О ЛИТЕРАТУРЕ И ЭРУДИЦИИ

О ЛИТЕРАТУРЕ И ЭРУДИЦИИ

Сразу оговорюсь, что к литературе я отношусь с большим интересом, вниманием и т.д. (почти) все грубые описания, которым я её тут подвергаю, и неандертальские фразы - это просто риторический приём, от которого я пляшу.

Итак!

В 9 классе я сдавал ОГЭ по литературе - сдал на 5.
В 11 классе сдавал ЕГЭ по литературе - сдал на 100 баллов (😎).

Для этого пришлось быстро читать всю русскую классику по верхам:

Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Толстого, Достоевского, Чехова, Булгакова и т.д.,
...всё вы это, конечно, слышали и знаете со школьной скамьи.

И, в принципе, это было почти всегда отвратительно. Ничего не понятно, адски скучно, слова непонятные используются, контекст культурный не ясен.

Мимо идёт 80% текста. То есть, конечно, улавливаешь сюжет, некоторые моменты с переменным успехом трогают, некоторые смешат, а в целом - сидишь и читаешь какую-то древнерусскую нудятину про каких-то непонятных дворян и их глубокие переживания, делая вид, что ты её глубоко понимаешь. И пусть тот, у кого не так, первым кинет в меня камень.

В этом плане литература сильно отличается от кино/анимации/игр - в этих сферах любой может блеснуть знаниями, потому что они молоды, приобщаться к ним легко и весело. "Криминальное чтиво" пользуется равным успехом у серьёзной критики и у последнего российского школьника.

А душную мировую литературу читают, в основном, три типа людей:

1. Школьники в школе
2. Филологи в ВУЗе
3. Люди, которым нехуй делать

Причём если первые забывают всю эту бадягу сразу после школы, вторые молча вгрызаются в тело текста и трудятся глубоко в теме далеко от глаз обывателя, то третьи просто носятся с этой "классикой", как со святой коровой, воспевают её и ставят в пример "тупым детям в тиктоке", а сами тем временем (на мой взгляд) не понимают, че хотят сказать и в чем, собственно, заключается "величие", о котором они говорят.

О ЛИТЕРАТУРЕ И ЭРУДИЦИИ

НИКАКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Всё противится тому, чтобы современный человек (даже такой как я, желающий работать в культуре) читал эту проклятую классику:

-Наличие массы других интересных и полезных занятий
Тут без комментариев. Сами знаете по себе.

-Огромные объёмы душного текста
Я до сих пор ненавижу "Обломова", "Войну и мир" и "Асю" за многие часы жизни, проведённые в тотальном непонимании и ненависти к читаемому. Я не помню ничего оттуда, ничего не вызвало у меня там никаких чувств, кроме ненависти к вечно лежащим в ветках сирени дворянам, которые друг за другом бегают по полям пшеницы и плачут от любви, пока у них рабы дохнут, не в силах свести концы с концами.

-Несоответствие контексту времени
Хоть ты трижды учебник по истории перечитай, а всё равно будешь каждые 30 секунд спотыкаться об "оглоблю", "сюртук" и "камер-юнкера", и либо полезешь в интернет посмотреть значение слова (что дико заёбывает и отбивает всю тягу к чтению), либо будешь их пропускать, додумывая, что "сюртук - это какой-то предмет одежды", "камер-юнкер - это какой-то чувак непонятный", а "оглобля - какая-то хуйня лошадиная, я не знаю...", и в результате поймёшь из текста что-нибудь, но не более, чем китаец, который читает русский медицинский справочник.

Это я уже молчу о локальных приколах, отсылках, намёках, культурных аллюзиях и прочем, что составляет самый сок этой литературы и которые все, естественно, летят мимо головы современного читателя.

НАЗАД В ОМУТ

Тем не менее, я предпринял попытку опять вернуться к художественной литературе.

Начал с короткого, приятного, базового.

С "Евгения Онегина".

Прочёл с удовольствием, порадовался за себя, почувствовал, как будто материал поддаётся какому-то пониманию.

Но вдруг наткнулся на комментарий к роману от филолога Ю. Лотмана, где он, как раз, пытается объяснить хоть что-то об этом романе.

Юрий Лотман (1922-1993)
Литературовед, пушкинист

Никто — не только исследователь или преподаватель, но и простой читатель — не имеет права претендовать на сколь-либо полное понимание произведения, если ограничился той степенью проникновения в текст, которая обеспечивается знанием русского языка и здравым смыслом, и пренебрег расшифровкой намеков, обнаружением скрытых цитат и реминисценций, если не знает реалий быта, не чувствует стилистической игры автора.

Как раз то, о чём я говорю.

Ведь даже примерное значение некоторых строчек, бывает, не понимаешь. Что тут говорить о более глубоком слое.

О ЛИТЕРАТУРЕ И ЭРУДИЦИИ

ЗАЧЕМ?

В связи со всем вышеперечисленным возникает вопрос - а зачем она нужна, такая литература, если она делает всё, чтобы ты не смог её прочитать и понять, литература, над которой гибнут даже профессионалы-филологи?

Ради чего? Зачем?

Ведь это один только "Евгений Онегин", одно из самых удобоваримых, понятных и легко читающихся произведений нашей словесности.

И русская литература - лишь составная часть мировой литературы, в сторону которой я ДАЖЕ НЕ СМОТРЮ. Просто даже голову туда не хочу поворачивать.

Да если ты будешь читать эти произведения, да плюс ещё огроменные комментарии к ним - ты просто не успеешь жить, и когда ты умрёшь - вся Планета будет потешаться над тобой, что ты настолько бездарно прожил свой век, пока все веселились, танцевали, любили друг друга и занимались творчеством.

По большому счёту, это касается не только литературы.

Так называемая "классика" всех видов искусств - это СЛОН таких размеров, что его нельзя сожрать ни за год, ни за два, ни за всю жизнь. Просто нет. Это невозможно.

И единственное, что ты можешь успеть сделать, не сойдя с ума - это "ознакомиться" с ними.

С некоторыми из них.
Именно по верхам.
Как делает большинство.
Как делаю я.

Как делаешь ты.

ТЯЖЕЛО В УЧЕНИИ - ТЯЖЕЛО В БОЮ

А как заниматься творчеством? Когда очередной преподаватель будет бухтеть про насмотренность, начитанность, наслышанность, про то, что молодёжь "не хочет ничего знать" и т.д.

А очень просто. Взять и заниматься!

Есть такая шутка как раз в тему:

-Назовите хоть одного образованного, гениального человека, который бы не читал Достоевского!!!
-Да элементарно, их целая плеяда: и Пушкин, и Жуковский, и Лермонтов...

И ведь действительно.

Пушкин умер в 37.
Лермонтов умер в 26.
Есенин умер в 30 лет.
Маяковский в 36.
Да блин, Жан Виго умер в 29 лет.
Вахтангов умер в 39 лет.

Этих людей объединяет явно не чугунная жопа и четыре тонны съеденной литературы. Хотя все они наверняка были неплохо образованы.

Их объединяет живой ум, способность сопереживать, чувство вкуса к жизни. Подвижная психика, если хотите. Ну, я так думаю. Я так предполагаю.Из этого появляется творчество.

О ЛИТЕРАТУРЕ И ЭРУДИЦИИ

ВЫВОДЫ

1. Меньше, но лучше.

Небезызвестный Евгений Жаринов, человек, который явно съел много тонн литературы разных периодов, стилей и качеств, сказал, что человеку за жизнь достаточно прочесть 100 книг.

Только вдумчиво и не подряд. И я думаю, он прав.

От того, как я пробежал по всей нашей русской классике в 10-11 классе, мне сейчас нет почти никакого толка. Количество - приличное, а качество прочтения - никакое.

2. Начитанность - не главное.

Как будто мало необычайно начитанных людей, которые являются идиотами. Всё должно быть в комплексе! Здоровое, разностороннее и полноценное развитие.

3. Воспринимать искусство бывает непросто...

Тот же Жаринов при всей своей образованности утверждает, что мы "так и не приблизились к пониманию Пушкинского текста" (речь о "Евгении Онегине"). Тем не менее, он подчёркивает ценность даже такого прочтения, на которое мы способны - потому что хорошее произведение имеет слои восприятия. Поэтому Онегина и дают в школах.

4. ...но можно и просто.

Часто от таких больших и серьёзных вещей, как классика, отталкивает сама метка "большое и серьёзное".

Поэтому думаю будет уместно закончить статью словами рассказчика из "Евгения Онегина", который нежно тебе протягивает руку над душным полем брани, где филологи размахивают указками и убивают друг друга всякими многотомными изданиями:

Кто б ни был ты, о мой читатель,
Друг, недруг, я хочу с тобой
Расстаться нынче как приятель.
Прости. Чего бы ты за мной
Здесь ни искал в строфах небрежных,
Воспоминаний ли мятежных,
Отдохновенья ль от трудов,
Живых картин, иль острых слов,
Иль грамматических ошибок,
Дай бог, чтоб в этой книжке ты
Для развлеченья, для мечты,
Для сердца, для журнальных сшибок
Хотя крупицу мог найти.
За сим расстанемся, прости!

Искренне ваш, Гера Каталкин.

1717
44
22
29 комментариев

Художественная литература это учебник по человековеденью. Её читать нужно чтобы дебилом не быть хотя бы. Сейчас Войну и мир перечитываю, вообще ничего со времен толстого не изменилось, на наше время ложиться так ровно что как будто так и задумывалось.

13
1
1

Согласен. Я бы ещё добавил, что художественная русская литература это учебник по русской культуре, которая раскрывает особенности нашего менталитета и мировоззрения.

9

Заниматься в жизни следует двумя типами вещей: теми, которые вам нравятся, и теми, за которые вам платят (хотя второе, если копнуть, также относится к первому). Только в таком случае вы сможете сделать единственную вещь, которая придает любому занятию смысл: приложить к нему свой ум - и, как результат, извлечь пользу.

Читая то, что вам не нравится, вы просто тратите ресурсы планеты впустую. Подите лучше тикток посмотрите, китайцы хотят кушать.

8

текст душныйЧел, для тебя Донцова по роману в месяц пишет, читать-не перечитать. Ну и фэнтезийными циклами все завалено. Без литературы не останешься. С другой стороны, ты прав, есть масса других веселых занятий. Листать ленты, постить мемы, писать щитпосты, играть в игры. Схера ли тебе читать, куда там Одиссей плавал, там слова длинные, контекст непонятен, люди странные. Единственно, бро, не употребляй местоимение Я и слово Культура в одном предложении)

6
2

В художественной литературе заложено много мыслей о мире, большинство из которых не устарели и применимы сейчас. Книги выравнивают твою речь, что важно, если ты не особо разговорчивый при людях. Ну и конечно от прочтения можно получать удовольствие - от структуры текста, от ритмики повествования, от описания и средств выразительности. Так что книги - неплохой вариант для провождения времени. А автор хз что хотел сказать. Тип тебя раздражают
1. Школьники в школе 2. Филологи в ВУЗе 3. Люди, которым нехуй делать?

7

Литература - она про людей. А люди по сути своей со времен египетских пирамид не изменились. И антураж «дворян» тут нисколько не мешает понимать смысла и проблем людей и отношений между ними. Размышления по поводу «тварь ли я дрожащая» абсолютно никак ко времени не привязаны. «Бесы» так вообще наисовременнейшая книга. «Все счастливые семьи счастливы одинаково, а несчастные - несчастливы по-своему» - какая разница когда и про кого это сказано?

6

Литература - она про людей

Русская школьная литература (большей частью) про уродов.