Карлос Кастанеда. Стоит ли читать?

Карлос Кастанеда. Стоит ли читать?

Всем привет.

Карлос Кастанеда - писатель, философ, создатель эзотерического учения "Путь воина", которое он описывал на протяжении 12 книг-бестселлеров, и, по совместительству, самая загадочная личность XX века. Удивительно, что, несмотря на довольно скромную популярность в нашей стране он до сих пор остаётся одним из самых читаемых авторов, чьи книги постоянно переиздаются. Познакомился я с его работами чисто случайно - с помощью Луркмора (когда он ещё был "жив"). Меня привлекла его тема потребления мексиканских кактусов, общения с индейцами, поиски глубинного смысла и прочие элементы магического реализма. Что-то на уровне Маркеза, наверное. Так я и начал знакомство с необычным миром Кастанеды, которое продолжается почти пять лет.

Сегодня мне бы хотелось поделиться впечатлениями о работах этого писателя (писателя ли?), а заодно ответить на вопрос - стоит ли его читать вообще?

P.S. Всё, что написано об учении Кастанеды всего лишь моё мнение и восприятие прочитанного. Если где-то ошибся - дайте знать.

Кто такой Карлос Кастанеда?

Если коротко: а шут его знает.

Дело в том, что согласно учению Пути Воина, каждый Воин обязан стереть свою личную историю. Что это значит? Это значит быть фактически анонимом для других. Воину запрещено рассказывать о себе что-либо, фотографироваться, записывать собственный голос, то есть всё, что может оставить его "след". Придумано это для того, чтобы безупречность Воина оставалась неприкосновенной (с этим моментом тесно связана концепция свободы и совершенства, о которой расскажу позже), и чтобы враги не сумели воспользоваться его слабыми сторонами. Но существует и конспирологическая причина, а именно: Кастанеда пытался избежать назойливых журналистов и критиков, которые обвиняли его в том, что события книг - чистая выдумка (сам то Карлос уверял обратное).

В любом случае после выхода "Путешествия в Икстлан" Карлос перестал появляться на публике и редко давал интервью. Никто даже не знал, как он выглядит. В связи с этим по миру начали распространяться фотографии "фальшивого" Кастанеды, который на самом деле являлся обычным профессором университета в Лос-Анджелесе.

Если же касаться его биографии, то тут сложно сказать, что было на самом деле, а что являлось выдумкой. Известно, что будучи студентом-антропологом, Карлос собирался написать диссертацию на тему мексиканских трав и с этой целью отправился в Сонору. Там ему подсказали найти некого Дона Хуана Матуса - старого индейского шамана из племени Яки, который якобы мог помочь в исследованиях. На деле же получилось, что шаман стал обучать Карлоса Пути Воина. Первый этап обучения проходил в периоде с 1961 по 1965, в результате которого Кастанеда опубликовал "Учение Дона Хуана", мгновенно ставшую бестселлером.

Карлос Кастанеда. Стоит ли читать?

Но Кастанеда не бросил обучение. После публикации "Учения..." Карлос продолжал обучение у Дона Хуана, во время которой выпустил ещё две книги, посвящённые его ученичеству: "Отдельная реальность" и "Путешествие в Икстлан". Впоследствии вышла ещё одна книга: "Сказки о Силе", в конце которой Дон Хуан "исчезает" из нашего мира, после чего Карлос посвящает оставшиеся шесть книг попыткам скомпилировать полученные у шамана знания.

Кстати, Дон Хуан не просто так "исчезает" из нашего мира. Карлос специально "убил" своего персонажа, чтобы критики не смогли потребовать от писателя доказательств существования этого шамана (Карлос, опять же, уверял всех, что Дон Хуан был реален). Но это, опять же, конспирология.

Вернувшись из Мексики, Кастанеда собрал собственную группу последователей (трех девушек), которые впоследствии сами начали распространять учение Пути Война по всей Америке. В конце жизни и сам Карлос вышел из тени анонима и всё чаще появлялся на публике: проводил платные семинары, лекции, давал интервью, но опять же без фотографий или видео-аудио записей. Ради продвижения своей продукции (книги, видеокассеты, DVD) он учредил компанию Cleargreen, которая существует и по сей день.

Кастанеда умер в 1996 году. По словам его последователей, он достиг внутреннего осознания и "сгорел изнутри". На деле же его погубил рак печени, возникшая в результате его опытов с наркотиками. Что интересно, никто не знает, как и при каких обстоятельствах умер писатель и где похоронен, что породило массу слухов о том, что он на самом деле жив. Его близкие ученицы и вовсе бросили все и уехали в пустыню, где совершили ритуальное самоубийство. А остальные разошлись кто куда.

Вот такой вот человек-загадка. Кем же на самом деле был Карлос? Гениальным философом-эзотериком, сумевшим найти новое жизненное течение? Или мошенником, который умело подстраивался под текущий социальный уклад (совпадение ли, что "Учение дона Хуана", полностью посвященное наркотическим трипам, вышло в расцвет движения хиппи?)? Непонятно. Споры об этом преследовали Карлоса ещё при жизни, а сейчас и вовсе сошли на нет - его эпоха ушла, а его учение приняли лишь немногие, да и те предпочитают не кричать об этом направо налево. В этом, кстати, и суть Пути Воина - чем меньше о них знают, тем лучше.

В чём суть учения?

Чтобы полностью понять Путь Воина нужно прочитать все книги Кастанеды, перечитать, а лучше и вовсе посетить несколько платных лекций, а в идеале съездить в Мексику и отыскать там местных шаманов.

Карлос Кастанеда. Стоит ли читать?

Но если попытаться коротко систематизировать идеи Карлоса, то получится примерно следующее - путь к свободе. Воин - это абсолютно свободная личность. Свободная от бытовых проблем, от влияния окружающих и даже от прихотей судьбы и смерти. Грубо говоря, это независимая от всего личность. Буквально от всего! Целью же такого образа жизни является приобретение абсолютного осознания, что позволит Воину переступить через Порог Третьего Внимания (грубо говоря - мир извне, где есть всё и ничего) и позволить Орлу (местный аналог Бога, только лучше) унести его за пределы вселенной.

Абсолютное осознание - это когда человек преисполнился настолько, что этот мир с его проблемами кажется такой ничтожной крупицей на фоне того, что может предложить вселенная. Это такое самовозвышение надо всем. Принцип "утрать всё - и достигнешь всего" здесь актуален как никогда. И нет, я не пародирую известного "Идущего к реке", это и правда смысл учения Кастанеды.

Карлос Кастанеда. Стоит ли читать?

Казалось бы, что такого - уехать в пустыню и жить самому по себе, чтобы после смерти достичь осознания. Но нет, не всё так просто. Не каждый человек сможет вот так взять, и стать воином. Во-первых, воина выбирает Дух. Дух - это неизвестная сила, которая сталкивает учителя со своим будущим учеником посредством нескольких хитростей. Во-вторых, только избранный Духом человек имеет предрасположенность отбросить от себя всё лишнее, что связывает его с нашим миром. И в третьих, только воин - настоящий Воин - сдвигать Точку Сборки.

Сдвиг точки сборки - это особая практика, позволяющая человеку переходить в состояние третьего внимания, то есть переходить грань между нашим миром и миром магов, где вселенная сама открывается перед человеком и тот получает возможность преисполнить своё сознание. Более того - обладатели такой силу имеют возможность полностью контролировать своё существование вплоть до смерти... Точнее, не так. Смерти для них нет. Просто в какой-то момент воин решает, что в этом мире ему больше делать нечего - и исчезает, сливается с энергией и отправляется сначала в Икстлан (аналог загробного мира), а оттуда - к Орлу. Таким же образом воины могут продлевать себе жизнь, избавляться от болезней и тд. Потому что контролируют самих себя, своё тело, свой разум.

Добиться сдвига точки не просто. Есть набор определённых правил и практик, которые позволяют человеку переиначить своё поведение или характер, чтобы открыть себя и свой разум для осознания.

Например:

- Сталкинг/Осознанная глупость - когда воин способен самостоятельно контролировать своё поведение и действия и не позволяет эмоциям взять над собой контроль. Всё, что происходит вокруг него - результат действии воина, и только его. Принцип прост - все действия людей глупы, но только воин это осознает и использует это в свою пользу.

- Избавление от ЧСВ - да-да, Кастанеда ввёл в обиход термин Чувство Собственной Важности. Суть проста - ничто так не сдерживает человека на пути к свободе, как его собственная гордыня и самолюбие. Ибо только ЧСВ заставляет человека творить абсолютную глупость под контролем эмоций и делать уязвимым перед врагами. Смирись, осознай и не прыгай выше головы - всё это не достойно настоящего воина.

- Раскуривание кактусов - первые-две книги полностью посвящены наркотическим трипам Карлоса, на которые его любезно подсадил Дон Хуан. Зачем? Чтобы было проще сдвинуть точку сборки. Но это годится только на самый крайний случай, если человек хоть и избран Духом, но из-за собственных рациональных принципов не способен принять идею и правила Отдельной Реальности.

Но прежде чем приобрести возможности сдвинуть Точку Сборки, воин должен основательно подготовиться, в том числе:

- Стереть личную историю - одним из путей к абсолютной свободе является анонимность. Никто не должен знать о воине хоть что-нибудь, что можно было бы использовать против него - ни биографию, ни хобби, ни интересы, ничего. Также воину запрещено фотографироваться или снимать себя на камеру или позволять записывать свой голос на пленку, чтобы в этом материальном мире не осталось ничего, что могло бы напоминать о нём.

- Отречься от всего - буквально от всего. У тебя работа? Дети? Жена? Друзья? Родственники? Забудь о них. Забудь вообще обо всём. У Воина не должны быть никаких эмоциональных привязанностей к кому-либо, иначе какая это свобода? Впрочем, тут есть спорная ситуация хотя бы потому, что Карлос не очень охотно следовал этому принципу. Помимо того, что у него была семья, гуру проживал в одной квартире с тремя молоденькими девушками, где занимался с ними всякими интересными делами, а накануне смерти те охотно ухаживали за ним.

- Умереть - да, всё так, вы должны умереть. Точнее, Дух должен вас подтолкнуть на смерть, после чего ваша сущность станет более восприимчивой к новому учению.

Но сдвинуть Точку Сборки - не означает стать полноценным воином. По сути это позволяет человеку перейти на новый уровень осознания, а чтобы пойти дальше он должен уметь:

- Видеть Осознанные сновидения - то бишь уметь во время сновидений переходить на новый уровень осознания (попадать в новый фантасмагорический мир, открытый только Воинам), при этом думать и вести себя так же, как и в реальной жизни. То есть спать - и знать, что ты спишь, да ещё и продолжать познавать Путь Воина.

- Выполнять Магические пассы (Тенсегрити) - особая практика наподобие тех, что вытворяют колдуны или маги прежде чем выкрикнуть заклинание. Только здесь это комплекс полноценных упражнений, которые позволяют человеку расширить своё сознание.

- Научиться Вспоминать - не просто сесть и вспомнить какой-нибудь стишок, а именно сдвинуть Точку Сборки и найти тот период жизни, который выпал из вашей общей памяти (а всё потому, что этот момент тоже происходил после Сдвига Точки).

Карлос Кастанеда. Стоит ли читать?

Впрочем, в книгах Кастанеды хватает всяких теорий и практик, которые так или иначе касаются вышеописанных; поэтому если вы заинтересовались, то, как говорится, Welcome.

А если касаться критической стороны вопроса, то невооружённым глазом видны многочисленные заимствования из медитативных практик и современной философии с примесью психологии личностного роста, приправленные псевдо-шаманскими теориями и элементами мистики. Что из этого получилось - судить уже вам.

Как это читать?

В общей сложности Кастанеда написал 12 книг. Несмотря на эзотерическое направление читать их лучше по-порядку, так как произведения приправлены автобиографическими чертами и в некоторых случаях прямо следуют друг за другом; а теория и прочие шаманские практики если и повторяются, то гармонично дополняют друг друга. Исключение составляют разве что Колесо времени (не путать с циклом Джордана), Магические пассы, и, в некоторых случаях, Искусство сновидения.

Карлос Кастанеда. Стоит ли читать?

Коротко о самих книгах:

- Учение Дона Хуана - молодой Карлос встречает индейца Хуана Матуса и просит того рассказать о свойствах Пейота. Так получилось, что Пейот - это не просто кактус, но и наркотическое средство, позволяющее человеку перейти по ту сторону осознания. Раз попробовав чудо растение, Карлос открывает для себя новое учение и уходит туда с головой. Структура же книги проста: между употреблением кактусов Кастанеда и Дон Хуан ведут философские беседы, заодно затрагивая элементы нового магического (для читателя) мира. Весёлые трипы прилагаются.

- Отдельная реальность - продолжение предыдущей книги, только ещё более "трешовое" в плане описания трипов. Плюс Кастанеда делает небольшие, но важные шаги к принятию Пути Воина. Впрочем, навязанную ему битву с псевдоведьмой Кастанеда проигрывает, так как собственная рациональность пока мешает ему принять учение.

- Путешествие в Икстлан - этакий реткон предыдущих книг. Карлос прямо признается, что практика раскуривания кактусов не поможет ученику достичь полного понимания Пути Воина, и поэтому решает "переписать" всё ученичество у Дона Хуана, вплоть до момента их первой встречи. На мой взгляд самая лучшая книга цикла, как так здесь затрагиваются самые главные понятия Пути Воина.

- Сказки о силе - идейное продолжение предыдущей книги, признанное углубить полученные ранее знания. Из сюжетных элементов вспоминаются такие весёлые вещи, как использование собственной мочи для отпугивания злых духов (при этом моча должна светиться, как радуга) и уход дона Хуана из нашей реальности посредством прыжка в пропасть. Тот же прыжок делает и Карлос...

- Второе кольцо силы - внезапно, Карлос выжил, но остался один, без учителя, и не знает, что делать. Впрочем, вскоре ему быстро навязывают роль учителя и дают на поруки группу учеников. Неудачно - ссоры, скандалы. Кастанеда не может взять на себя такую ответственность, а ученицы не желают знаться с таким непутёвым учителем. Но, несмотря на "драматический" сюжет в книге ярко описываются практики осознанного сновидения, а также элементы Вспоминания - Карлос, посредством сновидений и глюков, вдруг "вспоминает" то, что случалось с ним раннее.

- Дар Орла - Карлос теряет учениц, но не сдаётся, возвращается в Лос-Анджелес, где вновь предается технике сновидений. По сути - идеологическое продолжение "Второго кольца..." с той лишь разницей, что здесь впервые раскрывается тема Смерти и роли Орла в жизни воина. По настроению - самая мрачная книга.

- Огонь изнутри - Карлос не зря затрагивает тему Вспоминания. Благодаря ней Кастанеда вспоминает уроки Дона Хуана, в которых тот рассказывает о ЧСВ и борьбе с ней ради достижения личностной свободы.

- Сила Безмолвия - и снова раннее не рассказанный этап ученичества у дона Хуана, на этот раз посвящённый абстрактным ядрам. Если коротко - это набор историй о проявлений Духа, который внезапно, играет большую роль в жизни учителя и ученика. В первом случае Дух сталкивает шамана с будущим учеником при необычных обстоятельствах, а во втором - сдвигает точку сборки самого ученика. В плане художественной части книга полезна тем, что подробнее раскрывает прошлое дона Хуана, а так же впервые затрагивает тему человеческой смерти, необходимую для нового этапа ученичества (тут же Карлос с шоком узнает, что и сам давно умер, ещё во время прыжка со скалы из четвертой книги).

- Искусство сновидений - очередная компиляция уже давно описанных практик Пути Воина, которая на этот раз затрагивает тему Осознанных сновидений. Некоторые начинают знакомство с Кастанедой именно с этой книги, так как здесь подробно и в особом ключе описывается принцип и суть осознанных снов.

- Активная сторона бесконечности - внезапно, полу-автобиографическая книга. Помимо очередных рассуждений на тему Точек Сборки и практик для её достижения писатель рассказывает о себе, о своей жизни, о встрече с доном Хуаном и тд. Ходит упорный слух, что книга была написана не самим Карлосом, а кем-то из его последователей ради выгоды (сам Кастанеда уже к тому моменту непосильно страдал от рака), поэтому у него странное содержание, которое прямо противоречит идее обучения (сокрытие личной истории), более скудный стиль повествования и тд. Так оно или нет - решайте сами.

- Колесо времени - сборник цитат и идейных выдержек из первых восьми книг цикла. По духу больше напоминает роман-итог, в котором Карлос прощается со своими читателями, напоследок делясь самым важным из своего обучения. Легко подойдёт для тех, кому лень перечитывать все книги, а кое-какие вещи вспомнить хочется. Последний прижизненный роман автора.

- Магические пассы - этакий учебник, в котором поясняется смысл Магических пассов, а также подробно описываются техники выполнения каждого из них. Был ли написан самим Кастанедой или же его учениками - неизвестно.

Зачем это читать?

И, наконец, главный вопрос статьи: зачем? Есть несколько вариантов.

Первый вариант - если вы и вправду хотите преисполниться в своём сознании, то относитесь к книгам, как к учебникам, инструкциям. Возможно, у вас что-то получится, возможно вы и в самом деле научитесь сдвигать Точку Сборки и познавать непознаваемое. В таком случае вам придётся очень сильно постараться, чтобы найти себе учителя или единомышленников, ибо они, как правило, стараются не показываться на людях (секты зло, если что!).

Второй вариант - если ищите мудрые мысли, которые помогут вам решить какой-нибудь жизненный вопрос, то... лучше поискать другого автора. Нет, интересные мысли тут есть, рассуждения, ответы, но продираться ради них через дебри наркотических трипов и бытовых заморочек явно не стоит.

Карлос Кастанеда. Стоит ли читать?

Если вас интересует художественная сторона книг, то здесь всё очень специфично. К сожалению, Карлос - такой себе писатель. Его стиль краток, прост, и через чур академичен - никакой изюминки. Сюжета тут кот наплакал, а структура повествовательной части и вовсе не соблюдается. В некоторых книгах нет толкового начала, а концовка возникает стремительно, аки невидимая стена на пути.

Попытки выстроить хоть какую-нибудь хронологию рушатся напрочь ещё в третьей книге, когда Карлос внезапно переписывает начало ученичества. Затем история кое-как движется вперед вплоть до шестой книги, а потом снова начинается брожение по "не рассказанным историям" в стиле "и тут я вспомнил кое-что важное...". И всё бы ничего, да только в этих путешествиях по чертогам воспоминаний происходит повторение уже давно рассказанных теорий, только новыми словами, отчего сложно не то, чтобы запомнить уже давно запомненное, но и как-то провести хоть какую-нибудь мысленную компиляцию основных законов Пути Воина, чтобы не запутаться.

С другой стороны здесь есть пачка интересных персонажей, благодаря которым книги не скатываются в унылый набор теорий. Дон Хуан - главная звезда книг Кастанеды - это такой Оби Ван на максималках, который променял свою житейскую мудрость на троллинг и специфичное чувство юмора. Большую часть времени он либо насмехается над Карлосом, либо тролит его безумными сценами, от которых писатель едва ли не сходит с ума. Например, он при встрече может легко притвориться бедным дедушкой, которого злой Кастанеда пытается похитить, и привлечь этим внимание полицейских.

Но все, чтобы он ни делал - все это имеет смысл в обучении. Хуан не просто насмехается над простодушным Карлосом (хотя это доставляет ему искреннее удовольствие), он постоянно пытается сдвинуть его точку сборки, чтобы тот научился достигать осознания. А после, конечно же, спокойно объяснит или расскажет что да как. Да, этот персонаж никак не развивается в течении всех книг (как, впрочем, и другие), но все же за ним и его действиями интересно следить.

Также есть друг Хуана - дон Хенаро, ещё более безумная версия предыдущего товарища. Тому мало словесно пошутить над Карлосом, ему по-приколу спрятать его машину под какой нибудь камень или начать валяться на полу и дрыгаться по-пластунски, вызывая у Кастанеды неподдельное недоумение, а у Хуана - истерический смех. Жаль, что сам Хенаро исчезает в конце четвертой книги, и в воспоминаниях автора практически не упоминается, такой сумасшедший дед был просто находкой для цикла.

Остальных и упоминать смысла нет. Да, их много, некоторые, вроде ведьмы Ла-Горды, действительно важны для сюжета, но начиная с шестой или седьмой книги все они куда-то исчезают, да настолько резко, что их "пропажу" легко не заметить. Особо удивительно, что Карлос слишком мало уделяет внимание группе ведьм, которые жили с ним с конца 70-х, а после его смерти таинственно исчезли. Зато, если они вам интересны, можете почитать и их книги.

Но единственное, что не давало мне бросить цикл - атмосфера. Для меня чтение Кастанеды - это путешествие в загадочный мир пустынных холмов, зелёных кактусов, дешёвых хибар, разговоров у костра и шаманских ритуалов. Это мир, где магия соседствует с реальностью, где по ту сторону нашего мира обитают удивительные и пугающие существа, будь то духи или образы, способные лишить человека энергии. Это мир магов, которые, как будто, общаются напрямую с читателями и делятся с ними мудростью. Мне нравилось читать Кастанеду именно с целью перенестись вместе с ним из окружающего быта в мир, где есть путь в Икстлан, где люди сознательно ушли от мирской реальности и существуют сами по себе. Термин Магический реализм работает тут на все сто процентов, ибо кажется, что имей цикл более литературную оболочку, он бы смог стать как минимум занимательным фэнтези.

***

Вот и всё. Если решитесь всерьёз взяться за чтение Карлоса Кастанеды, то знайте - Орёл следит за Вами.

9595
71 комментарий

Комментарий недоступен

28
Ответить

Кстати, я думал Кастанеду читают как минимум люди +30 лет, которым по кайфу вся эта мозголомка и поиски себя.
Но уж никак не школота

Ответить

Мне кажется, зачастую нет. Про Кастанеду обычно что-то слышали, но сути обычно никто не знает.

1
Ответить

Если тело пердит - оно живет(с)Дон Хенаро

1
Ответить

Мне посоветовал местный врач на свадьбе в Дагестане, которому было 50 лет

Ответить
17
Ответить

Комментарий недоступен

16
Ответить