Во что поиграть на смартфоне или как открыть для себя «стоящий» мобильный гейминг
И каким должен быть смартфон для игр.
Я много лет работаю в игровых изданиях и пишу обзоры смартфонов, но никогда по-серьёзному не интересовался мобильными играми. С колокольни владельца ПК и актуальных консолей на мобильный гейминг я смотрел с пренебрежением: «Что мне могут дать эти бездушные тайм-киллеры?».
Но по чистой случайности я неожиданно для самого себя проникся этим параллельным миром и понял, что на самом деле он не такой уж и чуждый, и игнорировать его — значит упускать целый пласт вполне настоящих впечатлений.
Погрузившись в мир мобильных игр с головой, я собрал небольшой гайд по тому, на что сможет заинтересовать «обычных» геймеров, которые также, как и я, не интересуются гиперказуальными головоломками, кликерами и примитивными стратегиями про сады и огороды.
Попробуй разок, это бесплатно
Сначала немного позанудствую и приведу статистику — цифры говорят, что на смартфонах нормальнее играть, чем не играть. Мобильные платформы — самый прибыльный сектор современной игровой индустрии. В 2019 году на смартфоны и планшеты приходилось 45% всех денег в индустрии, а в 2020 году — уже 49%. Всего в мире насчитывается 2,7 миллиарда игроков, и 48% из них (почти 1,3 миллиарда) выбирают мобильные платформы, а остальное примерно пополам делят консоли и ПК (хотя большинство людей играют на нескольких платформах).
Сейчас рынок мобильных игр активно растёт, причём не только вверх (наращивая пользовательскую базу), но ещё и вширь — аудитория дробится, появляются новые жанры, форматы и способы игры. В частности, популярность набирают онлайн-игры с кросс-плеем и облачный стриминг для тех, кто не готов «опускаться» до чисто мобильных развлечений.
И как раз тут-то меня и зацепили — впервые в жизни я по-серьёзному залип в игру на смартфоне благодаря синхронизации прогресса между десктопным, мобильным и консольным клиентами Genshin Impact.
Я несколько недель подряд заходил фармить дейлики и проходить сюжет с компьютера, пока лень и гедонизм не заставили меня скачать игру ещё и на смартфон. Как-то утром выходного поиграть хотелось, а вылезать из кровати и садиться за компьютер — нет, и это стало первым шагом в бездну.
Я быстро привык к сенсорному управлению и вскоре обнаружил, что играть в Genshin со смартфона не обязательно в кровати — я позаниматься этим и в гостиной, и на кухне, и в гостях у родителей. И не стеснясь об этом рассказать!
Процесс оказался удивительно комфортным. Чтобы начать играть на ПК или консоли, нужно освободить несколько часов, сесть на специально отведённое место, всё включить, всё обновить, запустить игру и надеяться, что гостиная в это время никому больше не понадобится. Тяжело.
А смартфон всегда под рукой, всегда готов, и с ним можно устроиться где угодно. Психологически это намного проще. К тому же, между мобильными играми проще переключаться под настроение — как следствие, играешь чаще и получаешь больше удовольствия и эмоций.
Мои горизонты определённо стали шире — я не собираюсь отказываться от больших игр на стационарных платформах, но нашёл способ дополнить их новыми впечатлениями, увидев более полную картину индустрии.
Я всё ещё в любой день предпочту провести 3-4 часа в Doom на ПК или Assassin's Creed: Valhalla на большом телевизоре. Но такая возможность появляется не так часто, как хотелось бы. Поэтому быстрые, эмоционально лёгкие мобильные игры втиснулись туда, где для «больших» игр не хватало времени и сил.
По сути, ту же нишу большую часть времени занимает для меня Nintendo Switch. Раз в год Nintendo выпускает громкий эксклюзив, которого мне хватает на пару месяцев, но в остальное время гибридная консоль лежит как машина для комфортной игры в инди. Правда, это частенько получается накладно — например, Hades от Supergiant стоит в eShop почти две тысячи рублей, и в такие моменты победить жадность и не взять игру вместо этого в Steam за 465 рублей бывает очень трудно.
Порты с ПК и кросс-платформенный мультиплеер
Распробовав мобильный Genshin Impact, я захотел удостовериться, что это не наваждение, и другие игры в этом формате тоже «кликнут». Но на тот момент я всё ещё не понимал, что именно делает мобильный гейминг привлекательным, поэтому определить, куда двигаться дальше, оказалось не так-то просто. Я решил попробовать всё.
Второй моей любимой кросс-платформенной игрой на смартфоне оказалась Among Us, которая на смартфонах распространяется бесплатно.
Интерфейс здесь изначально заточен именно под мобильные устройства, да и повышенной скорости реакции не требуется — со смартфона даже удобнее играть, валяясь на диване и общаясь в Discord без гарнитуры. Или можно использовать привычные беспроводные «затычки» — для меня это намного удобнее, чем сидеть на стуле в игровой гарнитуре, от которой со временем затекает шея.
Другие мобильные порты с ПК и игры с кросс-платформенным мультиплеером меня не очень привлекли — что-то я уже прошёл на других платформах, а что-то просто не цепляет. Но я всё равно составил небольшой список любопытных позиций, которые нашёл во время своих поисков.
- Minecraft — есть кросс-плей с версией для Windows 10, моды не поддерживаются;
- Hearthstone, Gwent — пик популярности ККИ уже прошёл, но хуже они от этого не стали;
- Brawlhalla — f2p аналог Super Smash Brothers поддерживает кросс-плей с осени 2019 года;
- Dead Cells — один из лучших роуглайков, есть поддержка контроллеров;
- Minit — если не успели получить её на раздаче в Epic Games, лучше попробовать игру сразу на смартфоне, короткий геймлпейный цикл располагает к мобильному формату;
- The Banner Saga — на Android вышло только две части из трёх, но сама игра великая;
- Cultist Simulator — мобильная версия карточной игры хорошо оптимизирована и переведена на русский;
- Gris — трогательный и очень красивый платформер о семье и горе, который стоит попробовать, чтобы испытать немного человеческих эмоций.
Мобильные порты обычно стоят примерно столько же, сколько в Steam и почти всегда значительно дешевле, чем, на Switch — при том, что размер экрана у многих смартфонов не намного меньше, чем у портативки Nintendo, сделка получается неплохая.
Платные мобильные эксклюзивы
Чисто мобильные игры я тоже попробовал. Сверившись с десятком топов различной степени авторитетности, я принялся «устанавливать все игры». Природная хозяйственность пришлась очень кстати — в библиотеке Google Play нашёлся десяток игр, которые часто упоминались среди лучших, а мне достались бесплатно на раздачах или были куплены со скидкой про запас:
- Monument Valley (две части) — очень красивый и не очень сложный пазл с великолепным арт-дизайном и музыкой;
- Framed (две части) — стильная головоломка про шпионов, в которой нужно переставлять перепутанные кадры комикса, чтобы история двигалась вперёд;
- Cytus II — ритм-игра с разнообразной электронщиной, но в этом жанре моё сердце отдано Beat Saber;
- Alien Blackout — симулятор диспетчера шахты, в которой завёлся чужой. Просматривая камеры и управляя шлюзами, надо спасти рабочих;
- Lara Croft Go, Hitman Go, Deus Ex Go — аддиктивные головоломки по лицензиям Square Enix похожие друг на друга, но с разными механиками;
- Mini Metro — пазл, в котором нужно строить линии метро, создавая уникальные мелодии.
Очевидно, это не исчерпывающий список, и вы сможете найти для себя что-то ещё — но мне кажется, что с чего-то из этого вполне можно начать знакомство с мобильными играми.
На момент написания материала я полностью прошёл только Monument Valley, Framed и Lara Croft Go, и провёл по несколько часов в Mini Metro и Cytus II. Минималистичные двухмерные пазлы могут дарить не меньше эмоций, чем качественные инди для «больших» платформ. Чаще всего они проходятся за несколько часов, а на всю игру может быть 3-4 механики, да ещё и без диалогов, но таланта и стараний геймдизайнеров, художников и музыкантов это ничуть не умаляет.
Полноценные игры без навязчивых микротранзаций редко стоят дороже 500 рублей — за некоторые я, признаться, был бы готов заплатить и больше.
Free-2-Play
«Три-в-ряд» и «2048» я пробовать не стал — как минимум потому, что работаю из дома, а запускать подобное не в метро кажется противоестественным. Но и с популярными мультиплеерными f2p тайтлами у меня не сложилось — я честно наиграл по два часа в CoD Mobile, PUBG Mobile, War Robots и Fortnite (всё ещё доступен через магазин Samsung Galaxy Store), но продолжать не захотелось.
Практически все мобильные f2p работают по схожей схеме: первые пару-тройку матчей игроку подсовывают ботов и неопытных новичков в качестве оппонентов, чтобы он втянулся, а потом кидают в общий мультиплеер, в котором играть сразу становится намного сложнее и приходится либо подтягивать скилл (как в PUBG), либо донатить.
В War Robots, например, спустя дюжину матчей начали попадаться противники с дорогой техникой, которую трудно получить без вливания реальных денег. В итоге мои слабые роботы ничего не могли противопоставить превосходящей огневой мощи противника, я расстроился и удалил игру — желания платить или вникать в туториалы по тактике на YouTube, чтобы хоть как-то держаться на плаву, у меня не возникло.
Проблемы с управлением
Одной из основных проблем мобильных шутеров для меня стало управление — быстро ориентироваться и точно целиться, водя по экрану пальцами, ужасно неудобно (миллионы игроков из Китая со мной не согласятся, но это вопрос привычки). А ещё пальцы перекрывают часть интерфейса, и на некоторые иконки приходится жать вслепую
Здесь очень помог держатель для смартфона на геймпад. Он пролежал запакованным почти год, но попробовать его в деле как-то всё не доводилось.
Лучше всего с мобильными устройствами работает Xbox One Controller и DualShock 4 — в частности, их воспринимают смартфоны от Apple. Недорогие китайские геймпады можно использовать с Android. Есть ещё специальные контроллеры вроде Razer Kishi, но про них ничего не могу сказать, не пробовал.
Геймпад повысил точность и контроль над движением, и я даже перестал забывать про гранаты и другие спец. способности в CoD. Правда, работает периферия не во всех играх — в Genshin Impact, например, поддержки нет.
Стриминг с «больших» платформ
Трансляция игр с консолей, ПК или из облака казалась мне многообещающей, но вызвала смешанные чувства. Идеальной платформы для стриминга пока не существует — у каждой свои сильные и слабые стороны.
- Steam Link — трансляция с ПК позволяет не только играть, но и запускать любые программы, и файлы, доступные на компьютере. Link совместим с большим количеством разных геймпадов, а если подключить к смартфону мышь и клавиатуру (по Bluetooth или USB-OTG), можно даже поработать. Благодаря кодеку NVENC достигается лучшее качество трансляции и низкая задержка ввода, но иногда картинка может странно подрагивать.
- PlayStation Remote Play — для трансляции источник всегда должен быть подключён к проводному интернету, но в случае с базовой PS4 это особенно важно — консоль не поддерживает Wi-Fi 5 ГГц. При трансляции изображение достаточно чёткое и без артефактов, но периодически заметны микрофризы. Плюс стриминга PS4 — кнопки дублируются на экран и можно играть без геймпада, но беспроводное подключение к DualShock 4 доступно только на Android 10 и выше.
- Xbox Remote Play — если к Xbox One или Xbox Series привязано новое мобильное приложение, трансляцию можно начать в пару кликов. Качество соединения, впрочем, так себе — даже при использовании Wi-Fi 5 ГГц в прямой видимости от роутера (и подключении консоли по проводу), картинка иногда распадается на пиксели из-за низкого битрейта. Необходим геймпад Xbox One или аналог.
- GeForce Now (GFN.ru) — при оплате подписки (999 р. в месяц) можно играть с серверов NVIDIA без очереди в разрешении 1080р при 60 fps с трассировкой лучей в поддерживаемых играх. Правда, высокое разрешение необходимо зафиксировать вручную в настройках приложения, иначе сервис автоматически снижает его до 720р или даже 480р для экономии ресурсов и уменьшения нагрузки на сеть. Подходят разные геймпады.
- Microsoft XCloud — облачный сервис в России официально недоступен, запускать его необходимо через платный VPN. Лишнее звено и удалённость серверов увеличивают задержку ввода и снижают пропускную способность канала, из-за чего появляются артефакты.
Все перечисленные способы работают на смартфонах с Android, а вот владельцам iPhone доступны только те, что транслируют изображение с консоли или ПК. Облачные сервисы недоступны в App Store, хотя NVIDIA и предпринимает попытки сделать свой сервис доступным через браузеры на Chromium.
Если говорить о стриминге «больших» игр на смартфон, возникает закономерный вопрос удобства и реальной необходимости такого решения. И ответить на него непросто.
Стриминг, не важно какой, это преимущественно домашнее решение. Мобильные сети и общественный Wi-Fi пока что не тянут необходимую ширину канала, поэтому транслировать игры с домашних консолей или из облака остаётся только если доведётся задержаться у кого-нибудь в гостях, либо если привычное игровое место оказалось занято домашними.
Если все необходимое для трансляции с ПК и ли консоли уже настроено, запуск занимает около минуты, а геймплей не прерывается — можно достаточно оперативно освободить большой телевизор для родственников, которые собрались смотреть кино, и уйти доигрывать в другую комнату. Это почти что так же просто, как вытащить из дока Nintendo Switch, но именно почти.
К тому же, на экране смартфона комфортно играть в основном в гонки, шутеры и экшен от третьего лица. Так как интерфейс просто сжимается под размер экрана, мелкий тест в RPG становится едва различимым, да и в какую-нибудь Anno 1800 с геймпада на маленьком экране, да ещё и с геймпада, не поиграешь.
Но лично для меня такой сценарий оказался удобным и практичным. Из 15 часов в Assassin's Creed Valhalla, 5 я наиграл через удалённую трансляцию, когда ездил на выходные к родителям жены. И потом ещё немножко, пока телевизор с консолью был занят — взять телефон с геймпадом оказалось проще, чем отключать консоль и тащить её к монитору на компьютером столе.
Как выбирать «игровой смартфон»
Чем глубже я погружался в мир мобильных игр, тем яснее становилось, что для комфортной игры подходит не каждый телефон, даже если у него внутри достаточно мощное железо.
Я пишу обзоры на смартфоны уже пятый год, но для себя всегда выбирал небольшие, но производительные модели: Sony Xperia Z3 Compact, Z5 Compact, Samsung Galaxy S8, Galaxy S10e — и уже начал подумывать об iPhone 12 mini. Но планы кардинально изменились.
Компактные устройства хороши для звонков, мессенджеров, заметок, могут отлично снимать и легко помещаются в любой карман — но для игр они не предназначены совсем.
Чем телефон меньше, тем меньше его батарея, меньше экран и менее эффективна его система охлаждения, а как раз именно это важнее всего для «игрового» аппарата. Пример: заряда Galaxy S10e в Genshin Impact хватает часа на два с половиной-три, при этом смартфон быстро нагревается и начинает троттлить, фреймрейт проседает сильно ниже 30 fps. Да ещё и половину изображения на маленьком экране закрываешь пальцами — опыт получается так себе.
Если вы собираетесь серьёзно играть на смартфоне, придётся выбирать модель соответствующим образом, точно так же, как это происходит с ноутбуками или компьютерной периферией:
- диагональ экрана от 6,5 дюймов — чтобы не перекрывать изображение, а текст и элементы интерфейса было легче разбирать.
- частота обновления экрана для игр не очень важна — в большинстве случаев разработчики устанавливают ограничение на 30 или 60 fps, которое невозможно обойти даже если у смартфона экран на 90 или 120 Гц. В отличие от ПК, на смартфонах частота больше важна для плавности интерфейса, чем для игр.
- большая батарея — современные «лопаты» на Android обычно комплектуются аккумуляторами на 4-4,5 тысячи мАч, этого должно хватить на несколько часов игры без риска остаться без связи. Впрочем, внешнюю батарею при себе стоит иметь в любом случае.
- мощный процессор — мобильные игры бывают очень требовательными, ту же Genshin Impact на средних настройках при 30 fps тянет далеко не каждое устройство. Лучше ориентироваться на чипы средне-высокого уровня вроде Snapdragon 730G, а лучше — флагманы Snapdragon 865, Exynos 990 и Apple A14.
- Стереодинамики или разъём для наушников — идеально оба пункта, но в современных реалиях хорошо бы иметь хотя бы что-то одно. Для меня динамики важнее, потому что в транспорте я всё равно пользуют беспроводными наушниками, а вот дома изолироваться от окружения не хочется.
При подготовке материала я использовал Samsung Galaxy Note20 Ultra, который запросил у Samsung для тестов (его вы можете видеть на большинстве фото и гифок). Подробнее о его характеристиках и особенностях можно прочитать в отдельном материале (даже двух).
Note20 Ultra не только отвечает заданным параметрам, но ещё и предоставляет максимальный контраст по сравнению с моим Galaxy S10e — я твёрдо решил переходить на большой смартфон, но в этом тесте хотел окончательно убедиться в том, что это действительно повлияет на ощущения от игры.
Флагман Samsung ощущается гигантским — при диагонали почти 7 дюймов это скорее маленький планшет, чем большой смартфон. Пользоваться им первое время было очень непривычно, а о том, чтобы набирать сообщения одной рукой пришлось забыть совсем.
Но со временем к габаритам привыкаешь, и возвращаться к маленькому экрану уже не хочется. И дело не только в играх, большой экран просто вмещает больше контента — твитов, сообщений в чатах, текста и картинок в новостных заметках. И видео смотреть на большом экране тоже намного приятнее, смартфон просто начал выполнять большее количество задач.
В играх всё тоже оказалось хорошо. Для минималистичных мобильных головоломок размер и мощность смартфона, разумеется, значения практически не имеет — все элементы их дизайна выверенны так, чтобы оставаться читаемыми и хорошо выглядеть даже на iPhone SE c экраном 4,8 дюйма.
Но вот в трёхмерные шутеры вроде CoD и экшены с детализированной графикой играть на большом и мощном смартфоне становится намного комфортнее. При диагонали экрана практически как у Nintendo Switch, смартфон превращается в полноценную портативку, особенно при наличии хороших игр.
Процессор уровня Exynos 990 «тянет» Genshin Impact (самую требовательную мобильную игру из существующих) при 45 fps на максимальных настройках, а PUBG — при 55-60 кадрах. Обидно только, что частота экрана 120 Гц пока мало где используется — разработчики просто не разблокируют опции выше 60 кадров в секунду для большинства смартфонов.
Samsung Galaxy Note20 Ultra — не единственный хороший смартфон на рынке, и, при цене в 99,9 тысяч рублей, точно не самый доступный. Более рациональную альтернативу — Galaxy S20 FE — я не так давно рассматривал в отдельном обзоре. Он оборудован таким же флагманским процессором, как у Note 20, плоским 6,5-дюймовым экраном с частотой 120 Гц, защитой от воды, беспроводной зарядкой и батареей на 4 тысячи мАч. В «белой» рознице он стоит 45-50 тысяч рублей, или доступен в лизинг Samsung Upgrade.
Другие варианты в той же весовой категории — OnePlus 8 Pro и Honor 30 Pro.
Honor 30 Pro стоит порядка 36 тысяч рублей, работает на сравнимом c Exynos 990 процессоре Kirin 990, оснащён IPS-экраном 6,57 дюйма с частотой 90 Гц. Но у него нет полноценной защиты от влаги, беспроводной зарядки и доступа к Google Play Store, я для кого-то это может быть критично.
OnePlus 8 отличается дизайн с загнутым экраном, более мощным процессором Snapdragon 865 и оболочкой OxygenOS, максимально приближенной к «чистому» Android. Но и стоит он дороже, чем S20 FE, около 60 тысяч рублей.
Если искать что-то подешевле, стоит обратить внимание либо на прошлогодние суб-флагманы на Snapdragon 855 вроде Redmi K20 Pro (Mi 9T Pro), либо на актуальные модели с процессорами среднего уровня Snapdragon 765G и Snapdragon 730G (индекс G означает улучшенную графическую систему).
Snapdragon 765G тянет Genshin Impact на «среднем» пресете при 30 fps, а PUBG и CoD Mobile — при 45-60 fps. Большинство интересных моделей на нём (например, OnePlus Nord с экраном 90 Гц) в Россию официально не поставляются, поэтому покупать придётся без гарантии.
Xiaomi POCO X3 стоит 20 тысяч рублей. Немного разогнанный чип Snapdragon 732G позволяет запускать Genshin Impact в 20-30 fps на средних настройках и до 40 fps в PUBG Mobile.
Особняком стоят специализированные игровые смартфоны вроде ASUS ROG Phone 3 с OLED-экраном 144 Гц. Он построен на разогнанном Snapdragon 865+ с усиленной системой охлаждения, RGB-подсветкой и дополнительными портами для фирменной периферии вроде активного кулера, второго экрана и чехла-контроллера в духе Switch. Для игр такое устройство подходит хорошо и гарантированно не будет троттлить, но универсальным и скромным его не назовёшь, к тому же, у рецензентов были претензии к качеству камеры. Да и цена под стать — от 70 тысяч рублей без учёта аксессуаров.
Играете ли вы на смартфоне и во что? Делитесь своим опытом в комментариях.