Рэп баттлы: от Оксимирона до рекламы вейпа

2015 год принято считать годом, когда Оксимирон, ATL и Скриптонит совершили переворот в русском рэпе. Но этот год был судьбоносным и для более локального жанра - рэп баттлов, и тоже не без участия Оксимирона.

В 2015 году происходит ритуальное жертвоприношение карьеры Джонибоя в жертву Оксимирону и рэп баттлам. Про Оксимирона поговорим в другой раз, а пока баттлы. На момент удаления Версусом баттлов с канала (а если кто-то не знал, то большая часть старых баттлов скрыты, посмотреть можно только перезаливы), это был самый популярный рэп баттл в мире, разошедшийся на цитаты и мемы. Рэп баттлы стали обретать популярность и миллионные просмотры. Версус стал площадкой, где половина медийных личностей России хотели решать свои конфликты и получить свою долю хайпа.

Рэп баттлы: от Оксимирона до рекламы вейпа

Но параллельно этому в рэп баттлах оставался свой андеграунд, для которого миллионы просмотров оставались недостижимой мечтой. Крупнейшими из них были различные площадки SLOVO, которое было основано ещё до Версуса, и RBL. Версус ругали за качество самих баттлов. Он становился площадкой, где батлили "свои". Там оставались всё те же Галат, Гарри Топор, Лёха Медь и Оби. Да, еще до того самого баттла успел пройти первый сезон Fresh Blood, когда Версус пытался найти новые лица и взрастить еще не очень опытных баттл-рэперов. Если первые баттлы Версуса были с участием Оксимирона, Гарри Топора, Нойза или Билли Миллигана, которые были в первую очередь рэперами, для которых баттлы были далеко не главным направлением творчества, то Fresh Blood должен был создать в первую очередь баттл-рэперов, которые будут и дальше выступать на их площадке. Но для Версуса это было меньшинство, в то время как для остальных площадок это была основа. Версуса стал считаться попсой от мира баттлов, что усугубляло выступление на Версусе блогеров, вроде Джарахова, Ларина и Хованского. Версус высмеивался всеми более нишевыми площадками. И в 2016 году произошло столкновение этих двух миров.

Гнойный вызывает Оксимирона на баттл

В 2016 году произошел ивент VERSUS X #SLOVOSPB, в рамках которого прошли 4 баттла, в каждом из которых один постоянный участник Версуса баттлил с одним постоянным участником #SLOVOSPB. Но в историю это событие вошло из-за одного момента. Во время баттла с Эрнесто Заткнитесь, Гнойный посвятил несколько строк Оксимирону, в результате чего Оксимирон сам вызвал Гнойного на баттл. Сам баттл состоялся только через год, во время второго сезона VERSUS X #SLOVOSPB. Итог все помнят - полный разгром Оксимирона. Возможно, кто-то надеялся, что по итогам баттла #SLOVOSPB возвысится, похоронив Версус, но вышло не совсем так. Похоронен был весь баттл-рэп. Да, сначала всё выглядело наоборот: баттлы вновь привлекли колоссальное внимание, еще один скачок популярности баттлов, Гнойный - новая икона, половина школьников становятся адептами Антихайпа, а сам баттл за сутки набирает десять миллионов просмотров.

Но длилось это не так долго. Баттлы действительно начали умирать, и причины тому две. Первая - так сказал Гнойный. И скажи это Rickey F, Хип-хоп одинокой старухи или Забэ - это были бы просто слова. Но это сказал новый Король баттл-рэпа, сказал это на баттле века, где выгрыз это звание, отобрав его у Оксимирона. В глазах общественности - Гнойный теперь человек, чье мнение о баттл-рэпе является истиной, и люди поверили, и баттлы действительно стали умирать, потому что их стали считать мертвыми после этого. А вторая причина - страх крупных исполнителей участвовать в баттлах дальше. Ведь зачем, если можно просто выпускать треки, без риска оказаться униженным в результате очередного баттла. Такие примеры были и раньше, когда баттлы ударяли по репутациям артистов, но никогда это не было на настолько широкую аудиторию. Баттлы существовали за счет того, что они периодически привлекали аудиторию более крупных артистов, вроде того же Оксимирона, Нойза, ST или Гарри Топора. И это прекратилось на этом баттле. И в следующий и последний раз действительно крупные исполнители участвовали в баттлах через полгода после этого - в феврале 2018 года, когда состоялся баттл Гуфа и Птахи, назначенный через месяц после баттла Оксимирона и Гнойного.

Рэп баттлы: от Оксимирона до рекламы вейпа

А что дальше? Баттлы стали формироваться как самостоятельный жанр, без связи с музыкой. Но просуществовали в таком формате они так не очень долго все три основные площадки стали загибаться. Просмотры падали. Даже Версус, который оставался самой популярной площадкой, уверенно держался дальше только один сезон, после чего внимание зрителей стало исчезать. А затем произошел ковид, и организовывать и без того умирающие баттлы стало физически невозможно.

Неужели баттлы окончательно погибли? Удивительно, но нет. Да, в старом виде они действительно мертвы, ведь современные баттлы со старыми не имеют практически ничего не имеют, но произошло своеобразное перерождение. В постковидные времена стал набирать популярность Кубок МЦ. Сама площадка появилась ещё на закате Версуса, но популярность стал набирать только в последние два года. Это всё еще далеко от популярности Версуса во времена его рассвета, но сравнимо с цифрами #SLOVOSPB того же периода. К моменту, когда от старичков уже ничего не осталось, Кубок стал набирать популярность благодаря баттлам под биты. Они были и раньше, #SLOVOSPB вообще в какой-то момент сменили название на РВАТЬ НА БИТАХ, но Кубок изменил структуру. Они отказались от различных турниров, за которыми зрителям приходилось следить, оставив одиночные баттлы. Лицами современного баттл-рэпа стали не музыканты, периодически решающие побаттлиить между собой, а выходцы со #SLOVOSPB или Версуса, вроде Палмдропова, Шумма, Смоука или Клава Браво. При этом в жанре не остались только старички, и периодически можно увидеть и новые лица, такие как SHALA, Нокту или Никита Мастяк, а в последий год туда даже стали вновь заглядывать исполнители с именем, желающие попробовать что-то новое, такие как RAM (Грязный Рамизес) или группа Цинк Уродов. В игру вернулась и площадка 140 BPM, начавшая конкурировать с Кубком, и даже локальные площадки, вроде Стрелы СПБ существуют в комфортных для себя условиях. К тому же, в отличие от времен семилетней давности, когда Ресторатор принципиально не продавал билеты на баттлы, Кубок и 140 BPM существуют не только за счет рекламы вейпа и музыкального оборудования, но и с продажи билетов, благодаря чему куда устойчивее своих предшественников, а понятие приверженности домашней площадке, из-за которой многие отказывались выступать на других площадках, исчезло, что позволяет баттлерам учавствовать на всех площадках, где захотят.

Кто-то скажет, что баттл-рэп мёртв, но он вернулся туда, где должен быть, заняв свою нишу, перестав быть зависимым от кого-то.

66
16 комментариев

батл рэп это паша техник с солью на сцене

3
Ответить

Неиронично в нем музыки больше чем во всех этих калечах из видео

1
Ответить

Мы все дальше от бога

Ответить