Дружба традиционного и цифрового искусства в современном мире. Часть 2 Лучшее из обоих миров

Данная статья рассчитана из того, что читатель — мастер истории искусств, живописи, рисования, лепки из пластилина и всего прочего, чему могут научить в колледже культуры и искусств, но почти или совершенно не знаком с цифровой техникой.

Сейчас я открою страшную правду. Я врал вам все это время. Все эти классификации, упорядочивания, разделения на подтипы — лишь попытка разделить океан на капли.

В реальном мире все переплетено и неразделимо. Цифровое искусство опирается на опыт классического, а классическое искусство радуется новым инструментам и технологиям. 3d художники нуждаются в фундаменте 2d, а 2d раздвинуло границы благодаря инструментам 3d. Расширение инструментария и собственных знаний — вот где путь к могуществу.

Часть 1: Галопом по рисованию

Продолжим притвориться, что мы совершенно не знакомы с цифровым миром. В чем преимущества рисования на компьютере? Масштабируемость и вариативность. Нет ограничения на одну попытку.
К примеру, художник может разделить свою картину на отдельные слои. Основной цвет, контур, текстуры, свет. И менять любой из этих слоев как только захочет.

Дружба традиционного и цифрового искусства в современном мире. Часть 2 Лучшее из обоих миров

Это также позволяет создать несколько вариантов одного рисунка без полной перерисовки.

https://vk.com/mame_meru
https://vk.com/mame_meru

Можно cовмещать самые разнообразные элементы и получать удивительные коллажи.

Дружба традиционного и цифрового искусства в современном мире. Часть 2 Лучшее из обоих миров

И плавно переходим к теме инструментов. Вероятно, самый мощный и известный графический редактор — это photoshop. Функционал программы настолько обширен, что даже вышел за рамки изображений. С недавнего времени программа может редактировать видео и даже имеет простенький 3d редактор.

Локомотив с ракетным двигателем.

Стоит это удовольствие US$239.88 в год. Не самая дорогая программа, но эта сумма может быть неподъёмной для начинавшего художника. (Напоминаю, что мы притворяемся, что не знакомы с цифровыми технологиями, и об "этом" мы тоже на знаем)

Немного дешевле

К счастью, photoshop не монополист в сфере работы с изображениями. Есть множество альтернатив от самых разных компаний. Некоторые пытаются бороться с Фотошопом в лоб, другие выбирают узкое направление и стараются стать в нем как можно лучше. Мы не сможем охватить их все, но глянем парочку интересных. А для более подробного изучения есть Гугл и ссылки на дополнительные материалы

PaintTool SAI или Clip Studio paint

Две cовершенно разные программы в одном месте. Их объединяет цель и происхождение. Обе программы первоначально созданы японцами для рисования манги.

SAI пытается максимально воспроизводить процесс традиционного рисования в стиле аниме или манги. На данный момент занимает нишу легких, простых и не требовательных к железу редакторов. Её популярности способствует и низкая стоимость.

Случайный художник рисует в SAI

Программа имеет пробный период на 30 дней. Потом потребуется лицензия ценой около 5,500JPY или 50$

Clip Studio paint нацелен на результат, его разработчики посветили себя созданию новых инструментов, которые могут упростить и улучшить процесс рисования. Программа крепко заняла профессиональную нишу в Японии, и постепенно наращивает популярность в остальном мире. Существует мнение, что для рисование данное решение даже лучше Фотошопа, но о её главных фишках мы поговорим в следующем разделе.

Случайный художник рисует в CLIPSTUDIO

Программа имеет пробную версию на 6! месяцев. Полная версия стоит 50$ за версию Pro и 219$ за версию EX (многостраничные проекты и анимация без ограничения количества кадров). Бывают скидки.

Бесплатно — не значит воровство

Но что если нет даже 50$? Да и японцы не вызывают симпатии. Тут на сцену выходит обожаемое мной открытое программное обеспечение. Исходный код таких программ доступен для просмотра, изучения, изменения и любого другого использования, которое вы можете представить. Для нас это значит, что программа будет бесплатной, а разработчики будут пытаться выживать на энтузиазме и пожертвованиях.
К сожалению, в реальном мире "энтузиазм" — не самая благородная почва для создания чего-то великого, и практическое применение многих таких программ спорно. Поэтому мы рассмотрим одну программу. Знакомство с firealpaca и Gimp я оставлю на ваше любопытство.

Krita

Недавно Krita совершила скачок в развитии, что привлекло к ней внимание и финансирование. Есть шанс, что в будущем эта программа сможет занять свою нишу на профессиональной сцене.

Уже сейчас с её помощью делают такие работы как комикс Pepper&Carrot французского художника Давида Ревуа.

В данной программе сильный упор на имитацию реальных материалов. Кистей, фломастеров, холстов, бумаги итд. Благодаря открытому исходному коду, комьюнити создает множество улучшений и добавлений, что еще сильней расширяет функционал программы.

Также программа содержит инструменты для работы с покадровой анимацией.

Программа доступна бесплатно. Или за 250р в Steam(добровольная поддержка проекта)

Дополнительные материалы

11 программ для работы с пиксель-артом
С чего начать игровому 2D-художнику: программы и устройства
Как выбрать графический планшет аниматору?
Этот ютуб канал, и этот , и даже этот. Но помните, что они не абсолютные авторитеты и иногда к их словам стоит относится с скепсисом.

Часть 2: О 3D в 2D и 2D в 3D. Или больше о том как все связанно

3D в 2D

Тут я буду рассказывать о том, как 3д-болванки упрощают рисование, и о том, как 3д-художникам нужны референсы и текстуры. Н у и попутно о дополнительных технологиях

Рисование невероятно сложная штука. Постоянно нужно думать о перспективе, анатомии, композиции, продумывать освещение и тени. А когда дело доходит до повторявшихся элементов и текстур, искусство становится рутиной.
Но что если я скажу что можно спихнуть часть работы на компьютер, а самим делать самое интересное ?

Математику-машинам, творчество-артистам 
Математику-машинам, творчество-артистам 

К примеру можно быстро создать опорную форму, а затем обрисовывать её. Такой метод можно использовать и для форм с высокой детализаций.

Отдать на откуп компьютеру работу с освещением, а самим заняться детализацией и цветами

Дружба традиционного и цифрового искусства в современном мире. Часть 2 Лучшее из обоих миров
Дружба традиционного и цифрового искусства в современном мире. Часть 2 Лучшее из обоих миров

Или реализовать почти все заранее, и дорисовать только мелкие детали

Компьютер помогает вам создать ваши собственные референсы. Вы больше не привязаны к реальному миру или доступным источникам.

Подобных подход используют уже более 20 лет. Можно вспомнить нашумевший в свое время пример - gantz. По нынешним меркам технологии которые использовал автор вызывают лишь улыбку. Но в то время это был скандал. Одни обвиняли художника в лени, говорили что компьютер делает работу вместо него. Другие же наоборот говорили что все это ненужное усложнение, и руками можно сделать гораздо быстрей.

Но эти споры были бесполезны. Результат был гораздо важней. А подобный пайплайн (процесс разработки) сейчас используется повсеместно.

gantz на много лет стал примером отличного рисунка в манге 
gantz на много лет стал примером отличного рисунка в манге 

И тут мы делаем крюк и возвращаемся к разговору о Clip Studio Paint. К программе которая максимально вобрала в себя инструменты, называемые недалекими людьми "халтурой".
Главной её фишкой называют встроенные инструменты для работы с 3d болванками. Художникам больше не нужно изучать сложные редакторы, или нанимать целую команду. За пару минут вы можете создать заготовку, и сэкономить себе часы на рисовании.

Дружба традиционного и цифрового искусства в современном мире. Часть 2 Лучшее из обоих миров

Но как говорят в рекламе "Но даже это еще не все!". Программисты позаботились о том что бы сократить любые рутинные действия. Если очень хочется можно даже попросить AI раскрасить вашу картинку.

И почему мне не доплачивают за рекламу?

Более подробная статья об использовании 3D для 2D-художников

Немного философских рассуждений

Распространено мнение что "когда все делали вручную было хорошо, а плохо стало с появлением CG". Это не так. Будем честными плохих рисунков и анимации хватало и до изобретения компьютера. Просто запомнили мы только хорошие. Проблема же Cg в том что когда оно плохое, его видно. А если оно выполнено качественно, мы не обращаем на него внимание. Более подробное рассуждение на эту тему от Gigguk. И более подробная документалка о Kill la Kill

Легко обвинить в провале 3d
Но сложно поблагодарить его за успех

Даже такие образчики ручной 2d анимации как Wolfwalkers или Klaus, не брезговали использовать Cg в качестве вспомогательного инструмента.

Дружба традиционного и цифрового искусства в современном мире. Часть 2 Лучшее из обоих миров

2D в 3D

У вас могло сложится ошибочное впечатление что Cg(Computer Graphic) это чудо, посланное спасти классическое искусство. А трехмерные художники это раса господ, с нисхождениям смотрящие на своих двухмерных братьев.
Начнем с очевидного. Анатомия, композиция, перспектива, художественных язык итд итп вся основа одинаковая что для CG что для классики. Если ты не умеешь рисовать, то ты не сможешь рисовать и на компьютере.
Каким бы продвинутым автором бы ты не был, тебе придется опирается на многовековую мудрость человечества.
Но есть и более высокие уровни связи

Концепт художники

Концепт-художник — это специалист, который разрабатывает дизайн для предмета, героя, области пространства итд итп.

Концепт арт персонажа 
Концепт арт персонажа 
Концепт арт окружения 
Концепт арт окружения 

Концепт художники друзья всех остальных профессий. Нельзя что то создать, не зная что ты создаешь. И именно концепт художники отвечают за генерацию идей. Их задача не сделать один законченный арт, а сгенерировать десяток скетчей, идеи из которых будут потом дорабатывается, комбинироваться и воплощаться. При этом им мало просто создать что то "крутое" им так же приходится продумывать множество деталей воплощения, в зависимости от того для чего они делают концепты.
Тема очень обширная и нужно искать в ней то что интересно конкретно вам.
Могу для начала порекомендовать стрим Riot, это видео, и на русском

Текстуры

Посмотрите на этот памятник культуры коренных народов Америки. Поверхность камня, барельеф с человеческим лицом, объёмные узоры. Кажется тут явно поработал скульптор.

Дружба традиционного и цифрового искусства в современном мире. Часть 2 Лучшее из обоих миров

Но на самом деле куб абсолютно плоский

Дружба традиционного и цифрового искусства в современном мире. Часть 2 Лучшее из обоих миров

Что? как это возможно? а это магия текстур.

Текстура — изображение, накладываемое на поверхность полигональной модели для придания ей цвета, окраски или иллюзии рельефа.
И как мы видим эти иллюзии очень сильные.

Раньше текстуры передавали информацию только о цвете, и художникам приходилось изображать структуру поверхности и объёмные элементы традиционными путями.

Дружба традиционного и цифрового искусства в современном мире. Часть 2 Лучшее из обоих миров

Но затем могучие программисты придумали как "записать в краску элизию объёма" это позволило сильно увеличить детализацию объектов в играх, не увеличивая нагрузку на компьютер. Так как не используется дополнительная геометрия.

На самом деле эта винтовка плоская 
На самом деле эта винтовка плоская 

Тема текстурированные заслуживает отдельной статьи, поэтому я снова отправляю вас изучать дополнительные материалы

Часть 3: Мираж, что просочился в реальный мир

Теперь мы будем говорить о пересечении реального и цифрового мира.
К примеру можно начать реальными материалами

Дружба традиционного и цифрового искусства в современном мире. Часть 2 Лучшее из обоих миров

А закончить детализацию в цифре

https://vk.com/irch_finch
https://vk.com/irch_finch

Можно сканировать реальный мир и использовать его в 3d моделировании

Или наоборот, перенести созданное в цифре в реальный мир

Само собой можно печатать картинки. О банальных принтерах для нет смысла рассказывать. Все мы печатали хоть что то фотографии, доклады, может даже футболки. А вот вы задумывались зачем печатать на воде?
Посмотрите как Гидрография переносит изображения на различные поверхности.

Можно проецировать эскизы на стены. Это облегчит к примеру создание фресок.
Или само проецирование может стать частью вашей задумки.

Дружба традиционного и цифрового искусства в современном мире. Часть 2 Лучшее из обоих миров

Станки и создание икон станет хорошим переходом до более трехмерных объектов

Такие станки способны работать и в нескольких измерениях

Ну а 3d печать и вовсе становится обыденностью

Виртуальная и дополненная реальность только начала входить в обиход

Часть 4: 3d для мастеров холста

Предположим мы невероятно вдохновились всей этой цифровой движухой, и нам хается что то сделать. О программах для рисования в плоскости мы уже поговорили, теперь время осваивать 3D.

sketchup

Вероятно самая интуитивно понятная программа. Рисуем фигуру, вытягиваем их в объёмные объекты. Комбинируем с другими объектами. Подойдет для создания быстрых набросков, проверки композиции, с создания некоторых фонов. Осваивается за пару вечеров.

Пример использования. Базовая геометрия создается в sketchup. Затем обрисовывается и дорабатывается. Помогает проще разобраться с перспективой и тенью. Экономит время художника
Во времена создания guntz, для подобного нужны были лучшие технологии. А теперь это базовый уровень.

Дружба традиционного и цифрового искусства в современном мире. Часть 2 Лучшее из обоих миров

Так же доступна обширная библиотека бесплатных моделей, это еще сильней ускорит создание заготовок

Дружба традиционного и цифрового искусства в современном мире. Часть 2 Лучшее из обоих миров

Базовый функционал доступен бесплатно. Осваивается за пару вечеров.

Zbrush

Один из самых мощных инструментов 3d моделирования. Востребован во всех областях. Кино, игры, иллюстрация, игрушки и реклама. основная идея этой программы это лепка цифровой глины. Мне данная программа кажется лучшим выбором для знакомства художника с 3d. Концепт лепки понятен человеку на самом базовом уровне, остаётся только разобраться с инструментарием. Zbrush используется для создания 3d моделей персонажей, окружения, пропсов и всего остального

Так же популярен для создания основы рисунка

Превращение базовой формы персонажа в готовый портрет  https://www.youtube.com/watch?v=8Su6xy8r9Iw
Превращение базовой формы персонажа в готовый портрет  https://www.youtube.com/watch?v=8Su6xy8r9Iw

Программа стоит около 1000$ в год. Ходят слухи о "тестовой" версии.

Для старта изучения могу порекомендовать бесплатный курс от XYZ.

!ВНИМАНИЕ! я не рекомендую платные курсы XYZ.

Blender

Мой личный любимец. Главный плюс этой программы в том что она универсальна, и может делать почти что угодно. Её главный минус, в том что она делает почти что угодно хуже, чем программы заточенные под что-то одно.
Программа подходит для создания концепт артов. Или сторибордов

Имеет аналог скульптинга из Zbrush

Полноценный инструментарий для 2d анимации

Инструмент Grease Pencil заслуживает отдельного внимания, поразительная возможность рисовать в 3d

В блендере можно совмещать 2d и 3d элементы (не только в блендере)

Ну и наверно главная фишка Blender бесплатный и быстро развивается.
Его использует много художников

Для старта изучения советую сделать Пончик, домик Шамана, и Шамана,
потом посмотреть что то про скульптинг
Есть много других 3d программ, но они уже ориентированы на немного другую специфику. Разве что еще раз упомяну Cinema 4D, как альтернативу Blender, и fusion360 как более продвинутую, но менее удобную для наших целей, альтернативу sketchup.

Написав последний абзац я почувствовал значительное колебание CG, как будто миллионы голосов одновременно закричали в негодовании. Боюсь, может случится что-то ужасное. Пожалуйста попрошу спокойствия, и напомню что у данных слов есть контекст, и применимы они к конкретной ситуации.

Примечание автора

Часть 5: Страшная штука Нейросети

Тема, которая сейчас наводит шум, многих радует и многих пугает. Кто-то считает это бесполезной игрушкой, а кто-то боится потерять работу.
В реальности нейросети — это не магия, не волшебная кнопка «сделать хорошо», это лишь новый инструмент. И, как и с любым новым инструментом, производитель выпячивает достоинства и скрывает недостатки, а пользователь не умеет с ним обращаться и орет, что ничего не работает.

Нейронная сеть — математическая модель, а также её программное или аппаратное воплощение, построенная по принципу сетей нервных клеток живого организма.

В более обывательском смысле — «это программа, которая притворяется, что она умеет думать, как живое существо»
Пока нам этого достаточно, теоретическая сторона этой темы сложная и объёмная, можно говорить про неё 10 часов и не сказать ничего толкового.
Гораздо интересней, что данная технология развилась достаточно, чтобы мы могли её использовать без понимания принципов работы.

К примеру EbSynth — нейросеть которую люди уже используют в своих проектах, есть обучающие видео на русском языке. Доступна бесплатно.

Интерфейс программы 
Интерфейс программы 

Используется для «оживления картин» или стилизации видео. Вот результат её работы

Ебомба

6 секундное видео. Если бы мы захотели сделать такую анимацию классическим путем, нам бы потребовалось бы нарисовать 144 кадра.
С использованием данной программы нам нужно:
1 нарисованный кадр, который представляет программе информацию «как оно должно выглядеть».
6 секундное видео, которое объяснит программе «как оно должно двигается».

Это быстрее и дешевле даже в сравнении с корейскими аниматорами.

Я неслучайно выбрал именно эту нейросеть, как первый пример. Впечатляющий результат несет за собой впечатляющие проблемы. Давайте сразу посмотрим второе видео

С небес на землю
Реальные проблемы
Реальные проблемы

Не все так гладко? Не получится сделать двухчасовое фильм из одной картинки. Скорей всего, даже на одну коротенькую сцену потребуется несколько ключевых кадров.

Нейросети не личности. Они не создают вещи в привычном нам понимании, они пытаются воссоздать увиденное.
Как студент, проводящий лабораторную работу по методичке.
Улучшение качества, вероятно, сейчас основное направление использования нейросетей. Увеличение разрешения, частоты кадров, цветокоррекция. Есть десятки разных проектов для улучшения изображений или видео.

Примеры и любовь
Контрпримеры и ненависть

И последний пример, прежде чем я оставлю эту тему на ваше самостоятельное изучение. В играх 2 главных параметра отвечавших за комфорт игрока это разрешение картинки и частота кадров в секунду.
Обычно игроку приходится балансировать в выборе между этими двумя параметрами. Чем выше он поставит разрешение, тем больше деталей он сможет рассмотреть. Но тем сложней его компьютеру будет отрисовать кадры, а чем меньше кадров, тем дерганей изображение.
Но у нас же есть нейросеть, которая повышает разрешение! Значит мы можем рендерить картинку в низком разрешении, а потом улучшать её.
Да будут артефакты и проблемные места, но при той же мощности железа мы получим почти такую же картинку в плане детализации и вдвое больше кадров. Стоит ли оно того? Это уже каждый решит сам.

Личная мечта разрушенная майнерами

Нейросети можно использовать еще множеством интересных способов, но их вам придется изучить уже самостоятельно. Я же оставлю ссылки на пару интересных материалов.

Подробней о нейросетях не уходя в техническую сторону
Использование нейросетей для игр и творчества.
Нейросеть с котами. Каждый раз, при обновлении страницы, генерируется новый кот
Бесконечное полотно фурри, примечательно тем, что нейросеть работает в разных стилях
Создание сюжетов
Работа DLSS с низким разрешением
Эта статья обработана нейросетью

Страница манги, увеличенная до постера. Личный опыт. 
Страница манги, увеличенная до постера. Личный опыт. 

Итоги

Мы кратенько пробежались по миру современного творчества. Посмотрели как новые технологии внедряются в классические виды искусства. Увидели дружбу 2d и 3d художников.

В этой статье/лекции не было практических советов и подробных инструкций. На них просто не нашлось места. Её цель была показать людям как обширен и прекрасен мир современного творчества, заинтересовать читателя в новых приемах и технологиях
И если все прошло хорошо, я надеюсь это станет началом вашего пути в новом направлении.

22 показа
1.1K1.1K открытий
7 комментариев

Чувак, шикарная статья. Очень интересно было читать! Жаль незаслуженно обделена вниманием

Ответить

Сайт не тот,  а на какой надо не знаю 

да и главное школьников замотивировал 

Ответить
Ответить