Zbrush для людей: Настройка интерфейса

Введение

Photoshop, Krita, Blender, 3ds Max и прочие подобные инструменты имеют много схожих черт. Разобравшись в Фотошопе, можно без особых проблем пересесть на Криту, а пользователи Макса смогут по знакомым словам разобраться с Блендером, пускай и не без помощи небольшого количества обучающих материалов. Но эт не относится к такому невероятно мощному инструменту для цифрового скульптинга как Zbrush. Zbrush это чертов инопланетянин-франкенштейн.

Мало того, что изначально это был 2.5d редактор и лишь со временем обзавелся функциями скульптинга, что сильно отразилось на логике программы, мало того, что каждая совершенно обычная для подобных программ функция здесь названа по-своему, так еще и интерфейс представляет собой километровые ленты бесконечных меню, которые сложно понять, и можно только выучить. И в русегменте информацию конечно найти можно, но она слегка обрывочна и по моим наблюдениям, даже опытные Zbrush юзеры не пользуются довольно полезными функциями. А их очень много.

Одной из таких является гибкая настройка интерфейса. На различных time-lapse видео и стримах иногда я наблюдаю очень страшную картину. Человек работает со стандартным интерфейсом и часто лезет в меню за самыми базовыми функциями, в то время как панели буквально забиты элементами, которые ему не нужны(впрочем, справедливости ради, много кто на таких видео использует максимум DynaMesh, что тоже проблема, ведь Zbrush обладает околобесконечным инструментарием способным упростить и ускорить работу, а также сделать ее более качественной). Стоит ли говорить, что это не только неудобно, но и замедляет работу с программой? Я некоторое время работал со стандартным интерфейсом, а потому, по себе знаю насколько необходимость открывать по несколько меню расположенных далеко друг от друга замедляет работу. Ну и ясное дело, что люди которые только начинают изучать Zbrush первым делом берутся за основной функционал, а о возможности кастомизировать интерфейс даже не задумываются. Именно поэтому я решил написать небольшую статью по настройке интерфейса Zbrush которая думаю будет полезна как новичкам, так и опытным пользователям.

Однако прежде небольшая ремарка: новичкам я советую какое-то время использовать стандартный интерфейс. Количество важных функций и их настроек в Zbrush стремится к бесконечности, все на панель не выведешь, поэтому первоначально лучше привыкнуть к логике меню, выучить что-где находится, а также выяснить какие функции используются чаще всего. Разумеется это не правило которого стоит строго придерживаться, просто небольшой совет.

Настройка интерфейса

Каким бы Zbrush не казался алогичным, логика у него разумеется есть и в особенности это касается комбинаций клавиш, например alt+click отвечает за обратное или альтернативное действие в различных режимах. Для настройки интерфейса используется своя комбинация ctrl+alt+click, она работает в двух режимах.

1. Назначение хоткея

Если навести курсор на кнопку, переключатель или слайдер и нажать ctrl+alt+click программа перейдет в режим назначения хоткея на выбранный элемент. Соответственно если нажать любую клавишу(кроме ctrl, alt, shift и системных клавиш) или комбинацию клавиш например Ctrl+D она привяжется к этой функции. Если хоткей уже занят другой функцией программа предупредит об этом.

Zbrush для людей: Настройка интерфейса

Чтобы удалить хоткей нужно в режиме изменения нажать кнопку Delete, для отмены привязки Esc. Для сохранения хоткеев в меню Preferences>Hotkeys нужно нажать кнопку Store также кнопкой Save можно сохранить хоткеи в отдельный файл для последующего открытия кнопкой Load. Узнать текущий хоткей можно наведя курсор на кнопку, во всплывающей подсказке после названия инструмента будет указан назначенный хоткей.

Выбор хоткеев разумеется строго индивидуальный, но лично я могу порекомендовать назначить Solo режим на клавишу S, клавиша всегда под рукой, просто запомнить S - Solo, но функция это невероятно полезная, она скрывает все сабтулы кроме активного, это требуется примерно всегда, особенно на начальных этапах.

2. Редактирование панелей

Если в меню Preferences>Config включить переключатель Enable Customize программа перейдет в режим изменения интерфейса и теперь комбинация ctrl+alt+click или точнее ctrl+alt+drag будет отвечать за перемещение элементов интерфейса. Ненужные элементы на панелях можно удалить переместив их в окно вьюпорта. Добавить элементы на панели можно перетащив их из любого меню.

При включении режима редактирования, помимо панелей сверху, справа и слева появится также пустая панель снизу(пустая по умолчанию) на нее также можно добавлять элементы.

Zbrush для людей: Настройка интерфейса

Чтобы добавить на панели нужные кисти, сначала их нужно выбрать в меню выбора кистей, далее в меню Brush они появятся в качестве последних использованных эти элементы можно перенести на панель.

Для сохранения изменений в меню Preferences>Config нужно нажать Store Config. Save UI и Load UI отвечают за сохранения интерфейса в файл и загрузку из него соответственно. Для восстановления стандартного интерфейса используется кнопка Restore Standart UI. Для возврата интерфейса к последнему сохраненному через Store Config сосстоянию используется кнопка Restore Custom UI.

Кстати, кнопка TAB как и в большинстве редакторов убирает все панели, чтобы максимально расширить окно вьюпорта.

Также в Zbrush имеется возможность настройки размера элементов интерфейса. Необходимая настройка расположена в меню Preferences>Interface>Button Size. Изменения размера интерфейса вступают в силу после перезапуска программы.

Zbrush для людей: Настройка интерфейса

С чего начать редактирование панелей? Мой совет: с удаления всего ненужного т.е. большей его части. Лично я первым делом выкинул практически все, что есть в меню вызываемое правой кнопкой мыши.

Изменение цветовой схемы

Помимо этого в Zbrush можно изменять цвета интерфейса соответствующие настройки расположены в меню Preferences>IColors для изменения цвета нужно навести курсор на нужный элемент зажать левую кнопку мыши и потянуть на нужный цвет. Там же можно изменять и другие параметры интерфейса такие как прозрачность меню, тени элементов интерфейса, яркость границ интерфейса.

Помимо этого, можно переключать предустановленные цвета с помощью кнопок в заголовке программы.

Zbrush для людей: Настройка интерфейса

Лично я предпочитаю использовать стандартные цвета так как они меня полностью устраивают.

Работа с меню

По умолчанию в Zbrush на правой панели расположено меню Tool, а на левой стороне скрыта панель на которой расположено меню Brush для того, чтобы сделать панель видимой необходимо два раза кликнуть на... "DIVIDER"(Разделитель).

Zbrush для людей: Настройка интерфейса

Остальные меню расположены сверху однако их можно добавить на панель с помощью специальной кнопки расположенной в заголовке меню

Zbrush для людей: Настройка интерфейса

Если просто кликнуть на нее выбранное меню появится на левой панели. Если кликнуть на панели на эту кнопку меню будет удалено с панели. Помимо клика кнопка также имеет функцию перемещения, если зажать ЛКМ можно перетянуть меню на любую панель. Удалить меню можно перетащив его в окно вьюпорта. Для того, чтобы свернуть меню на панели нужно кликнуть по ее заголовку.

Любое меню состоит из нескольких подменю. Если открыть любое подменю, то открытое до этого подменю закрывается. Для того, чтобы этого не происходило открывать подменю следует комбинацией Shift+Click.

Заключение

Zbrush имеет широкие возможности кастомизации интерфейса, что может не только упростить, но и ускорить работу. Как следует настраивать интерфейс? Ответ разумеется будет строго индивидуальным, но довольно очевидным, добавлять на панели имеет смысл наиболее используемые функции. Лично я в первую очередь избавился практически от всех элементов расположенных в меню кистей вызываемое с помощью ПКМ или Пробелом. Далее добавил на панели часто используемые кисти и постепенно в ходе работы добавляю те элементы, которые наиболее часто использую.

Zbrush для людей: Настройка интерфейса

Ну а об этих "часто используемых" элементах мы поговорим в другой раз... возможно.

3939
5 комментариев

раньше использовал всплывающие менюшки на хоткеях, но перевел все на главный экран, так как-то удобнее лично мне, а если хочется поработать с чистым экраном то просто нажимаешь tab. Разбил все по блокам, цвет, мат, штрих, альфы, отображение, основные инструменты и т д

4

Я б для начала посоветовал посмотреть уроки "ZBrush for Ideation", там автор с высокой скоростью хреначит в стандартном интерфейсе, можно подсмотреть много полезных приемов, прочувствовать логику интерфейса.

Второй совет - не трогать стандартные панели, а создать всплывающее кастомное меню, набить его часто используемыми функциями. В ZBrush есть такая опция, почему-то в статье об этом ни слова.

3

Статья задумывалась как первая из серии статей, уж что что, а про зебру есть много чего рассказать, но обещать ничего не буду.

1

А ты это все на Линукс делаешь? Я вот думал пересесть, но чет так много программ для моделирования и не понимаю, все ли будут работать. Конкретно к ue5 и zbrush вопросики.

Конкретно к ue5 и zbrush вопросики.ue5 работает, есть нативный билд под линукс, правда ставить его нужно через исходники эпиков. А zbrush поставить можно, но работает с проблемами(например диалог открытия сохранения может сломать нажим пера), поэтому для зебры приходится переключаться на винду.