Добровольное изгнание
Пока сиквел Subnautica находится в производственном аду, нужно чем-то перебиваться, поэтому мне пришлось искать для себя альтернативу приближенную к первоисточнику. Здесь мой выбор пал на нарративный глубоководный квест Under the Waves, который в целом был тепло принят публикой, но тем не менее остался в тени на фоне других релизов того времени. Изначально я не понимал почему эта игра осталась в рядах аутсадеров, но ближе к финалу на личном примере убедился во вторичности происходящего и почти был готов присоединиться к лагерю хейтеров. Впрочем об этом стоит рассказать по порядку.
Главного героя нашей истории зовут Стэн и он профессиональный подводник, который почти всю свою жизнь посвятил морю. Это увлечение появилось у него в детстве, когда он с интересом изучал дно местного пруда, тщетно пытаясь хоть что-то разглядеть в мутной воде. Стэн не боялся утонуть и с каждым разом умудрялся задерживать дыхание все дольше и дольше, что в будущем добавило ему лишних баллов на медкомиссии. Тогда началась война и нашего героя забросили на вражескую территорию в составе отряда подводников для разминирования акватории узкого пролива, который позволил бы союзникам незаметно забраться в тыл противника и перерезать их коммуникацию, сделав их легкой мишенью для следующей атаки. В те времена Стэн повидал много смертей, но его сердце не стало черствым, поэтому после демобилизации наш герой встретил хорошую женщину и завел семью. На этом череда испытаний должна была завершиться, но Стэну не повезло и он сталкивается с утратой, которая полностью переворачивает его жизнь с ног на голову. Он замыкается в себе, ведет себя отстраненно и в итоге подает заявку на должность подводника-техника в нефтедобывающей корпорации. Стэн рассчитывал что эта добровольная изоляция позволит его душевным ранам затянуться, но в итоге он лишь глубже погрузился в пучину интриг и тайн. Выяснилось что его работодатель поделился со Стэном далеко не всеми деталями своего бизнеса, поэтому на дне нашего героя поджидали большие проблемы. Теперь опытному подводнику вновь придется использовать свои военные навыки, чтобы предотвратить природную катастрофу и лицом к лицу встретиться с болезненным прошлым, которого он долгое время избегал.
Under the Waves это нарративное подводное приключение длинной в 6 часов, в котором мы примерим на себя шкуру опытного подводника, чье сердце и разум были уничтожены горем. День за днем мы будем выполнять рутинные поручения своего работодателя, медленно приближаясь к ужасной истине, которую скрывают темные воды. Компания предоставила нам полноценную подводную базу, состоящую из 3 секций с рубкой связи, личной каютой, санузлом и полностью функциональной кухни. Также в нашем распоряжении будет ИИ, который поможет нам управлять базой и принимать сообщения с поверхности. Передвигаться мы будем на миниатюрном батискафе, который отлично подходит для узких пещер и быстрого доступа ко многим подводным объектам. Батискаф одноместный, без излишеств и его никак нельзя улучшить. Игру в целом не стоит воспринимать как выживач, ведь здесь не нужно следить ни за какими показателями кроме уровня кислорода, который в любой момент можно восполнить при помощи одноразовых стержней.
Хоть игра практически полностью линейна (нам лишь дадут выбрать вариант концовки), для комфортного прохождения нам все-таки понадобится немного разведать ситуацию на районе и именно здесь можно понять что вся "кинематографичность" осталась лишь в описании на странице магазина. Помните наполненность локаций в Subnautica? Разные биомы, подводные пещеры и огромные гроты. Я соглашусь с тем, что это разные игры, но я рассчитывал увидеть хотя бы что-то отдаленное в камерной игре, где весь сюжет разворачивается на одной локации и мы постоянно по ней курсируем. Что же получилось в итоге? Пустое дно, редкая растительность и множество затонувших обломков различных кораблей и самолетов - именно этот пейзаж нам и предстоит наблюдать. В каждой такой точке интереса лежат коллекционные предметы, которые мы можем забрать на корабль, чтобы узнать их историю (а после получения гитары сможем на ней играть) и там же припрятаны чертежи снаряжения, которые пригодятся нам в крафте. Конечно можно списать такое окружение на результат загрязнения морского дня нефтепродуктами (которые мы также сможем очищать в свободное время), но все же в игре про подводные приключения хотелось бы увидеть немного больше красок. Наиболее забавно было наблюдать за практически полным отсутствием живности на морском дне, а если кто-то мне и встречался то они плавали в количестве трех штук в определенных местах. Исключением здесь выступает дружелюбный тюлень, но его недостаточно, чтобы создать ощущение живого окружающего мира.
Помимо визуальных проблем в виде пустых локаций и практически полном отсутствии мимики на лице главного героя, в игре откровенно хромает повествование, когда на протяжении 6 часов мы занимаемся повседневными заданиями, изредка проваливаясь в мистические видения. Безусловно это попытка отразить искалеченную душу главного героя, но в таком случае почему его личность не получает никакого развития на протяжении всей игры? Вместо постепенного развития персонажа мы получаем размытые флешбеки и целый ворох фактов, которые лишь усугубляют ситуацию. В итоге Стэн из человека убитого горем превращается в жуткого эгоиста, который оставил собственных близких наедине с бедой, выбрав одиночество на морском дне, но и там его совесть не позволила ему восстановиться, постоянно посылая жуткие видения. Неужели именно такому герою я должен сопереживать? Я понимаю что каждый переживает горе по-своему, но мне кажется что авторы могли бы сгладить углы своей истории, чтобы в ней не было противоречий. Я бы не критиковал сюжет, если бы авторы действительно шаг за шагом раскрывали нам все события связанные с тяжелой судьбой Стэна, вместо откровенных мистификаций и намеренного затягивания повествования. В итоге у нас не цельная история разбитого горем подводника, которую бы мы собирали воедино на протяжении всей игры, а винегрет из мистики, драмы и проблем экологии. В сочетании с репетативным геймплеем это вызывает не азарт от изучения глубин, а банальную усталость.
В итоге Under the Waves разочаровала меня и заставила лишний раз проверить собственное терпение. Здесь нет обещанной "кинематографичности", геймплей затянут, визуал беден, а сюжет вторичен. Побочные активности выражены только в сборе коллекционных предметов и зачистке нефтяных пятен. Экологические проблемы не раскрыты, личность главного героя не раскрыта, а наличие мистики лишь сбивает с толку, вынуждая игрока гадать, что правда, а что вымысел. Не думаю что 6 часов бултыхания в воде на не самом быстром батискафе стоили того и, при возможности, я бы с удовольствием их вернул, но это лишь мечты.
Тем не менее, если вы не требовательны к геймплею, вас мало волнует несостыковки в сюжете и вы ищете эстетику подводных приключений, то Under the Waves вполне подойдет вам в качестве развлечения за 110 рублей по скидке. Только не забывайте собирать побольше расходников перед прохождением миссий. Поверьте, эта информация сэкономит вам много времени.