Две тысячи знаков в день: как писать лонгриды

Советы от человека, для которого лонгриды — основная работа.

Недавно в Twitter меня попросили рассказать о том, как я работаю над своими лонгридами. К сожалению, твиты не стерпят такой объём информации, так что я решил расписать всё в блоге.

Сразу предупреждаю: это всего лишь мой личный опыт. Не то чтобы многолетний (я в журналистике с 2016 года), но всё-таки личный. Также это не серьёзная методичка в духе «Пиши, сокращай». Тем не менее, я надеюсь, что мой текст кого-то выручит, а то и замотивирует написать свой первый лонгрид.

Две тысячи знаков в день: как писать лонгриды

Поиск темы

Всё начинается с темы. Мне часто пишут читатели, которые хотят научиться писать лонгриды, но они не знают с чего начать. Всё просто: подумайте о том, что вам больше всего нравится. Задайте себе вопрос: «В чём я сильно подкован и могу говорить об этом часами?». Если вам сложно сделать это в уме, то составьте список любимых увлечений.

На этом моменте я ограничусь играми (так-то тема может быть любой) и приведу ниже реальный пример из жизни. Роли «редактор» и «я» можете разыграть в голове при выборе своей темы.

Как я получил свой первый лонгрид в «Игромании» (его публикацию отложили на четыре месяца):

Редактор: «Давай выберем тебе тестовое задание. Какие игровые жанры ты любишь?»
Я: *перечисляю их* «Вот. В общем, могу написать почти обо всём»
Редактор: «Ок. Во что ты играл в последние дни?»
Я: «В Heavy Rain»
Редактор: «Что тебе в нём не понравилось или понравилось?»
Я: «Не понравилось обилие QTE»
Редактор: Сможешь написать интересную историю QTE в видеоиграх?

Так появилось моё первое задание. Но одной темы мало — нужна мотивация. Представим, что я сдал все тексты, у меня нет заданий на февраль, а следовательно нет гонорара в марте. Нужно что-то написать, набрать заданий, а иначе буду сидеть на «Дошираках».

Да, деньги — это простой мотиватор. Ваш мотиватор может быть любым: желание поделиться своим мнением с читателями, сделать крутой текст, который принесёт вам донаты, или просто зарекомендовать себя как интересного автора. Все варианты хороши и понятны (особенно вместе). Я вот начинал с блога, потому что хотел найти единомышленников.

Когда вы разберётесь с мотивацией, то можно приступить к мозговому штурму. Для закрепления я возьму два примера и оформлю их в виде своих размышлений:

Мысль первая: «Сейчас я прохожу God of War, значит про него можно что-то написать. Обзор и эссе не годится, всё уже давно сказано до меня...хммм, а, придумал! Я напишу большой и познавательный текст о том, как в God of War показана скандинавская мифология. Сравню мифы и толкования от историков с мифами в игре. Разберу поэтапно все отличия или места, где сценаристы мастерски связали сюжет с известными сказаниями, а где наоборот — придумали своё».

Две тысячи знаков в день: как писать лонгриды

Мысль вторая: «Вчера я играл в Sega Mega Drive. Я несколько месяцев не писал про ретро-игры, так что почему бы не написать лонгрид про любимую консоль? В нём я поэтапно расскажу о платформе — от истории создания до крутых забытых игр. Напишу в духе моих старых текстов про Xbox Original и Sega Saturn. К тому же читателям этот формат понравился».

Две тысячи знаков в день: как писать лонгриды

Вот так появляются темы для лонгридов. Может быть примеры банальные и с потолка, но точно не самые плохие. Попробуйте составить свой список тем на будущее. Их может быть пять, десять — число не особо важно, но чем больше, тем лучше. А для первого лонгрида советую выбрать из них тему, в которой вы лучше всего разбираетесь (уверены на 100%). Я регулярно захожу в свой список, думаю, что мне сейчас по силам, и просто начинаю работать.

Структура

Структура — это сердце текста. Без нормальной структуры ваша работа начнёт разваливаться, лонгрид получится кривой, а в отдельных случаях ещё и нечитаемый. Никому не нравится читать сумбурную подачу и материал, в котором автор то плавает, то прыгает с пятого на десятое. Кстати, Олег Чимде рассказывал об этом в своём блоге:

Обязательно прочтите его текст в дополнение к моему гайду. Мне же нечего добавить к тексту Олега, так что расскажу о своём опыте.

Начну с очевидного: у любого текста должна быть своя главная мысль, которая подкреплена ключевыми тезисами. Поэтому я всегда выписываю тезисы в начале работы.

Две тысячи знаков в день: как писать лонгриды

Развил эту способность с помощью специальной тренировки (сам её придумал): в черновике развернуто критиковал или хвалил любую игру. Сказать «фигня» и накатать пару абзацев — легко. Разложить всё по полочкам, подробно обосновать своё мнение с фактами и наблюдениями — сложно.

Например, «Aliens: Colonial Marines — это очень плохая игра, потому что»:

  • Gearbox Software обманывала игроков и показывала ложные трейлеры. В этом разделе подробно рассказать о проблемной разработке.
  • Игру назвали каноном вселенной, но этот канон уродует и паразитирует на франшизе. Тут разобрать проблемы сюжета с примерами.
  • Игра не работает как нормальный шутер, к тому же она не даёт игроку вызов. Здесь рассказать об ужасной стрельбе и интеллекте противников.

Это всего лишь три простых тезиса, но каждый из них можно развернуть как минимум на страницу и превратить в отдельную главу обзора. Далее можно написать про спорную визуальную презентацию игры (дизайн уровней и устаревшая графика), проблемы мультиплеера, и в конце сделать вывод.

Именно так работает структура: вы берёте мысль, выводите её в заголовок, выбирайте ключевые тезисы, и строите на их основе свой текст.

Ценный совет: старайтесь реже писать о плохих играх/аниме/фильмах. Моя тренировка начиналась и заканчивалась в черновике, но не стоит злоупотреблять ей в публичном поле. Постоянный контент с деструктивной составляющей вызовет у вас выгорание, либо резко заставит сменить подачу. Критические разносы сделают вам имя, но далеко на этом вы не уедете. Рано или поздно люди устанут читать негативное, а в их глазах вы превратитесь в «душнилу» и «бухтящую бабку».

Две тысячи знаков в день: как писать лонгриды

Итак, мы поняли, что от главной мысли исходит вся структура. Но не каждую мысль можно развернуть в полотно на 15-20 страниц. Поэтому нужно выбрать формат: обзор, эссе или подборку. Конечно, бывают длинные обзоры, но всё-таки под формат лонгрида больше подходят исследования или масштабные подборки. Я, например, не могу написать эссе по «Бегущему по лезвию» на 20 страниц (это слишком много), но могу рассказать столько же (и больше) про франшизу, жанр или полную историю создания фильма.

Часто мне задают вопрос: какой средний объём у лонгрида или ультралонгрида? На самом деле нет четких правил, но из своего опыта знаю, что лонгриды — это не более 30 страниц, а ультралонгриды примерно от 30 и выше. Потому что в обычных лонгридах есть какие-то рамки, а в ультралонгридах — пиши сколько вздумается (главное по делу). Всё зависит от того, сколько вы нашли информации, и насколько глубока выбранная тема.

Но даже если у текста есть главная мысль и тезисы, то его структуру можно легко сломать. Приведу хороший пример: в 2018 году у меня вышел текст «Сила с Востока: «Звёздные войны» и Япония». Тогда я думал так: «расскажу всё всё про Японию и свою любимую вселенную». Горел темой, мне хотелось полностью её охватить. Увы, я сделал ошибку, которую часто совершают новички. Как выразился Олег: «В один материал ты засунул сразу три».

Две тысячи знаков в день: как писать лонгриды

Действительно, сейчас я вижу насколько всё плохо. Думал, что пишу один текст, а получилось даже не три лонгрида, а пять:

  • «Как Джордж Лукас вдохновлялся японским кинематографом»
  • «Как «Звёздные войны» повлияли на японскую массовую культуру»
  • «Примечательные японские иллюстраторы франшизы»
  • «Как ЗВ адаптировали в манге и играх»
  • «ЗВ в японской рекламе»

Почему так? Всё просто: у меня была мысль и тезисы, но я не придумал как гармонично связывать темы воедино. Есть отличная идея, но нет прочного и последовательного «скелета». Просто накидал всего подряд, перемешал и выкинул на сайт. Каша. Я не стыжусь этого текста (по некоторым перечисленным темам на лонгрид просто не наберётся), ведь благодаря этой ошибке я многому научился.

Итог: мелкие расхождения с основной темой допустимы, но их всегда нужно обосновать, а каждую следующую главу текста связать с предыдущей. Если вы чувствуете, что какой-то тезис или глава не подходят к вашему тексту, то лучше это убрать. В общем, не повторяйте мою ошибку.

Две тысячи знаков в день: как писать лонгриды

Итак, чтобы разобраться в структуре я взял гипотетические лонги про God of War и Mega Drive. В тексте про мифологию я бы сделал структуру со следующими подглавами (описание и подзаголовки черновые):

  • Вселенная игры: миры Асгарда, Ётунхейма и Мидгарда. Это сложная глава, в которой автору нужно соединить рассказы Мимира и Атрея в плавное повествование. Потом сравнить трактовки сценаристов God of War с реальными скандинавскими летописями.
  • Боги. Насколько игровые боги отличаются от тех, что были в старых мифах. Что из известных мифов о богах изменено или дополнено, как отличаются их характеры и поступки.
  • Гномы, драконы, нежить и великаны. То же самое, что и в прошлом разделе.
  • Место для знаний. Завершающая глава, в которой автор отвечает на два главных вопроса текста: даёт ли история God of War взвешенное представление о скандинавских мифах? Воспринимать ли её всерьёз или лучше купить хорошую книгу?

Текст можно легко перегрузить, если добавить в него обширный раздел про миры, которые в игре упоминаются, но встречаются. Логично, что они будут в сиквеле, поэтому стоит их разобрать. Но лучше остановиться: добавить эту информацию в маленькую врезку, либо превратить этот раздел в самостоятельный лонгрид.

Две тысячи знаков в день: как писать лонгриды

Я не подкован в скандинавской мифологии, взял тему с потолка, но точно писал бы по приведённой структуре. Лонгрид имеет чёткую структуру:

  • Ввести читателя в мир игры и её историю
  • Сравнить показанное с настоящими мифами
  • Сравнить и разобрать отдельных мифических персонажей
  • Подвести итог, оперируя железными фактами

В случае Sega Mega Drive всё проще. Я уже делал похожую структуру для текста про Saturn, в котором всё начиналось с краткой исторической справки о консоли, а заканчивалось игровой библиотекой.

Две тысячи знаков в день: как писать лонгриды

Если бы я сел писать этот ультралонгрид, то получилось бы так (описание и подзаголовки черновые):

  • Немного известной истории. В этой главе я бы рассказал о создании Mega Drive, её технических спецификациях (и почему выбрали это железо), старте продаж на японском и западном рынке, официальных аддонах и конкуренции с Nintendo. Это развернутая хронология с фактами, в конце которой я бы подвёл черту к появлению Mega Drive в России.
  • История Mega Drive в России. Как Mega Drive продавался и был воспринят на нашем рынке. С фактами, реальными цифрами и цитатами. В конце упомянул бы про клоны, и сделал плавный мостик в следующую главу.
  • Клоны Mega Drive. Если в прошлой главе я бы рассказал о клонах вскользь, то в этой подробно бы развернул о подделках (как отличить клон от оригинала, какие клоны были). Закончил бы главу на том, что некоторые клоны выдавали звук и картинку лучше, чем оригинальные консоли. Плавно бы перешёл к проблемам ревизий.
  • Тонкости и недостатки консоли. У каждой официальной ревизии Mega Drive комплектующие для материнской платы часто менялась. Из-за этого звук или картинка были то хуже, то лучше на разных платах. Качество сборки бросало туда-сюда на протяжении всего жизненного цикла консоли. Закончил бы на тезисе, что «звук и картинка — это хорошо, но в 90-е консоль покупали ради интересных игр, а не ради «ламповых теплых» обсуждений про лучшие ЦАПы и ревизии».
  • Подборка значимых игр, которые сделали консоли имя. Тут желательно не унылое перечисление, а увлекательный текст, разбавленный крутыми фактами о популярных играх.
  • Какой-то вывод. Я бы сделал с упором на ностальгию.
Две тысячи знаков в день: как писать лонгриды

Надеюсь, что мои примеры помогли вам понять то, как работает структура текста. Заголовок, подзаголовок, вступление и вывод я подробно разбирать не стану, ведь всё индивидуально для каждого формата и темы. Впрочем, для лонгридов существуют три ключевых правила:

  • Главная мысль должна быть чётко сформулирована в заголовке/подзаголовке и отражать весь текст.
  • Во вступлении нужно в двух-трёх абзацах заинтересовать читателя.
  • В выводе подвести черту над ключевыми мыслями, которые озвучены как в заголовке, так и во вступлении. Идеальный текст — это закольцованный текст.

Работа с источниками

Поиск источников — самая муторная часть работы над лонгридом. Даже с правильной структурой текст не будет работать, если вы не потрудились хорошенько порыться в сети. Порой только один сбор информации занимал у меня больше времени, чем написание самого лонгрида. Да, если вы работаете над эссе, обзором или подборкой, то хватит личного мнения и фактов, которые легко найти в поисковике, но с исследованиями такой номер не пройдёт.

Допустим, я хочу написать текст про историю разработки серии Max Payne (опять взял от балды, посмотрел на полку с дисками). Первым делом я полезу на «Википедию». И не потому что я ленивый и хочу с неё всё списать (игровых журналистов часто в этом упрекают), а потому что внизу всегда найдётся обширный список источников, который поможет мне в работе.

В рунете мало информации о разработке зарубежных игр, а если она есть, то скорее всего переведённая, так что в поисковике я сперва пробью «Max Payne development» и «Max Payne interview», а потом уже русские аналоги для сверки.

Не брезгуйте фан-сайтами, старыми форумами и записями в социальных сетях — энтузиасты часто обладают информацией или переводят редкие материалы, которые больше нигде не найти. Мой лонг про Кодзиму получился бы в 10 раз хуже, если бы не фанатские сайты и твиттеры исследователей его творчества.

Если вы пишете о чём-то старом, то очень полезно отталкиваться от дат, а потом искать по этим датам тексты в печатной прессе. Например, о разработке Max Payne можно много узнать из подшивок (сканов) старых игровых журналов. Как отечественных, так и зарубежных. Часто в журналах есть редкие скриншоты и забытые интервью. Желательно брать разгон от двух лет перед релизом до полугода после релиза. То есть, пролистать все номера в этом интервале. Это кропотливое занятие, однако потраченное время скорее всего окупится. Меня это постоянно выручало в работе.

С текстами про кино, аниме и японские игры — аналогично. В последних двух случаях желательно искать информацию ещё и на японском, но только если вы уверены, что сможете перевести текст или знаете хорошего переводчика. К счастью, знакомый переводчик с японского у меня есть.

Две тысячи знаков в день: как писать лонгриды

Некоторые мои коллеги находят полезную информацию, скидывают её в отдельный документ, а в соседнем документе пишут текст. Я стараюсь не кидать ссылки на источники, цитаты или любую полезную информацию в отдельный файл. Сверка с двумя текстами отнимет кучу времени, поэтому логичней скинуть всю информацию в структуру черновика. Вот так:

  • Разработка Max Payne это подзаголовок

(ниже все ссылки, цитаты, кусочки интересных мыслей и просто важные факты)

  • Разработка Max Payne 2 — это подзаголовок

(ниже все ссылки, цитаты, кусочки интересных мыслей и просто важные факты)

И так далее. Ваш текстовый документ будет напоминать адскую помойку из цитат на английском, ссылок и вырванных из контекста фраз. Не пугайтесь, ведь постепенно вы обработаете всю информацию. Вы уже продумали структуру, так что вам остаётся только написать складный текст на её основе.

Не стоит искать информацию до того, как вы продумали структуру — это двойная работа.

Моя главная ошибка в начале карьеры: я делал серьёзные заявления в текстах, но не подкреплял их источниками. Если вы пишете о чём-то компрометирующем, вульгарном и неправдоподобном (во что сложно поверить), то стоит закрепить ссылку на каком-нибудь слове (лучше на глаголе).

Рекомендую вешать ссылки на все заимствованные факты и мысли в исследованиях. Даже если я услышал какой-то интересный факт из видеоролика, то обязательно дам на него ссылку. Так вы обезопасите себя — никто не предъявит вам за плагиат или необоснованное враньё. «Не верите? Вот вам ссылочка, сами всё почитайте».

В поиске картинок и вёрстке нет ничего сложного, но дам три совета:

  • Одна картинка на три абзаца (зависит от формата текста, но чаще так). Картинки не должны перетягивать на себя всё внимание в лонгриде.
  • Всегда указывайте авторство чужих артов. Будет очень неприятно, если в комментарии придёт автор контента. Авторы DTF не указывают ссылки только на неизвестно кем созданные гифки (как в моём тексте) или на официальные скриншоты/ключевой арт от разработчиков.
  • С маленькими картинками (меньше 1024x768) лучше воевать с помощью Waifu2x — ресурса для масштабирования изображений. Их полно в сети (есть платные сайты и программы), а вот самый известный:

Последний совет про источники: если вам попалась ссылка на мёртвый сайт, то попробуйте скинуть её в WebArchive. К сожалению, в сети ничто не вечно, особенно информация по узким темам. Часто от закрытого сайта остаётся слепок без картинок, но его тексты сохранились в архиве. Например, цитаты для своего текста про игровую журналистику я брал из давно закрытых источников — слепков интернет-порталов GamesLife и OGL.

Семь ключевых принципов

Опыт приходит со временем, а с опытом основные принципы работы над лонгридами. Они до сих пор мне помогают, надеюсь, что помогут и вам:

  • Будьте первыми. Старайтесь писать о том, что нигде особо не освещалось. Я был разочарован, когда узнал, что про историю игровой журналистики совсем нет лонгридов в сети. В основном это были либо списки в ЖЖ, либо незаконченные исследования. Уже только из-за этого у меня появилось желание взяться за столь монструозный проект.
  • Учитесь на чужих текстах. Если выбранную вами тему уже не раз освещали в сети (в том числе и в лонгридах), то внимательно изучите похожие тексты. Попробуйте найти в них недостатки, а ещё лучше — выпишите их в отдельный файл. Например, может быть эти тексты в чём-то уже устарели, может авторы что-то умолчали или плохо искали информацию (но её нашли вы). Если хорошо знаете тему, то быстро найдёте просчёты в чужих работах. Ваша задача — любой ценой не допустить их в своём тексте.
  • Лучше — это больше. Для меня «лучше» — это всегда синоним «больше». Нужно найти информацию, которую ещё никто не нашёл. Поговорить с важными для текста людьми, опровергнуть ложные факты/суждения, и до последней запятой разобрать каждый значимый момент. Я люблю добавить в текст больше «жира» — больше эксклюзивной и малоизвестной информации.
  • Уважайте предшественников. Всегда ссылайтесь на своих предшественников в источниках. Не стоит писать: «У меня получилось лучше всего раскрыть эту тему, а вот у «того-самого» ютубера какая-то фигня поверхностная». Ну, это просто некрасиво.
  • Не брезгуйте нишевыми темами. Всегда думайте о том, кто будет читать ваш лонгрид, но никогда не думайте вот так: «Это нишевая тема, никто не будет её читать, поэтому выберу хайповое». Такой подход деструктивен и мешает развитию. Начинать нужно как раз с нишевых и непопулярных тем. Да, вы получите «полтора» комментария, но эти комментарии оставят люди в теме, которые разложат ваш текст на фактические ошибки. Выбор непопулярных тем очень помог мне в начале карьеры.
  • Пишите для себя. Пишите тот текст, который вы лично хотели бы прочесть. Этот принцип часто перекликается с первым. Многие тексты рождались, когда я думал: «Эх, вот бы кто-нибудь написал лонгрид об этом! Хм, а может мне попробовать?»
  • Не придумывайте. Все мы любим местами приукрасить. Если вы не можете подтвердить какой-то факт или информацию, то не стоит высасывать инфу из пальца. Нет крепкого факта — не выдумывайте его. Хочется добиться истины — поговорите с разработчиками/дизайнерами/режиссёрами/сценаристами. Нет никакой информации о старом аниме или семье Кодзимы? Попробуйте поискать на японском.

Идеальных текстов не бывает

В последней главе я хотел бы дать общие советы, которые пригодятся вам во время работы над лонгридом. Как я уже говорил: я не буду писать о стилях, запрещать какие-то слова или упорно настаивать на чтении определённых книг. Во-первых, стиль/язык вырабатывается со временем, и кроме как «больше читать и много писать» толком ничего не посоветуешь.

«Я полный ноль» — часто слышу это от читателей, которые хотят писать крутые лонгриды, но у них нет опыта. «Полный ноль» — это очень спорная характеристика. Если человек несколько лет ведёт блог, годами сидел на форумах, или имеет канал на YouTube, то это уже не «ноль». Он разбирается в простой структуре, может выписать тезисы и построить логические цепочки.

Да, встречаются те, кто последний раз писал тексты в школе. Кто ни разу в жизни не пытался написать обзор или хотя бы заметку. Такое бывает, но не нужно отчаиваться — начните не с лонгридов, а со своего личного блога. Опыт придёт со временем.

В «Игромании» авторам советовали зубрить книгу советской переводчицы Норы Галь «Слово живое и мёртвое», а ещё дали список современных писателей с хорошим слогом (например, Михаила Веллера). Первая глава книги Норы Галь про канцелярит — самая полезная для новичка. Если она вас зацепит и сильно замотивирует, то читайте всё остальное, а после выпишите из книги вещи, которые кажутся вам полезными.

Кстати, эту книгу до сих пор советует Олег Чимде, а Вадим Елистратов не раз рекомендовал «Пиши, сокращай» Ильяхова. Последнюю я бы советовал читать с осторожностью. Она оживит корпоративную переписку, поможет складно писать, уберёт «канцелярщину», но и сделает плохое — сильно засушит ваш язык. Лишнее подтверждение тому, что не стоит злоупотреблять подобными советами. Особенно, если вы любите формат эссе, где полёт мысли и красота слога очень важны.

Две тысячи знаков в день: как писать лонгриды

Во-вторых, я считаю, что мой стиль далёк от идеала, и мне есть куда расти как писателю (и как журналисту). Давать серьёзные советы по стилю не хочется, боюсь напортачить. Тем более я сейчас экспериментирую — аккуратно смешиваю личный и обезличенный контент. Об этом в своём блоге тоже писал Олег, так что обязательно почитайте:

Навсегда запомните одну вещь — идеального лонгрида не существует. Если вы влезаете в свои старые тексты и ничего не хотите в них поменять, то ваш писательский рост остановился. Если хотите поправить хотя бы одно предложение — это хороший знак, с вами всё в порядке.

Я порой ненавижу себя за то, что писал три-четыре года назад. Каждый раз я с опаской влезаю в старые тексты, и каждый раз я их переписываю. Даже если ваши лонгриды хвалят другие люди, то это не причина не улучшать слог. Никогда не считайте себя хорошим автором и не бойтесь экспериментировать.

Любой текст я прогоняю на: «был», «стал», «который/ые», «так что», «так как», «поэтому» и прочие паразитные конструкции. Стараюсь, чтобы они повторялись не чаще, чем раз в три абзаца. Если вы не можете найти замену какому-нибудь слову, то поищите синоним в поисковике или перепишите предложение с нуля. Если вы всё ещё не уверены в написанном, то прогоните свой текст через сайт Главред (хотя он тоже сушит).

Не стесняйтесь читать и перечитывать свои тексты вслух (и книги тоже). Но лучше так: перечитайте текст один раз про себя, а потом два раза вслух. Если не с первого, то со второго раза вы наткнётесь на кривую конструкцию и повторяющиеся слова. Также я рекомендовал бы показать текст человеку, который хорошо разбирается в теме или часто пишет. У меня есть редакторы, а у вас могут быть друзья или коллеги по работе.

Мне часто говорили, что не стоит злоупотреблять следующими связками:

  • X является Y
  • X становится (стало) Y
  • X было Y

В текстах DTF мы стараемся свести подобное к минимуму. Если конструкция кажется мне или редактору чужеродной (а то и некрасивой), то я вносил её в свой стоп-список и никогда больше не использовал. То же самое касается отдельных слов. Например, детище — мемное слово-паразит в редакции DTF.

Две тысячи знаков в день: как писать лонгриды

«Кулинарные метафоры» — детектор новичка. Не стоит сравнить игры с «безумными коктейлями», «огромными бургерами, к которым не знаешь как подступиться» и «развлечением со странным послевкусием». Так писали в игрожуре нулевых, так не стоит писать сегодня. Кстати, на Lurkmore есть полный список игрожурских штампов.

Если вы написали текст, то не стоит публиковать его даже после трёх прочтений. Этот лонгрид я оставлю на утро, и я уверен, что во время четвёртого прочтения найдутся новые косяки или недосказанности. Любой текст должен настояться, а тяжёлый лонгрид — вдвойне. Иначе потом вы будете спешно дополнять или переписывать опубликованный материал.

Если вы решили писать часто, то организуйте рабочее место. На моём компьютерном столе до недавнего времени лежала стопка из 30 артбуков, портативки 3DS, PSP и PS Vita. Я иногда брал консоли в руки, листал книги, пропадал на часы. В общем, отвлекался и тратил своё рабочее время. Сейчас я оставил на столе очёчник, канцелярские предметы и светильник. Всё остальное я убрал к чёрту, потому что мешало работе.

Две тысячи знаков в день: как писать лонгриды

Не отвечайте на критику агрессией. Если вам скажут, что вы пишете топором — вы пишете топором. Плохо нарыли инфу — плохо нарыли инфу. Примите это и работайте над собой. Во время работы в «Игромании» редактор влетал в чат с матом и разносил мои тексты, а в DTF редакторы до сих пор изредка отчитывают меня за косяки. Да, обидно, но это нормально.

Никто не идеален, и если вы будете агрессивно реагировать на критику («А мне пофиг, как пишу так и хочу»), то не вырастете. Примите критику и скажите себе: «В следующий раз я постараюсь лучше». До 2019 года все замечания от редакторов я скриншотил и выносил в отдельную папку, в которую регулярно заходил перед тем, как сдать текст. В начале любая критика будем вам во благо, так что поступайте аналогично.

Две тысячи знаков в день: как писать лонгриды

Выгорание и вдохновение

Напоследок моё ежедневное правило: если я не написал за день хотя бы 2000 знаков, или не потратил время на поиск информации для будущего текста, то мой рабочий день прошёл зря. Отдыхать тоже нужно, но продолжительная лень убивает мотивацию и творчество.

Как только я начинаю работать над проектом, я не останавливаюсь и не снижаю темпа работы за исключением случаев, когда это абсолютно необходимо. Если я не буду писать ежедневно, персонажи начнут гнить у меня в голове... Я потеряю контроль над сюжетом и динамикой истории.

Стивен Кинг, из книги «Как писать книги»

Мне часто задавали вопрос: как ты не выгораешь во время работы над большими текстами? Выгораю, ребята, да ещё как! У меня случались нервные срывы, у меня к чёрту сбивался режим (сидел до четырёх утра), а после сдачи сложных работ я целую неделю плохо спал. Сильно переживал, что текст завернут назад с кучей правок (и иногда такое случалось).

Кадры из документального фильма «Царство грёз и безумия»
Кадры из документального фильма «Царство грёз и безумия»

Вдохновение — та ещё сволочь. Я хоть и придерживаюсь правила «2000 знаков в день», но иногда вообще нет желания писать. Включаешь компьютер утром, открываешь черновик и смотришь в монитор, как баран на новые ворота. Пытаешься из себя что-то выдавить, но к вечеру в документе появляется всего одна жалкая страница. В подобные моменты так накрывает, что хочется уйти из журналистики. Чувствуешь себя беспомощным и неопытным.

Ничего не поделаешь: нужно выключить компьютер и пнуть себя в сторону консолей, книг, аниме или улицы. Через какое-то время вдохновение вернётся, но если его нет больше двух суток, то придётся себя заставлять. И тут только два исхода: вы либо напишете безумно вымученную «портянку», либо получите заряд вдохновения. Миядзаки идеально это иллюстрирует.

Кадры из документального фильма «Царство грёз и безумия»
Кадры из документального фильма «Царство грёз и безумия»

Такое часто бывает с масштабными и сложными текстами. В них вязнешь как в болоте, от них устаёшь и хочется побыстрее с ними разделаться (не выйдет, если ты идеалист). Мои самые живые, яркие и любимые тексты были написаны максимум за неделю, а не за месяцы.

Короче, мораль сей басни такова: не пишется — развейтесь, поищите вдохновение в обыденных вещах. Интересные конструкции и тезисы часто появляются в моей голове, пока я готовлю себе еду или мою посуду (да). В такие моменты удобно держать под рукой мобильный телефон, иначе хорошая мысль быстро потеряется.

Как бы то ни было, а любой текст ты рано или поздно отпустишь. И вот тут лучшая награда — комментарий «Спасибо, очень понравилось». Даже если комментарий один — это «топливо», которое меня поддерживает, мотивирует не бросать своё дело. Не зря портил зрение, не спал по ночам, рассказывал про всякое старьё, аниме, странную японщину или свежие игры.

Спасибо вам, если дочитали до этого момента. Вроде бы рассказал всё, что хотел (и что вспомнил). Если у вас возникнут какие-то вопросы по поводу лонгридов, то не стесняйтесь задавать их в комментариях. Забыл что-то важное? Тогда давайте вместе дополним мой гайд.

В тексте использованы стоковые фотографии из Shutterstock и Depositphotos

169169 показов
17K17K открытий
1717 репостов
167 комментариев

"И вот тут лучшая награда для автора — комментарий по типу «Спасибо, очень понравилось». Даже если комментарий один — всё равно это «топливо», которое меня поддерживает, мотивирует не бросать своё дело."
Прям подписываюсь под этим словами на все 300%. Это относится к любым вещам хоть к текстам, хоть к видео на ютюбе, хоть к арт-работам. Ребята, не ленитесь и обязательно оставляйте фидбек, если автор вам не безразличен и вы хотите увидеть его творчество в будущем. Это всегда мотивирует и дает стимул к движению дальше!:)

Ответить

лонгрид про то, как писать лонгриды

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Стоит только добавить, что все эти инструкции - мёртвому припарки, если у человека нет какой-то минимальной зрелости ума и культурного уровня. Ну не будет интересно читать текст человека с ментальностью условного школьника, пусть он хоть все подобного рода гайды в интернете прочитает. Нет, какие-нибудь обзорно-исторические компиляции может и получится научиться составлять, но это, на мой взгляд, наименее интересный вид текстов, сродни статьям в википедии.

Я считаю, что рядовые юзеры должны пользоваться свободой развивать свои мысли и предлагать собственный анализ - то, в чём члены редакции как раз более ограничены, т.к. в любом случае представляют издание в целом. Ко всему этому рисёчу, фактчекингу, источникам, историческому контексту стоит относиться как к вспомогательным средствам, не более. Центральным должен быть какой-то свой собственный месседж, а не информация ради информации. Тогда и будут получаться интересные и живые тексты.

Ответить

Многие писатели (известные и неизвестные) искали себя, свой стиль годами, публикуя небольшие рассказы то в эту газету, то в другую. Сразу ни у кого писать интересно и занимательно не получалось, ну, может быть, только у Пушкина, да и то я уверен, что для написания той же "Капитанской Дочки" ему пришлось проделать немало усилий как в поиске материалов (это факт), так и в написании самой книги.

Сразу никогда ни у кого ничего не получится, потому что это невозможно, чтобы человек, придя в спортивную акробатику впервые, сделал двойное переднее сальто.

Так и в письме. Глупо что-то сидеть и требовать от людей, которые профессионально не занимаются журналистикой, годных статей. В деле всегда решает опыт и упорство.

Ответить