Осе Берг переосмысляет, но не повторяет Мартинсона. У одной из глав одноименное название - «Аниара», а разнообразие ритмов поражает. «Тёмная материя» - слепок нашего постапокалиптического будущего. Под воздействием экологических катастроф и балканских войн (да, книга вышла в 1999-ом году, но конфликт можно рассматривать как частный случай, ибо вся история человечества — это история бесконечных войн) человечество приходит к своему логичному концу. Материя и анти-материя в движении в космическом пространстве. А так как нарратив у Берг нелинейный, то мы видим картины на Земле, где учёный Александр пытается решить проблемы человечества, и в космосе, где пытается зародиться новая жизнь. И тут уместно вспомнить «Древо жизни» Малика и «Плюс» Макэлроя. С одной стороны есть жизнь на Земле в предощущении глобальных изменений, с другой — новая форма жизни на пороге зарождения. У Малика — человеческий эмбрион (но и материя в космическом пространстве, так как один из ключевых моментов в фильме - Большой взрыв), у Макэлроя — развивающийся мозг, у Берг — космическая материя/анти-материя.