Триптих. Макс Фриш

Триптих. Макс Фриш

В драматургии Макс Фриш продолжает линию, начатую прозой. Он пишет о взаимоотношениях между близкими: отцами и детьми, женой и мужем, друзьями, - причем буквально лезет под кожу, вскрывая болячки общества и каждого человека.

Пьесы «Санта-Крус» и «Биография: игра» тематически близки. О парах, проживших довольно долго вместе, и о разочаровании в своих партнерах. Мужчины, как правило, живут сильной иллюзией несбыточной мечты. В «Санта-Крус» герой желает много лет стать пиратом и отплыть на Гавайи, в «Дон Жуане» - заняться геометрией, в «Биографии» - переписать биографию в надежде, что жизнь будет лучше без жены. Для людей типично искать виноватых в своих бедах и пытаться сбежать на край света (или последнее типично только для мужчин?). Женщины в пьесах по сути заняты тем же, но вместо побега — воскрешение в памяти былой яркой любви.

Сколько раз уже слышал, будь у меня мозги как сейчас, в молодости бы многое поменял (эффект бабочки, как бы это банально и заезженно не звучало, никто не отменял). Фриш решил предоставить такую возможность героям в пьесе «Биографии: игра». Проигрывая различные варианты своей жизни, меняя события и свое отношение к ним, Кюрман пытался исключить встречу с женой Антуанеттой. Фриш сделал довольно интересный ход. Как бы герой не менял события, в промежутке изменения были разные, но результат оставался неизменным. И только, осознав, детерменизм встречи с будущей женой, Кюрман её потерял. Ведь выбор может быть не только у одного в паре, но и у другого.

Вторая важная тема пьес Фриша - препарирование мира обывателя. И, если тема «Андорры» выглядит заезженной (очередная вариация на тему еврейства и травли, приправленная, кстати, негативным отношением к чернорубашечникам — в пьесе просто черные), то в пьесе «Бидерман и поджигатели» портрет трусливого бюргера изображен во всей красе. Пара преступников-пироманов врываются в размеренную жизнь семейной пары, которая до конца не желает верить, что их дом может поглотить огонь. В процессе чтения пришла ассоциация с фильмами Рубена Эстлунда, где точно также привычный мир обывателя рушится чужеродным вторжением, в процессе которого люди показывали свои самые худшие черты. А так как Фриш не был бы Фришем, если бы изобразил обыденную ситуацию в духе драматургии XIX-го. Отправив, людей в ад, автор превратил пьесу в философскую притчу с критикой современного ему буржуазного общества. А огонь представил символом стихийного бедствия с религиозным подтекстом (как тут не вспомнить «Алисс в огне» Юна Фоссе и «Сожженных» Антонио Мореско).

Эмоционально пьесы читать непросто, но возможно именно этого эффекта и добивался Фриш. Осталось лишь увидеть себя в кривом зеркале автора.

44
1 комментарий

Нихуя себе разблокировал воспоминания. Мы Бидермана ещё в школе читали…

1
Ответить