JID — «God Does Like Ugly» 🅴 (2025)
Атлантский рэпер JID продолжает южную традицию говорить о том, через что проходят молодые чернокожие мужчины к югу от линии Мейсона–Диксона. Название альбома — цитата его бабушки. В 2019-м, незадолго до её смерти, она, комментируя происходящее в мире, сказала: «God does like ugly» — а потом добавила: «Так и назови свой альбом».
Работа над релизом началась в 2020-м, на фоне утрат и боли, но также и радости — JID стал отцом. Эта личная амплитуда задала тон пластинке: радость и горечь соседствуют буквально в одном дыхании.
Музыкально альбом охватывает всё — от возвышенных, душевных полотен вроде «Glory» (с участием хора из Мемфиса, который, к слову, благословил JID после клиринга сэмпла) до подзаряжающих треков уровня спортзала («WRK») и тёмных, вязких битов о бесконечном поиске себя («Community»).
«Glory», спродюсированная Beatnick Dee и Lex Luger, — единственный «чистый» трек в альбоме, посвящённый старшему брату JID, который отбывает срок в тюрьме. Здесь JID максимально прямолинеен и эмоционально открыт, а госпел-оттенки придают истории дополнительную силу.
На «Community» вместе с JID выступают Clipse. Мрачная, многослойная гармония и плотные биты задают атмосферу, а тексты беспощадно вскрывают проблемы, с которыми сталкиваются чернокожие американцы. JID в своей партии отдаёт дань Outkast и Goodie Mob, а Pusha T врезает строки вроде: «The apartments, the projects, the ghettos, all the same shit… How we supposed to process this anger?».
Malice завершает «Community» так, что мурашки по коже: «Section 8 living, we treat it like a timeshare… When kings can’t raise a young prince, the doves cry here». Его партия — это моральный приговор, от которого сложно отмахнуться. И да, как бы хорош JID ни был, здесь он сознательно уступает гостям — и принимает это как честь.
Тематика альбома — жизнь в режиме постоянного выживания. На «VCRs» JID и Vince Staples находят общий язык, рассказывая о социальном давлении, неравенстве и способах не утонуть. Продакшн Jay Versace лёгок на слух — гитары и мягкие барабаны создают обманчиво расслабленный фон, на котором разворачиваются истории про американскую мечту, в которой почти никто не выходит без шрамов.
Во второй половине пластинки JID делает паузу, уходя от мрачных тем. Вместо политического и социального нервa — больше атмосферных моментов: «What We On» с Don Toliver уводит в облачный trap&B, а «Wholeheartedly» с Ty Dolla Sign и 6LACK превращается в манифест верности, где JID тянется к новым вокальным формам.
«Sk8» с Ciara и EarthGang — прямая отсылка к Kilo Ali и атлантскому басу конца 90-х, где истории про локальные конфликты и соперничество переданы через метафору катка. «No Boo» с Jessie Reyez — почти бытовой разговор, в котором JID показывает, что даже самые вдумчивые и амбициозные MC сталкиваются с той же мелочной драмой, что и любой другой.
Альбом держит баланс между личной исповедью, культурным комментарием и моментами, когда можно просто перевести дух.
Центр альбома — почти семиминутная «Of Blue» с Mereba: от акустического вступления о вере в чудеса — к джазовому отрезку в духе «To Pimp a Butterfly» с цитатой Pastor Troy, и финалу, где JID признаёт тяжесть ноши и своё умение её нести. Дальше — взрывная «McAfee» с Baby Kia, грубая «K-Word» с самим Pastor Troy и душевная «For Keeps», на которой JID подводит итог: он пришёл надолго, и всё пережитое — не зря.
Перед релизом JID устроил мини-тур «Dollar and a Dream», сопроводив анонс словами: «Broken or whole… God does like ugly». Эта пластинка — призыв принимать в себе и красоту, и уродство, не сбавляя шага к своей цели.