Критики об «Острове Сахалине» Эдуарда Веркина

Роман, который вызвал настоящий ажиотаж в литературной среде.

Критики об «Острове Сахалине» Эдуарда Веркина

В этом году вышел «Остров Сахалин» Эдуарда Веркина. Книга вышла скромным тиражом в 1500 экземпляров, и поначалу ее релиз прошел без помпы. Но постепенно о романе Веркина стали активно говорить — в том числе авторитетные литературные критики. И почти все стали утверждать, что это едва ли не самая сильная и самобытная русскоязычная книга последних лет. Такого внимания и лестных отзывов от литературной прессы фантастика удостаивается нечасто.

«Остров Сахалин» — «неформатный» постапокалиптический роман, действие которого разворачивается на Сахалине. Остров стал фильтрационным лагерем в охваченном эпидемией мире. Рассказывая приключенческую историю, попутно Эдуард Веркин делает немало экивоков в сторону Чехова, Стругацких и Лема, благодаря чему «Остров Сахалин» можно назвать яркой постмодернистской литературной игрой.

Мы собрали выдержки из нескольких рецензий на «Остров Сахалин», которые позволяют составить впечатление о романе.

«Мир «Острова Сахалина» сгорел в пламени ядерной войны, начатой Северной Кореей. Осталась лишь Япония. Между опустевшим миром и Японией лежит Сахалин — буферный остров на границе цивилизаций, живущий по странным законам не то средневекового кастового общества, не то чеховского каторжного устройства, не то вообще какой-то третьей книги. Шаткое равновесие Сахалина может нарушить любой толчок. Естественно, что такой толчок происходит, причем отнюдь не фигурально: землетрясение вмиг меняет на острове расстановку сил. Героиня-рассказчица, голубоглазая японка Сирень с четвертью русской крови, и ее проводник, этнический русский Артем, идут через весь остров, наблюдая картины постапокалипсиса и спасая вычеркнутых из прежнего мироустройства детей.

<…> И все же, несмотря на путаницу, на несоответствия, на странные появления куска металла и целого ребенка, на незакрытые сюжетные линии и на тщательно развешанные, но так и не выстрелившие ружья, читавшие роман в один голос признают: это прямо-таки великая книга».

«То, что в случае с любым другим романом стало бы ему смертным приговором, в случае с книгой Эдуарда Веркина поразительным образом почти никак не влияет на итоговое впечатление. Природа веркинского дарования (многие уже могли оценить его масштаб по роману «Облачный полк» — лучшей современной детской книге о Великой Отечественной) такова, что компенсирует все заусенцы и шероховатости. С головокружительной лихостью миксуя классическую лагерную прозу с эстетикой трешовых гонконгских боевиков, а стиль чеховских путевых заметок (конечно же, «Остров Сахалин» в значительной степени писался как оммаж Чехову) с приемами, словно бы напрямую перекочевавшими сюда из «Дороги» Кормака Маккарти, Эдуард Веркин создает мощный, страшный и захватывающий роман, далеко выходящий за рамки традиционного постапокалиптического жанра».

Критики об «Острове Сахалине» Эдуарда Веркина

«Это один из лучших романов русскоязычной фантастики последнего десятилетия. Принадлежит к книгам, которые оставляют читательским умам пищу для глубоких раздумий. То есть – к таким, которые мы особенно любим».

«Кто искал в современной русской литературе что-то захватывающее и при этом серьезное, и фантастическое, и нешаблонное — тот нашел.

Вначале я думала, что "Остров Сахалин" Веркина — это такая сомнительная пародия на Чехова в мрачной постапокалиптике. Потом — что это такая переделка "Гордость и предубеждение и зомби", только вместо Остин опять же Чехов. Потом — что это роуд-трип в духе "Дороги". А в конце готова признать, что это прекрасный роман, который гораздо больше всех своих составных частей, и я не знаю, на какую полку расхожих сюжетов и приемов его можно сунуть — ни на какую, как и всю хорошую литературу.

Я искренне рада, что у нас пишут такие книги. Для этого нужно обладать и определеной решимостью, и определенной наивностью. Чтобы совместить Чехова и зомби, к примеру (а пресловутое "мобильное бешенство", или МОБ — не что иное, собственно), и при этом умудриться не скатиться в тотальный комизм (для меня лично тема зомби означает комизм автоматически). А, напротив, так медленно нагнетать напряжение, что вначале, когда расписываются всякие тюремные ужасы, читатель еще не верит и не пугается, а к концу, когда всякой жуткой физиологии становится поменьше, начинает впечатляться каждым поворотом все сильнее и сильнее».

«Веркину, как миростроителю, удаётся главное — не стандартная для романа приключений беготня со стрельбой, а именно что задник. Остров Сахалин ему удаётся — с убогими поселениями, горными дорогами, рекой, по которой плывут герои, брошенными японскими домами, бытом выморочной империи, и в мирное время достаточно кровожадной, где китайцев и корейцев вовсе не считают за людей».

4848
18 комментариев

Мир «Острова Сахалина» сгорел в пламени ядерной войны, начатой Северной Кореей. Осталась лишь Япония.Интересно, как в начатой КНДР ядерной войне могла уцелеть Япония?

23
Ответить

У меня две гипотезы:

1) Корейцы настолько ненавидели восточного соседа, что даже не рисовали его на картах. И когда настало время уничтожить Японию, они просто не знали куда наводить боеголовки.

2) Ведущие державы мира увидели как из Японского моря по ним выпустили ядерные ракеты. Естественно, все подумали, что это сделал сбрендевший северокорейский диктатор, а не тихие, вежливые японцы, и дали ответный залп по Северной Корее. Так маленькая, но хитрая Япония всех переиграла.

5
Ответить
Комментарий удалён модератором

в книге написано почему...

Ответить

Ну ладно, допустим, добавлю в свой бесконечный список. Хотя не верится, что у нас сегодня могут что-то интересное рассказать, да еще опять постапокалипсис и "Артем".

12
Ответить

Вот так на, не думал увидеть здесь родной 65-ый регион, ещё и книгу, где события происходят на нём, весьма лестно хвалят. Придется перестать деградировать от игор и реально начать читать.

3
Ответить

Читать не все подряд надо, тем более не все, что на игровых сайтах рекомендуют. Можете продолжать играть, по крайней мере это гарантированно доставит удовольствие.

Ответить