Заповедник Зелирия. Дневник разработки. Часть 3. Шкура неубитого медведя: пособие по разделке. И немного про ТЗ

Всем привет! Не успел затихнуть треск баттхёрта художников после предыдущей статьи, а у нас уже новая часть Дневника. Последняя в уходящем году, дальше сами – я в запой, встретимся в середине (конце) января. Пока ребята из команды направили санитаров по ложному следу, я попытаюсь рассказать вам умные вещи, как и обещал в прошлой части.

В закладки

Начну с очевидного *поправляет фуражку Капитана Очевидности*: всё, что не написано на бумаге – не существует в природе. Если у вас есть бумажка с надписью «Паспорт США» – вам повезло, если «Паспорт Зимбабве» – у вас проблемы. Если вообще ничего нет – вы бомж. И это надо помнить с первого момента создания команды.

Говорят, что не стоит делать бизнес с друзьями. Это истина. Но игрострой, по крайней мере, инди-команда – это НЕ бизнес. Это хобби, общее занятие, к которому нужно подходить со всей ответственностью и которое в перспективе может принести вам деньги, но никак не бизнес. И здесь дружба или как минимум хорошие отношения между участниками, составляющими основу команды, – ключевой фактор. Такая команда изначально будет крепче и организованнее той, которая собрана одним отдельно взятым энтузиастом – друзьям легче пойти на уступки друг другу и легче понять/простить какие-то незначительные огрехи и мелочи.

Но что бы ни лежало в основе команды – просто общий интерес или ещё и дружба/симпатии, это не отменяет того факта, что все ключевые идеи команды, её планы, распределение труда и прочее-прочее (в особенности то, что касается денег, не важно, вложенных в проект, или потенциальной прибыли) должны быть зафиксированы в каком-то договоре или соглашении, которое подпишет вся команда. Особенно это важно в ситуации, когда все работают «на энтузиазме» и «на перспективу», ибо выпустить игру и, подравшись из-за прибыли, погубить весьма перспективную инди-команду очень обидно.

Многие отмахнутся от этого как от «лишнего», как многие новобрачные отмахиваются от брачного контракта, ведь они «любят друг друга»... Я промолчу и покажу пальцем на статистику имущественных споров при разводе – любовь прошла, а бабла хочется всем. Кроме прочего, подобное соглашение всех членов команды – ещё и страховка от «шлангования» отдельных её членов. Прописать санкции за безделье ведь никто не мешает ;)

Ровно то же касается и работы с художниками. Если вы заказали у кого-то арт, получили его, оплатили и забыли, то поздравляем, вы подарили человеку деньги, не получив взамен ничего. Да, если художник порядочный – он тоже забудет, что что-то рисовал, но ведь ему ничего не мешает выложить ВСЕ работы в своё портфолио за несколько месяцев до релиза игры, например. И убить тем самым проект. Или просто написать игровому издателю, что в игре ворованные изображения, и её авторов забанят. Ведь у вас нет доказательств, что работы рисовались для вас и были оплачены. Да, можно кричать про порядочность, суды и прочее «надо верить в людей», но зачем все эти риски и геморрой, когда грамотно составленный договор избавляет вас от всех потенциальных проблем? Что характерно, этот контракт выгоден и самому художнику – он является гарантией того, что он получит свою оплату в ЛЮБОМ случае. Нарыть договор в Интернете не проблема, главное, чтобы там были следующие важные нам пункты:

  • Передача исключительных прав на арты заказчику.
  • Пункт о запрете исполнителю публиковать работы где бы то ни было без письменного разрешения заказчика.
  • Пункт о ценах и сроках.
  • Санкции: для заказчика за просрочку оплаты и тормоза с оценкой работ, для исполнителя – за слив посреди работы, срыв сроков, разглашение результатов работ.
  • NDA (соглашение о неразглашении) на всё, что только можно.

Разумеется, санкции должны быть буквально драконовскими – это мотивирует обе стороны отвечать за свои слова и решать вопросы мирным путём, а не накалять конфликт даже в критических ситуациях.

И ещё раз для сильно сомневающихся: все договора должны быть обязательно! По опыту нашего кодера, который уже пытался раньше участвовать в инди-проектах, в том числе по разработке ВН... Именно «пытался участвовать» в прошедшем времени – до кода дело просто не дошло – три команды, с которыми он связывался, почили с миром именно из-за кинувших их художников или из-за драки внутри самой команды. Этот тот случай, когда время, потраченное на юридических форумах, окупает себя сторицей.

Уф, всё, хватит умных мыслей, голова аж разболелась. Немного о том, как я пытался описать художникам их задачи, вернее, описать своё видение, на основе которого они могли уже рисовать арты. Я попросил у фоновика фон с речкой и деревьями, а художник по спрайтам и CG был отправлен рисовать спрайты. Вернее, делать наброски. Что всплыло за следующие пару дней:

  • Фоновик не телепат (очень жаль!!!)
  • Для фона важно время суток (освещение, чтоб его!)
  • «Речку и деревья» можно нарисовать сотней тысяч способов
  • Деревья бывают разные (от ёлки до пальмы...)
  • Речка может быть расположена на кадре множеством способов, а вид «с середины реки вдоль неё» – тоже попадает под моё описание
  • Спрайты должны сочетаться с фонами по освещению (кто бы знал!!!)

После выяснения этих моментов вся команда отправилась на курсы телепатии (теперь можно получить в кочан за свою фразу ещё до того, как откроешь рот, чтобы её высказать), а ТЗ художникам стали ставиться после коллективного обсуждения всех тонкостей артов.

Всем боянов по теме!

От лица всей команды поздравляю вас с Новым годом и Рождеством! Всех благ и побольше пушистых и няшных существ на жизненном пути!

P.S. Предыдущая часть дневника доступна по ссылке:

#инди #фан #salangan #zeliria_sanctuary #Humkey #Хамки #Заповедник_Зелирия #Zeliria

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Фиолетовый Не-Хомяк", "author_type": "self", "tags": ["zeliria","\u0437\u0430\u043f\u043e\u0432\u0435\u0434\u043d\u0438\u043a_\u0437\u0435\u043b\u0438\u0440\u0438\u044f","\u0445\u0430\u043c\u043a\u0438","humkey","zeliria_sanctuary","salangan","\u0438\u043d\u0434\u0438","\u0444\u0430\u043d"], "comments": 19, "likes": 10, "favorites": 9, "is_advertisement": false, "subsite_label": "indie", "id": 14187, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 29 Dec 2017 23:15:00 +0300" }
{ "id": 14187, "author_id": 40243, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/14187\/get","add":"\/comments\/14187\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/14187"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64960, "possessions": [] }

19 комментариев 19 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
3

О, это же та самая инди команда в которой:
- Программист оценивает качество арта.
- Пиарщица - социофоб.
- Сценарист пишет, так, что нужно минимум пару раз перечитывать каждое предложение, что бы понять его суть.
- Геймдизайнер - отсутствует, как явление.
- А художников принято считать идиотами.

Если кто не в курсе, вот предыдущий шедевр:
https://dtf.ru/14066-zapovednik-zeliriya-dnevnik-razrabotki-chast-2-95-idioty-i-arty#comment-237011

Но должен сказать в этой статье уже больше адекватности. Надеюсь уроки усваиваются

Ответить
1

Я понял! В любой непонятной ситуации обвиняй художников!

Ответить
1

Где вы увидели увидели подобное высказывание? В статье идёт речь о защите интересов всех участников, художников в том числе.

Ответить
1

Хм, я тут, конечно, новенькая и может чего-то не знаю, может в вн принято обвинять артеров, но обвинений художников тут не увидела. А в целом статья весьма по делу, сама всегда прошу заключить договор, а вот про НДА не задумывалась раньше. Думаете, он реально так обязателен при наличии подробного договора с пунктом о "не выкладывать без разрешения"?

Ответить
2

NDA как отдельный документ имеет смысл, если есть какие-то сомнения друг в друге. Например, художник сначала хочет ознакомиться с проектом и решить, интересен ли он ему (посмотреть сюжет, наработки и т.д.) - тут удобен NDA, запрет на распространение полученной инфы есть, а других взаимных обязательств нет. Если же решено работать сразу, то пункты о неразглашении можно внести в договор, не делая отдельный NDA.

Ответить
0

А что вы имели в виду под "сомнениями"? Например, художнику дали для референса один из предыдущих артов. Тут нужен NDA? Или хватит просто какой-нибудь ватермарки на самом рисунке?

Ответить
0

Под сомнениями - когда художник не уверен, что ему интересен проект и он хочет ознакомиться с предполагаемым "полем деятельности". В описанном вами случае - лучше NDA, ведь скорее всего вы отдадите человеку не только пару рисунков, но и расскажите про мир игры, персонажей и т.д.

Ответить
0

Поняла, о чем разговор. А вам не кажется, что это был просто стеб? Причем неприкрытый. Сценарист явно умеет неплохо писать, судя даже по этой статье, пиарщица-социофоб - ну тут ж явно жир течет. Я как исполнитель обидного для себя не нашла, все правильно сказано, разве что форма выбрана для этого не лучшая. Пока ничего утверждать не буду, подожду новых частей, но думаю, ребята это написали просто повеселиться, и не надо воспринимать ту статью настолько всерьез.

Ответить
1

Так я даже не спорю, что очень много в нашей профессии и в других - необязательных людей, плохих специалистов, новичков и тд. Но это не повод никого оскорблять, переходя на личности. Окей, между собой в команде хоть как их называйте, но выставлять это на показ - не этично.
Для меня это было оскорбительно. И все это усугублялось каким-то совершенно ужасным корявым слогом. В целом впечатление такое ,что автору насрать и на проект, и на художников, и на членов команды. Его цель - показать всем какой он клевый.

Ответить
0

Не надо наезжать на новичков, они тоже люди и не всегда плохие спецы:) Это я вам как новичок в одной из сфер говорю)
Будем посмотреть, в следующей части, думаю, опишут именно как работается тем художникам в их команде, а там уже будет очень хорошо видно отношение автора и к ним, и к проекту. И либо разочаруюсь, либо убежусь, что прошлая статья просто была шуткой, не мне решать, насколько удачной.

Ответить
1

Я перечислял, что есть плохие спецы, есть новички - то есть люди с недостатком опыта. Это все люди с которыми по тем или иным причинам можно не сработаться. Вот видите, но я же не написал что все в этих категориях - идиоты. А вот данный автор это подразумевал. Не смотря отговорки постфактум

Ответить
0

Не сработаться можно и с крутым профи... Ну да ладно, речь-то не о том. Давайте не будем тут перемывать кости перед праздником, автор сам прочитает комменты и все увидит. Думаю, там все таки адекватные люди и дальше все будет хорошо.

Ответить
0

Так вот о том и речь, что не сработаться можно с кем угодно. Причем по любым причинам, например из-за недопонимания, или даже по техническим причинам.
Но в общем ладно, думаю, суть понятна

Ответить
0

Ох уж это недопонимание... Просишь шарик мятного цвета, а тебе приносят салатовый, и обе стороны считают, что это у второй проблемы с цветовосприятием...

Ответить
1

Цветовосприятие - это еще полбеды. У все же еще и мониторы разные. И порой отображение цветов и контрастности отличается очень сильно.

Ответить
1

"Я ваш дизайн смотрел со старого смартфона, хрень какая-то, а не дизайн"

Ответить
1

ссылки на предыдущие части лучше ставить в начале статьи и лучше на все предыдущие части

Ответить
0

В отличии от предыдущей статьи, слог не вызывает желания вырвать себе глаза. Так держать.

Ответить

0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Узнавайте новости о мостах
Санкт-Петербурга первыми
Подписаться на push-уведомления