Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика

В игре неожиданно много деталей, родных и знакомых многим в России, Польше и всей Восточной Европе.

Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика

В Dying Light: The Beast, как и в предыдущих частях серии, сюжетный регион абсолютно вымышленный. В первой игре у нас был вдохновлённый турецким Стамбулом город-государство Харран, во второй — квази-европейский Вилледор (без уточнений страны, но во-многом с польскими намёками).

В The Beast, со слов геймдиректора игры, локация вдохновлена Альпами, швейцарскими и восточными, — и отчасти это правда.

Снаружи Кастор Вудс — это живописная альпийская долина. Холмы, леса, вдали — снежные шапки гор.

Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика

Архитектура главного города — строго западно-европейская, фахверковая (особенно близкая Германии, Швейцарии, Австрии).

Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика
Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика

Вот, например, реальный Швац. Хотя вместо него могло быть фото любого другого городка из австрийских альп — они все более-менее похожи.

Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика

А это игровой Старый Город в Кастор Вудс.

Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика

И ещё детальку заметил: оплата за тур по городу в евро, так что швейцарское прошлое (на момент игры стран уже не существует, везде сплошной зомби-апокалипсис) отметается, там франки.

Купить тур, конечно, уже не дадут, но в игре можно найти инфостойку с описанием маршрута
Купить тур, конечно, уже не дадут, но в игре можно найти инфостойку с описанием маршрута

А евровая Австрия как раз занимает приличный кусок восточных Альп, там россыпь уютных городков, заповедных парков и прочих туристических привлекательностей.

Но стоит уйти с улицы в городскую квартиру или деревенский домик, и за австрийским вдохновением покажутся польские корни разработчиков. А за польскими корнями отечественный игрок (я, например) разглядит родные и советскому, и российскому жителю детали быта и интерьера.

Всё-таки сказывается общее социалистическое прошлое и тесная экономическая связь. Для справки: Польская Народная Республика никогда в СССР не входила, но почти до самого развала Союза оставалась под сильным его влиянием.

Отсюда неожиданный, но именно приятно неожиданный (ведь «знакомости» помогают лучше увлечься), вайб постсоветских 90-х и 00-х, который то так, то эдак просачивается в дизайн окружения The Beast.

Например, культовые узорчатые ковры.

Я больше привык, что такие висят на стенах, на полу их, кажется, и не видел никогда... Но вместе с этим сейчас задумался: а на кой чёрт их вообще вешали на стену? 
Я больше привык, что такие висят на стенах, на полу их, кажется, и не видел никогда... Но вместе с этим сейчас задумался: а на кой чёрт их вообще вешали на стену? 

Рядом порой стоит диван с таким же паттерном на ткани.

Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика

У дивана может быть столик, накрытый скатёркой с наивным рисунком.

Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика

Хотя именно для меня первой узнаваемой деталью, бросившейся в глаза, стала мебельная «стенка» (у вас она тоже так называется?). Наверное, потому что такая же была у меня, у моих соседей, в глухой деревне у дедушки, в Питере у двоюродной бабушки.

Не дайте памяти вас обмануть, «шведская стенка» — это совсем другое, это спортивная лесенка с брусьями, это просто «стенка»
Не дайте памяти вас обмануть, «шведская стенка» — это совсем другое, это спортивная лесенка с брусьями, это просто «стенка»

Из ДСП, с ламинатной отделкой «под шпон».

В игре «стенка» встречается с несколькими разными «рисунками» и цветами дерева.

Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика

В центре «стенки», конечно, главный герой мебельного гарнитура — телевизор. А остальное уже у кого как, где-то больше ящиков, где-то есть стеклянный сервант для праздничного сервиза (и внутри правда стоит сервиз, его даже можно разбить!).

Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика

Но даже больше, чем «стенка», символ советской ДСП-мебели для меня — такой вот шкаф.

Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика

В реальности его вариантов было великое множество: с немного разной отделкой дверец, с другим количеством секций, со встроенным зеркалом снаружи или внутри. Но вот в моём детстве дома стоял точь-в-точь, как на скриншоте выше. И как же он скрипел!

В игре, кстати, некоторые такие шкафы интерактивные: с уцелевшими дверцами, которые герой может открывать, а внутри сгенерируется какой-нибудь лут. Из забавного (жалко, забыл отснять!) — такой шкаф стоял в детской, в углу лежала куча тряпок, а под ними пачка сигарет. Хе-хе.

На уже упомянутых телевизорах нужно отдельно остановиться, потому что не всегда они стоят в нише в «стенке», иногда вот на тумбочках, и почти всегда — на какой-нибудь скатёрке (или назовём это салфеткой?).

Порой — на «бабушкиной» кружевной.

Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика
Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика

Где-то — на бархатистой цветной с кружевом по контуру.

Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика

А бывает, что стоит на полке под самым потолком в углу кухни. И я даже почитал дополнительно — такое расположение действительно признак постсоветского интерьера, на Западе или в США это особо не принято.

Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика

И раз уж заглянули на кухню — пойдём по родным деталям оттуда. Их навалом.

Во-первых: в некоторых домах холодильники хаотично заклеены стикерами. И хоть традиция что-то вешать на холодильник не уникальна для Восточной Европы, именно как попало лепить на него всё подряд скорее характерно для нас и соседей, чем для остального мира.

Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика

Дальше — ниже. Возле холодильника можно было разглядеть, но я отснял ещё и отдельно, ведро под раковиной.

Опять же, «мусорку» там обустраивают почти по всему миру, но использовать под это не специальную урну, а обычное ведро — скорее деталь постсоветская.

Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика

С низа — на самый верх.

В игре почти в каждой квартире (а квартир в игре много) есть межкомнатные окна. Чаще всего — именно из кухни в ванную комнату.

Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика
Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика

Столы порой накрыты клеёнкой с узнаваемым рисунком.

Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика

Ну и какой стол без застолья! И какое застолье — без посуды.

Посуда в игре очень-очень советская, в основном — эмалированная с загнутыми наружу краями.

Встречаются и керамические суповые тарелки. Может не общепризнанный восточноевропейский дизайн, но скажу за себя: из какой-то очень похожей я точно навернул не один десяток борщей.

Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика
Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика

Кухни целиком часто — очень маленькие, по-коммунальному компактные.

Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика
Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика

Ну, и вот эти висюльки ещё в дверных проёмах качаются иногда. Именно таких я сам никогда не видел, но похожие встречал частенько.

«Висюльки» по-человечески называются «нитяные шторы» или «шторы-дождик», на английском — beaded curtain
«Висюльки» по-человечески называются «нитяные шторы» или «шторы-дождик», на английском — beaded curtain

То же самое про этот стол: незнакомый вид. Деревянный, с вышивкой в центре, закрытой стеклом. При этом сама вышивка очень славянская. Не знаете, случайно, про такие? Это именно польская фишка, не в целом восточноевропейская?

Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика

Такого рода «выставочную» полку я даже нашёл среди своих фотографий — там она в комплекте с чешскими банками под кофе-соль-специи.

Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика
Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика

С кухней — всё. Дальше — в случайном порядке ещё несколько квартирных деталей.

Ковры можно найти не только «бабушкины», такой вот в каждой второй детской был. У меня точно лежал. В игре наткнулся на него только однажды.

Для справедливости: этот так называемый play rug знаком детям 90-х и 00-х по всему миру, не только в Восточной Европе, и везде он по-своему родной. Я даже видел лучшее применение нейросети: с прогулкой по такому ковру от первого лица, но ссылку потерял...
Для справедливости: этот так называемый play rug знаком детям 90-х и 00-х по всему миру, не только в Восточной Европе, и везде он по-своему родной. Я даже видел лучшее применение нейросети: с прогулкой по такому ковру от первого лица, но ссылку потерял...

Геймерский колорит нулевых.

Правда, сидеть напротив окна — глупость, лучше поменять кровать и стол местами
Правда, сидеть напротив окна — глупость, лучше поменять кровать и стол местами

Конечно, такие мухоловки есть по всему миру, но я покопался и узнал, что вне Восточной Европы их чаще используют в нежилых помещениях, в общепите. Вешать их в гостиной своего дома — скорее постсоветская привычка.

Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика

Таз в ванной комнате, да к тому же именно такой внешности таз, — узнаваемая фишка именно Восточной Европы.

У меня был такой таз. Выцветше-красный. Слишком старый и стёртый уже тогда, когда я его застал. А у вас?
У меня был такой таз. Выцветше-красный. Слишком старый и стёртый уже тогда, когда я его застал. А у вас?

На окнах — белые тюлевые занавески, они же просто тюль.

Если в окно смотреть не тянет — есть кое-как вклеенные фотообои.

Как надоест сидеть в четырёх стенах — выходим на улицу. А по пути встречаем до боли знакомую обитую дерматином подъездную дверь.

«Дерматин» пишется без «нь»
«Дерматин» пишется без «нь»

Отечественным игрокам вообще многие прихожие из The Beast покажутся знакомыми.

Но мне это не знакомо, я человек деревенский
Но мне это не знакомо, я человек деревенский

На улице, напомню, ждёт аутентичная альпийская Австрия. Без намёка на польскую изнанку. Ни экстерьеры, ни автомобили, ни поизносившиеся наряды зомби не отсылают к чему-то стойко восточноевропейскому.

Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика

Но вот подальше, за городом, в глуши, можно повстречать ещё пост-советских знакомых.

И где-то это едва уловимая «похожесть» — как тут. Чего-то чистокровно русского или польского тут будто нет, обычный деревенский дом со спутниковой антенной.

Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика
Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика

С другой стороны, стоит вбить базовый запрос в поиск, и станет понятно, что типичной Австрией не пахнет.

Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика

А вот Польша и Россия уже очень похожи.

Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика
Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика

Туда же — деревянная оконная рама. Не буду снова прикладывать фото из поисковиков, но на слово поверьте, в австрийских (и вообще в альпийских) деревнях она не такая, а вот поляки и русские в целом делят общий подход к конструкции (как и остальные соседи по бывшему соцблоку).

Но куда больше домов и рам.

Больше, чем подвальные закатки с маринованной капустой.

Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика

Даже больше, чем охота за Бабой Ягой.

Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика

Бо-о-о-ольше всего в сельской местности родную для разработчиков Польшу выдаёт экологическая катастрофа, о которой знает и каждый русский деревенский, — Борщевик Сосновского.

Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика

Если не верите моему опыту и своим глазам — в городской мэрии есть памятка, там сорняк прямо называется Heracleum Sosnowskyi.

Для Австрии борщевик — редкий гость, в Польше, как и в России, — опостылевший мигрант
Для Австрии борщевик — редкий гость, в Польше, как и в России, — опостылевший мигрант

И да, персонаж об него жжётся!

Единственное, жалко, что ночью он обжигает так же, как и днём. Для незнающих: борщевик, в отличие, к примеру, от крапивы, не вредит человеку напрямую, он просто делает кожу сверхчувствительной к ультрафиолету. Ожог от борщевика — это многократно усиленный солнечный ожог. То есть, если солнца нет, то и ожога не будет. Но не в The Beast.

Но это совсем уж душная претензия к мелочи в игре. Сам факт «обжигания» борщевиком уже достаточно забавный. Никакой функциональности у него нет, это скорее пасхалка для знакомых с живучим сорняком.

И здесь узнаваемые постсоветские детали заканчиваются.

Может что-то ещё есть, но я не нашёл или специально решил не добавлять. Например, я не очень уверен, что в тему будет отметить граффити (их полно по всему открытому миру) PIEROGI и франшизу фуд-траков Grandma's Pierogi. Конечно, для Австрии это совершенно не в тему, но и российскому игроку польские пероги (один в один вареники, только после варки ещё и поджаренные) не так чтобы знакомы (хотя Alters постарался это исправить).

Хотя в одной кафешке подают Ruskie Pierogi (они даже написаны первыми в меню) — это именно что пероги с «русской» начинкой: картошкой, сыром и луком.

Но статью я всё равно чуть-чуть продолжу. Раз уж завёл речь об интересных деталях Dying Light: The Beast, поделюсь не только русскими, но и другими найденными.

Другие интересные детали

Сначала предупреждение: не ждите того, чего я ещё не видел. У меня наиграно уже за 50 часов, но до сих пор не наткнулся на пару пасхалок, о которых трубит весь интернет. Но встретил некоторые, о которых, кажется, не говорили.

Например, на шоссе разыграна культовая сцена из кино.

Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика
Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика
Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика

Узнали, из какого?

Только с фотомодом можно разглядеть на арбалете инструкцию по его пользованию. И она целиком читаемая: там написано, что это спортивный арбалет и из него категорически запрещается стрелять по людям.

В игре именно этот арбалет называется Lizzy, так его назвал предыдущий владелец, но брендовое имя — Angry Beaver, «Злой бобёр» (бобёр вообще — символ всего The Beast)
В игре именно этот арбалет называется Lizzy, так его назвал предыдущий владелец, но брендовое имя — Angry Beaver, «Злой бобёр» (бобёр вообще — символ всего The Beast)
Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика

Не уникальное наблюдение, просто приятный факт: корпус замка в мини-игре по взлому меняется, в зависимости от того, что ты открываешь.

В монастыре, это самое первое открываемое убежище, в келье можно найти такую вот картину с зомби возле крепости. И я не пойму, то ли это кивок от Techland коллегам из Warhorse (авторы Kindgom Come), то ли намёк на будущую фэнтези-игру, о которой пока только слухи ходят.

Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика

В каждом убежище в игре есть кровать — на ней можно провести время до ночи или до утра. И у каждой кровати — уникальный скин одеяла. От простых геометрических орнаментов до кошачьих коллажей. Как заметил это, новые убежища начал открывать только ради того, чтобы узнать, что там мне постелили.

В открытом мире раскиданы разные национальные рецепты, вроде варёного хвоста бобра или макарон с клубникой, они все сохраняются в игровом глоссарии. Но что интереснее: коллекционирует рецепты не только игрок, но и сам Кайл Крейн, главный герой. В мэрии у него лежит личная кулинарная книга.

Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика

Помимо голых зомби (нельзя показывать на DTF) и голой женщины на логотипе канализационного департамента Кастор Вудс (тоже лучше не буду показывать на DTF) есть ещё такие вот календари. Здесь «голость» под вопросом, потому что текстура очень замыленная. Может там просто одежда в обтяжку или пеньюар какой. Но я на всякий случай скрою.

Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика

Баннер при поддержке местной психушки советует поменьше залипать в устройствах (а значит и играть в видеоигры).

А когда ты последний раз трогал траву? Ммм?!
А когда ты последний раз трогал траву? Ммм?!

Иногда в игре встречается стикер с «умной формулой» C8H10N4O2 и молярной массой 193,19 — на самом деле это просто химическая запись старого доброго кофеина.

Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика

Для современных игр подобное, наверное, не удивительно, но я всё-таки не ожидал, что даже у самых рядовых зомби реализованы движения глаз — они следят за персонажем.

Одни плюшевые мишки устроили чаепитие. А другие в том же дворе спрятались в палатке.

Игра отсылается к... самой себе.

Постсоветский колорит в Dying Light: The Beast — от бабушкиных ковров до борщевика

И вот ещё пачка динамических деталей — попалась мне в «Ютубе» незадолго до выпуска статьи, и будет очень в тему поделиться.

Если я по большей части отмечал какие-то статические приколы, то здесь автор подметил и показал, как меняется тело персонажа после получения урона, как можно смыть кровь, искупавшись в реке, какие есть контекстные анимации «дооткрывания» некоторых объектов. Это всё тоже легко упустить, даже если внимательно играешь (я вот включал фотомод каждые пять минут, но ради дизайна окружения, и не даже не подумал проверить такие мелочи).

На этом — точно всё. В заключении несколько слов о самой игре.

  • Разработчики избавились от выносливости при паркуре — и это здорово. Да, было реалистичнее, но паркур-секции стали интереснее без ограничения по таймеру.
  • Что даже лучше — избавились от таймера темноты. Теперь бродить по тёмным квартирам и разглядывать интерьеры можно без душного «подгонялова».
  • «Тёмные зоны», местные подземелья с лутом, теперь можно лутать в любое время суток, от этого не зависит их сложность. В Dying Light 2 нужно было обязательно дожидаться ночи (и успевать выйти до наступления утра). Может и реалистично, но душно.
  • Для меня в The Beast лучшая локация в серии Dying Light. Да, она меньше, чем в сиквеле, но разнообразнее. Здесь бесшовный переход из города в дикую природу, а там ещё отдельные деревни: где-то попроще, где-то элитные усадьбы. Всё это можно исследовать с паркуром, а можно — на машине. Мне это, вкупе с неожиданным русским колоритом интерьеров, помогло лучше погрузиться в атмосферу.
  • Частичная разрушаемость окружения — классная придумка. В игре можно выламывать некоторые оконные рамы, ломать заборы, дверцы на всяких шкафчиках. В плюс к этому есть немного физики окружения: некоторые ворота открываются, стоит просто в них ткнуться (зомби тоже могут их открыть), потолочные вентиляторы крутятся, если их задеть ударом. Пока в этом мало функциональности, больше просто для зрелища, но посмотрим, может в Dying Light 3 идею разовьют.
  • Игрок получает пистолет в первой же сюжетной миссии после пролога. Такое быстрое появление огнестрела я читаю как «признаём, мы зря придумали чепуху про исчезновение оружия из мира Dying Light 2».
  • Никакой нелинейности — по крайней мере в том нарочитом виде, в каком она была в Dying Light 2 (The Beast я не прошёл до конца, может быть там побочные квесты как-то могут повлиять на финал, не знаю). И это хорошо, игре она не так уж и нужна была.
  • Сеттинг стал примитивнее — и я этому рад! Никаких метафорических «либеральный Базар» и «тоталитарные Миротворцы», никакого подмешивания «пост-апокалиптического средневековья». В результате выживающее общество в The Beast ощущается реалистичнее, во второй части всё-таки театральщина и клановые вайбы Fallout слишком отвлекали от сердца сеттинга: мир, захваченный зомби. Да, избитый концепт, но сюжетных ААА-воплощений у него кот наплакал.
  • Лучше проработка всех побочных миссий. Они играются и выглядят на уровне с основной историей. Одна из них, подозрительно перекликающаяся с Far Cry 3, в принципе самая визуально выразительная в игре.
  • Мелочь, но очень понравилось: поначалу переход в режим ярости неуправляемый. Герой ещё не может сдерживать злость и срывается импульсивно, стоит только заполниться шкале. Бац, и ты вдруг начинаешь рвать зомби голыми руками. Но по ходу сюжета ты привыкаешь к этому состоянию и разблокируешь скилл с управляемым переходом. Это элегантно и нарративно (герой только со временем смог обуздать ярость), и геймдизайнерски (в начале игры дают напробоваться режима ярости, а то я себя знаю — я бы всегда копил его только до ключевых боёв).
  • Очень много неотмеченных на карте и в дневнике секретов и микро-историй на локациях. Игра поощряет эксплоринг вслепую, бесцельный бег просто ради бега: глядишь, забежишь куда-то, где лежит душещипательная записка или какая-то история рассказана через окружение.

И пара неочевидных советов для тех, кто соберётся играть — они не отнимут у вас опыта поучительных ошибок, а просто помогут обойтись без духоты.

  • Чтобы сохранить патроны из подбираемого огнестрела его нужно сначала перекинуть в тайник, а там уже разобрать на части. Только в этом случае уже заряженные боеприпасы получится разрядить.
  • Если убить взрывающихся зомби выстрелом в голову — из огнестрела, из лука, метательным ножом (главное, до детонации тела), то их можно будет залутать. Вы получите 100-200 игровых монет, и это с одной стороны немало, с другой — нехватки денег по игре и без этой заморочки не случится.
  • Покопайтесь в меню HUD, там можно настроить адаптивное (динамическое) исчезновение и появление интерфейса. Лично у меня на постоянной основе видно только компас.
  • Не доверяйте чутью выжившего на 100%, спамьте им. Оно может отображать не все предметы вокруг, а только те, которые персонаж может увидеть или уже видел. Например, оно не отображает баки у автомобилей, у которых вы ещё не нашли, откуда сливать бензин. Тут я не могу сам понять: то ли чутьё работает нестабильно, то ли оно специально оставляет какое-то пространство для вашей наблюдательности.
  • Не забывайте использовать УФ-фонарь — он сильно помогает расширить окно восстановления выносливости при драке с заражёнными.
  • Бинокль в любом случае достаётся на английскую «B», не нужно добавлять его в быстрый доступ.
  • Не играйте с друзьями, которые любят рашить по сюжету. Это игра про размеренный эксплоринг локаций, за пределами сюжетных меток есть много всего, что стоит посмотреть и проверить. Лично мне в ней и одному комфортно.

Вот теперь точно всё. Что думаете об игре, какие детали сами находили, с какими из моих не согласны? Делитесь в комментариях. Я вот даже не собирался The Beast покупать, но пара случайно выпавших шортсов с атмосферной съёмкой локаций (особенно езда на машине под дождём) убедили попробовать. Не жалею.

Написал Васильев
Специально для торговой площадки FunPay
213
61
16
11
4
2
1
1
1
1
1
281 комментарий