Частный детектив, роковые женщины и джаз: что такое нуар и почему «Блэксэд» — отличное переосмысление жанра

Разбираемся в особенностях жанра и сравниваем комикс «Блэксэд» с лучшими нуарными фильмами.

Материал подготовлен при поддержке «Буки»

Частный детектив, роковые женщины и джаз: что такое нуар и почему «Блэксэд» — отличное переосмысление жанра

Немалую долю славы знаменитый графический роман «Блэксэд» получил за счёт необычного мира — героями выступают антропоморфные животные. Но гораздо важнее то, что в своей основе он ориентируется на классические сюжеты нуарных фильмов, которые успели позабыться со времён заката жанра. Истории из «Блэксэда» легко представить в виде полнометражных лент с живыми актёрами, и в этом виде он нисколько не потеряет в самобытности и оригинальности.

Испанская Pendulo Studios, известная по сериям Runaway и Yesterday, создала по мотивам комикса игру — квест Blacksad: Under the Skin. Он выйдет 14 ноября на ПК, PlayStation 4, Xbox One, а 28 ноября — на Nintendo Switch. Позже также прибудет коллекционное издание с фигуркой Блэксэда из смолы.

Кажется, только в виде игры комикс можно адаптировать без потери смысла. При этом разработчики пошли правильным путём и не стали брать старые сюжеты, а придумали самостоятельную нелинейную историю, которая будет понятна и новичкам, и фанатам.

Сюжет Under the Skin соответствует духу первоисточника. Джон Блэксэд должен расследовать загадочное убийство владельца боксёрского клуба, и поиски убийцы приведут его в самые мрачные уголки Нью-Йорка.

В честь релиза Blacksad: Under the Skin мы решили вспомнить, чем примечателен жанр классического нуара, и на какие сюжетные решения из этих фильмов ориентируется «Блэксэд».

Классический нуар в кинематографе

​«Третий человек» (1949)
​«Третий человек» (1949)

До сих пор идут споры о том, является ли нуар отдельным направлением, или всё же это один из поджанров. Сторонники первой теории уверены, что настоящие нуарные фильмы закончились на закате 1950-х годов, а всё, что вышло после — лишь их деконструкция. В то же время, некоторые историки кино настаивают на том, что нуар — определённая стилизация, и поэтому к нему можно отнести и картины из других эпох.

В чём обе стороны точно сходятся, так это в определении рамок классического нуара. Черты жанра можно было найти и в 1920-е, и в 1930-е годы, — например, в ранних фильмах Фрица Ланга («Метрополис», «М убийца»), но не более. А представители истинного нуара, по мнению большинства, выходили начиная с 1940-х.

Истоки жанра берут своё начало в «бульварной литературе». Детективные истории, позже ставшие основой для многих культовых фильмов, выходили в мягкой обложке и продавались по низкой цене. Они неизменно пользовались большой популярностью у читателей благодаря захватывающим сюжетам и стремительному темпу повествования.

​Почти во всех обложках нуарных романов внимание в первую очередь уделяется красивым женщинам и огнестрельному оружию. Иногда эти элементы совмещали <br />
​Почти во всех обложках нуарных романов внимание в первую очередь уделяется красивым женщинам и огнестрельному оружию. Иногда эти элементы совмещали

Первым так называемым «крутым» детективом (от слова hard-boiled, которым называли это направление в литературе) принято считать «Рычание зверя» Кэрролла Джона Дейли. Он и раньше публиковал рассказы похожего толка в журнале Black Mask, но именно «Рычание зверя» стал его первым романом.

В нём Дейли определил черты будущего направления: запутанная история, мрачная атмосфера и шокирующая развязка вдохновили многих авторов того времени. Вслед за Дейли в Black Mask начал писать Дэшил Хеммет, один из пионеров «крутого» детектива.

Хеммет, бывший «пинкертон», не понаслышке знал о трудной работе детектива и вдохновлялся своими прошлыми делами при создании романов. За пять лет он написал всего пять романов, из которых особенно выделяются дебютная работа «Красная жатва» и третий роман автора — «Мальтийский сокол». По мотивам последнего был и фильм, которую принято считать точкой отсчёта классического нуара в Голливуде.

​«Мальтийский сокол» (1941)
​«Мальтийский сокол» (1941)

Дело Дейли и Хеммет продолжил знаменитый Рэймонд Чандлер, окончательно популяризировавший жанр. Его «Глубокий сон», «Леди в озере», «Прощай, любимая» и другие произведения укрепили основы «крутого» детектива в глазах читателей.

В то же время у этого направления появилось и альтернативное название — нуар. В переводе с французского это слово означает «чёрный»: именно так называли «крутые» детективы во Франции. Название так понравилось американцам, что вошло в обиход среди авторов и читателей. А позже французский термин практически вытеснил оригинальный американский.

В начале 40-х Голливуд испытывал определённые проблемы. Старые жанры, вроде гангстерских фильмов, перестали быть актуальными и надоели публике, а время исторических картин ещё не пришло. Тут были нужны проекты, которые бы отображали дух эпохи.

Отдельные представители, вроде «Ребекки» Альфреда Хичкока, причисляются к нуару по формальным признакам, но полноценным, «чистым» нуаром не считаются. Первым настоящим фильмом жанра можно назвать «Незнакомец на третьем этаже» Бориса Ингстера.

«Незнакомец на третьем этаже»​ (1940)<br />
«Незнакомец на третьем этаже»​ (1940)

В этом фильме впервые переплелись все элементы подлинного нуара, от которых затем отталкивались и другие режиссёры. Причём это касается не только сюжета, но и визуального ряда: глубокие насыщенные тени, постоянный полумрак и свет через решётку навсегда стали частью жанра.

Но «Незнакомец на третьем этаже», несмотря на свою культурную значимость, большой популярности не приобрёл. О нём и сейчас слышали не все, а в 1940 году он даже принёс убытки студии RKO Pictures.

По этой причине киноведы считают, что моду на нуар всё же задал уже упомянутый «Мальтийский сокол» с Хамфри Богартом в главной роли. Именно Богарт позже стал лицом жанра и сыграл в большом количестве нуарных фильмов.

С кинематографической точки зрения большое влияние на нуар оказал и «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса. Его принадлежность к этому направлению можно оспорить, но он ввёл в Голливуд многие стилистические и сценарные решения, которые позже применяли другие режиссёры.

​«Гражданин Кейн» (1941)
​«Гражданин Кейн» (1941)

Уэллс вдохновлялся творчеством Фрица Ланга, в частности его работами времён «немецкого экспрессионизма» 1920-х годов и голливудскими работами 1930-х. Среди них выделяются «Ярость» (1936) и «Жизнь даётся один раз» (1937). Ланг, как считается некоторыми киноведами, предвосхитил появление нуара. Позже он сам снял несколько фильмов в этом стиле, включая культовую «Сильную жару» (1953).

В «Гражданине Кейне» есть визуальные решения, взятые из фильмов Ланга. Например, Уэллс позаимствовал глубину резкости кадра, длинные планы и некоторые операторские приёмы, вроде ракурсов под низким углом. А из нововведений — временные переходы в повествовании и расследование в виде интервью. Этот фильм оказал такое большое влияние на Голливуд, что и по сей день Американский институт кино ставит его на первое место в списке лучших фильмов в истории страны.

С каждым годом популярность нуара увеличивалась, а количество важных работ дошло до той степени, что его признали отдельным направлением.

В годы Второй мировой войны Америка переживала непростые времена. Нуар отображал состояние американского общества, поэтому быстро стал самым обсуждаемым и актуальным жанром в Голливуде.

​«Двойная страховка» (1944)
​«Двойная страховка» (1944)

Нуар уже не могли игнорировать в кинематографических кругах, и в 1945 году впервые главный «Оскар» получил фильм этого жанра.

«Двойная страховка» Билли Уайлдера заслужила признание среди обычных зрителей и ценителей жанра благодаря закрученному сюжету, проработанным диалогам и великолепной режиссуре. Фильм снят по мотивам одноимённой повести Джеймса Кейна, а сценарий к нему писали сам Уайлдер и Рэймонд Чандлер, автор «Глубокого сна».

Впрочем, и после окончания Второй мировой нуар не потерял в популярности. Наоборот — ещё больше режиссёров присоединялись к созданию фильмов в подобной стилистике. Это обуславливалось дешевизной производства и повышенным спросом среди зрителей. «Крутые» детективы из прошлого десятилетия тоже стали модными и переиздавались большими тиражами.

Нуар, в конечном итоге, перестал быть исключительно американским явлением. Свои фильмы в этом жанре создавали в Великобритании («Третий человек» Кэрола Рида), Франции («Мужские разборки» Жюля Дассена), Италии («Одержимость» Лукино Висконти) и даже Японии («Бездомный пёс» Акиры Куросавы).

​«Бездомный пёс» (1949)
​«Бездомный пёс» (1949)

В 1950-е нуарные фильмы приносили так много прибыли, что в них сконцентрировалось огромное количество голливудских звёзд. Кэри Грант, например, сыграл в «Дурной славе». Кирк Дуглас же исполнил главную роль в «Тузе в рукаве». А Хамфри Богарт, Рита Хэйуорт и Дик Пауэлл вообще обрели свою популярность именно благодаря нуарным фильмам.

Но у каждого жанра есть и взлёты, и падения. Во второй половине 50-х нуар постепенно начал терять популярность. В основном это произошло по двум причинам: в стране случился экономический подъём, а также появились новые, более интересные зрителю жанры.

Повышение уровня жизни прямо повлияло на кассовые сборы нуарных картин. Зрители больше не желали смотреть пессимистичные фильмы и предпочитали ходить на комедии.

Кроме того, чёрно-белый кинематограф постепенно сходил на нет, уступая место красочным эпическим лентам, вроде «Моста на реке Квай». Камерные нуарные фильмы смотрелись на их фоне довольно дешёво.

​«Печать зла» (1958)
​«Печать зла» (1958)

Зрителям, к тому же, надоели типичные сюжеты из нуара. Большая часть этих картин ориентировалась на одни и те же сюжетные приёмы, поэтому удивить ими было всё сложнее.

Формальным окончанием эпохи классического нуара считается «Печать зла» Орсона Уэллса. Режиссёр «Гражданина Кейна» снял, как считают кинокритики, последний великий фильм классического периода жанра.

Дальше нуар развивался в виде нео-нуарных фильмов, которые выпускают и сегодня. Но 17-летний период жанра, который начался в 1941 году, до сих пор считается вершиной нуара в кинематографе.

«Блэксэд» как последователь классического нуара

Частный детектив, роковые женщины и джаз: что такое нуар и почему «Блэксэд» — отличное переосмысление жанра

Америка, 50-е годы. Совсем недавно закончилась Вторая мировая война, но проблем у общества не поубавилось. В Нью-Йорке процветает преступность, а коррупция среди политиков — обычное дело.

Звучит знакомо — примерно так же сеттинг обставлен и в других нуарных произведениях. Но у «Блэксэда» есть одна интересная особенность: его мир населяют антропоморфные животные, а роль детектива исполняет чёрный кот.

«Блэксэд», серия графических романов о частном детективе Джоне Блэксэде, сильно выделяется среди других нуарных произведений. Его действие происходит в ту же эпоху, когда выходили классические представители этого жанра, но создатели комикса предпочитают не копировать, а переосмысливать классические сюжеты.

Частный детектив, роковые женщины и джаз: что такое нуар и почему «Блэксэд» — отличное переосмысление жанра

Он, впрочем, соответствует всем признакам настоящего нуара и тест на соответствие жанру проходит без труда.

  • Главный герой — детектив с тяжёлым прошлым.
  • В каждом выпуске комикса он выполняет чью-то просьбу и в ходе запутанного расследования раскрывает неудобные тайны.
  • Большую часть событий нагнетается саспенс, но и экшена хватает.
  • Повествование часто ведётся через флэшбеки.
  • Большая часть персонажей — преступники или люди, скрывающие свои плохие намерения.
  • Мрачная атмосфера тут даже при дневном освещении, а действие порой переносится на безлюдные мрачные локации — доки, кладбище, ангары.

Хуан Диас Каналес и Хуанхо Гуарнидо, создатели «Блэксэда», осознанно решили создать комикс, отдающий дань уважения эпохе 50-х. Каналес, профессиональный аниматор, занялся написанием сюжета, а Гуарнидо, долгое время работавший на Disney, приступил к художественному оформлению.

​Хуан Диас Каналес и Хуанхо Гуарнидо
​Хуан Диас Каналес и Хуанхо Гуарнидо

Классический нуар со стилистикой Disney — удивительное сочетание, вызвавшее большой интерес у читателей. Уже с первым томом авторы добились большого успеха и заработали массу наград, а в последующие годы закрепили культовый статус своего произведения.

Над каждым выпуском дуэт работает по несколько лет, а объём одного комикса обычно составляет примерно 50 страниц. Столь долгий срок производства обусловлен тщательной проработкой сценария и иллюстраций. Зато конечный результат неизменно нравится как широкой публике, так и литературным критикам.

Частный детектив, роковые женщины и джаз: что такое нуар и почему «Блэксэд» — отличное переосмысление жанра

Действие «Блэксэда» разворачивается в Америке 1950-х. Сюжет каждого выпуска рассказывает о той или иной истории, которая случается с частным детективом Джоном Блэкседом. Он впутывается в различные передряги и преступные сговоры, раскрывает хитросплетённые преступления и просто пытается выжить в этом жестоком мире.

Проблемы в обществе «Блэксэда» ровно такие же, как и в нашем, с поправкой на 50-е: организованная преступность, коррумпированные полицейские, расистские группировки, политические заговоры. И на фоне этих событий происходят маленькие личные истории, за которыми скрываются мрачные тайны. Именно они — ядро всего комикса.

Частный детектив, роковые женщины и джаз: что такое нуар и почему «Блэксэд» — отличное переосмысление жанра

В пяти вышедших томах Каналес и Гуарнидо переделывают на свой лад классические нуарные сюжеты. Каждый выпуск — отдельная законченная история, и сквозного сюжета в серии нет. Их объединяют лишь сам Блэксэд и некоторые второстепенные герои, вроде комиссара Смирнова и репортёра Уикли.

Тем интереснее сравнить комикс с источниками его вдохновения. Авторы оставили многие элементы нуара нетронутыми, но современный взгляд на устоявшиеся клише виден невооруженным глазом.

Главный герой

Частный детектив, роковые женщины и джаз: что такое нуар и почему «Блэксэд» — отличное переосмысление жанра

Джон Блэксэд — частный детектив с волевым характером и золотым сердцем. О его прошлом читатели знают немного: тяжёлое детство да служба во время Второй мировой. Зато за время своей практики он завёл массу друзей и коллег.

Блэксэд — собирательный образ, основанный на Марлоне Брандо и герое Хамфри Богарта. От первого он взял внешний облик, а от второго — профессию и черты характера.

Сходство с Брандо видно невооружённым взглядом: Джон мужественен, высок и плечист, прямо как актёр в молодости. Брандо, к сожалению, ни разу не играл в нуарных фильмах, поэтому полностью сопоставить его с героем комикса не получится.

​Из всех актёров в истории кино Брандо лучше всех подошел бы на роль Джона Блэксэда<br />
​Из всех актёров в истории кино Брандо лучше всех подошел бы на роль Джона Блэксэда

Зато с Хамфри Богартом у Джона гораздо больше параллелей. Особенно сильно на образ Блэксэда повлияли такие герои Богарта, как Сэм Спэйд из «Мальтийского сокола» и Филип Марлоу из «Глубокого сна».

В этих фильмах главные герои циничны, проницательны и хладнокровны. Они — заядлые курильщики, не прочь выпить и пользуются большим успехом у женщин. Но они готовы поставить на кон всё, лишь бы успешно закончить расследование, и часто рискуют жизнью.

Авторы комикса даже сделали оммаж к постеру «Глубокого сна» на обложке первого тома под названием «Где-то в тени».

​«Где-то в тени»
​«Где-то в тени»
​«Глубокий сон» (1946)
​«Глубокий сон» (1946)

Но разница кроется в деталях. Если герои Богарта насквозь циничны и общаются, кажется, только посредством сарказма, то Блэксэд гораздо более искренен и благороден. К друзьям он относится исключительно хорошо, а к женщинам проявляет заботу и внимание.

Последнее — важное переосмысление образа. Часто детективы в нуарных фильмах выступают как антигерои, балансирующие на грани добра и зла. Блэксэд, в отличие от них, — действительно хороший человек. Ему не всё равно на других людей, и он никому не откажет в помощи.

В пятом томе Блэксэд заступился за молодых парней перед байкерами, но поплатился за своё благородство машиной​
В пятом томе Блэксэд заступился за молодых парней перед байкерами, но поплатился за своё благородство машиной​

А ещё Блэксэд не старается придерживаться образа вечно угрюмого детектива. В комиксе он часто улыбается и смеется, не боится показывать свои эмоции перед другими людьми.

В «Арктической нации», например, главный герой заводит дружбу с хорьком Уикли — и с тех пор тот появляется в каждом новом выпуске. А в «Амарилло», последнем на данный момент томе, Блэксэд быстро находит общий язык с адвокатом Нилом Бито. Вместе с ним он отправляется на поиски Чада, пропавшего писателя.

В то же время он может постоять за себя, а в гневе представляет настоящую угрозу. Из большинства драк детектив неизменно выходит победителем.

Частный детектив, роковые женщины и джаз: что такое нуар и почему «Блэксэд» — отличное переосмысление жанра

Такая деконструкция на первый взгляд кажется полным разрушением устоявшихся традиций, но за образом Блэксэда кроется нечто большее. Он близок читателю благодаря своей человечности. А герои прошлого сейчас могут и оттолкнуть — уж слишком они немногословны.

Именно поэтому Блэксэд так интересен: он представляет собой современный взгляд на героев классического нуара. Детективы в исполнении Хамфри Богарта до сих пор приковывают внимание к себе, но его персонажи часто оказываются лишь наборами стереотипов.

А Джон Блэксед, даже при всех отсылках, — уникальный герой. Если сравнивать его с другими героями комиксов, то на ум приходит Джон Константин. Его внешний облик был вдохновлён Стингом из группы The Police, но характер ему придумали с нуля. Персонаж Каналеса и Гуарнидо хоть и менее самостоятельный, всё же тоже запоминается как никто другой.

Разумеется, в игре Blacksad: Under the Skin этот уникальный образ сохранён.

Роковые женщины

Частный детектив, роковые женщины и джаз: что такое нуар и почему «Блэксэд» — отличное переосмысление жанра

Ещё один важный элемент нуара — роковые женщины, так называемые femme fatale. Удивительно, но в «Блэксэде» нет ни одной героини, которая бы полностью подходила под это определение. Один из наиболее близких примеров есть в томе «Где-то в тени».

Правда, к началу этой истории потенциальная femme fatale уже мертва. Расследование её убийства и становится главной целью Блэксэда: актриса Наталья Уилфорд, убитая в собственном доме, раньше с ним встречалась.

В ходе флэшбеков читатель узнает о прошлом Натальи и о том, при каких обстоятельствах она познакомилась с детективом. Но даже так актриса совсем не тянет на роковую женщину, скорее — на жертву обстоятельств.

Сюжет этого тома отчасти напоминает «Бульвар „Сансет“» Билли Уайлдера. В качестве отсылки к этому фильму здесь есть и персонаж Леон Кронски — голливудский сценарист и любовник Натальи.

​«Бульвар „Сансет“» (1950)
​«Бульвар „Сансет“» (1950)

В фильме Уайлдера голливудского сценариста Джо Гиллиса нашли мертвым в бассейне особняка известной актрисы Джоан Кроуфорд. История раскрывает обстоятельства их знакомства и заканчивается на смерти Гиллиса.

В «Блэксэде» этот сюжет перевёрнут с ног на голову. Комикс начинается со смерти актрисы, но всё внимание уделено не отношениям главного героя с ней, а расследованию её убийства.

Джоан Кроуфорд — одна из образцовых роковых женщин в кинематографе. Она соблазняет Гиллиса, удерживает его силой и манипулирует им. А Наталья, при всей силе образа, всё же остается лишь поводом для начала расследования.

Частный детектив, роковые женщины и джаз: что такое нуар и почему «Блэксэд» — отличное переосмысление жанра

В комиксе есть и другой, более близкий к канонам жанра образ роковой женщины. В «Арктической нации» одним из главных персонажей выступает Жизабель, жена шефа местной полиции.

Она привлекательна и хитра. Жизабель не стесняется пользоваться красотой для того, чтобы добиваться своих целей, и ловко манипулирует своим мужем. Кроме того, она изменяет ему с начальником его охраны.

Но эта женщина не так проста, как кажется на первый взгляд. Финал её истории удивит любого читателя, поэтому тут лучше обойтись без спойлеров.

Отсутствие каноничной роковой женщины в «Блэксэде» сильно удивляет. В целом, Каналес и Гуарнидо смотрят на этот элемент нуара иначе, чем многие другие авторы. Женские персонажи в комиксе раскрываются как обычные люди, чаще всего бесхитростные.

Возможно дело в том, что за эти десятилетия образ женщин в популярной культуре сильно изменился. Поэтому типичный образ femme fatale за это время мог попросту устареть. Но с трудом верится, что авторы не используют этот элемент нуара в следующих томах уже полноценно — уж слишком он важен для жанра.

Места действия

Частный детектив, роковые женщины и джаз: что такое нуар и почему «Блэксэд» — отличное переосмысление жанра

Для нуарного произведения «Блэксэд» удивительно разнообразен в плане локаций. А традиционный для жанра сеттинг (дождливый мегаполис ночью) он и вовсе ни разу не использует.

В «Где-то в тени» местом действия выступает город. В «Арктической нации» действие переносится в заснеженный северный штат. В «Красной угрозе» — вновь родной город Блэксэда, но события разворачиваются в богатых районах. В «Тихом аду» — Новый Орлеан. А в «Амарилло» история разворачивается в нескольких южных штатах сразу.

Самым типичным в этом плане можно считать первый том. Большая часть событий происходит в закрытых помещениях, включая офисы и квартиры.

Частный детектив, роковые женщины и джаз: что такое нуар и почему «Блэксэд» — отличное переосмысление жанра

Иногда действие переносится на улицы, где один раз даже использовался редкий для нуара приём — дневной туман.

Частный детектив, роковые женщины и джаз: что такое нуар и почему «Блэксэд» — отличное переосмысление жанра

Зато, в лучших традициях жанра, есть бары, в которых собирается много маргиналов и просто сомнительных личностей.

Рассматривать детали рисунка в эти моменты хочется особенно тщательно — уж слишком хорошо проработаны такие локации.

Частный детектив, роковые женщины и джаз: что такое нуар и почему «Блэксэд» — отличное переосмысление жанра

Но в основном — никаких откровений. Такие локации часто встречались во многих фильмах той эпохи, не только нуарных.

Куда интереснее выглядит заснеженный город из «Арктической нации». Этот сеттинг почти не использовался в нуарных фильмах, поэтому производит особое впечатление.

Частный детектив, роковые женщины и джаз: что такое нуар и почему «Блэксэд» — отличное переосмысление жанра

Из классических фильмов жанра снег полноценно появлялся только в «На опасной земле» Николаса Рэя. Эпизодически снег фигурировал и в «Гражданине Кейне», но он не был основной деталью окружения в фильме.

Зимний период в картине Рэя усиливал чувство тревоги и опасности, добавлял мрачной атмосферы. И «Блэксэд» правильно воспользовался преимуществами этого сеттинга.

​«На опасной земле» (1951)
​«На опасной земле» (1951)

После «Арктической нации» авторы продолжили экспериментировать. В «Тихом аду» место действия переносится в Новый Орлеан, где повсюду расположены джазовые клубы и кабаре.

Яркое художественное оформление подчёркивает атмосферу Юга и позволяет услышать музыку этих мест. А улицы города сильно отличаются от любого мегаполиса.

Частный детектив, роковые женщины и джаз: что такое нуар и почему «Блэксэд» — отличное переосмысление жанра

В нуарных фильмах Новый Орлеан чаще обходили стороной. Из кино об этом городе выделяются только ленты Элии Казана — «Паника на улицах» и «Трамвай „Желание“».

Последняя к нуару никак не относится, но именно её Новый Орлеан повлиял на «Блэксэд» сильнее всего.

​«Трамвай „Желание“» (1950)
​«Трамвай „Желание“» (1950)

А самый интересный с точки зрения сеттинга том — «Амарилло». Его история целиком разворачивается в южных штатах, а одним из местом действия стал цирк.

Весь выпуск представляет собой настоящий road-trip по городам США, и поэтому в нём самое большое разнообразие локаций за всю историю «Блэксэда».

Частный детектив, роковые женщины и джаз: что такое нуар и почему «Блэксэд» — отличное переосмысление жанра

Южная солнечная эстетика, очевидно, никак не относится к классическому нуару. Визуально пятый том почти целиком относит к другой классике 50-х — фильмам «Дикому» с Марлоном Брандо и «Величайшему шоу на Земле», а также роману «На дороге» Джека Керуака.

Зато благодаря этому тому становится окончательно ясно, что классический нуар может развиваться и в солнечный день. «Блэксэд» в целом не ставит большую границу между днём и ночью, так как жуткие события могут происходить всюду и всегда — вне зависимости от локации.

Произведение Каналеса и Гуарнидо, таким образом, переосмысляет классический нуар как явление. Этот жанр стоит выше любых визуальных условностей, и для мрачной атмосферы необязательно устраивать дождь в ночное время суток — нуару не страшны ни снег, ни палящее солнце.

Особенности сюжета

Частный детектив, роковые женщины и джаз: что такое нуар и почему «Блэксэд» — отличное переосмысление жанра

Нуар, конечно, не ограничивается персонажами и местом действия. Тут куда важнее сюжетные идеи и визуальные решения.

В этом плане «Блэксэд» стоит на одном уровне с лучшими представителями жанра, но выступает в более актуальном для нынешнего общества ключе.

Каналес и Гуарнидо не просто используют устоявшиеся штампы нуара, а идут новыми, неожиданными путями. Но своё видение жанра они начали показывать со второго выпуска, в то время как первый стал некой пробой пера.

Частный детектив, роковые женщины и джаз: что такое нуар и почему «Блэксэд» — отличное переосмысление жанра

В «Где-то в тени» чувствуется приверженность авторов традициям классического нуара: повествование ведётся от первого лица, присутствуют флэшбеки, есть много сцен экшена. Сам герой следует обетам частных детективов из кино — у него есть собственный кабинет и друг из полиции.

И в визуальном плане этот выпуск мало чем отличается от типичных нуарных фильмов: освещение через жалюзи, обилие сигарет, узкие улочки и игра с тенями.

То, чем «Блэксэд» выделяется сразу — так это своим необычным подходом к изображению людей. Здесь не животные олицетворяют людей, а люди — животных.

Частный детектив, роковые женщины и джаз: что такое нуар и почему «Блэксэд» — отличное переосмысление жанра

Это значит, что каждый персонаж соответствует своему виду. Хорёк здесь — хитрый и пронырливый репортёр. Скользкие типы, не вызывающие доверия, — рептилии. Гориллы выступают на боксёрском ринге. А собаки всех видов, включая лис, исполняют роли служителей порядка.

И Джон Блэксэд, большой чёрный кот, выступает здесь как находчивый и удачливый детектив с чутьём на разгадку тайн. Ему без труда удаётся узнавать нужную информацию, а интуиция всегда подсказывает ему верный путь.

Частный детектив, роковые женщины и джаз: что такое нуар и почему «Блэксэд» — отличное переосмысление жанра

И в этом странном антропоморфном мире есть те же самые человеческие проблемы, что и сейчас. Так, например, во втором томе авторы поднимают расовый вопрос между представителями белой «Арктической нации» и темнокожим населением.

Смелость этой темы состоит в её актуальности. В нуарных фильмах расовые противоречия никак не раскрывались, потому что эта тема была непопулярна в Голливуде. Но с контекстом современности Каналес и Гуарнидо подняли острую тему для обсуждения, на которую закрывали глаза в 50-х.

В своём сюжете они вдохновлялись фильмом, который не относится к нуару — «Душной южной ночью» Нормана Джуисона. В нём главный герой-афроамериканец приезжает в южный город США для расследования убийства. В поселении он сталкивается с предрассудками местных жителей и в процессе узнаёт тайну, стоящую за этим преступлением.

​«Душной южной ночью» (1967)
​«Душной южной ночью» (1967)

Основу этого фильма Каналес и Гуарнидо перенесли в зимний период и снабдили историю неожиданным поворотом, который меняет взгляд на всё расследование.

Таким образом они не только привнесли в нуар расовый вопрос, но и сделали его центром всей истории. Подобного в истории классического нуара никогда не было.

Политический контекст они внесли и в третью историю под названием «Красная душа». Там авторы разыгрались на полную, вставив критику маккартизма, боязнь ядерной войны между США и СССР, любовный треугольник, а также шпионов и ФБР.

Частный детектив, роковые женщины и джаз: что такое нуар и почему «Блэксэд» — отличное переосмысление жанра

Итоговый сюжет получился таким закрученным и нетрадиционным, что прекрасно подошёл бы для фильма о Джеймсе Бонде. Но каким-то образом авторам удалось соблюсти баланс между традиционным расследованием в духе нуара и политическими распрями.

Подобный концепт никогда бы не прошёл в эпоху классического нуара. Этот жанр всё же всегда был аполитичным и никогда не развивался за пределами маленьких расследований.

Личная трагедия Джона Блэкседа в этом томе сталкивается с куда большими проблемами. Можно даже сказать, что этот сюжет был проверкой классического нуара на прочность. Но аутентичность соблюдается даже здесь, несмотря на наличие столь большого количества посторонних элементов.

А том «Тихий ад», в свою очередь, этакое возвращение к истокам. Несмотря на яркий солнечный свет, сюжет в нём получился по-настоящему классическим.

Частный детектив, роковые женщины и джаз: что такое нуар и почему «Блэксэд» — отличное переосмысление жанра

В этой истории переплелись семейная трагедия, джаз, наркотики и политический заговор. Безгрешным здесь не ушёл практически никто, и концовка получилась истинно мрачной, нуарной.

Но даже тут авторы решили добавить элемент, который, возможно сыграет роль в будущем. На помощь Блэксэду пришёл таинственный незнакомец, происхождение которого окутано тайной. Связан ли он как-то с главным героем — тоже неизвестно.

Последний вышедший том под названием «Амарилло» же можно считать самым оригинальным. Он совсем не похож ни на один нуарный фильм и лишь ближе к концу показывает свою принадлежность к жанру.

Частный детектив, роковые женщины и джаз: что такое нуар и почему «Блэксэд» — отличное переосмысление жанра

В нём и в помине нет никакого расследования, а все несчастные случаи происходят по воле случайности. Путешествие Блэксэда через несколько штатов было нужно, кажется, чтобы в деталях показать, насколько разной бывает страна.

Кроме того, акцент в повествовании смещён с детектива на писателя Чада, который полностью меняет своё мировоззрение за 60 с лишним страниц.

Каналес и Гуарнидо не раскрывают, о чём будут следующие тома «Блэксэда». Но нет никаких сомнений, что они будут такими же оригинальными и смелыми, как и все их предыдущие работы.

«Блэксэд» — пожалуй, одно из самых значимых нуарных произведений за последние десятилетия. Комикс выходит уже почти 20 лет, но сбавлять темпы не собирается. Авторы намерены и дальше развивать своё творение даже за пределами нарисованных историй.

Шли разговоры о возможной голливудской экранизации «Блэксэда», но эта цель практически нереализуема — комикс слишком взрослый и нишевый для массовой аудитории, а в формате live-action он просто потеряет свою суть.

Но видеоигра — совершенно другое дело. Разработчики из Pendulo Studios сохранили оригинальный стиль комикса и пообещали историю на уровне оригинала.

Ещё интереснее то, в каком формате выходит Under the Skin: она не разделена на эпизоды. Поэтому можно пройти историю от начала до конца, не дожидаясь окончания разработки, как в случае, например, со вторым сезоном Life is Strange.

Больше всего по духу Under the Skin напоминает первый выпуск комикса, наиболее близкий к классическому нуару. Здесь действие тоже происходит в Нью-Йорке, а весь сюжет сконцентрирован на расследовании.

В игре появятся и знакомые персонажи из комикса, вроде Уикли​
В игре появятся и знакомые персонажи из комикса, вроде Уикли​

Прохождение займёт около четырёх часов — больше, чем длится любой выпуск оригинального комикса. С выхода последнего выпуска прошло пять лет, и потому релиз игры — особенное событие для всех фанатов «Блэксэда».

Сейчас, на фоне отмены второго сезона The Wolf Among Us, именно Blacksad: Under the Skin кажется достойным последователем идей Telltale. Кроме того, Каналес и Гуарнидо уже признали сюжет игры каноничным для первоисточника.

А сам комикс, кажется, переживает свои лучшие времена. В следующем году будет 20-летие «Блэксэда», поэтому авторы пообещали выпустить шестой и седьмой тома в ближайшее время. Кроме того, в случае успеха Under the Skin, фанатов могут ожидать новые игры по мотивам этой серии.

Частный детектив, роковые женщины и джаз: что такое нуар и почему «Блэксэд» — отличное переосмысление жанра

Необычная идея по деконструкции нуара в формате комикса казалась рискованной, но сейчас «Блэксэд» уже фактически признан классикой. На его счету множество престижных наград, включая две премии Айснера. Для нишевого произведения это — большой результат.

И если вы никогда не понимали, в чём ценность нуара, то «Блэксэд» станет отличной точкой входа. Его авторы доказали, что нуар — не просто набор формальных признаков и даже не временные рамки. За всем этим стоит нечто большее.

Нуар — это состояние души.

235235
77 комментариев

Потрясающий лорнрид, Спасибо!

10
Ответить

Рад, что понравилось!

7
Ответить

Пожалуйста!

2
Ответить

Обожаю всю серию Blacksad. 
Рисовка, стилистика, сюжет, диалоги.  Но не могу достать нигде 2 и 3й том на английском. -_-)

Надеюсь, что игра будет как минимум не хуже.


И спасибо за крутой лонг!

8
Ответить

Зачем? Это ж перевод, оригинал французский.

5
Ответить

Ого, неужели нигде нет, даже на Амазоне? Вроде бы у Dark Horse тиражи большие.

А вообще, мне издание от Азбуки очень понравилось.

1
Ответить

Эндрю Свонн "Кровавый рассвет", "Повелители сумерек", "Ночные джунгли", трилогия "Моро".

1
Ответить