Интервью с Филиппом Концаренко — директором по продукту DTF и VC
Приветствую самых привлекательных джентльменов-геймеров и самых обаятельных леди-геймеров. На связи Денис Большаков, он же Джин Grey, он же гла��ный специалист по взрывающим общественность интервью по эту сторону DTF.
Некоторое время назад, одному из пользователей сайта, многоуважаемому джентльмену Эсту, пришла в голову идея собрать наиболее волнующие комьюнити DTF вопросы о нынешнем состоянии нашего любимого сайта. Не чтобы на них потом задумчиво смотреть, а с самой что ни на есть благородной целью — задать эти вопросы человеку, имеющему прямое отношение к совершаемым сайтом эволюционным телодвижениям.
Что он благополучно и сделал, получив согласие от Филиппа ответить на составленный Эсту список вопросов, основанный на комментариях из поста выше. К сожалению, Эсту заморозил свой аккаунт, но перед уходом делегировал полномочия выпустить ожидаемое многими интервью вашему покорному слуге, если Филипп всё-таки ответит на вопросы. И он ответил! Я же, чтобы не отбирать более ваше драгоценное время, представляю ответы Филиппа на вопросы, которые волнуют активную часть комьюнити DTF сейчас (или которые Эсту посчитал наиболее важными). А уж удовлетворил Филипп ваше любопытство или нет, это решайте сами.
О том, что ждёт DTF в будущем, как видится настоящее, какие выводы были сделаны о прошлом. И зачем всё-таки нужны платные огоньки
Интервью с Филиппом Концаренко — директором по продукту DTF и VC
Привет, Филипп. Во что сейчас играешь?
Расскажи, чем ты занимаешься на DTF? Как устроен сайт изнутри с точки зрения структуры, кто ты в этой системе?
Я директор по продукту. Занимаюсь развитием платформы, на которой работают DTF и vc. ru.
Редакция и модерация — самостоятельные отделы со своими правилами, в которые никто не вмешивается извне. Как дирекция в этом случае оценивает качество и эффективность их работы?
Нет никаких дирекций — у нас небольшая команда. Без бюрократии, департаментов и бизнес-юнитов. Структура простая: все ключевые направления и цели закреплены за отдельными специалистами, есть большое количество горизонтальных связей, благодаря которым циркулируют идеи и все эти направления связываются между собой.
Мы не рассказываем редакциям, что они должны писать на ежедневной основе, но раз в несколько месяцев смотрим статистику и потом обсуждаем вместе, какие направления или тематики неэффективны (и почему), а какие, например, наоборот, можно было бы попробовать развить, потому что есть запрос бизнеса. Статьи редакции являются для нас инструментом привлечения новых авторов, пользователей и рекламодателей.
Приведу два примера. Удаление «Шрек 2» редакцией из пользовательского голосования за лучшую игру, хотя игра лидировала с большим отрывом. И такая неприятная для автора вещь, как «шэдоубан», то есть молчаливое скрытие постов из ленты модерацией в ручном режиме: такое случается, например, с Тимуром КФК. В обоих случаях, можешь ли ты лично вмешаться и оспорить решения отделов?
Я могу прийти к ребятам за консультацией или чтобы обсудить то или иное решение. Либо ребята могут прийти ко мне (или к кому угодно в команде) за советом.
Если возникает спорный момент, который не укладывается однозначно в наши правила, наши модераторы призывают всех заинтересованных и мы вместе обсуждаем, спорим и договариваемся о решении.
Подсайт «Улучшаем DTF». Есть подозрение, что он не работает. Люди пишут, что называется, «в пустоту»: не получают обратной связи, непонятно, читают ли их предложения. Как ты видишь работу этого подсайта и взаимодействие с пользователями по поводу улучшений DTF в целом? Дирекции еще нужны предложения от нас?
Читаем все посты и обсуждения про DTF, и не только из «Улучшаем DTF». Здравые идеи сразу попадают в бэклог. Например, кастомные бейджи, спойлеры, поиск гифок в комментариях, тёмная тема в PWA — всё это случилось благодаря пользователям. Так что предложения по улучшению DTF нужны. Но мы всегда вынуждены балансировать между ядром, массовой аудиторией, статистикой и бизнесом.
В посте со сбором вопросов для тебя — 600 комментариев за сутки. Они показывают, что у сообщества есть боль. Комьюнити-менеджер мог бы эту боль успокаивать, стать буфером между пользователями и администрацией. Почему такого человека сейчас нет в штате? Дело только в финансах?
Мы считаем, что буфер, своего рода пресс-секретарь со стандартными отмазками, то есть своего рода буфер между пользователями и сотрудниками, ничем не поможет. Все в нашей команде являются активными пользователями DTF и играют роль комьюнити-менеджеров: следят за дискуссиями, переживают за развитие проекта, выносят проблемы на обсуждение внутри. Нам не нужен один человек, который будет следить ��а развитием сообщества DTF, нужна вовлеченность всех.
Как внедряются изменения на сайте? Что в приоритете: проверка гипотез, наращивание аудитории или текущие потребности уже существующего сообщества?
Текущие приоритеты: рост количества авторов и рост выручки. Главный показатель, на который мы ориентируемся в продукте — активные авторы. Рост авторов запускает цепную реакцию: хорошие авторы приносят на площадку контент, который привлекает аудиторию, которая конвертируется в новых авторов. Авторы приносят просмотры. Просмотры генерируют показы рекламы.
Выручка важна, потому что она делает проект устойчивым к кризисам и позволяет нам инвестировать деньги в его развитие.
Каждая цель декомпозируется и детализируется, собирается список гипотез. Учитываем всё: аналитику, метрики, результаты прошлых экспериментов, интервью с авторами, наблюдения за рынком. Результатом этого обсуждения, в ходе которого мы не сразу договариваемся, становятся задачи, которые и идут в работу.
На примере последних обновлений, связанных с монетизацией: платный закрепленный комментарий, открепление донатных комментариев, платный пожар в комментариях — как возникла эта идея, как развивалась и почему приняли решение воплотить её в жизнь? Сообщество, кажется, о таком не просило и встретило достаточно негативно.
Одна из гипотез по росту выручки и независимости: пользовательские покупки и подписка Plus. Сейчас DTF зарабатывает только на рекламе, а рекламный рынок непредсказуем. Он мгновенно реагирует на любые изменения, привязан к сезонности, зависит от партнёров и большого количества других факторов. Особенно это стало заметно после ухода из России всех крупных лейблов и издателей в 2022 году.
Поток выручки, связанный с пользовательскими покупками помог бы диверсифицировать выручку и сделать бизнес-модель DTF более устойчивой. Поэтому до конца года мы проверим несколько гипотез по одноразовым покупкам и ограничениям для пользователей без подписки Plus. Те гипотезы, которые покажут себя хорошо, останутся в проекте.
При выборе гипотезы опираемся на аналитику, интервью с пользователями и потенциальную выручку. Например, эффекты в комментариях и закрепление комментариев возникли из интервью с активными комментаторами, которые рассказали о желании выделять свои комментарии.
Чем больше пользователей DTF покупают подписку Plus или другие сервисы, тем быстрее фокус продуктовых приоритетов смещает от рекламодателя в сторону сообщества. Так устроена жизнь: кто дает бизнесу деньги на зарплаты, тот диктует правила.
Как ты оцениваешь, верное ли было принято то или иное решение по стратегии развития DTF, и по каким критериям будешь судить, нужно ли такое решение скорректировать? Речь о методологии: как ты решаешь, что изменения прижились на сайте или же стоит их откатить обратно?
У нас нет каких-то секретных и необычных способов оценки решений, всё довольно стандартно. Первый вариант — когда мы проводим A/Б-тестирование на разных группах пользователей. Например, довольно много сравнительных тестов у нас проводится в лентах. Если вариант А работает лучше варианта Б, включаем его для всех и приступаем к следующему тесту.
Есть фичи, для которых не получается провести А/Б-тестирование. Тогда следим за набором ключевых метрик. Метрики растут — оставляем, видим падение — откатываем, корректируем и пробуем снова. Здесь же учитываем реакцию аудитории, плюс проводим интервью с пользователями, чтобы понять, что стало хуже, а что лучше.
Если смотреть глобально на всю площадку, то охваты DTF, количество авторов, количество контента растут стремительно. Я бы даже сказал, что все, кроме денег, растет аномально быстро для нашего рынка. DTF превращается в очень большую блог-платформу.
Поговорим о конкретных изменениях в сообществах. Пользователям предоставили возможность редактировать посты, опубликованные в подсайты, в течение неограниченно долгого времени (раньше так было только при размещении в личном блоге, а в подсайте действовал лимит в 30 дней). И это хорошо, потому что пользователи раньше опасались публиковать в подсайт, т. к. нельзя было добавить ссылку на следующую часть спустя месяц и т. д. Но при этом у администраторов подсайтов отобрали права на редактирование юзерских постов, и это значит, что ни опечатку поправить, ни картинку быстро вывести в ленту за пользователя не получится. Рассматривается ли вариант, при котором админам вернут такие права?
DTF начинался как проект про игры и их разработку, затем превратился в проект из двух больших частей: редакционной и пользовательской, затем: в платформу для закрытых и открытых сообществ. А когда мы добавили функциональность личных блогов, DTF начал быстро разворачиваться в сторону блог-платформы.
Сейчас видно, насколько активно пользователи используют возможности личных блогов, сколько публикуют в них контента, как управляют им. Количество авторов только за последний год увеличилось в 2 раза. И видно, как отошла на второй план функциональность по созданию и управлению сообществами.
Сейчас 84% постов публикуется либо в личных блогах, либо в сообществах, которые создавала редакция. 88% процентов всех просмотров на DTF приходится на посты, опубликованные в личных блогах и сообществах, созданных редакцией.
DTF образца 2023-2024 года — это блог-платформа, ориентированная на авторов. У них будет появляться больше функций для работы с контентом, а от функциональности сообществ мы постепенно откажемся из-за её невостребованности. Немногочисленные сообщества, которые были созданы, сконвертируем в блоги и передадим их создателям вместе с рейтингом и подписчиками.
Редакция сайта существенно уменьшилась. При этом, есть авторы блогов, которые пишут грамотные лонгриды и радуют подписчиков. Также есть несколько подсайтов, которые продвигают таких авторов, создают пользовательские конкурсы с призами от сообществ. Почему подобные активности так слабо поддерживаются администрацией DTF? Чем конкретно можно было бы их поддержать? Например, «Якорь», «Лонгриды».
У нас есть несколько направлений по поддержке авторов. Если не ошибаюсь, каждые две недели редакция DTF запускает голосование за лучшие пользовательские материалы. Победители получает 5000 рублей.
Во-вторых, новая функциональность, ориентированная на авторов. Это расширенные инструменты модерации своего блога, дополнительная статистика, а также улучшение дистрибуции постов. Здесь работает наша ML-команда, которая совершенствует алгоритмы лент, чтобы удовлетворить интересы читателей и дать охваты интересным авторам.
Не думали использовать ленту заголовков на главной странице для продвижения интересных лонгридов, чтобы преодолеть извечную проблему «посты авторов живут один-два дня и почти не получают внимания после, а в это время читателям кажется, что на сайте мало лонгов/сайт не про игры»? Вопрос примерно из той же области: что, если позволить авторам платно продвигать свои длинные посты (например, отображать продвигаемые тексты в таком же блоке, как «Популярное» и «Обсуждаемое»)? (Есть примеры других сайтов, которым это помогало убить двух зайцев: монетизация и украшение главной страницы.)
На DTF в течение несколько лет была возможность продвигать свои посты — возможно, кто-то помнит большую синюю кнопку «Продвинуть» рядом с постом. За небольшую сумма можно было добавить пост на главную страницу. Было около 0 продвижений за всё время, поэтому продвижение постов на DTF отключили. Эта функциональность не вызвала интереса у авторов по тем или иным причинам.
И еще две ремарки.
Первая. От того, что пост провисит несколько дней на главной странице и будет показываться одним и тем же пользователям десятки раз, значительно ничего не изменится. Решение может быть в «умной» ленте, которая принимает решение о показе поста на основе того, ви��ел пользователь этот пост уже или нет, интересен он ему или нет. Если сегодняшняя лента спустя сутки не дает шанса хорошему контенту, то умная будет дистрибутировать его эффективнее в течение месяца, учитывая при показе, сколько пользователя не было на сайте и что он пропустил.
Другая причина, по которой какие-то длинные посты не набрали просмотры, чаще всего кроется не в том, что их мало показывали на главной странице или в других лентах, а в том, что они, к сожалению, не вызвали интереса у широкой аудитории читателей.
Достаточно посмотреть на посты авторов DTF, которые интересны читателям через месяцы, а иногда и годы после публикации. На DTF большое количество хорошо написанных гайдов по играм, инструкций, рекомендаций с понятными заголовками, которые собирают сотни тысяч просмотров.
Что происходит с серверами? В последнее время слишком много ошибок, падений и «тормозов». 19 сентября сайт не работал 50 минут в «час-пик». С чем связаны такие сбои, всегда ли это независимые от DTF причины? И как это исправить.
Это субъективная оценка. Объективная оценка — это, например, показатель SLA (Service Level Agreement или уровень сервиса), который сейчас находится на уровне 98.5%. И скоро мы дойдём до 99%. С нами работает одна из лучших на рынке команд devops, которая круглосуточно мониторит инфраструктуру. У нас крутые разработчики, которые за прошедшие два года переписали и оптимизировали код платформы, которая теперь легко справляется с нагрузками быстрорастущего проекта. DTF — это миллионы пользователей, тысячи постов, сотни тысяч комментариев и миллиарды событий.
Конкретный пример с 19 сентября — мы проводили плановые работы по разворачиванию новой версии DTF, поэтому для небольшой части пользователей некоторые функции сайта были недоступны суммарно в течение 30 минут.
Если вы столкнулись с ошибкой на сайте или в приложении, напишите на support@dtf.ru.
Планируете ли ввести обязательную систему тегов?
Нет. Мы не используем теги для определения содержания поста, для этого есть другие инструменты.
Новый закон о рекламе, вступивший в действие 1 сентября 23, предусматривает весомые штрафы для юр. и физ. лиц за «рекламу без маркировки», а почти любой хвалебный текст о понравившейся игре можно подвести под понятие «реклама». Есть ли у руководства сайта какие-то соображения на этот счёт, как обезопасить от штрафов сайт и пользователей? Или переживать не стоит, такие прецеденты невозможны?
С юридической точки зрения мы предоставляем платформу для размещения постов. То есть если пользователь написал рекламный пост, за который он получил деньги от рекламодателя, то регистрация, размещение маркировки и отчётность возлагается на автора этого поста.
Крайне маловероятно, что хвалебный пост о понравившейся игре можно признать рекламой. У рекламы в законе есть конкретные, пусть и расплывчатые критерии. Будем следить за комментариями регулятора и формирующейся практикой.
Планируется ли разделить функции чёрного списка: сейчас скрываются сразу и посты юзера, и комментарии, а можно ли будет скрывать, например, только посты, но комментарии видеть?
Да, разделение списков будет. А именно: отдельно список пользователей, комментарии которых скрываются, отдельно список пользователей, посты которых скрываются, отдельно список пользователей, которые забанены в блоге, то есть не могут комментировать и лайкать посты.
Сейчас мы заняты переводом части пользователей DTF на новую PWA-версию (некоторый процент пользователей уже перевели). После перехода займёмся разделением списков.
Конкурсы с призами. Мы все знаем, что происходит в мире, это выходит далеко за рамки обсуждения проблем DTF. Всем понятно, что сложное время, падение выручки, ушли рекламодатели, сократились бюджеты. Тем не менее, есть ли у DTF план выхода из кризиса? Как вернуть спецпроекты, а с ними конкурсы и призы для пользователей?
Перспектив по возвращению спецпроектов на прежний уровень пока не видно. Ушли бренды, издатели, кинопрокатчики. Поменялся и сам рынок. В условиях неопределенности долгоиграющие проекты с яркими конкурсами, сложными игровыми механиками, уступили место более простым и эффективным рекламным форматам.
Поэтому и DTF сильно поменялся с точки зрения рекламы. Появилось больше нативных форматов, контекстной рекламы, исчезли баннеры, которые показывали низкие показатели. Благодаря такому обновлению DTF чувствует себя сейчас устойчиво. И, главное, что есть гипотезы и перспективы для дальнейшего роста рекламной выручки. Плюс мы продолжаем экспериментировать с пользовательской монетизацией: подписка Plus и одноразовые покупки.
Идеальный пользователь, с точки зрения дирекции сайта, кто он? И кого DTF не хотел бы категорически видеть на сайте?
Идеальный пользователь DTF с точки зрения несуществующей дирекции DTF — это любой пользователь, который любит и читает DTF.
Категорически не хотел бы видеть злостных нарушителей правил сайта.
Можно заметить, что вид главной страницы время от времени меняется, и не сказать, что она становится приятней глазу. С марта главную заполонили баянистые мемы, которые вряд ли способны удержать сайт на плаву в долгую, а сейчас новый алгоритм отбора по количеству комментариев вдобавок выводит туда посты, где в комментариях костерят автора за татуировки и т. п. Не хотели бы добавить в этот механизм более «весомые» действия, например, репост, чтобы дать больше шансов лонгридам?
Мы двигаемся по другому пути. Ленты постепенно становятся персонализированными и начинают подстраиваться под интересы читателя.
Новый алгоритм, который тестируется сейчас на небольшой группе пользователей DTF и постепенно будет развернут на всех, построен на учёте вовлеченности читателей в контент (это набор разных параметров, связанных с тем, как пользователь провзаимодействовал с постом), времени посещения, его интересах и других параметрах.
DTF — токсичное сообщество? Ты готов рекомендовать сайт своим друзьям?
У DTF не токсичное сообщество ярких и творческих людей. Рекомендую почитать исследование Инфернального говноеда, который вычислил процент токсичных комментариев — согласно его измерениям, речь идет о незначительной части сообщества. И это близко к правде. При этом могу подтвердить, что при росте аудитории DTF этот процент остаётся неизменным.
Поэтому миф о токсичном сообществе DTF — это всего лишь миф.
DTF можно рекомендовать любому.
Последний вопрос, он неожиданный. Все 600 комментариев — это, в том или ином виде, критика сайта, просьбы к администрации и даже требования. Это нормально: показывает, что нам не всё равно. Но что ты, со своей стороны, хотел бы попросить у сообщества? Возможно, даже покритиковать. Что нам всем нужно сделать для того, чтобы Make DTF Great Again?
Критика — это не просто нормально. Это хорошо. Мы занимаемся пользовательскими проектами уже почти 10 лет и, конечно, давно понимаем, что любые изменения в продукте на миллионы пользователей неизбежно вызывают дискомфорт части аудитории. Кто-то не любит перемен, кто-то просто привык, кто-то хочет более быстрых изменений.
Мне не за что критиковать сообщество. DTF is Always Great.
Вот и всё. Надеюсь, что этот маленький экскурс во внутреннюю кухню DTF был вам интересен и хотя бы частично удовлетворил любопытство сообщества. В любом случае, спасибо Филиппу за согласие на интервью, за достаточно развёрнутые ответы и за позитивный настрой. И большое-большое спасибо Эсту, благодаря которому это интервью вообще случилось. Надеюсь, что ты ещё вернёшься.
Если ты, многоуважаемый читатель, тоже прочитал до конца — спасибо и тебе за это. Если же у тебя появилось желание поддержать автора, то ты всегда можешь поставить данному блогу сочный плюсец, репостнуть и подписаться. Само собой, финансовая поддержка никогда не бывает лишней, для таких еврейских мувов у меня присутствует аккаунт на Boosty. Даже бесплатная подписка очень помогает морально, не проходите мимо.
Собственно, сегодня на этом всё. Спасибо за уделённое время, до скорых встреч, работяги.