Fin de siècle наоборот

Моё впечатление от этой книги можно описать одним словом – разочарование. Понимаю, это было важное произведение, что передаёт настроение fin de siècle, можно сказать, основа для того же "Портрета Дориана Грея", но я все же ожидала большей глубины.

1) Что я получила?

Огромные пассажи об искусстве, которых было слишком много. Любовь к эстетике – одно из проявлений декаданса, но Гюисманс мог вполне ограничиться несколькими эссе, написав их в газеты и журналы того времени. Его энциклопедические знания меня не впечатлили, а только создали впечатление того, что автор хотел в этот небольшой роман набросать всего да побольше. Я люблю искусство, люблю о нём читать, но в "Наоборот" эти размышления ГГ о прекрасном часто выглядели нелепо и нескладно.

Сюжетные дыры или неумение раскрыть ГГ через других персонажей. Конечно, не все второстепенные персонажи получают свое развитие, но у них в любом случае есть своя функция в произведении – либо они влияют на сюжет, либо же они служат инструментом для раскрытия характера главного героя. В случае "Наоборот" я не получила ощущения "законченности". Был мальчик, которого дэз Эссент пытался развратить, но я надеялась, что по ходу романа еще встречу его. Но нет.

2) Кстати, о нескладности. То ли перевод неумелый, то ли автор графоман... но постоянные инверсии и использованные невпопад деепричастные обороты сбивали с мысли, и читать было сложно.

3) ГГ по имени Жан дэз Эссент. ТЫ ДУШНЫЙ!

По замыслу автора он должен быть уставшим от жизни, эстетом и имморалистом, питающим отвращение к этим вашим культурным устоям, религиозным пережитком прошлого и тупости обывателя. На деле я получила душняру. Вот серьезно, постоянное именно что нытье "раньше было лучше". В целом, это уже не новый типаж героя, но дэз Эссент показался просто капризным ребенком.

В общем, в "Наоборот", как по мне, пострадала и форма, и содержание, а Гюисманс не смог и, как читателю, передать свой замысел.

Fin de siècle наоборот
99
41 комментарий

Комментарий недоступен

4

Она думает, что мы все дураки. Ещё и с претензией на смысл. Смешно.

1

Упомянутые книги читал. Надо быть дураком, чтобы считать их душными.

3

Комментарий недоступен

2

"Наоборот" был экспериментом Гюисманса по определению границ метода натуралистической школы Золя. Гюисманс был заочным учеником Золя и первые романы писал просто про жизу, а в начале 80-х решил написать с тем же последовательным аналитическим подходом роман о человеке, чья жизнь диаметрально противоположна жизни обычных для натурализма городских низов. О богатом бездельнике.
При применении последовательного аналитического подхода сразу же выясняется, что обычную историю с конфликтом и сюжетом о таком человеке написать невозможно, поскольку, ну, он бездельник и богатый, ему не нужно не то что бороться, но и вообще что-то делать. Но метода натуралистической школы такое отсутствие событий не отменяет, отменяется только привычное читателю содержание истории о том, как живут люди.
В "Наоборот" Гюисманс дотошно и бескомпромиссно, раскладывая по полочкам, описывает, из чего состоит жизнь богатых бездельников-интровертов, которые стремятся от жизни сбежать. Она состоит из восприятия произведений искусства, подготовки к восприятию произведений искусства (включая выбор обоев в библиотеке и инкрустацию черепах) и физических/психических недомоганий, потому что, как бы ты ни был изнежен и утончен, телу требуются физнагрузки.
Поэтому текст состоит из разделов "дез Эссент думает о книгах", "дез Эссент думает о живописи", "дез Эссент думает о цветочках" и так далее - ведь если честно, без литературных украшательств (Золя очень против литературных украшательств) рассказывать о жизни декадента, то ничего другого в ней и не будет, поскольку он ни с кем не общается и никаких поступков не совершает.
И получается такая жесткая сатира на декадентскую моду запираться в искусстве подальше от реальной жизни - в конце концов дез Эссент заболевает, и ему приходится покинуть с такими (бессмысленными) трудами обставленную раковину человека-жемчужницы.
Крутейшая вещь, которая, оставаясь в русле строгого реализма, стала одним из первых литературных экспериментов с анти-нарративом, когда текст вроде есть, но он ни о чем не сообщает. Автор просто рассказал, как живется богатым бездельникам, а получилась авангардная художка, подсказывающая будущим модернистам, в каком направлении можно двигать эксперименты..
Надо добавить, что такая бессюжетная, перечислительная эссе-образная книга у Гюисманса одна, дальше он увлекся мистикой и стал писать о христианском мистицизме, в том числе о сатанизме "(роман "На дне").

2

Только на названии романа про сатанистов у меня в голове автозамена сработала. Он конечно же называется "Без дна".