Russian Subway Dogs и проблема бездомных животных

Почему не все игры должны открыто говорить на серьёзные темы.

2 августа состоялся релиз аркады Russian Subway Dogs от канадской студии Spooky Squid Games. Игра о животных, ищущих пропитание в Московском метро, не может похвастаться ни интересным геймплеем, ни запоминающимся сюжетом, ни хорошими шутками. Зато она отлично демонстрирует, как можно освещать проблемы реальной жизни, толком не касаясь их и не эксплуатируя тему, а также то, что совсем не обязательно пытаться поднимать какие-то важные вопросы, даже если концепция к этому располагает.

Russian Subway Dogs и проблема бездомных животных

Московский метрополитен, как показала практика, может быть отличным местом действия для игры. Это доказала «Метро 2033», а теперь вот Russian Subway Dogs. Роднит эти игры не только основная локация, но и то, что и там, и там главным героям приходится выживать, сталкиваясь с другими обитателями подземки. Только если в шутере от 4A отбиваться приходилось от мутантов и агрессивно настроенных группировок, то в аркаде от Spooky Squid Games — от собак, лосей и медведей.

Геймплей до смешного прост: вы пугаете людей, которые туда-сюда ходят по платформе, а затем ловите еду, выпавшую из их рук. За отведённое время нужно набрать как можно больше очков. По уровню снуют доберманы, которые могут съесть упавшую шаверму, бургер или пельмени, поэтому нужно торопиться. А ещё здесь есть люди с бутылкой водки в руках. Пить её нельзя, но если она упадёт на землю, то произойдёт взрыв, который убивает всё, что оказывается в зоне поражения.

Конечно, есть тут свои тонкости. Например, «поджарив» еду взрывом или поймав её в воздухе, вы получите гораздо больше очков. Кроме того, по ходу прохождения появляются всё больше препятствий вроде лосей, проносящихся по платформе и сметающих всё на своём пути. Однако погоды эти мелочи не делают, и Russian Subway Dogs остаётся простой, но милой и весёлой аркадой, концептуально недалеко ушедшей от какой-нибудь игры Game & Watch. В этом и заключается одно из главных её достоинств.

Russian Subway Dogs и проблема бездомных животных

Дело в том, что Russian Subway Dogs могла бы быть образцовой игрой-высказыванием на тему людского равнодушия. Она могла бы поднимать проблемы бездомных животных, выжимать слезу, изображая их страдания. В общем, на полную эксплуатировать идею.

Вместо этого разработчики из Spooky Squid Games сделали ставку на юмор, пусть и не всегда уместный. Эта игра ничему не учит и ни о чём не говорит, да и развлекает она, ввиду бесхитростной механики, поскольку-постольку. Но ценно самое явление несерьёзной игры на серьёзную тему.

Russian Subway Dogs и проблема бездомных животных

Это и не сатира в привычном понимании, тем более высмеивать здесь нечего. Тему бездомных животных Spooky Squid Games используют лишь как отправную точку, оправдание для существования игровой вселенной. Этому как раз и могут поучиться другие студии, которые напрямую обращаются к событиям и проблемам из реальной жизни в своих играх.

Вспомните заунывную 1979 Revolution: Black Friday, посвящённую Исламской революции в Иране. Тема, разумеется, важная и интересная, но вряд ли кому-то захотелось поподробнее изучить этот исторический период после натужной драмы из игры. С популяризацией и привлечением внимания к нему намного лучше справлялся честный и более лёгкий по духу «Персеполис». Благие намерения iNK Studios сыграли с 1979 Revolution злую шутку — их посыл попросту выглядел фальшиво.

Russian Subway Dogs и проблема бездомных животных

Ещё по трейлерам было понятно, что разработчики не страдают морализаторством. Взяв за основу реальную ситуацию с бездомными животными в Москве, они даже не пытались как-то развить проблему или задать какие-то вопросы. Да, согласно исследованиям, в столице, по состоянию на 2016 год (а именно тогда началась разработка Russian Subway Dogs), живёт порядка 35 тысяч бродячих собак, 20 тысяч из которых обитают возле станций метрополитена, а некоторые даже способны ориентироваться в подземке и перемещаться по городу с её помощью. Вокруг этого факта разработчики и построили всю игру, но они не сделали из него её идею.

Russian Subway Dogs не претендует ни на что, не несёт в себе никаких смыслов. В то время как крупные издатели заявляют о том, что игры не должны быть исключительно развлечением, небольшие инди-студии позволяют себе быть легкомысленными.

Я не хочу сказать, что до Spooky Squid Games никто не делал просто весёлых и ни к чему не обязывающих игр: да сама студия ранее выпустила They Bleed Pixels — хардкорный, но такой же незамысловатый с точки зрения механик платформер. Однако в случае с Russian Subway Dogs ей удалось совместить потенциально глубокую тему с нарочито примитивным геймплеем.

Как признаются сами разработчики, эта простота объясняется тем, что их игра выросла из прототипа, созданного за две недели для одного гейм-джема. Это обстоятельство пошло «Собакам российского метро» лишь на пользу, а также помогло ей не скатиться в нравоучения. Кто знает, как бы выглядела игра, созданная вокруг такой идеи и изначально задуманная как коммерческий продукт.

Russian Subway Dogs и проблема бездомных животных

Парадокс в том, что такая вот честная бесхитростность работает намного лучше любой драмы. Поиграв в Russian Subway Dogs я действительно захотел побольше узнать о том, как именно собаки ориентируются в метро. Заинтересовало ли вас, как живут люди с онкологическими заболеваниями после прохождения This Dragon, Cancer? Или, может быть, вам захотелось изучить, как живётся меньшинствам из-за Gone Home? Вряд ли.

Это не значит, что не стоит поднимать важных тем или брать реальный жизненный опыт за основу для игры, но нужно трезво оценивать свои силы и силы самого медиа. По-настоящему хорошо и не слезливо рассказать о животных — это трудная задача, которую далеко не всегда удаётся выполнить даже в рамках кино и литературы. Много ли вы вспомните достойных взрослых фильмов и книг о собаках? Мне на ум приходит лишь «Флаш» Вирджинии Вулф.

Russian Subway Dogs и проблема бездомных животных

Нет, я не ставлю проблему бродящих животных в один ряд с раком — дело в том, как разработчики подходят к освещению тех или иных аспектов реальной жизни. Индустрия эволюционирует и уже не стесняется касаться больших и серьёзных тем, но, будем честны, делает она это очень неуклюже. Разумеется, есть и исключения, вроде This War of Mine или Valliant Hearts, но в большинстве своём попытки поговорить о чём-то серьёзном, взяв за основу настоящую проблему, а не с помощью метафор, оборачиваются простой эксплуатацией.

В игровой индустрии пока нет «своей Вирджинии Вулф», поэтому и говорить о животных, пожалуй, пока стоит вскользь и как бы между делом. А то и не говорить вовсе, как это сделала Spooky Squid Games. Russian Subway Dogs — это, в первую очередь, именно развлечение. Не бог весть какое, но развлечение. А ещё это отличная иллюстрация того, как разработчики трезво оценивают свои возможности и мастерски обходят «капканы», в которые другие авторы непременно угодили бы.

На Russian Subway Dogs при всём желании невозможно повесить ярлык «игры-высказывания», но всё же она может пробудить интерес к выбранной создателями теме. Она как хороший учитель в школе будто бы невзначай бросает интересный факт, привлекая внимание детей, а затем продолжает рассказывать скучный урок. Зароненная таким образом информация крепче оседает в мозгу, чем целая лекция.

33 показа
3.6K3.6K открытий
19 комментариев

Индустрия эволюционирует и уже не стесняется касаться больших и серьёзных тем, но, будем честны, делает она это очень неуклюже.Я вот не уверен, что дело в индустрии. Скорее, время и нравы, ну, такие, поучительно-морализаторские.

Приведу пример с ЛГБТ-персонажами: лет 10-12 назад впервые проходил The Longest Journey, где прямо во вступительной главе игрок узнаёт, что Эйприл снимает комнату на втором этаже дома, хозяйка которого живёт на первом этаже со своей девушкой. У меня в памяти очень крепко засело именно то, что момент "раскрытия информации" был вписан в обычный повседневный диалог абсолютно непринуждённо - то есть, подразумевается то, что Эйприл уже давно там живёт, про их отношения знает всё, кроме самых интимных деталей и для неё это business as usual. Игре через год будет 20 лет. Двадцать лет, Карл. А ведь повлиял этот крошечный - в контексте размеров всей игры - эпизод на прогрессирование моей "толерастии" куда больше, нежели какие-то там Gone Home. От подобных нарративов, как недавно кто-то здесь сказал, за версту отдаёт так, будто у сценариста за спиной стоял активист с методичкой и чек-листом. Или, точнее даже, с книжкой "How To Portray A Positive LGBTQ Character 101", ну, знаете, из серии "для чайников и кипятильников".

Ответить

Вот еще отличная игра была на тему геев... Жаль, таких больше не делают )

Ответить

И много сейчас собак в московском метро? Когда был там в последний раз, ни одной не видел.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

4 года в Москве и ни одной увиденной мной собаки в метро. Даже около метро не могу сразу вспомнить, чтобы видел много собак.

Ответить

"Russian Subway Dogs и проблема бездомных животных"

Никакой проблемы нет, от них надо избавиться и все. А тем кто выбрасывает животных давать правовых люлей.

Ответить
Комментарий удалён модератором