опытом. Весной 1998 года, заручившись поддержкой самого Хиронобу Сакагучи (создатель Final Fantasy), Square явила миру свою новую игру.

Parasite Eve ( 29 марта 1998)

Игра встречает нас видами Статуи Свободы и рождественского Нью-Йорка. Главная героиня офицер полиции Айя Бреа приезжает в оперу, где во время выступления происходит инцидент. Ведущая певица по имени Ева устроила массовое убийство посредством воспламенения зрителей в зале. Айя стала одной из немногих кто не пострадала и она, в вечернем платье, бросается следом за убегающей подозреваемой.

В подробности истории вдаваться не буду. Его можно описать одним словом - митохондрии. При простой завязке, тут найдется место и лютой японщине, и драме, и жути в стиле вступления в опере. Игра проведет героиню через музеи, склады, знаменитый Нью-Йоркский парк и саму статую Свободы. Событий, и "вот это поворотов" хватает. Общий налет странностей и капелька нуарности только усиливает погружение, а делать это в компании очаровательной героини вдвойне приятно.

Сосредоточимся на изменениях в формуле Resident Evil.

Первый пример внедрения ролевых элементов происходит уже в самом начале игры. Несмотря на то, что героиня имеет имя, игрок волен сам назвать персонажа во всплывающем окне подобно любой Final Fantasy. Приятно и неожиданно так как у конкурентов такого не было. Однако, тут же игра подкидывает минус - отсутствие озвучания.

Да, как в тех же FF и других ролевых играх на PSOne, нам приходиться читать текст. Это при том, что в вышедшей двумя годами ранее Resident Evil уже была озвучка, при том, что игра называет себя "the cinematic rpg". Можно сказать, что озвучка в первом RE плохая, да и в RE2 не лучше, но в том же 1998 году вышла полностью и хорошо озвученная легенда - Metal Gear Solid. Отговорка, что персонажи обращаются к героине напрямую тоже не работает, так как мы можем менять только имя. Ничто не мешало сделать обращение исключительно по фамилии. Да, странно, но Шепард это пережил.

Что касается графики что тут, что в сиквеле Square не стали рисковать и делать игру в полном 3D. Подобно Resident Evil, Dino Crisis 2 и иже сними мы имеем двумерные задники и трехмерных персонажей.

После яркого и огненного вступления, героиня следует за Евой и сталкивается с первым врагом - мутировавшей крысой. Жуткий в своей красоте ролик про мутацию безобидного грызуна в чудовище до сих пор вызывает омерзение. Японцы постарались на славу. Перед игроком открывается местная боевая система. Именно система, а не 3D экшн по типу RE.

У героини есть ATB-полоска как, все верно, в FF. А сами сражения напоминают будущие Vagrant Story и FFXII. Айя вольна двигаться по время боя пока копится шкала АТВ. Как только это произойдет можно совершить действие: выстрелить из оружия или применить местную магию - parasite energy (PE). Причем у разных типов оружия разное количество выстрелов, которые Айя делает за ход. И да, из врагов выпадают циферки. Белые обозначают обычные, а желтые критические попадания.

PE тут тоже разная: атакующая, защитная и лечащая. После убийства врагов, Айя получает опыт и растет в уровне. Вместе с ним прокачиваются разные характеристики: от здоровья и скорости АТВ до количества PE. Словом, боевая система здорово разнообразит устоявшийся в подобных играх геймплей.

Помимо рядовых врагов есть и боссы в достаточно большом количестве. От мутировавших аллигаторов до огромных крабов; в первой части игры мутации подвержены только животные.

На этих нововведениях игра не перестает удивлять. После вступления в опере, которое сильно отдает RE-геймплеем, героиня попадает в полицейский участок, где можно просто побегать и поговорить с коллегами. Да, мы не обнаружим под ним лабораторию, и на него не нападут монстры (по крайней мере сразу). Все что произошло в начале игры это просто инцидент в большом городе который нужно расследовать.

Получив в водные от шефа Айя и ее напарник едут допросить ученого. После чего они возвращаются в участок с докладом. И все! Никакой стрельбы. Просто диалоги, поездка по-заснеженному Нью-Йорку и разговоры с напарником в машине. В такие моменты игра полностью оправдывает приписку "the cinematic rpg". Само же передвижение по локациям происходит посредством трехмерной карты Нью-Йорка с отмеченными на ней локациями.
И так всю игру. Айя расследует инцидент, общается с коллегами и путешествует по локациям продвигаясь по сюжету. Благодаря такому нестандартному подходу и правда чувствуется некая кинематографичность.

В сухом остатке у Square получилась крайне самобытная и интересная вариация "резиковского" геймплея хоть и c минусом в виде отсутствия озвучки. Все было бы хорошо, если не одно НО.

Статистика продаж: the game had shipped 1.94 million copies as of February 2004.
За шесть лет игра достигла почти 2-х миллионных продаж. В то время как Silent Hill к релизу сиквела (99-2001) продался уже свыше 2-х миллионов раз. Несложно догадаться куда я веду.

Parasite Eve 2 (16 декабря 1999)

Полтора года спустя, видимо, удовлетворённые продажами, Square выпускают сиквел - прямое продолжение оригинала. Хиронобу Сакагучи в проекте уже не участвовал.

Мы снова играем за Айю Бреа, которая сменила прическу и наряд. Выбрать имя ей уже нельзя, но и озвучку снова не завезли. Это конец 1999 года: Spyro Ripto's Rage!, Silent Hill, Tomb Raider 4 Last Revelation, Resident Evil 3, Crash Team Racing - тонны потрясающих релизов вышедших в том году и определивших наше детство были с озвучкой. На горизонте начинала маячить PS2, но Square упорно не делала то, что в такой игре как Parasite Eve было попросту жизненно необходимо.

Избавившись от приписки "the cinemantic rpg" сиквел предстал более динамичным действом нежели оригинал. Боевая система перестала опираться на АТВ-шкалу и эффективность борьбы с врагами стала зависеть только от мощности оружия в руках (Айя больше не ограничена количеством выстрелов), и, конечно, применения PE, которая теперь измеряется в цифрах (нужно восполнять расходниками), а не автоматически копится по ходу боя.

В целом, кардинально почти ничего не изменилось. Разве что от врагов теперь можно было убежать, но при этом многие из них стали более маневренные и опасные, например как конелюди или солдаты. Да, в сиквеле эпидемия митохондрий распространилась и на простых людей.

История стартует спустя три года, когда Айю перевели в Лос-Анджелес в отдел по расследованию случаев связанных с вышеупомянутыми митохондриями. Структурно игра стала более линейной. Карту города и рождественский Нью-Йорк у нас отобрали, и теперь Айя перемещается последовательно от локации к локации и возвращаться назад нельзя. Героиня путешествует от Города Ангелов до пустыни Мохаве, в секретные подземные джунгли и, конечно, лаборатории. Однако, в этот раз, ни сюжет ни его подачу оригинальным не назовешь, но это ни разу не минус. Давайте на чистоту. В подобных играх сюжет всегда был на уровне категории B.

Нуарный и детективный флер игра тоже растеряла. Улучшив сражения отказом от АТВ, игра потеряла в наполнении. Почти все локации мы в том или ином виде наблюдали в аналогичных "клонах" Resident Evil. Конечно, и к оригиналу это применимо, но общая концепция и заигрывание с RPG заметно выделяло PE на фоне PE2.

В сиквеле приятная атмосфера, но "резидентовщины" стало чуть больше. То ключ найди от двери, то музыкальную загадку реши. Кажется, что разработчики так и не решили для себя, чем должна стать серия в итоге. Так же расценили и игроки.

Продажи удручающие:
The game sold over 220,000 copies in Japan during 1999. It shipped 1.09 million copies by February 2004, with 0.43 million sold in Japan and 0.66 million sold in the rest of the world.

Всего миллион продаж за 4 года с момента релиза. То ли игроки были перенасыщены подобным жанром, то ли Square изначально не была заинтересована в развитии серии, в любом случае, такие продажи это провал.

Parasite Eve умерла так и не выбравшись ни на PS2, ни далее. Разве что была вялая попытка возродить Айю в игре на PSP, но и та не удалась.

Уже одиннадцать лет серия находится в забвении. Увидим ли мы когда-то ремейк или сиквел? Честно? Не думаю. Текущая Square Enix не та что прежде. Эксперименты с жанрами закончились тогда, в 1998 году. Сейчас же она позволяет себе подобное лишь в рамках продающих серий (привет, убогая Stranger of Paradise). Но я, все-таки, надеюсь.

До встречи когда-нибудь потом, Айя.

Оценка: "Sad… no survivors"

Спасибо за чтение. Еще немного обзоров тут:

118118
66 комментариев

Страх детства #2

22
Ответить

Комментарий недоступен

19
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Никто не спросил, но страх детства #1

4
Ответить

Мне кажется, эта была пострашнее.

3
Ответить

Похож на героев Васи Ложкина.

Ответить
Ответить