Интервью с Семёном Костиным: о творчестве, этике и немного о жизни

Обсудили сегодняшние реалии в ремесле писателя лонгов и не только.

Интервью с Семёном Костиным: о творчестве, этике и немного о жизни

Привет, Семён. Можешь рассказать о себе вкратце? Больше о том, чем сегодня занимаешься. Но также напомни, чем был знаменит на DTF.

Привет! Я игровой журналист, блогер, коллекционер ретроигр, редактор и один из ведущих YouTube-канала «Лава Лампа». Канал сейчас, к сожалению, заморожен из-за финансовых неурядиц, но скоро мы собираемся его перезапустить.

Свой писательский путь начал с блога на платформе Livejournal, позже перенёс его в социальную сеть «ВКонтакте». Там активно писал про аниме, видеоигры и свои путешествия в Японию. В 2013 году запустил успешный проект Oldies but Goldies, посвящённый исследованию классического аниме.

Вскоре мои тексты заметили — и в 2016 году пригласили на работу в журнал «Игромания». Там я трудился над сценариями роликов для официального YouTube-канала издания, писал исследовательские статьи в журнал и на сайт. Платили мало и нерегулярно, поэтому в уже 2017 году я перешёл в редакцию интернет-издания DTF (бывшего Daily Telefrag), где на протяжении семи лет публиковал статьи, эссе и обзоры.

Сейчас пишу для DTF, «Т—Ж», «Мира фантастики», веду блог, время от времени помогаю различным студиям на съёмках контента про игры, а также занимаюсь редактурой игровой литературы.

Плюс, в последние месяцы я нахожусь, так сказать, в стадии тотального «раздупления»: одновременно работаю над лонгридами для DTF (за которые мне давно задонатили, так что я обязан их написать), уже снимаю свой первый ролик для собственного YouTube-канала (ориентировочно выйдет в декабре), пишу вышеперечисленным изданиям, а также потихоньку раскручиваю свой Telegram-канал и паблик в ВК, на который наконец-то появилось время.

Сотрудничаешь ли ещё с «Бомборой»? Получилось ли это превратить в пассивный доход?

С «Бомборой» я сотрудничаю уже четыре года. Миша Бочаров (нелинейный продюсер издательства) частенько предлагает мне поработать над новыми книгами, либо просит прочесть уже готовую рукопись и оставить цитату для обложки. А так я занимаюсь научной редактурой.

В «научники» берут игровых журналистов, больших фанатов какой-нибудь франшизы или эрудированных людей из игровой индустрии. Если вкратце, то это такая продвинутая версия фактчекера. Мне дают уже переведённую книгу, после чего я внимательно вычитываю её на предмет фактологических ошибок как со стороны переводчика, так и со стороны зарубежного автора. Если в книге есть какие-то недосказанности или неточности, то я оставляю пояснительные сноски с полезной информацией. В среднем я оставляю около 50–100 сносок на книгу, но бывает и меньше.

Ещё у «Бомборы» существует практика дополнительных глав от отечественных авторов. Свежий пример: в сентябре «Бомбора» выпустила отличную книгу, посвященную франшизе Yakuza (Like a Dragon) — «Сага Yakuza: Подобная дракону» Виктора Муазана. Её оригинальное издание появилось в 2020 году, и автор естественно никак не мог охватить ещё не вышедшие игры (а новые части в этой серии выходят каждый год), поэтому научный редактор написал дополнительную главу.

Также если книга не очень большая, то издательство может попросить научника дополнить её одной или несколькими главами. У меня так было с книгой по франшизе Castlevania (скорее всего выйдет уже в 2025-м). В ней автор поверхностно рассказал о разработке Castlevania: Symphony of the Night и мне предложили восполнить этот пробел. Итог: дополнительная 20-страничная глава.

Вот как-то так. Что касается дохода, то я бы не назвал его пассивным. Всё же тут нужно постараться, перечитать книгу несколько раз, исправить все фактологические косячки, да ещё и самому не наделать ошибок. Часто на научную редактуру одной книги у меня уходит целая неделя.

Можно сказать, что плотно завяз в книжном бизнесе. Для издательства «Белое Яблоко» вот недавно написал книгу «Big Boss: творческий путь Хидео Кодзимы», которая, скорее всего, выйдет зимой. Помимо этого воспользуюсь случаем и расскажу, что с «Бомборой» есть официальная договоренность на издание трёх моих будущих книг. Первые две базируются на старых лонгридах — это полная история игровой вселенной Гарри Поттера и история российской игровой журналистики. Третья книга будем посвящена всем играм по вселенной Толкина. Книга про Поттера уже в работе, но на данный момент мне больше нечего сказать.

Интервью с Семёном Костиным: о творчестве, этике и немного о жизни

Недавно на DTF активно обсуждали этичность рерайтов и компиляций. Как считаешь, насколько это хорошая практика для автора текстов? Насколько знаю, статьи про какие-то уже сложившиеся реалии в основном пишутся по открытой информации из интернета. Например, твои биографии Кодзимы или история создателей приставки Dendy. Можно ли их назвать простой компиляцией?

Честно говоря, мне не нравится, когда работу журналиста сравнивают с рерайтингом или, упаси боже — копирайтингом. Рерайт — это постыдная практика, когда ты берёшь чужой текст, чутка его переписываешь, далее выдаёшь за свою работу и при этом не указываешь источник. Рерайт легко вычисляется по фактологической и информационной составляющей, по структуре текста. В общем, это наглый и позорный плагиат. С компиляциями ситуация чуть сложнее, так тут уже берётся несколько источников, да и факт воровства отследить не так-то просто, но всё равно — это лениво написанные тексты, авторы которых не провели дополнительный рисёрч и предпочли по-быстрому переписать чужую работу.

Важно различать настоящую журналистику и рерайтинг. Я не считаю, что если какая-то информация берётся из сети или других источников, то это сразу рерайт/компиляция. Вы же, например, не возьмёте из головы историю разработки какой-нибудь игры, правда? Сам я всегда стараюсь указывать источники и никогда не переписываю чужие тексты. Если даже что-то и беру у других, то спрашиваю авторов, цитирую или оставляю ссылку. Вышеупомянутую геймдизайнерскую биографию Кодзимы я писал на основе более 300 источников и на один только сбор информации у меня ушло два года.

К тому же книга написана в гибридном стиле — это одновременно история разработки всех его произведений без пересказов сюжета (я их ненавижу) и труд, в духе культовой книжной серии «Жизнь замечательных людей». Рерайтер не будет так заморачиваться, не будет читать интервью или напрямую общаться с причастными людьми, как это было, например с моими текстами про Dendy, компанию Animation Magic или российскую игровую журналистику. В случае с текстом про Кодзиму я и вовсе полез читать старые японские журналы и смотреть документалки, которые до сих пор не переведены даже на английский язык.

Рерайтеры не заходят дальше первой страницы в поисковике, тогда как настоящие журналисты всегда копают глубже и стараются сделать свою работу уникальной. В текстах рерайтеров нет уникальности, нет старания, в них вообще не виден автор. Журналист же собирает факты и источники, общается с причастными, оставляет заметки и на основе всего этого потихоньку выстраивает структуру будущего текста.

Достаточно сравнить черновик рерайтера/компилятора и черновик журналиста. Черновик рерайтера выглядит как один или несколько полностью скопированных больших текстов, которые он скомпонует и слегка перепишет так, чтобы к нему не смогли придраться. Черновик журналиста обычно выглядит как сумбурная каша из всего подряд — фактов, кусков общедоступной информации и заметок на полях. В начале работы у первого уже есть готовая база, а у второго лишь первородный хаос.

К сожалению, я не раз сталкивался с рерайтингом моих текстов со стороны ютуберов. В таких случаях авторы видео отказывались признаваться в том, что украли мою работу или как минимум в неё заглядывали. С кем-то удалось договориться, но большинство отрицали факт плагиата и не хотели указывать мои работы в списке источников.

Правда, отечественные ютуберы вообще редко указывают то, откуда они взяли информацию. Больше всего шокирует их железобетонный аргумент «А чё в этом такого? Это же интернет, можно брать чё угодно!». Таких людей я откровенно презираю, ведь если другой ютубер рерайтнет их контент для своего сценария, то вони будет выше крыши, а вот воровать статьи журналистов без указания авторства — это уже другое, не перепутайте. Чудовищные двойные стандарты, но что поделаешь…

Как ты подходишь к работе над новой большой статьёй? Можешь описать примерный алгоритм?

Всё начинается с темы и структуры. Структура — это сердце текста. Без нормального «скелета» ваша работа начнёт разваливаться, лонгрид получится кривой, а в отдельных случаях ещё и нечитаемый. Никому не нравится читать сущий сумбур и материал, в котором автор то плавает, то прыгает с пятого на десятое. Также у любого текста должна быть главная мысль, которая подкреплена ключевыми тезисами. Поэтому я всегда выписываю важные тезисы в начале работы.

А так алгоритм примерно такой: выбираю тему, выбираю формат текста (обзор, эссе, лонгрид, подборка), прописываю структуру по главам или разделам, пишу ключевые тезисы, собираю информацию, начинаю писать и в процессе параллельно дорабатываю структуру. В общем, от грамотно прописанной структуры зависит чуть ли не половина успеха любого текста.

Что тебя вдохновляет для работы больше всего? Объекты исследования (культовые игры, интересные персоналии, ещё что-то) или что-нибудь, вообще не связанное с творчеством?

Будете смеяться, но больше всего меня вдохновляет мытьё посуды и посиделки в ванной. Почему-то именно во время этих рутинных процессов в моей голове зарождаются идеи для будущих текстов, постов, а сейчас и видео.

Ну и само собой меня сильно вдохновляют мои коллеги — другие авторы лонгридов и роликов. Всякие поп-культурные штуки само собой влияют, но уже в меньшей степени.

Интервью с Семёном Костиным: о творчестве, этике и немного о жизни

Как ты отдыхаешь от работы над текстами? И отдыхаешь ли вообще? Удаётся ли совмещать баланс работы и досуга? Были ли проблемы со здоровьем из-за этого?

Да как и все. По вечерам (обычно это уже почти ночь, ха-ха) играю, смотрю кино и аниме, расслабляюсь с бокалом хорошего пива или вина. Обычно после работы, но иногда устраиваю себе выходные на целый день.

А вообще формально у меня нет выходных. Просто когда ты фрилансер и одновременно блогер, то прекрасно осознаёшь, что от количества сделанной работы тебе капнет определённая денежка. Чем больше ты отдыхаешь в месяц, тем меньше у тебя будет денег. Всё просто!

Если не считать нервные срывы из-за сорванных дедлайнов и временами плохой сон, то никаких проблем со здоровьем у меня не было.

Почему, по-твоему, у всех, кто работает с текстами, очень маленькие зарплаты в СНГ? Например, главный редактор даже в московском издании получает среднюю ЗП по городу или чуть выше. А простые линейные редакторы часто зарабатывают меньше успешных авторов.

Так было не всегда. Коллеги постарше рассказывали мне, что в нулевые редактор «Игромании» за полгода мог спокойно заработать себе на солидную машину, масштабный ремонт квартиры или отдых в Европе или Японии. С приходом сетевого игрожура и двух кризисов (2008 и 2014) зарплаты обвалились.

Помню, что с 2016 по 2021 главные редакторы разных изданий зарабатывали от 100 до 150 тысяч рублей в месяц. Заместители главных редакторов от 70 до 90. Новостники где-то 40–60. А вот авторы обзоров и лонгридов — сущие копейки. Даже если ты регулярно пишешь и сдаёшь минимум два текста в неделю, то 40 тысяч — это предел, о которым ты можешь мечтать. Можно и больше, но тогда твоя жизнь превратится в ад из дедлайнов и бессонных ночей.

Если в 10-е игрожур окончательно превратился в хобби и приятный дополнительный заработок к основной работе, то после 2022 года он ушёл в глубокую кому. Да и до 2022 года карьерный путь игрожура был не сказать, чтобы длинным. Люди либо со временем бросали эту стезю, либо устраивались в геймдев. Чаще всего игрожуры становятся пиарщиками и нарративщиками, реже разного рода управленцами.

В последние годы заметил, как многие уходят на YouTube и занимаются своими подкастами. Главное, чтобы к переходу в свободное плаванье у тебя уже была своя преданная аудитория и какая-никакая, но узнаваемость, ибо так будет проще раскрутиться. Как раз карту с YouTube я и сам решил разыграть невзирая на все блокировки и постепенную «чебурнизацию» рунета. Нашёл время, конечно, ахахах.

Семён сказал, что скоро на канале начнут появляться новые видео
Семён сказал, что скоро на канале начнут появляться новые видео

Может всё-таки есть какие-то стабильные профессии для тех, кто любит работать с информацией и писать? Можешь что-то посоветовать?

Есть, но тут нужно переступить через себя. На данный момент есть три пути:

  1. Новостник или редактор новостей. Гонорары в этой профессии заметно подросли после 2022 года, когда игровые сайты отказались от обзоров и лонгридов в пользу новостей. В это же время сильно раскрутились как стандартные новостные Telegram-каналы, так и всякие каналы сервисов-перекупов ключей для Steam и других платформ. Эти каналы имеют большую аудиторию, а и их владельцы получают существенные деньги с рекламы. Проблема в том, что подобная работа подойдёт для невидимок, т.е не для тех кто любит светить своей персоналией. Всё потому, что авторы и редакторы таких каналов пишут анонимно — такое уж правило у владельцев. Лично знаю несколько коллег, которые работают в этой сфере, но не могут об этом рассказать в публичном поле. Одним просто стыдно, что они до такого докатились, поэтому они молчат, а вторым не разрешает рассказывать начальство. Но деньги есть деньги.
  2. Редактор или автор текстов для популярного ютубера. Опять же безвестная работа, где максимум тебя укажут в титрах. Сегодня их обычно называют сценаристами.
  3. Автор текстов для крупных медиа-изданий с упором в SEO. Это такие сайты, которые пишут исключительно о трендовых вещах, а в их тексты заложено SEO-продвижение для лучшей выдачи в поисковиках. В подобных текстах указывается авторство и даже можно писать в своём стиле, но есть серьёзные ограничение по темам. Редко удаётся писать о чём-то нишевом и непопулярном, потому что такие тексты будут убыточны. Что касается заработка, то у подобных изданий гонорары обычно выше рыночных.

Авторам лонгридов, к сожалению, дорога сегодня заказана на YouTube, в блоги и подкасты. Жить на гонорары с обзоров и больших исследовательских статей сейчас просто нереально. Что касается трёх путей, то зарплата по каждому из них едва ли превышает 100 тысяч. И если для регионов это хорошие деньги, то для Москвы и Санкт-Петербурга…ну, не копейки, конечно, но жить будет не так просто :) Так что современная игровая журналистика — это точно не про большие зарплаты и хлеб с чёрной икрой.

Веришь ли ты, что нейросети убьют авторов текстов? Или это просто новый инструмент, избавляющий от рутины и помогающий с набросками?

Они вполне могут убить формат фичеров, но в остальном — нет, да и читатели не дураки. Нейросетевые тексты не сравнятся с текстами эрудированного автора, у которого за плечами багаж из тысячи пройденных игр и прочитанных книг. Слог у нейросетей плюс-минус унифицированный и проигрывает авторам, любящим ввернуть какое-нибудь красное словцо. К тому же машина никогда не напишет интересный и осмысленный лонгрид на основе печатных источников (которые отсутствуют в сети) и личного опыта автора.

Сможет ли нейросеть встретиться, допустим, с игровым разработчиком, и написать для него осмысленные вопросы, основанные на личном опыте прохождения игры и мироощущении интервьюера. Естественно нет! Нейросети как были симулякром, так ими и останутся.

Пользуешься ли сам текстовыми нейросетями?

Так вышло, что я терпеть не могу писать синопсисы и пересказы сюжетов. Но иногда это нужно делать и пару раз я даже пользовался ChatGPT для создания краткого пересказа.

Однако со временем я заметил, что нейросеть косячит и выдумывает сюжеты. Либо добавляет в пересказ несуществующие события, либо пропускает целые куски истории. После этого я передумал пользоваться нейросетями.

Интервью с Семёном Костиным: о творчестве, этике и немного о жизни

Как ты справляешься с не очень уважительным отношением к «писателям букв руками»? Были ли проблемы с близкими? Приходилось ли прикладывать много усилий, чтобы доказать ценность своей работы потенциальному заказчику или работодателю?

На самом деле я с таким не сталкивался. На первых порах разве что родители не могли понять и принять тот факт, что сегодня можно зарабатывать на текстах про видеоигры и аниме. Возможно, какие-то друзья или близкие однажды журили за то, что я работаю за копейки (по их мнению), но это прям максимум.

Повлияло ли появление мощных текстовых нейросетей на отношение к твоей работе заказчиков или работодателей?

В сфере текстов такое не замечал, а вот в сфере иллюстраторов вижу большие проблемы. Знакомые художники буквально воют про то, что крупные заказчики сейчас всё больше предпочитают сгенерировать какую-нибудь ерунду в Stable Diffusion, чем обратиться к услугам живого художника.

Как ты считаешь, развитие профсоюзов или появление агентств сильных авторов на экспертные тематики могло бы повлиять на зарплаты и гонорары в СНГ?

Скажем так: я вообще не слышал о каких-то планах создания профсоюзов или агентств ещё в хлебные времена. Игрожуров там или разноплановых авторов. Такого запроса просто не было, а вся тусовка предпочитала сидеть в нескольких чатиках и мило общаться. Да, порой в этих чатиках искали авторов для статей и даже успешно находили, но это прям предел активности.

Слышал только ахи и вздохи по поводу того, что неплохо было бы иметь место, в котором будут натаскивать будущих авторов, и откуда этих авторов можно нанимать к себе. Часто в игрожур попадают люди, которые пишут так себе и редакторам приходится их натаскивать. Это дополнительная работа, за которую тебе не платят, а работать с автором нужно.

Пробовал ли реализоваться в англоязычной медиасреде? Были ли какие-то успехи? И считаешь ли, что это вообще тебе нужно?

Пока что нет. Для начала хотелось бы в России получше раскрутиться, а потом уже и англоязычную медиасреду штурмовать. Так-то несколько моих статей использовали в качестве основных источников зарубежные ютуберы и английская «Википедия». Как минимум про Dendy и статьи про старые российские игровые компании.

8080
2222
77
33
64 комментария

Кто это?

59
Ответить

Новорег детектед)

30
6
1
Ответить

Кто это?Вот и выросло поколение...

9
1
Ответить

Миллионер, плейбой, филантроп, долб. . .

5
Ответить

Автор статей текстов и постов. Про аниме обзор делал, помню, мне понравилось. Больше ничего для себя примечательного не припомню.

1
Ответить

Лёша играет.

Ответить