Stereolab — «Emperor Tomato Ketchup» (1996)
«Emperor Tomato Ketchup» — альбом Stereolab, который можно смело назвать вершиной творческой эволюции группы. Здесь они окончательно вышли за рамки своих ранних экспериментов с краут-роком и дроном, создав уникальный сплав попа, авангарда и политического манифеста, который звучит одновременно футуристично и ностальгически.
На своём четвёртом альбоме Stereolab вплотную подошли к своему творческому пику — и к массовому признанию. Их влияние на альтернативный рок уже становилось ощутимым, а предыдущие релизы вроде «Mars Audiac Quintet» (1994) и «Music for the Amorphous Body Center» намекали на всё более явное стремление к мелодичности и поп-структурам. Этот альбом не отказывается от притягательных хуков, но при этом открывает двери для ещё более смелых авангардных и экспериментальных решений.
Здесь Stereolab звучат как никогда многослойно и сложно. Они ушли от сыроватой наивности ранних синглов, заменив её амбициозным сплавом электронных дронов, песенных мелодий, струнных партий, эха хип-хопа и даба, и сложных переплетений контрмелодий. Даже когда кажется, что группа зациклилась на одном аккорде, под поверхностью скрывается целый микромир деталей.
Тем не менее, благодаря любви участников к лёгкой поп-музыке и мелодизму, альбом не становится холодным или отстранённым. Напротив — треки вроде «Cybele’s Reverie» и «The Noise of Carpet» мягко подводят слушателя к более радикальным экспериментам коллектива.
Да, «Emperor Tomato Ketchup» не так легко усваивается, как «Mars Audiac Quintet», но именно за счёт своей сложности он и становится тем альбомом, в который хочется возвращаться. Это работа, которая раскрывается не сразу, но при повторных прослушиваниях щедро вознаграждает внимательного слушателя.
© Stephen Thomas Erlewine /TiVo
Награды: 🏆 The Qobuz Ideal Discography
Особое внимание заслуживает вокальное взаимодействие Лэтиши Садье и Мэри Хансен. Их гармонии, вдохновлённые бразильской музыкой, достигли на этом альбоме нового уровня зрелости и стали отличительной чертой звучания Stereolab.
Лирика Садье — не просто тексты песен, а философские размышления о капитализме, обществе и личной ответственности. Stereolab удалось объединить танцевальные ритмы с глубокими политическими и социальными темами, создавая музыку, которая одновременно развлекает и заставляет задуматься.
«Emperor Tomato Ketchup» признан одним из величайших альбомов 1990-х годов, заняв 51-е место в списке Pitchfork и 46-е в рейтинге Spin. Он также включён в книгу «1001 Albums You Must Hear Before You Die».
В 2019 году альбом был переиздан в расширенном формате, включающем альтернативные версии треков, демо и ранее не издававшиеся миксы. Ремастеринг был выполнен Бо Кондреном под руководством Тима Гейна.