Коты мифических пород. Лонг
Рассказываю всё о сверхъестественных кошках Японии: ёкаи, боги, символы, аниме, игры и многое другое.
Текст публикуется в честь международного кошачьего дня. Хоть в самой Японии он празднуется 22 февраля, смысл международного праздника — это «Признание заслуг кошек, проявление почитания и любви к ним», и этот текст призван осуществить именно эту задачу. А заодно удовлетворить нашу с вами любовь к мистике и мифологии.
Кайбё
Коты в японском фольклоре имеют особое место и духовную силу. В древности они считались драгоценными сокровищами, а исторически выполняли важную позитивную функцию по защите зерна и библиотек от грызунов.
При этом в духовной иерархии синтоизма они занимают высокое место, а их природа является двойственной — они одновременно являются и символами удачи, и воплощают что-то негативное. Всё зависит от ситуации. Кайбё(怪猫), странный кот – общее название для кошачьих монстров. О каждом из них я расскажу по очереди.
Твёрдой половой привязки ни у одного из этих ёкаев нет, они могут быть как мальчиками, так и девочками. Но для удобства я буду придерживаться чего-то одного на основе личных ощущений.
Нэкомата
Один из самых широко известных ёкаев и прообраз будущих кошкодевочек, трактовка имени которого затруднительна, потому что вторая половина слова изначально писалась без иероглифа, 猫また, то есть без чёткого смыслового значения.
Однако позднее появились такие варианты написания как 猫又 и 猫股. 又 переводится как «снова» и отсылает на перерождение кошки в новом качестве, а 股 значит «раздвоение» и указывает на
раздвоенный хвост.
Оба этих значения придуманы ретроспективно, а почему они таковы должно стать понятно в ходе этого текста.
Существует две разновидности этого чудовища, горная нэкомата и домашняя. Поговорим о них поочерёдно.
Горная нэкомата
Демоническая кошка описана ещё в древнем Китае, но первое японское упоминание относится к периоду Камакура. В 1233 году в своём дневнике “Записки о ясной луне” Фудзивара-но Тайка впервые упоминает нэкомат, описывая их как “имеющих глаза кошки и большое тело как у собаки”.
Второе известное упоминание относится к 1331 году, в своём дневнике под названием “Записки от скуки” монах Ёсида Кэнко пишет «В горных ущельях есть те, кто зовётся нэкомата, и говорят, что они едят людей…».
Несмотря на то, что это всего лишь дневники – они являются важными историческими источниками. Тем не менее, они не лишены очевидных вымыслов и искажений. В то время была широко распространена вера в сверхъестественное, потому такие свидетельства не должны казаться удивительными.
Кроме того, также существуют топоними Нэкомата-яма (Гора нэкоматы) и Нэкомадакэ (Пик нэкоматы), что дополнительно свидетельствует о хождении разговоров о таких существах среди людей.
При этом, по сути, описанная выше оригинальная нэкомата не является чем-то сверхъестественным. За это описание можно принять просто неизвестного хищника, либо даже обычных животных, которые пожирали людей, и приобретали сверхъестественные черты в результате искажения этих событий очевидцами. Описанные выше существа совершенно не похожи на образ классической некоматы, представленный на изображении выше, её скорее можно сравнить с чем-то вроде йети.
Учитывая разнообразие и яркость прочего японского легендариума, такое существо не поражает воображение. Возможно, таких же мыслей придерживались и японцы, жившие в более поздние времена, потому что чем дальше по временной линии, тем страшнее становился образ нэкоматы в литературе. Нэкомата, якобы пойманная в провинции Кии, важной для моего предыдущего текста, была размером с кабана. Нэкоматы в тексте 1775 года были уже размером с льва или леопарда, а в 1809 и вовсе размером практически 3 метра и несла в зубах труп собаки.
Вместе с тем, получила нэкомата и свои паранормальные способности, ведь говорили, что в отдалённых горных ущельях они превращаются в людей и обманывают тем самым одиноких путников, заманивая их и в ловушку и пожирая.
Ещё большее развитие нэкомата получает в рамках концепции своей домашней версии.
Домашняя нэкомата
Именно в этом варианте нэкомата приобретает свой класический облик. Но сначала вновь поговорим о предыстории, её других аспектах.
Конечно, монстр не может быть домашним, он лишь имеет такое происхождение. Впервые такие существа описаны всё в тех же “Записках от скуки”. Это кошки, которые становятся старыми, превращаются, едят и похищают людей. Однако никакой связи с нэкоматой здесь не проводится, это полностью отдельные существа.
Таким образом, если горная вариация была скорее обычным хищником, то домашняя получилась из обычной кошки, такой, которая даже возможно есть у вас дома.
После превращения нэкомата отличается от обычной кошки тем, что встаёт на задние лапы, её хвост расщепляется на два, она становится злой и обретает сверхспособности. Считается, что любая кошка, прожившая достаточно долго может стать нэкоматой.
Однако с наступлением периода Эдо эта грань начинает стираться. Распространяется мнение, что единственный вариант возникновения нэкоматы является домашним, а те самые горные варианты – это те, кто уже давно превратился и впоследствии сбежал от людей в горы, где продолжает партизанскую войну против них.
В общем, два этих изначально разных существа были задним числом объеденены в одно, а их различия стёрты и универсализмрованы под новый канон. Так родилась классическая нэкомата.
Её образ вполне устоявшийся. Это злобная демоническая кошка-оборотень, чей образ ассоциируется со смертью и самыми разными магическими способностями. Они способны насылать проклятия, оживлять мёртвых и управлять ими как марионетками. Они вызывают летающие огни и прочие необъяснимые явления. Все эти их способности направлены против людей, они буквально враги человеческого рода.
Помимо возраста она так же получает вариант возникновения в виде обид, нанесённых людьми. Если кошка сталкивается с плохим обращением, часто видит страдания и впитывает прочий негатив, то она обязательно станет демоном. Так что думайте, что вы делаете со своим пушистиком!
Говорят, что чем старше кошка и чем больше её обижали при жизни, тем в более могучую и злобную нэкомату она превратится. Встречалась и практика отрубать котёнку хвост, потому что считалось, что он не сможет стать чудовищем, если хвост не раздвоится.
Почему же образ нэкоматы так сильно изменился? Я вижу этому два объяснения, более общим из которых является ёкайный бум периода Эдо (1603-1868). Это время считается золотым периодом ёкаев, они изобретались пачками, а истории о них писались на конвейере. Большинство известных ёкаев либо появилось тогда, либо о них вспомнили и как-то переработали, что и случилось с нэкоматой, являющейся заметной капелькой в обрушевшейся на Японию волне паранормальных историй.
Более конкретной причиной изменения восприятия, связанной непосредственно с кошачьим родом, является то, что в 1602 году был издан государственный указ, обязывающий хозяев выпускать кошек из дома и запрещающий торговлю ими.
Сделано это было в связи с национальной катастрофой: расплодившиеся грызуны всерьёз угрожали популяции шелкопрядов, и поэтому кошек мобилизовали на защиту связанной с этим промышленности. До этого кошки не имели широкого распространения, а в связи с потерей коммерческой ценности и разрешения о свободном выгуле их популяция резко увеличилась.
Таким образом многие кошки временно уличными животными, а в связи с ростом их популяции, выросло и количество владельцев. Этим можно объяснить и рост их мистической популярности, ведь люди охотнее замечают и выдумывают что-то странное о том, с чем сталкиваются в обычной жизни.
Даже сегодня в Японии большое количество бездомных кошек, но о них стараются заботиться. Существует институт кошек сообщества, о которых заботятся и подкармливают всем районом. Их также стерилизуют, чтобы постепенно решить проблему бездомных животных.
Бакэнэко
Бакэнэко — это ёкай, которого очень часто путают с нэкоматой. Его название, 化け猫, означает превращающаяся кошка. Наряду с лисой кицунэ и енотом тануки, кошка является одним из наиболее популярных животных-оборотней.
Его различия с нэкоматой и впрямь не столь чёткие, единственное явное из них — у нэкоматы раздвоенный хвост. Скорее всего, оба этих ёкая — близкие родственники. Некогда бывшие одним и тем же, нэкомата эволюционировала в отдельное существо за счёт смешения со своей горной вариацией, а бакэнэко так и остался тем существом из “Записок о скуке”.
Также важнейшим отличием является то, что бакэнэко традиционно выступает менее кровожадным и злобным вариантом. Он может быть и таким, но в целом его эмоциональный спектр куда более разнообразен и в зависимости от истории он может выступать в том числе игривым и забавным персонажем, а иногда и благородным верным слугой, пусть и в своей монструозной манере.
Бакэнэко точно так же как нэкомата является длительно пожившей кошкой, которая превращается с возрастом или от полученных от людей обид. После трансформации он ходит на задних лапах, говорят на человеческом языке, проклинают людей, превращаются в них, управляют мёртвыми, овладевают разумом человека и даже собирают диких волков, чтобы атаковать путников.
Все эти характеристики им могут быть присущи в зависимости от конкретной истории, которых в период Эдо стало пруд пруди. Это был литературный жанр страшилок и авторы упражнялись в остроумии.
В противовес жутким чертам, во многих других историях бакэнэко было свойственно надевать на голову салфетку или платок, а также необычно танцевать. Впрочем, и эти черты частично перешли нэкоматам, что вы могли видеть на приложенных иллюстрациях. Ещё более неординарным является пример, когда бакэнэко превратился в человека, желая устроить матч сумо.
Но это более редкие случаи. Архетипической всё же является история Такасу Гэмбэя, характер матери которого сильно изменился после того, как пропала их кошка. Она закрылась в себе, мало контактировала с другими и ела одна, запершись в комнате. В итоге однажды члены семьи спалили монструозного кота в материнской одежде, и не до конца поверивший им Такасу всё же убил свою якобы мать. На следующий день её тело превратилось в тело давно пропавшего кота, а скелет своей матери Такасу обнаружил под полом её комнаты. Такой вот сверхъестественный детектив с твистом.
А наиболее известной является история о бакэнэко Набэсима. Максимально условно основанная на реальных событиях, она повествует о правителе владения Сага по имени Набэсима Мицусигэ. Однажды его подчинённый по имени Рюдзодзи Матаситиро раздосадовал господина и был казнён за это. Опечаленная мать Рюдзодзи в слезах и полном эмоциональном раздрае рассказала обо всём этом коту, после чего покончила собой. Кот, лизнув кровь погибшей матери, впитал её горечи, превратился в бакэнэко, проник в замок и пытал Набэсиму каждую ночь, пока не был убит Комори Хандзаэмоном, спасшим семью Набэсима.
Несмотря на то, что нарратив стоит на стороне дворян, в ней бакэнэко играет своеобразную благородную роль, совершая месть за обиду, нанесённую его хозяевам.
Изначально легенда, эта история стала театральной постановкой, была запрещена, превратилась в широко распространяемую устную историю и претерпела разнообразные искажения. А в XX веке получила популярные экранизации. Но об этом позже.
Период Эдо был не только временем невероятной популярности ёкаев в целом, но и золотым периодом для историй о бакэнэко, который получал десятки, если не сотни разнообразных кайданов, страшных историй.
Кася
Кася (火車) — в переводе огненная колесница. Весьма необычное название по сравнению со всеми остальными. Часто этого ёкая считают разновидностью бакэнэко, но исторически у него совершенно другие корни, которые и объясняют такое наименование.
На самом деле исторически — это дословно абстрактные огненные колесницы, которые были сочинены буддистскими монахами как метафора, призванная объяснить людям, почему не надо грешить. Ведь эти колесницы доставляли грешников прямиком в ад.
Со временем же этот образ эволюционировал и из чисто религиозного стал мифологическим. Хотя доподлинно неизвестно как кася приобрёл кошачьи черты, большой вклад в это внёс Торияма Сэкиэн, чьи иллюстрации вы часто видели в том числе в этом тексте.
Торияма Сэкиэн — известный художник эпохи Эдо, создавший классические иллюстрации огромного количества ёкаев и этим вписавший себя в историю. Эти иллюстрации также были собраны им в сборники и наделены кратким описанием, что делает его одной из ключевых фигур в деле изучения ёкаев. По степени влияния с ним могут сравниться максимум несколько человек.
Ключевая особенность каси в том, что они похищают тела грешников, даже из гробов воруют и разрывают могилы. Они своего рода кармическое воздаяние. Иногда они уносят их в ад, а иногда и сами съедают.
В целом это всё их поведение, а вот реакция на него бывает разнообразной. Известны разные варианты защиты тела от монстра. Начиная с определённых молитв, обрядов и предметов в гробу и заканчивая игрой на специальном музыкальном инструменте.
Готоку-Нэко
Ёкай полностью придуманный Ториямой Сэкиэном. Он известен не только как иллюстратор и фольклорист, но и как сочинитель. Он написал 4 иллюстрированных энциклопедии о ёкаях, тем самым сделав неоценимый вклад в фольклористику. Четвёртый том тетралогии состоит из ёкаев, преимущественно придуманных им самим, и готоку-нэко - один из них
Выглядит он как кот с бамбуковой трубкой для раздувания пламени и с чайной подставкой готоку на голове. По поведению он весьма безобиден, пробирается в пустующие дома и зажигает там огонь, чтобы погреться.
Имя же его имеет неожиданный твист, ведь оказывается, что Торияма был большим любителем каламбуров, которыми так богат японский язык. Дело в том, что готоку пусть и является словом для обозначения чайной подставки, пишется оно как 五徳, пять добродетелей.
Этим названием Торияма отсылает к истории из уже упомянутых «Записок от скуки», где описывается ситуация, в которой один придворный в ходе дискуссии не смог вспомнить пару буддистских добродетелей, назвав только пять из них. Такой игрой слов Торияма, по всей видимости, подчёркивает забывчивую и бестолковую натуру своего ёкая. Котики же!
Манэки-Нэко
招き猫 — в переводе приглашающий/манящий/зовущий кот. Дело в том, что именно так в Японии показывают жест «сюда иди», у нас же ладонью вверх.
В отличие от всех других созданий этого списка, данное существо нельзя считать ёкаем. Да и даже существом. Манэки-Нэко – это просто статуэтка кота, манящего к себе своей лапкой. Тем не менее, он причисляется к кайбё, ведь верят, что фигурка приносит удачу, достаток и вообще всё хорошее. Прототип же этой фигурки тоже имеет сверхъестественное значение.
Вообще прототип даже не один. Точное происхождение фигурки неизвестно, но существует как минимум пяток популярных легенд об этом. Две самые, на мой взгляд, интересные из них я расскажу в этом тексте.
Наиболее известная версия повествует о полководце Ии Наотака, который в 1622-1624 годах возвращался с соколиной охоты и проезжал мимо храма Готокудзи. Перед вратами храма сидел котик, который помахав лапкой пригласил Наотаку зайти на постой. Наотака воспринял это как добрый знак и остался в храме на ночлег. Это было верным решением, поскольку вскоре после этого началась страшная буря, и если бы группа охотников не остановилась в храме, они могли бы пострадать.
Наотака был благодарен коту и храму за их чудодейственную гостеприимность, потому семья Ии стала покровительствовать этому месту. А спустя поколения на основе этой истории появилась соответствующая фигурка. В поведении кота можно предположить чудодейственное провидение и предположить наличие у него сверхспособностей, но точно так же это всё можно объяснить обычной случайностью.
Вторая история оставляет меньше пространства для манёвра. Она повествует об ойран из квартала красных фонарей Ёсивара, высокопоставленной куртизанке по имени Усугумо.
Усугумо была владелицей кота, в котором не чаяла души и никогда с ним не расставалась, вследствие чего окружающие, включая владельца заведения, относились к коту с подозрением и предполагали, что он не так прост и околдовал несчастную девушку.
Так вот однажды, когда Усугумо собиралась принять ванну, кот очень активно тёрся о её подол и издавал громкие звуки. Вошедший в этот момент владелец решил, что кот пытается навредить Усугумо, выхватил катану и отсёк ему голову.
Голова же была не так проста и улетела прямиком в скрывающуюся в ванной комнате змею, а сомкнувшиеся челюсти её прикончили. Так уже мёртвый кот спас свою хозяйку. В совокупности его поведение и образ действий его головы позволяют предположить наличие у него волшебной основы.
Что же касается происхождения фигурки в этой версии истории, она была подарена Усугумо одним из её постоянных клиентов, поскольку девушка крайне тяжело переживала потерю питомца. Со временем же эта история распространилась, так статуэтка получила популярность и стала ещё более известна.
Другие варианты истории в целом похожи, где-то кот принёс удачу в сражении, где-то помог разбогатеть. Все они имеют один посыл — кот, который лёг в основу статуэтки, был классным и принёс удачу. Таково же и значение самой вещицы. Она сочетает в себе самые разные счастливые свойства, но на практике чаще всего её используют как денежный талисман.
Считается, что если её разместить в магазинах, то она будет способствовать успешному бизнесу, привлечёт клиентов, да и вообще всё у всех будет хорошо. Талисман на удачу.
На этом о Манэки-Нэко всё. Он не такой страшный, как все остальные «странные кошки», а наоборот очень даже приятный и полезный.
Бякко
Тоже не ёкай, а скорее божественный символ. И даже не вполне кошка, а тигр. И даже кайбё он не является. Но тигр всё ещё относится к кошачьим!
Бякко — небесный белый тигр, чей дом в западной части неба. Изначально этот образ взят прямиком из китайской астрологии, где небо разделено на 4 владения, три других относятся к дракону, черепахе и красной птице.
Другими связываемыми с ним элементами является стихия металла, осень, планета Венера и белый цвет. Он является символом праведности и силы.
Со временем значимость китайской астрологии для Японии снизилась, но все 4 животных остались и ассоциировались с Четырьмя Небесными Царями буддизма, но это уже не наше кошачье дело.
Что же касается тигров в целом — они считаются сильнейшим существом земли и часто противопоставляются драконам, являющимся сильнейшими существами небес.
При этом в самой Японии тигров никогда не водилось.
Коты-ёкаи в более современной культуре
Мы разобрали всех классических кошачьих монстров Японии. Как видите, их функции и место в японской мифологии были весьма заметными, а образы преимущественно популярными.
Поэтому даже в новое время, после Реставрации Мэйдзи и уже в XX и XXI веках ёкаи кошачьих пород продолжали играть заметную роль в массовой культуре. В этой части текста мы поговорим о как о классических образах в культурном преломлении, так и о нескольких совершенно новых мистических котиках.
Кайбё Эйга
Кошачьи монстры были так популярны, что в прошлом веке, с появлением кинематографа, появился целый жанр хоррор-фильмов о странных котах, названный кайбё эйга, где эйга - это фильмы.
Первый виток популярности эти фильмы приобрели в период до начала Второй Мировой войны, но с её началом и после неё их популярность упала, ведь были вокруг вещи и пострашнее.
Однако в 50-60-х годах жанр получил вторую жизнь. Отличительной особенностью и отчасти причиной популярности этих фильмов была Такако Ириэ, активно снимавшаяся в них. В то время она была очень известной актрисой и своим появлением в этих фильмах привлекла внимание к жанру. За ней закрепилось прозвище «бакэнэко дзёю», актриса бакэнэко.
Сам автор текста при его подготовке их посмотреть не успел, но на сайте letterboxd собрана пользовательская коллекция этих фильмов, поэтому если тема заинтересовала, то тут вы можете найти полный их каталог. Также там сообщается, что фильмы, созданные до 1946 года были преимущественно утрачены.
Со временем бум таких фильмов сошёл на нет, но кошки продолжили играть важную роль в японской мистике и культуре.
Бакэнэко Мацури
Бакэнэко Мацури - ивент, проводимый в октябре каждого года в токийском квартале Кагурадзака. Несмотря на то, что тематически он привязан к Хэллоуину, само мероприятие проводится чуть раньше. Например, в 2025 году оно назначено на 12 октября.
Посещение ивента является платным, и в его рамках рамках осуществляются самые разные активности, центральным из которых является кошачий парад. Люди в костюмах кошек осуществляют торжественную процессию по местной улице. При этом за участие в параде надо заплатить муниципальным властям и получить опознавательный значок участника парада
К другим активностям относятся танцы а-ля бакэнэко, интерактив для детей, кошачий мэйкап и разнообразный мерч. Наверное, весело у них там! Токийские, вы знаете что делать 12 октября.
Ёкаи наших дней
Я решил, что в рамках этой части не буду показывать современные версии классических образов, как в моём предыдущем тексте об Иппон-Датара. К тому уже использовал показавшиеся мне интересными изображения в рамках иллюстраций к классической части текста.
Хотя всё же посмотрите на то, сколько дизайнов сменила нэкомата в серии СМТ. В хронологическом порядке.
В этой же части мы поговорим о новых персонажах, которых объединяет кошковость и сверхъестественность. Я уверен, что их очень много, поэтому даже не буду пытаться охватить всех. Можете написать интересных котиков, которых я упустил и я с удовольствием ознакомлюсь и возможно расширю текст.
А ещё в рамках этого изложения мы увидим то, как произошла каваизация ёкаев. Если раньше это были в основном пугающие зловещие образы, то теперь очень часто они изображаются добрыми, милыми, выступают маскотами и так далее.
Нянко-сенсей
Источник: Тетрадь дружбы Нацумэ
Мадара, более известный как Нянко-сенсей, великий ёкай, подобный волку. Давным-давно он был запечатан в статуе манэки-нэко, но был случайно освобождён главным героем Нацумэ.
Сначала он попытался напасть на героя и отнять тетрадь дружбы, дающую ёкаям большую силу, но в итоге решил жить бок о бок с Нацумэ, защищая его в обмен на обещание получить тетрадь после смерти человека. Так он стал одним из главных героев произведения и при этом живёт в милой и удобной форме манэки-нэко.
Само аниме - в умиротворяюще и бесконфликтном жанре иясикэй. Главные герои взаимодействуют с ёкаями, помогают им и решают различные тайны.
Нэко-Мусумэ
Источник: Gegege no Kitarou
Нэко-мусумэ - одна из главных героинь классической франшизы Gegege no Kitarou, зародившейся ещё в 60-х и оказавшая сильное влияние на переоткрытие ёкаев в современной массовой культуре
По Китаро есть 6 основных сериалов, перезапускающих вселенную, и во всех них её роль несколько отличается
В первых сериалах она не играла важной роли, но постепенно начала. Она стала членом "семьи" Китаро и её отношения с ним варьируются от тёплых дружеских до близких к романтическим.
Она является идеальной иллюстрацией того, как нэкоматы эволюционировали в привычных нам кошкодевочек, и мистическая сущность её персонажа позволяет использовать её как пример в рамках данного текста. Но вообще абсолютно все кошкодевочки имеют аналогичную природу и она, возможно, является их заметной вдохновительницей (хотя кошачьих ушек у неё всё же нет).
Нэко-сёгун
Источник: Shin Megami Tensei
Нэко-сёгун - интересный пример, потому что его внутриигровая биография кажется фальсифицированной.
Смысл её в том, что был китайский генерал по имени Mao Shangshu, покоривший Вьетнам. Ему построили храм и со временем его восприятие сменилось в кошачью сторону, поскольку его имя созвучно с китайским словом кот. Так он стал кошачьим генералом
На деле же я не смог найти подтверждения этой истории, но существуют две совершенно разные истории, объединённые в этой.
Кошачий храм, о котором идёт речь, находится на Тайване, но он не имеет никакого отношения к древнему генералу. Храм был построен в 1875 году и по легенде это связано с тем, что там водился демонический кот, терроризировавший местных жителей. Они решили построить ему храм, чтобы умиротворить его, после чего он стал их покровителем.
История про генерала тоже упоминается, но храма у него нет. В соответствии с ней, у него была кошачья голова и человеческое тело, а его имя лишь созвучно с именем покорителя Вьетнама.
Неко Арк
Источник: Tsukihime
Многие из вас знают Неко Арк как героиню мемасиков, но её лор очень СЕРЬЁЗЕН.
Неко Арк происходит из расы Кошачьих Духов, которая произошла из Деревни Великого Кота. Она стала ученицей Сиэль и постоянно жалуется на то, что у неё мало экранного времени, потому что она хочет, чтобы люди осознали масштаб её личности и глубину ума.
Говорят, что она произола из другого мира, но другие считают её городской легендой и рассказыают о шести Неко Арках, а также одной, что превосходит их всех.
Если же говорить о более широком Насувёрсе, то она второй по силе персонаж в нём. Она в два раза сильнее Арквейд, от которой произошла, но слабее Берсерка Геракла, потому что у кошек всего 9 жизни, в то время как у него 12.
Её силы невероятны, она способна атаковать Лучём Истинных Предков, недоступным обычному глазу, изрыгать изо рта Пламя любви, а её коронный апперкот под названием Кот Из Самого Ада способен отправить противника на небеса. Также она возглавляет Элитный Корпус Неко.
Заключение
Это конец нашей сегодняшней истории о мистических котах Японии. Заранее благодарю за прочтение или любой другой знак вашего внимания. А ещё в телеграм-канале у меня сейчас как раз идёт мистический марафон, пишу отзывы на всё, подобное этому. Так что если оно вам интересно — велком!
Надеюсь, читать это было интересно. Поздравляю вас и ваших котиков с международным кошачьим днём!