Кто такие фамильяры: кот Салем, псевдодраконы и черепашки-ниндзя

Кто такие фамильяры: кот Салем, псевдодраконы и черепашки-ниндзя

1. Кто или что такое фамильяр?

Первое, что нужно понимать в случае с фамильярами: они не просто говорящие животные. Фамильяр может принять облик животного, но с тем же успехом быть феей, чёртом, деревенской пастушкой или даже почтенным бородатым джентльменом лет за сорок. Ещё раз, фамильяр – это не обязательно животное-компаньон.

Пьер А. Риффар (Pierre A. Riffard), французский философ и специалист по эзотерике, пишет, что фамильяр хоть и берет на себя роль альтер-эго своего хозяина или хозяйки, тем не менее ведет жизнь самостоятельную, а не ходит за господином по пятам. Чародей часто просто переносит некую частичку своего духа для того, чтобы наложить то или иное заклинание на себя без выгорания души. Здесь заметно сходство с идеей Волан-де-Морта о Нагайне как своём крестраже.

Фамильяр не может быть умнее своего господина, иначе колдун не сможет призывать, зачаровывать или изгонять фамильяра по собственному желанию. В таком случае отношения в формате «хозяин-слуга» перестанут работать. Маг фамильяром не станет, а вот жизни может лишиться.

Фамильяров можно классифицировать как низших духов. Они – промежуточное звено между духами и демонами. При этом фамильяры не являются злыми по своей природе, но так как они помощники и соратники ведьм и колдунов, то и их тоже принято считать существами пакостными и вредоносными, в том числе и фамильяров-фей.

Фамильяр есть волшебный дух, сверхъестественная сущность. Сабрина Спеллман даже описывает своего кота Салема словом goblin, что в таком контексте логичней всего перевести как призрак, беспокойный дух, а не гоблин. Физической оболочкой фамильяра может служить как чёрный кот, так и собака, жаба, крыса, и даже игуана.

Фамильяр очень привязан к своему хозяину и в случае смерти ведьмы или колдуна, которому он служил, дни жизни фамильяра сочтены. Он будет медленно угасать, стараясь не отходить далеко от тела своего покойного владельца.

“Любовное зелье” Эвелин де Морган. Ведьма и её фамильяр, чёрный кот.
“Любовное зелье” Эвелин де Морган. Ведьма и её фамильяр, чёрный кот.

1. Салем, Наг И Нагайна

Так уж случилось, что у исполнительницы роли Сабрины Спеллман в "Леденящих душу приключениях Сабрины" Кирнан Шипки сильная аллергия на котов. Поэтому шоураннер и сценарист Роберто Агирре-Саказа всерьез подумывал сделать Салема большим псом. К счастью, он отказался от этой идеи. Страшно даже представить какую бурю возмущения он бы вызвал среди фанатов старого сериала, где Салем был источником шуток и одним из самых ярких персонажей во всем телешоу.

А кого выберешь ты?
А кого выберешь ты?

В ситкоме 90-х Салем был колдуном, которого судили за попытку захватить мир. В качестве наказания он был превращен в американскую короткошерстную кошку на 100 лет. С годами Салем Саберхаген перенимает многие привычки представителя кошачьих, но все также хочет захватить мир, любит язвить и поесть, особенно мороженое. У него отличное чувство юмора/самоиронии, регулярно кот наряжается в разного рода одежду, носит очки или головные уборы. Салем – очень добрый и всячески старается помогать Сабрине (он все же фамильяр), но и от планов поднять революцию и захватить мир полностью не отказывается.

В версии от Netflix Салем не человек, а может общаться с Сабриной только в форме духа, но не кота. Роль же колдуна, осужденного за серьезное преступление, отведена кузену Сабрины, Эмброузу Спеллману (Чанс Пердомо). Тот 75 лет назад пытался взорвать Ватикан. Он находится под домашним арестом, ходит по дому в халате, заботится о Сабрине и часто помогает ей советом. И да, ему запрещено иметь фамильяра вовсе. Ситуация меняется только к концу сезона, когда Отец Блэквуд (Ричард Койл), первосвященник Церкви Ночи, дарит английскому колдуну мышь по кличке Левиафан.

К сожалению, в первом сезоне сериала Роберто Агирре-Саказа не раскрывает нам историю того, кем были Салем и Левиафан до того, как попасть в их нынешние тела. Да и в целом, у фамильяров в новом сериале невероятно мало экранного времени, за исключением разве что игуаны убитого юноши-колдуна. Хотя как и её хозяина, рептилию убирают из сериала, так толком и не раскрыв.

В серии комиксов Chilling Adventures of Sabrina (автор - тот же Роберто Агирре-Саказа ) дела обстоят иначе. Вместо мыши фамильяры Эмброуза - две индийские кобры Наг и Нагайна. У них и Салема свой отдельный выпуск, где раскрывается предыстория обоих. В шестом номере «Леденящих душу приключениях» мы узнаем кем были Салем и фамильяры Эмброуза до того, как превратились в слуг и помощников семьи Спеллман.

В конце 17-го века Салем был юношей по имени Сэмюел. Его превратили в кота ведьмы из Салем-Виллидж в качестве наказания за то, что он "сделал" ребёнка ведьме по имени Эбигейл и отказался жениться на ней. Ведьмы затем были повешены простыми смертными и у того самого дерева, на котором они висели, к Салему является Сатана. Тёмный Лорд говорит, что в будущем коту предстоит быть фамильяром у очень сильной ведьмы, которая будет наполовину-ведьмой, наполовину-смертной. Если он справится со своими обязанностями и убережет её от всех опасностей, то сможет опять стать человеком.

Chilling Adventures of Sabrina №6
Chilling Adventures of Sabrina №6

Наг и Нагайна младше Салема. В 19-м веке они были близнецами, принцем и принцессой, наследниками индийского раджи. Их мать умерла, а отец надумал жениться заново. Придворный чародей подговорил близнецов убить будущую мачеху. Правда, затем оказывается, что маг решил их подставить и рассказал об их планах отцу-монарху. Так их покушение провалилось, а чародей по приказу раджи обратил Нага и Нагайну в кобр, «чтобы навеки вечные они были вынуждены ползать по земле».
3. Фамильяры в поп- и гик-культуре

Мы знакомимся с образами фамильяров в поп-культуре еще в детские годы. Так в диснеевском «Алладине» перед нами сразу два фамильяра – Яго, попугай Джафара и Ксерксис, угорь колдуна Мозенрата.

Яго был слугой Джафара, но затем предал его. Он очень ворчлив и часто недоволен происходящим. Как и Салем, попугай часто шутит, при том довольно язвительно. Неоднократно впутывает Алладина в разные передряги, зато несколько раз спасает жизни ему, Жасмин и Абу.

Кто такие фамильяры: кот Салем, псевдодраконы и черепашки-ниндзя

У одного из самых опасных злодеев в мире Алладина Мозенрата довольно нетипичный фамильяр – летающий угорь Ксерксис. Он предан хозяину целиком и полностью, является его единственным настоящим другом, а вот отношение Мозенрата к своему спутнику часто зависит от настроения мага. С одной стороны, чародей доверяет угрю, а, будучи в хорошем настроении, и охотно его гладит. Когда же Мозенрат рассержен или чем-то очень расстроен, он причиняет Ксерксису физическую боль, душит его или швыряет об стену.

В играх фамильяры тоже представлены уже очень давно. Так в третьей редакции Dungeons & Dragons два класса персонажей из одиннадцати могут получить своего фамильяра: волшебник и чародей. Фамильяр — маленькое животное, настолько связанное со своим хозяином, что с точки зрения игровой вселенной они одно целое. Фамильяр развивается, путешествует и участвует во всех приключениях вместе с магом, постепенно обретая человеческий ум и черты характера. Волшебник или чародей взамен получает быстрого и незаметного помощника, который поможет как в разведке перед боем, так и в самих магических ритуалах. Связь с животным наделяет мага качеством этого животного в виде небольшого бонуса (например, +3 к навыку бесшумности от кота-фамильяра).

Наиболее популярными фамильярами являются ворон, гадюка, жаба, кошка, крыса, летучая мышь, сова, сокол и ящерица, однако на эту роль подходит почти любое небольшое животное.

Смерть спутника не проходит для игрока бесследно, а нового фамильяра можно вызвать лишь через год и один день.

С помощью перка «Improved Familiar» (улучшенный фамильяр) можно взять нестандартного фамильяра - псевдодракона или беса.

В 2007 году была выпущена настольная ролевая игра Familiars RPG. В сеттинге этой НРИ магия под запретом, поэтому роль фамильяров – защищать ведьм и колдунов, а также выполнять различные задания в городе. Игра весьма простая, в базовой версии правил игрок может выбрать одно из 14 животных, от банальных кошек и ворон до гомункулуса (тряпичной или глиняной куклы, которую чарами оживил волшебник). У каждого фамильяра есть свои характеристики и даже недостатки. А если какой-то маг откажется от своего фамильяра, тот вполне может выжить и стать диким фамильяром, или даже членом Кошачьей мафии.

Фамильяров нередко можно увидеть в различных НРИ. Так к настольной ролевой игре TMNT RPG 1985 года было выпущено дополнение о путешествиях между измерениями. Здесь вы можете взять на себя роль фамильяра, бежавшего от своего хозяина. И стать не просто кошкой или совой, а Черепашкой-ниндзя, огромной мудрой крысой или антропоморфным носорогом. В результате колдовства, проведённого над ним, выбранное вами животное получает разум, способности и, даже черты человека. Ваш персонаж затем и сам может стать магом.

И в завершение статьи моя любимая картинка с превосходным Салемом Саберхагеном:

Кто такие фамильяры: кот Салем, псевдодраконы и черепашки-ниндзя
6969