«Пространство» на телеэкранах

Путь истории Джеймса Кори со страниц книг на экраны

«Пространство» на телеэкранах

Третья часть нашего перевода статьи Barnes&Noble о том, как появился и завоевал успех сериал Джеймса Кори «Пространство». Первую и вторую части мы выпустили в нашем блоге ранее

Телевидение

Получив отказ от Брайана Липсона, Бен Кук попробовал снова. Он передал идею продюсеру Джейсону Брауну, который как раз искал научную фантастику, подходящую для адаптации. Он и его партнер Шон Дэниелс поняли, что им нужно продемонстрировать серьезную заинтересованность в экранизации «Пространства» для телевидения. Они решили привлечь двух талантливых сценаристов, Марка Фергюса и Хоука Отсби; дуэт писал сценарии для фильмов «Дитя человеческое» и «Железный человек», и продюсеры уже с ним работали.

Они пригласили сценаристов на обед и презентовали им проект. Они рассказывали о книгах и их мире, глубине проработки сеттинга и фокусе на персонажах. И не только на персонажах, но и на образах, которые они представляли собой: они не были высокопоставленными чиновниками, решающими судьбы наций, или военными офицерами, которые планируют кампании. Это были обыкновенные ребята, которые пытаются нормально жить, и случайно оказываются в центре заговора, затрагивающего всю Солнечную систему. Фергюс и Отсби согласились взяться за проект. Коллектив снова связался с Липсоном, а затем встретился с Френком и Абрахамом на ланче, чтобы обсудить мир «Пространства». Ланч перетек в обед, и они ушли из бара под закрытие, проведя все это время за разговором о книгах и своем видении сериала. Большие фанаты фильмов, которые делали их собеседники, Френк и Абрахам согласились.

«Такое сразу понимаешь», — вспоминает Фергюс. — «Это как влюбленность: вся химия и чувства совпали, и вот мы уже готовы стартовать».

«Пространство» на телеэкранах

Одной из главных вещей, которые привлекли Фергюса и Отсби в «Пространстве», был фокус на персонажах, и подходе к их изображению. Они устали от технологичной научной фантастики. Они хотели рассказать насыщенную историю, сконцентрированную на личностях героев. Конечно, в «Пространстве» достаточно технологий и их описаний, но они используются только тогда, когда необходимы для сюжета. Основной акцент сделан на Холдене и Миллере, двух обычных парнях, застигнутых врасплох в охваченной хаосом Солнечной системе. Отсби описывал «Чужого» как источник вдохновения для изображения героев: «просто стоят и обсуждают работу». Это были люди, с которыми каждый мог сродниться: научная фантастика о рабочем классе.

Сценаристы постарались перенести в сериал расовое разнообразие во всей его красе. Еще на ранней стадии работы над книгами Френк и Абрахам создали многонациональную Солнечную систему, и отношения между расами землян, марсиан и непохожих на них астеров играют важную роль во всех романах, выпущенных на данный момент. Шоу планирует продолжить этот курс, и каст сериала включает актеров разной этнической принадлежности, максимально совпадающей с таковой их книжных прототипов.

Закончив с этим, они отправились с сериалом в Лос-Анджелес. Проект заинтересовал многих, и его в конце концов купил канал Syfy. «Им очень не хватало такого», — замечает Фергюс. — «Космической оперы, которая стала бы достойным приемником "Звездного крейсера «Галактика»”».

Syfy (известный тогда как Sci-Fi Channel) работает с 1992-го, и с тех пор транслировал множество как старых научно-фантастических телешоу, так и оригинальных амбициозных сериалов вроде полного диковинных существ «На краю вселенной» и три шоу по вселенной «Звездных врат» («Звездные врата: SG-1», «Звездные врата: Атлантида» и «Звездные врата: Вселенная»). В 2004-м канал получил множество положительных отзывов от критиков за перезапуск «Звездного крейсера «Галактика»». Однако к концу десятилетия приоритеты канала сдвинулись, и Syfy стал делать ставку на более легкие сериалы: «Эврика», «Хранилище 13», «Люди Альфа» и «Хейвен», а также на околожанровые телешоу вроде Destination Truth и «По следам призраков».

Многие преданные зрители скучали по космическим операм. Новое направление было прибыльным, но прорывной успех новой группы околожанровых телешоу затмил сериальную часть. «Настоящая кровь», «Игра престолов» и «Ходячие мертвецы», каждый из которых в теории мог бы хорошо зайти на Syfy, выходили на других каналах.

В 2013 году в NBC Universal прошли кадровые перестановки, и во главе Syfy встали новые люди. Билл Макголдрик заменил Марка Стерна, который просмотрел сдвиг в политике бренда, и стал исполнительным вице-президентом департамента оригинального контента. Он немедленно повел канал в новом направлении, дав зеленый свет таким сериалам, как «Спираль» и «12 обезьян». Презентация «Пространства» была волнующей: амбициозная, интригующая космоопера, которая прекрасно подойдет новому Syfy. Плюс оригинальная серия книг уже была популярна, и за ней стояла талантливая команда. Не став ограничиваться заказом пилотной серии, Syfy обогнал конкурентов и сразу дал «зеленый свет» сезону из десяти эпизодов.

Голливуд

В 2014-м Orbit выпустило «Пожар Сиболы» и отдельную новеллу The Churn. Впервые действие выходит за пределы Солнечной системы, когда Холдена и его экипаж отправляют к одному из множества новых миров, теперь открытых человечеству. Френк и Абрахам сделали сюжет четвертого романа похожим на вестерн, где «сквозь город собираются провести железную дорогу, и люди, которым едва хватает на еду, защищаются как могут от гигантских корпораций, которым просто нужна эта земля». Колониальный Альянс внешних планет схлестывается с интересами корпораций, когда новые открытия на планете начинают угрожать поселению и даже балансу сил на Земле. Френк замечает, что этот роман стал еще и хорошей возможностью поиграть с реалистичными представлениями о попытках обосноваться в инопланетном мире.

«Пространство» на телеэкранах

Каким-то образом тандем авторов нашел время, чтобы написать книгу вне «Пространства»: роман Honor Among Thieves о Хане Соло из «Звездных войн». Джеймс С.А. Кори стал полноправным серьезным автором, и начал заниматься сторонними проектами.

Если первая тройка книг «Пространства» вышла в мягкой обложке, то «Пожар Сиболы» Orbit выпустило в твердой, демонстрируя свою уверенность в успехе серии. В то же самое время издательство удвоило предыдущий контракт, анонсировав сделку с Кори еще на три тома: по книге в год до 2019-го.

«Пожар Сиболы» продавался в книжных, а его авторы начали работать на два фронта: писать пятую книгу, «Игры Немезиды», и разрабатывать сериал. Вскоре за продажей шоу Syfy начался первый этап продакшена. Подогрев читательский интерес новостями о готовящейся экранизации, «Пожар Сиболы» получил отличные отзывы в Publisher’s Weekly и Library Journal.

Тем временем Фергюсу, Отсби, Нарену Шанкару и остальной команде сценаристов сериала предстояло выяснить, как сжать длинный и сложный роман в телесериал. Это, конечно, возможно: взгляните на «Игру престолов» Джорджа Р.Р. Мартина. Список актеров намекал на серьезные изменения сюжета: Авасарала, которая играет важную роль в политике во второй книге, присутствует с самого начала. Другие изменения были продиктованы ограничениями визуального характера. В книгах астеры, рожденные в мире без гравитации, имеют специфическую внешность: высокие, стройные, почти мультяшные. Несмотря на то, что их странная физиология важна для книги, адаптация их внешности для экрана оказалась слишком сложной, и авторам шоу пришлось ее изменить.

«Пространство» на телеэкранах

Кук замечает, что серия будет экранизирована целиком, книга за книгой – и фанатам цикла, как и в случае с остальными адаптациями, придется быть готовыми к определенным отличиям сериала от оригинала. В любой крупно телеадаптации жанровых произведений, включая «Игру престолов», создателям шоу приходилось сводить нескольких героев в одного, менять имена, упрощать события или менять размах событий. «Мы уже сделали некоторые отступления, но все в духе той самой оригинальной истории», — говорит Кук.

Съемки были запланированы в Pinewood Studios в Торонто, где снимались такие крупнобюджетные фильмы, как «Вспомнить все» и «Тихоокеанский рубеж». За лето были выбраны исполнители ключевых ролей: Томас Джейн в роли детектива Миллера, Стивен Стрейт в роли Холдена, Кас Анвар в роли Алекса, и Доминик Типпер в роли Наоми. Не обошлось без сюрпризов: иранская актриса Шоре Агдашлу была выбрана на роль Крисьен Авасаралы, которая впервые появляется в «Войне Калибана». Терри Макдона, наиболее известный по работе над «Во все тяжкие» и «Приключением в пространстве и времени», срежиссировал несколько эпизодов. Тем временем команда продолжила работу над сценарием. Осенью 2014-го начались съемки.

Мне выпал шанс посетить съемочную площадку весной 2015 года. Встречаясь и общаясь с актерами и членами съемочной группы, я снова и снова слышал, что этот сериал — что-то особенное: команда сложилась, как пазл, и все были в предвкушении своей роли в переносе истории из книг на экран. Актриса Флоренс Фэйвр, которая играет Джули Мао, заметила, что не читала книг, но полюбила потрясающий мир, частью которого теперь стала.

Стивен Стрейт прочел «Пробуждение Левиафана» и «Войну Калибана» после того, как его покорил сценарий. «Я хотел прочесть и остальные книги, но притормозил из осторожности, потому что знание, к чему все идет, мешает работе», — говорит он. Стрейт добавил, что работать бок о бок с писателями полезно: он в любой момент мог спросить Френка или Абрахама о какой-нибудь технической детали и получить столько подробностей о своем персонаже, сколько пожелает.

Однако временами писатели ощущали себя странновато: их создание буквально оживало, принося с собой немало сюрреалистических моментов. «Знаешь, все круто, но в какой-то момент тебя просто вышибает», — вспоминает Френк. Абрахам соглашается: «Мой запас адекватности лопнул, когда несколько недель назад персонаж, которого я придумал для решения определенной технической проблемы, прошел мимо меня на съемочную площадку». И все же телесериал не повлияет на их видение серии, и не изменит то, как они представляют персонажей: авторы слишком долго с ними прожили.

Релиз

«Хм, это не наш чертов астерский корабль».

Корабль, к которому Френк нас привел, чистый, обшит фанерой и возвышается над нами в несколько этажей. Мы карабкаемся по строительным лесам в кабину. Потолок над нами убрали, чтобы снять пролет актера в иллюзии нулевой гравитации. Мы стоим, пялимся на панель управления и сиденья, и слезаем. Наша следующая остановка — серия коридоров корабля, и багажный отсек, где одного из героев держали в плену. Двое из нашей группы, Раджа и Лиза, замечают, что декорации выглядят почти в точности так, как они воображали, играя в оригинальную игру почти десятилетие назад.

«Пространство» на телеэкранах

За месяц до моего визита Syfy выпустила первый тизер-трейлер сериала в качестве затравки. В ней проносится вихрь кадров: марсианские морпехи, астеры, Холден, детектив Миллер, Авасарала, сражения в космосе. Очевидно, что Syfy рассчитывает на большой хит. Он увенчает год, в который Syfy вернулся к своим космооперным корням. Двенадцатого июня на Syfy выйдет «Темная материя», написанная Джозефом Малоцци и Полом Милли (ответственными за франшизу «Звездных врат»), которая рассказывает о пассажирах космического корабля, проснувшихся от глубокого сна без воспоминаний посреди пути в зону боевых действий с кучей оружия на борту. Через неделю после этого запустится «Киллджойс» о трех охотниках за головами, оказавшихся посреди галактической войны. В декабре они планируют выпустить адаптацию классического романа Артура С. Кларка «Конец детства», а еще несколько впечатляющих проектов находятся в разработке: «Волшебники» по романам Льва Гроссмана, экранизация еще одного романа Кларка «3001: Последняя одиссея», и сериал «Охотники», основанный на романе Уитни Штрайбер Alien Hunter.

Воскрешение космической оперы этим летом на Syfy совпало с выходом романа «Игры Немезиды», который знаменует крупные изменения в серии: вместо введения новых персонажей-рассказчиков, экипаж «Росинанта» после событий «Пожара Сиболы» на время распадается, и каждый персонаж оказывается в центре собственной сюжетной линии.

Абрахам и Френк поделились своим долговременным сюжетным планом с авторами сериала, чтобы те построили телешоу соответственно. Учитывая размер цикла, материала для адаптации будет предостаточно. «Мы просто рассказываем историю так, будто она будет долгой», — рассказывает Кук. — «Надеюсь, это сыграет нам на руку и мы не оставим никого в подвешенном состоянии. Заранее мы можем спланировать только создание максимально крутого сериала, чтобы фанаты были готовы его смотреть несколько лет».

Очевидно, что Alcon Entertainment опьянены успехом: ранее в этом месяце они начали готовить почву для будущего, собрав команду сценаристов для работы над вторым сезоном. «Президент департамента развития ТВ Alcon Entertainment Шэрон Холл нас уведомила, что нам пора возвращаться в ЛА в июне, чтобы начать писать второй сезон», — написал Френк в своем твиттере.

Вскоре после этого Syfy выпустил обновленный трейлер включающий, наконец, дату выхода сериала: декабрь 2015-го, полтора десятка лет спустя после того, как Френк впервые начал размышлять о балансе власти в Солнечной системе. За это время его идея стала презентацией, затем популярной игрой, которая трансформировалась в роман, затем в три, шесть и, наконец, девять романов, и, в конце концов, была выбрана для телеадаптации.

«Пространство» на телеэкранах

«Пространство» пережило годы тестовых игр и фидбэк от сотен людей по пути. Это был продукт тесного сотрудничества и дружбы между двумя авторами, которые оживили этот мир, по дороге нарушив все правила.

Когда я впервые его прочел, «Пробуждение Левиафана» зацепило меня. В нем было все: конспирология, распространение человеческой цивилизации по разным планетам, экипаж космического корабля, пытающийся навести порядок во вселенной, волнующие моменты, которые заставляли переворачивать страницы все быстрее и быстрее. Я получил много удовольствия, следя за приключениями капитана Холдена и команды «Росинанта» в пяти потрясающих романах. Эпический цикл Френка и Абрахама заставляет остановиться и задуматься, но никогда не тормозит. Это серия, которую я с радостью буду перечитывать снова и снова годы спустя.

Несомненно, книги и сериал продолжат привлекать новых читателей и фанатов еще долгие годы, продолжая делать то, о чем Френк мечтал с самого начала: присоединяться к этому безумному путешествию.

4848
14 комментариев

Отличный сериал. По мне, держал планку всё время. Не всегда как хотелось, но держал. Еще бабок бы влить на графоний. В последнем сезоне очень хорошие переходы были между широкоформатом и телевизионным варинатом.
Сам я лелею надежду на то, что когда-нибудь экранизируют Алекса Бенедикта. Приземлённая научная фантастика - конечно хорошо, но мало кто за её пределы выходит при экранизации. А Макдевит написал отличную "индиану" с приключениями на разный лад, далёкую от заговоров эпичного масштаба. 

11
Ответить

Меня вообще удивило качество графики в не сильно дорогом сериале, она достаточно хороша, но что ещё сильнее удивило, так это очень серьёзный подход и точное отображение всех аспектов физики: гравитация, особенности отличия людей от места их рождения, боевые действия в космосе и т.д.

1
Ответить

Сериал завершили уже? Или закрыли? Я вроде где они в космической ебаке застряли смотрел сезон.

Ответить

А в книге тоже так много черных ?

2
Ответить

Какие именно? Вроде всё логично и укладывается в цельный мир. Кажется некоторые отдельные рассказы от автора отвечают на некоторые вопросы по поводу физики мира. По крайне мере читал рассказ про двигатель и планету за пределами солнечной системы. 

1
Ответить

А где там в сериале "так много" черных?

Ответить

Классный сериал.
Правда, в первый заход почему-то дропнул его после 2-3 серий, через несколько лет дал  второй шанс и не пожалел. Залпом посмотрел все 4 сезона, ждем пятый, надеюсь Amazon не поскупится и добавит немного бюджета на 5 сезон:)

1
Ответить