Степной волк — Герман Гессе: Только для сумасшедших

Степной волк — Герман Гессе: Только для сумасшедших

«Степной волк» – один из самых главных романов XX века, впервые опубликованный в 1927 году. Это и философская притча, и вместе с тем глубокое исследование психологии человека, тщетно пытающегося найти и обрести собственное «Я», постоянно балансирующего на стыке животного и человеческого начал. Аннотация

Книга, о которой можно говорить долго, но никакие описания не способны её описать в полной мере. Очень уж необычное произведение и по форме, и по содержанию. Наверняка, каждый читатель увидит в этом романе что-то своё. И всё таки, рискну изложить свои мысли.

<фрагмент сюжета, есть спойлеры>

Перед нами история Гарри Геллера, который оказался чужим в окружающем его мире. Душой он живёт в другой эпохе, а современность вызывает лишь отвращение. Настолько сильное, что он подумывает о том, чтобы самовольно покинуть сей бренный мир. И не делает этого лишь потому, что в глубине души ещё теплится огонь надежды (ну и страх смерти тоже мешает сделать последний шаг, чего уж скрывать).

Но всё меняется, когда с Гарри происходит цепочка странных событий. Сначала ему дают загадочную книгу «Трактат о "Степном волке"», в которой будто бы описываются жизнь и образ мысли самого Гарри. Трактат разбивает теорию Гарри, что в его душе живут две сущности: человеческая натура, в которой собралось всё доброе и светлое, и волчья, которая олицетворяет всю его жёсткость и презрение к настоящему и будущему.

Однако это была лишь первая ступень к внутреннему преображению. Настоящие перемены начинаются, когда Гарри знакомится с девушкой, по имени Гермина. Именно она становится проводником в новый, невиданный ранее мир, в котором можно жить полной жизнью. Или не становится? Ведь и у неё самой всё совсем не радостно. Тем не менее, с Гарри начинают происходить перемены, о которых лучше прочитать самостоятельно.

</фрагмент сюжета, есть спойлеры>

Так что же уяснил для себя я? Пожалуй, это не просто притча о поиске собственного «Я», как написано в описании, а нечто большее. Это методичка к выживанию в нашем мире, со всеми его недостатками. Автор говорит нам то, что мы знаем, но о чём мы постоянно забываем. Простой совет, который многим тяжело использовать.

И сформулировать его можно так: «Не стоит относится к нашему абсурдному миру столь серьёзно. Нужно уметь посмеяться над несовершенством мира. Именно юмор способен перемолоть все недостатки бытия и научить держать человека удары судьбы». Впрочем, это моё видение романа и оно может отличаться от вашего.

Ну да ладно, содержание обсудили, а что по форме? Я бы сказал так: изложение настолько сюрреалистичное, насколько это необходимо для сюжета. Слог довольно простой для восприятия. На протяжении всего романа присутствуют отсылки к Гёте, Моцарту и другим великим творцам прошлых дней, так что образованному читателю (а не такому, как я 😅) будет вдвойне интереснее читать эту книгу.

А ещё книга может изменить отношение к современной культуре. К примеру, если вас, как и меня, тошнит от музыкальных чартов, то попробуйте прочитать роман. Возможно, вы станете относиться к новому искусству менее предвзято. К прочтению однозначно рекомендую.

P. S. Текст взят из моего телеграм-канала. Если вам понравилась эта запись, то приглашаю вас присоединиться — здесь вас ждет увлекательное путешествие в мир книг, кино, музыки и просто интересных мыслей! Обзоры на фильмы, рецензии на книги, музыкальные новинки и многое другое ждут вас на канале — https://t.me/broadcasting_p. Залетайте, Камрады, будет интересно!

1818
29 комментариев

Эту не читал, а вот про Сидхартху Гаутаму читал, любопытное чтиво, да и вообще любопытный автор)

2

К примеру, если вас, как и меня, тошнит от музыкальных чартов, то попробуйте прочитать роман. Возможно, вы станете относиться к новому искусству менее предвзято.

Всё же следует различать искусство и массовый музыкальный вкус, который никогда не был хоть сколько высок. Да, что-то из этого становится хорошей классикой, но в целом "народ" часто слушает хуйню.

1

Слушай это чисто субъективщина, тебе кто-то где-то сказал, что классика это шедеврально, но реально ли это так, или это культивируемая годами мнение единиц людей, считающих себя лучше других, которые понимают, что и как есть на самом деле, и считающие себя иметь право указывать другими, что есть правильно, а если это не так? Вы знаете, что Вивальди в своё время считали попсой, или роботы Саврасова, либо Сурикова, уже не помню точно, особо при жизни никому не были нужны, и художник был нищий, а теперь это классика, высокое искуство... Тут всё очень сложно, есть признанное годами, веками произведения, они были первыми, что-то превносили, это наше наследие, но и народное творчество наше наследие, и народная любовь может пронести через года любую абсурдную вещь, потому что это нравится людям, такая какая нахрен разница от чего получать удовольствие? От попсы или классики, от граффити на заборе или полотен Веласкеса, итог по факту один, человек получает удовольствие, и просто одно остаётся в веках, а другое завтра за красят. Нам многое привили, навязали, сказали, что это вот правильно, это пример хорошего вкуса, но так ли это, я хз, всё это субъективщина....

2

А вот писать хуйню, которую слушает народ — искусство. Такой вот парадокс.

1

Гессе - это мир, в который можно погружаться и погружаться. "Степеной волк" - сложное произведение, но у автора есть еще и "Игра в бисер", в которой, как говорится, "без бутылки не разберешься". Статья интересная - автору спасибо! Но если Вас заинтересовало творчество Гессе, а вы с ним знакомы не были, то рекомендую вникать постепенно. Начните с "Сиддхартхи". По-моему, самая простая вещь у писателя. А дальше уже и за "Степного" ухватиться можно)

1
Автор

Спасибо за совет, обязательно продолжу знакомство с автором)

Весь Герман Гессе прочитан росле этого романа , Игра в бисер , а затем сборник рассказов где одно из ведущих мест занимает «Дэмиан»