Сад семи сумерек. Микел де Палол
Микел де Палол — один из тех авторов, которых ищешь всю жизнь. С ним интересно вести диалог, и можно почувствовать некую радость открытия, которая с годами притупляется.
«Сад семи сумерек» - дебютный роман, который только готовится к выходу на российский рынок. В аннотациях скорее всего будут сравнения с «Декамероном», «Рукописью, найденной в Сарагоссе», может вспомнят «Тысячу и одну ночь». Это будет и правдой и нет. Де Палол использует традицию рамочного повествования и выступает в роли наследника эпохи барокко. Но в отличие от своих великих предшественников все истории скорее части большого паззла, который может сложиться, а может и нет, в зависимости от того как хочет читатель. И, пожалуй, самым очевидным и близким оказывается рассказ «В чаще» Акутагавы, ведь в нём рассказы искажаются и противоречат друг другу так, что в итоге читатель не приходит к однозначному выводу. В романе же де Палола главным ключом к разгадке служит портрет Курта Гёделя в саду сумерек (или рассвета, смотря как посмотреть — стакан наполовину полон или наполовину пуст). Звучит как оксюморон, но подводя читателя к какому-то единому знаменателю, мы не увидим полной непротиворечивой картины, результат может не оправдать ожиданий, ведь, когда кажется, что уже что-то ясно в истории, де Палол делает финты и повороты, которые возвращают нас к началу. Вопрос, что хочет получить читатель от истории - криптодетектив с киберпанковскими элементами или же барочную историю с кучей отсылок, взывающих к нашей читательской памяти (по Волльшлегеру к пред-знанию), в духе «Дон Кихота», «Декамерона» и других (отсылки к де Саду тоже есть, одна из сцен оставляет не менее яркое впечатление, чем «120 дней Содома»). Хотите галлюцинаторный «День Сурка», пожалуйста, постядерный киберпанк с поистине шекспировскими страстями — тоже есть (история Элиеса Мира и его преемников — Колома, Флинта и Кроса — это фактически история Короля Лира и его дочерей, есть истории в духе Гамлета (история Уильяма Норфолка, его жены, её любовника и детей), Ромео и Джульетты).
Наиболее сложная история — история на корабле Гугол. Колински в рассказе доходит до девятого уровня вложенности повествования. И самый главный вопрос — зачем так сложно, зачем метафоры. Как выяснится позже, все ищут драгоценность (ну или создают видимость, предопределенность и избранность выбранных героев как один из наиболее очевидных уровней интерпретации), причем в особняке присутствуют потомки двух противоборствующих кланов, носителей генетического кода, что дает доступ к силе великого артефакта (драгоценность по факту - сверхтехнология). Отсюда запутывание, увиливание, изменение имен, с которыми придется разбираться читателю. Главное, не зацикливаться на идентификации героев, а читать между строк. Все события в романе происходят на фоне крупного вооруженного столкновения во внешнем мире, которое близятся к завершению. Но так как драгоценность в центре конфликта (или можно наивно предположить, что именно она и есть главная цель воюющих сторон, почему бы и нет, сверхтехнология, дарующая власть творить и созидать, на дороге не валяется), где корни в личном противостоянии клана Флинтов и Мира-Кросов, то почему бы не закончить войну роз великим любовным союзом. И не важно, кто является потомком первых, кто - вторых, ведь от перемены мест слагаемым сумма не меняется. Любовь как всегда одерживает главную победу.