«Наедине с собой» Марка Аврелия
Как стоицизм помогает переосмыслить себя и своё место в мире
В качестве предисловия хочу поговорить о том, почему я решил ознакомиться с философией стоицизма, что я в ней хотел найти и к чему всё это привело.
Честно говоря, последние года два-три я нахожусь на перепутье. Внешние условия, вроде политического ада, что творится в нашей стране, или общего экзистенциального кризиса цивилизации, когда вера в светлое будущее тает на глазах, а также мой личный внутренний кризис, возникший в результате постоянной потери каких-либо ориентиров и перспектив в жизни, заставили меня задуматься о том, что я делаю не так.
Почему я не могу найти себя, своё призвание, в конце концов какую-либо цель? Я пришёл к выводу, что моя жизнь лишена целостности, потому что я не строю её вокруг какой-либо системы ценностей. Я блуждаю в темноте, полной цинизма и постмодернистских навязчивых смыслов, которые сводятся лишь к тому, что в мире смысла и вовсе нет. Как можно жить, будучи настолько равнодушным к внешнему миру? Никак. Чтобы это исправить, я решил спросить совета у мудрых. Но у каких именно?
Дать человеку высшие смыслы могут только наука, философия и религия. Наука, как по мне, сейчас сама сконфужена своей властью. Постулируя слепое благо научных достижений, человечество не заметило, как сделало науку в моральном смысле крайне противоречивой: с одной стороны технический прогресс даёт возможность победить болезни, с другой создаёт оружиt массового уничтожения. В отличие от философии и религии власть науки вполне конкретна и приводит отнюдь не к эфемерным последствиям. Нужно осторожно к ней относиться. Ну и в конце концов наука почти не обращается к духовному опыту человека, ей интересны больше отстранённые материи, даже при изучении самого человека.
Религия в свою очередь часто слишком догматична и требует слепой веры вместо поиска смыслов. В христианском вероучении мне не нравится большой акцент на страхе перед высшей силой. А страх лежит в основе этой религии. Она апокалиптична в своей сути. Это даёт стимулы в жизни, но при этом может и приводить к дурным последствиям вроде религиозной нетерпимости. Ислам примерно из этой же категории. Буддизм гораздо интереснее и он даже имеет много точек соприкосновения со стоицизмом, о котором пойдёт речь в данном тексте, но проблема этой религии, как мне видится, лежит в плоскости культурной чужеродности. В слишком далёкой интеллектуальной и культурной традиции формировались её основные принципы. Читая классические буддийские тексты, мы будем сталкиваться не просто с чужими категориями, но и с иной моделью мышления, которая часто вступает в конфликт с привычной европейской логикой и рациональным взглядом на мир.
Поэтому я пошёл искать ответы в европейской философии. Она, конечно, тоже имеет много течений, значимая часть которых может казаться либо слишком пессимистичной, как, например, постмодернизм, или напротив — слишком оптимистичной, как позитивистская философия XIX века, постулирующая превосходство человека над миром и слепую веру в технический прогресс. Мы увидели, к чему это привело в XX веке.
Нужно что-то более уравновешенное. Философия стоиков показалась мне тем самым, что могло бы дать хорошее руководство для выстраивания собственной системы ценностей. Изучение этой философии я начал с Марка Аврелия. Хотя он один из самых поздних философов данного течения, я подумал, что ретроспективно попытаться изучить стоицизм будет интереснее. Вполне рабочий метод, хотя при желании можно, конечно, следовать и от начала к концу.
Марк Аврелий — римский император, родился в 121 году нашей эры, правил с 161 года, умер в 180. Последний из пяти «хороших» императоров. Человек крайне образованный, выдающийся управленец, внимание уделял внутренней политике государства, поддерживал философские школы, налаживал организацию судопроизводства. Между тем, будучи человеком миролюбивым, провёл много лет своей жизни на войне.
Его произведение «Наедине с собой» (или «К самому себе», зависит от перевода) — довольно уникальный памятник. Вопреки распространённой в то время традиции обстоятельных философских трактатов, хорошо структурированных и объёмных, сочинение Марка Аврелия не очень большое и, более того, совершенно лишено привычной структуры. Всё дело в том, что произведение представляет собой личный дневник императора, который не предназначался для публикации.
Нарративная структура произведения хаотична, поскольку записи Аврелий делал по ходу своей жизни, между делами. Его сочинение — пример живой рефлексии императора над собственной жизнью и философией стоицизма, которую он пытался развивать сам для себя, опираясь на своего предшественника Эпиктета. Поэтому по ходу произведения мысли и идеи иногда повторяются, а порой и противоречат друг другу — всё это часть интеллектуального упражнения Аврелия. Так он пытался глубже осмыслить и закрепить те философские основоположения, которым следовал.
Единого замысла у творения, таким образом, нет и быть не может. Это может отпугнуть человека, привыкшего к более системным философским трактатам, однако я думаю, что «Наедине с собой» может быть полезным, если правильно его рассмотреть. Марк Аврелий как бы в форме книги рисует карту мыслей, они могут быть не связаны, но это же означает, что они самодостаточны. Поэтому здесь не только не воспрещается, но даже приветствуется вырывание цитат из контекста. Потому что контекста и нет совсем.
Прелесть данного сочинения именно в этом: ты сам структурируешь мысли автора согласно своим потребностям, своему жизненному опыту и дискурсу, в котором живёшь. Если игнорировать размышления Аврелия о богах, об античной физике и т.д., то мы получаем универсальные идеи, которые могут подойти и современной эпохе.
Именно поэтому я хотел бы выстроить свой анализ произведения на комментировании отдельных цитат, ведя как бы диалог с автором сквозь эпохи.
Пусть не рассеивает тебя приходящее к тебе извне! Создай себе досуг для того, чтобы научиться чему-нибудь хорошему и перестать блуждать без цели. Следует беречься также и другого тяжкого заблуждения. Ведь безумны люди, которые всю жизнь без сил от дел и не имеют всё-таки цели, с которой они сообразовали бы всецело все стремления и представления.
Будет удача, если каждое дело исполнишь как последнее в своей жизни, освободившись от безрассудства, подогреваемого страстями, пренебрежения к велениям разума, лицемерия, себялюбия и недовольства собственной судьбой.
Аврелий пишет о важности приверженности делу, которым ты занимаешься. Для него это вопрос общественного долга — весьма важная дискурсивная конструкция, присущая античной республиканской модели мышления.
Сейчас, наверное, руководствоваться общественной пользой не принято, мода на личный успех и индивидуализм, доведённый до инфантильных пределов, правят балом. С другой стороны, Аврелий прав в том, что важно найти себя путём поиска своего дела, которому ты был бы безраздельно предан, пока им увлечён. При этом он осуждает бесцельную деятельность. Наверное, это одно из самых болезненных чувств — понимать, что твоё занятие тяготит тебя и не приближает к какой-либо цели.
Но если во времена Марка Аврелия целью могло бы быть общее благо, то что ею может быть сейчас? Личный успех? Как по мне, цель может соединиться с процессом деятельности, тем самым поставив во главу угла самосовершенствование, лишённое налёта консьюмеризма.
Смерть и жизнь, слава и бесчестье, страдание и наслаждение, богатство и бедность — всё это одинаково выпадает на долю как хорошим людям, так и дурным. Всё это не прекрасно и не постыдно, а следовательно, не благо и не зло.
Очень важная мысль, в ней есть жизнеутверждающий посыл. Аврелий вообще много пишет о том, что разные вещи, вопреки нашему эмоциональному восприятию, в действительности лишены моральных категорий добра и зла. Для Аврелия это всего лишь часть жизни, элемент случайности. Смерть может настигнуть всех, страдать тоже могут все, как и наслаждаться. Невозможно предсказать свою участь, таким образом, нужно относится к превратностям судьбы с осознанием их естественности. Аврелий подтверждает мою мысль собственным изречением:
Наибольшим позором покрывает себя душа человеческая, когда возмущается против мира, становясь (поскольку то зависит от неё) как бы болезненным наростом на нём. Ибо ропот по поводу чего-либо происходящего есть возмущение против природы Целого, содержащего в своей части все другие существа.
Стоят ли времени постоянные капризы на вещи, если они часть природы Вселенной и природы человека? Аврелий думает, что нет. Вероятно, он прав.
Не расточай остатка жизни на мысли о других, если только дело не идёт о чем-либо общеполезном. Ведь раздумывая о том, кто что делает и ради чего он это делает, кто что говорит, замышляет и предпринимает, ты упускаешь другое дело: всё подобное отвлекает от забот о собственном руководящем начале. Надлежит удалять из своих представлений всё бесцельное и праздное, а в особенности всё, внушаемое любопытством и злобой.
Для стоицизма важен акцент на собственной личности, на её стабильности — невозмутимости, если угодно. Поэтому Аврелий пишет об умении концентрироваться и отстраняться: отбрось лишнее бремя в виде чужих мнений, замыслов и действий. Это не должно тебя отвлекать или смущать. Часто мы обращаем слишком много внимания на пустые разговоры, но как они помогут в жизни? Что они дадут, кроме постоянного раздражения и усталости? Ничего. Тогда лучше отбрось это как балласт.
Нигде человек не уединяется так спокойно и безмятежно, как в своей собственной душе.
Один из ключевых аспектов в философской системе Марка Аврелия заключается в самопознании, в концентрации на осмыслении собственного Я. Конечно, в его время таких категорий ещё не было, обычно он использовал термин «руководящее начало» или «душа», что можно назвать равноценными синонимами современного понимания личности как «сознания, осознавшего себя». Аврелий считает, что только внутри своей души (т.е. сознания) и можно по-настоящему уединиться, только в разговоре с самим собой можно достичь успокоения и уравновешенности. Здесь я соглашусь, хотя условные «экстраверты» могут возразить.
Разве случившееся мешает тебе быть справедливым, великодушным, благоразумным, рассудительным, осторожным в суждениях, правдивым, скромным, откровенным и обладать всеми другими свойствами, в наличии которых особенность человеческой природы? Не забывай при всяком событии, повергающем тебя в печаль, опираться на основную мысль: "Не событие это является несчастьем, а способность достойно перенести его — счастьем".
Ещё один из важных посылов стоицизма — это преодоление внешних препятствий. Марк Аврелий в своей аргументации исходит из обратного положения: нет смысла печалиться событию, лучше порадуйся, что ты способен его перенести. Смещение акцента с негативного следствия на позитивные моменты — не новое слово в вопросе управления эмоциями, однако в совокупности с тем, что мы уже рассмотрели, можно проследить определённую тенденцию: стоицизм направлен в первую очередь на работу со своим восприятием этого мира, чтобы уметь отсекать деструктивные мысли и сосредотачиваться на том, что помогает восстановить душевное равновесие.
Всегда иди кратчайшим путём. Кратчайший же — путь, согласный с природой: он в том, чтобы блюсти правду во всех речах и поступках. Подобное решение избавит тебя от утомления, борьбы, притворства и тщеславия.
Куда бы я не попал, я могу быть счастлив. Счастлив же тот, кто уготовил себе благую участь. Благая же участь — это благие склонности души, благие стремления, благие дела.
В философии Марка Аврелия понятие «природа» фигурирует очень часто. В это слово он вкладывает несколько слоёв смысла. Первый слой — физический: он соотносится с концепцией «Целого» — мироустройства Вселенной, где каждая часть зависит от другой, формируя единую ткань мироздания. Второй слой — метафизический: он направлен на объяснение человеческого поведения и устройства сознания. Таким образом, «природа человека», о которой пишет Аврелий в отрывке выше, определяется через позитивные качества и противопоставляется негативным. Если человек живёт, грубо говоря, по совести, то он всегда в гармонии с самим собой, его ничего не гнетёт, его ничто не способно смутить или оттолкнуть от намеченного пути. В этом и есть смысл «краткости». «Краткость» становится синонимом «благоразумие» и ведёт к ощущению счастья. Как по мне, это весьма сильная идея.
Не следует ни негодовать, ни унывать, ни разочаровываться, если тебе не вполне удается во всём действовать согласно правильным основоположениям. Пусть ты потерпел неудачу, всё же нужно вновь вернуться к тому же, быть довольным, если в большинстве случаев ты поступаешь достойно человека, и любить то, к чему ты возвращаешься.
В этом отрывке он продолжает развивать предыдущее суждение. Понятно, что мы неидеальные люди и можем сбиваться с пути, можем совершать ошибки. От этого никто не застрахован. Однако стоицизм постулирует ещё одну важную практику — постоянная рефлексия. Мне видится это вообще ключевой идеей данного философского течения. Рефлексия означает постоянное осмысление своих поступков, мыслей и намерений. Ты неизбежно будешь совершать ошибки, но если ты потратишь время на то, чтобы понять их причины и последствия, то вряд ли уже повторишь. «Познай самого себя» — древнее изречение, отражающее суть античной философии. Стоицизм не чужд этому.
Вспомни о сущности в её целом: в какой ничтожной доле ты участвуешь в ней; о времени в его целом, от которого тебе уделён лишь краткий и мимолётный срок; о судьбе: какой незначительной частицей её ты являешься!
Аврелий, как и современная наука, напоминает нам, насколько мы малы в масштабе Вселенной. Наши дела, мысли и эмоции никому не нужны, никому не интересны, ни на что почти не влияют. Я думаю, философ хочет здесь подчеркнуть — будь скромным и осознавай своё место в общей истории. Не так важно, император или обычный человек, в глобальном смысле оба принесут лишь каплю в единый поток, называемый историей. Поэтому нет смысла завидовать чужому успеху или из кожи вон лезть ради собственного. В конце концов это почти наверняка останется незамеченным, да и тебе принесёт мало радости, а скорее больше раздражения и неудовлетворённости.
Если обстоятельства понудят тебя изменить своему душевному равновесию, то поспеши вернуться к самому себе и не отступать сверх необходимости от размеренных движений своей души. Ведь чем чаще будешь ты возвращаться к гармонии, тем более и более будешь укрепляться в ней.
Часть той самой непрерывной рефлексии, столь важной в стоицизме, заключается ещё и в том, чтобы знать, на каких основоположениях ты вступил на путь новой жизни. Однако тебя всегда будут встречать неприятности, которые огорчат, разозлят или введут в уныние. Но если ты верен принципам, то важно поспешить вернуться к ним — сделать шаг назад, чтобы потом сделать два шага вперёд. По своему опыту уже могу сказать, что это самое сложное. Требуется время и большая работа над своим разумом, чтобы вернуть его в состояние гармонии.
Помни же, что всякая обязанность составляется из отдельных моментов, которые можно перечислить. Их-то и должно блюсти, и без суетливости, не отвечая раздражением, надлежащим образом исполняя очередное дело.
Столь известный в теории тайм-менеджмента приём состоит в том, чтобы разбивать задачу на несколько этапов. Аврелий до этого дошёл ещё две тысячи лет назад. Ценный совет, который поможет сохранять душевное равновесие и настраиваться на ответственный подход к делу.
Что пользы гневаться на вещи? Дела нет до наших чувств вещам...
Мы злимся, когда пропадает интернет, вода в кране перестаёт течь, а у обуви внезапно отваливается подошва и т.д. Проблемы, связанные с обычными вещами, которые не могут ответить на наши увещевания. Тогда какой смысл в гневе? От этого ничего не измениться, проще и вовсе отказаться от таких пустяков и тратить свои силы на что-то более значимое.
Совершая какое-либо действие, спроси себя: «Какое значение оно будет иметь для моей собственной природы? Не придётся ли в нём раскаиваться?». Ещё немного, и я уже мёртв, и всё для меня исчезнет. Если моя настоящая деятельность достойна существа разумного, общественного, <...>, то чего ещё мне желать?
Здесь Аврелий настаивает на том, что значение жизни человека и его дел важно не в каком-то абстрактном итоге, а прямо здесь и сейчас. Если эти дела не смущают общественного порядка и приносят пользу, то считай, что уже прожил жизнь не зря. Твои дела должны приносить тебе чувство удовлетворения, обогащать твою душу, а не очернять её. Пусть они маленькие, незаметные, но тебя приводят к гармонии.
Ни на что не следует сетовать. Если можешь, исправь того, кто действует, если не можешь, исправь хотя бы само дело. Если же и это для тебя невозможно, то какой прок в сетованиях? Зря ничего не следует делать.
В продолжение мыслей о гневе Аврелий добавляет, что в общем-то, в нём нет смысла принципиально нигде, даже в чём-то значимом. Конечно, если удаётся что-то исправить — замечательно. Но если нет — сделал ли ты всё, что мог? Если да, то оставь совесть чистой и сосредоточься на чём-то полезном. Хуже уже не будет, а сделать что-то лучше ещё можно успеть.
Пусть не смущает тебя мысль о твоей жизни в целом. Не раздумывай о том, сколько и какого рода страданий придётся, по всей вероятности, перенести, но при каждом, угрожающем тебе, обращайся к себе с вопросом: «Что собственно во всём этом такого, чего нельзя было бы перенести и стерпеть?» Ты постесняешься ответить утвердительно. Затем напомни себе, что тебя гнетёт не будущее и не прошедшее, но всегда лишь настоящее. Последнее же ещё умалится, если ты ограничишь его им самим и упрекнёшь свою душу, если ей не под силу даже такое бремя.
Сильнейшая мысль Аврелия. Мы часто выходим из душевного равновесия из-за воспоминаний о прошлом или из-за беспокойства о будущем. Однако прошлое уже покинуло нас, а будущее нельзя предсказать, мы есть лишь в настоящем. Поэтому важно учиться в минуты страданий осознавать, что они имеют значение только в краткий миг нашей жизни, и оставлять их позади как можно быстрее. Это ещё одна крайне сложная стоическая практика, но очень важная и полезная.
Люди убивают, рвут на части, преследуют проклятиями. Но чем это может помешать душе оставаться чистой, рассудительной, благоразумной, справедливой? Так, если кто-нибудь, подойдя к прозрачному и пресному роднику, стал бы изрыгать на него хулу: родник всё же не перестанет бить ключом питьевой воды. И пусть он даже бросит в него грязь или навоз, родник очень скоро рассеет всё это, смоет и нигде не помутится. Когда же будешь ты обладать вечно бьющим родником, а не стоячим болотом? Если ты ни на час не будешь оставлять попечения о своей свободе, сопряжённой с благожелательностью, простотой и скромностью.
Продолжая ту же самую линию, Аврелий сравнивает правильную душу с живым родником, который всю грязь быстро смывает, становясь снова чистым. Почему Аврелий заостряет внимание на свободе? Потому что свобода для него именно в умении быть независимым от всего, что окружает человека — это не только люди или вещи, но и события, эмоции и слова. Таким образом, свободен по-настоящему лишь тот, кто полностью подчинил свой разум самому себе и управляет им согласно собственным убеждениям и целям.
Пожалуй, это основные идеи, которые я подчерпнул из сочинения Марка Аврелия. Многие из них действительно сильные и могут помочь осмыслить себя заново.
В буддизме существуют так называемые «Четыре благородные истины»
1 — Существует страдание
2 — Существует причина страдания — жажда, страстное желание.
3 — Существует прекращение страдания — ниродха, нирвана.
4 — Существует путь, ведущий к прекращению страдания (этот путь зависит от того, к какому течению буддизма вы себя относите)
Давайте по аналогии попробуем сформулировать «благородные истины», которые содержатся в философии Марка Аврелия:
1 — Человеческая жизнь краткая и незначительная в масштабах Вселенной
2 — Человек не может повлиять на Вселенную, но может сделать свою жизнь значимой для самого себя — это путь стоицизма
3 — Путь стоика есть постоянное обращение к самому себе в попытке достичь гармонии души и разума
4 — На пути стоика всегда будут существовать внешние препятствия, но их влияние на самом деле эфемерно и мимолётно: нужно уметь в них не вязнуть.