Всем "Шазам": история мальчишки, кому повезло стать супергероем

У вас - кино, у нас - история происхождения героя

В закладки

Сегодня - первый день показа "Шазам!". Очередное супергеройское кино, но есть нюансы. Трейлер обещал хорошее зрелище, где зашкаливавший последние годы пафос супергероики смягчён изрядной долей юмора. Кто сказал "Дэдпул"? Шутки в "Шазам"е добрые, как и сам герой, ведь ему далеко до циника, хоть и выглядит он внушительно. Такой он лишь в геройском образе, а на самом деле - обычный мальчишка, кому досталась сила шести богов.

Впервые на страницах комиксов герой появился в 1940 году, только это ещё не были комиксы DC, а героя звали Капитан Марвел. Но не представляйте Бри Ларсон в этом образе - это не тот капитан, хоть и зовут так же. Гуся (он же - Гусь) подтвердит! По мнению критиков, у Шазама есть все шансы столь же легко и без особых усилий завоевать любовь зрителей. А как насчёт читателей?

Издательством "Азбука" к премьере фильма издан комикс "Шазам!" от сценариста Джеффа Джонса и художника Гэри Фэнка. Книга возвращает к событиям периода The New 52, ещё до "патчевого" Rebirth, и с этим комиксом будет куда проще понять, принять и полюбить Шазама. В издании есть один весьма важный доп, помогающий узнать историю происхождения персонажа настолько хорошо, что можно будет во время просмотра в кинотеатре давать пять Закари Ливаю (актёр, сыгравший "взрослую" версию Шазама в фильме) каждый раз, как он будет появляться на экране.

Редактор издательства и большой специалист по комиксам Егор Прутов специально для издания "Шазам!" написал пространную обзорную статью о герое - от первого появления до настоящего момента. Может оказаться полезной перед походом в кино. Хотите узнать секрет его силы? Скажите лишь слово... Одно волшебное слово.

Вероятно, каждый ребёнок хоть раз в жизни мечтал повстречать настоящего волшебника. И конечно же, думал о том, что у него попросить: дождь из конфет, говорящего серебряного единорога или собственный звездолёт, на котором можно бороздить бескрайние просторы космоса. А что, если волшебник предложил бы кое-что получше: например, назвал волшебное слово, дающее невероятные способности? Стоит произнести его вслух — и вот ты уже паришь среди ватных облаков, несёшься наперегонки с дикой антилопой или поднимаешь над головой тяжеленный локомотив, вызывая восторженные возгласы столпившихся зевак. О встрече с чародеем и о волшебном слове в 1940-х годах мечтал каждый второй американский ребёнок, узнавший со страниц комиксов о волшебном мире, где живет особенный мальчик. Мальчик, который превращается во всесильного героя и раз за разом доказывает, что добро всегда побеждает зло.

Пусть он жил в выдуманном мире, его приключения и поступки влияли на мир реальный: в неспокойные времена, когда планету окутывали мрак и тревога, а с фронта приходили неутешительные новости, этот супергерой освещал жизнь детей и подростков капелькой волшебства. Как ни странно, им был не Супермен — сегодня в это невозможно поверить, но когда-то Человек из Стали выглядывал из-за плеча другого супергероя в плаще. Его звали Капитан Марвел. Самый могущественный в мире смертный с душой ребёнка. Журналы о Марвеле расходились миллионными тиражами, и он был не только любимым героем мальчишек и девчонок, он был самым узнаваемым супергероем из комиксов. А стал… практически персонажем второго плана с очень непростой историей публикаций, где за взлётами следовали падения, а за падениями — взлёты…

История персонажа берёт начало в 1939 году, когда руководство издательства «Fawcett» обратило внимание на растущую популярность супергеройских комиксов с Суперменом и Бэтменом и осознало: если действовать быстро и наверняка, можно зацепить эту золотую жилу. Поэтому Биллу Паркеру, редактору направления детективных историй и киножурналов, поручают придумать ряд героев в плащах и масках. Паркер же в свою очередь включает фантазию на полную и добросовестно выполняет поставленную задачу: он выдаёт таких персонажей, как Ибис Неуязвимый, Золотая Стрела, Скуп Смит и нескольких других. Команда из шести супергероев, каждый из которых обладал силой древнего божества, тоже была его идеей. По другой версии, это была команда из шести людей, которые могли вызывать могущественного героя, когда того требовала ситуация. Так или иначе, в дело вмешался Ральф Дайг, шеф-редактор издательства. По слухам, директор по распространению «Fawcett» Роско Кент Фосетт потребовал придумать «их собственного Супермена, чьё альтер эго должно быть не взрослым мужчиной, а десяти- или двенадцатилетним маль­чишкой», поэтому Дайг решил внять требованию руководства и предложил Паркеру объ­единить шестерых героев в одного персонажа и сделать его подростком. Билл принял предложение коллеги, вот только он добавил одну значимую деталь — подросток мог превращаться во взрослого мужчину, произнеся волшебное слово. Так на свет появился супергерой по прозвищу Капитан Гром.

Капитан Гром

Далее в дело вступил штатный художник издательства Чарльз Клоренс Бэк: он разработал образ персонажа, взяв за основу внешность популярного в то время киноактера Фрэда Макмюррея, и подарил герою ставший уже классическим красно-жёлтый костюм с белым плащом. Паркер не отставал от своего коллеги, сочиняя историю возникновения героя. И то, что он придумал, стало прочной основой в мифологии персонажа. «Сюжетный трамплин» в происхождении Самого могущественного в мире смертного, так же как гибель Криптона или убийство четы Уэйн в историях о Супермене и Бэтмене, практически все­гда оставался неизменным.

Не совсем первое воплощение Билли Бэтсона и его альтер-эго, но идея понятна

Какова оригинальная история появления Кэ­па? Как-то вечером юный сирота по имени Билли Бэтсон встречает незнакомца в плаще и шляпе, который предлагает мальчику проследовать за ним в метро. Там они садятся на необычный поезд, украшенный неизвестными символами, и попадают на Скалу Вечности, в пещеру, где находятся семь статуй Смертельных Врагов Человечества. Рассматривая каменные фигуры, на чьих уродливых лицах играют яркие огни го­рящих факелов, Билли внезапно оказывается перед стариком с длинной седой бородой: тот восседает на мраморном троне, а над его головой на тонкой верёвке висит каменный блок. Старик сообщает, что он — волшебник Шазам. Его имя акроним из имён шести древних героев и богов: Соломона (Solomon), Геракла (Hercules), Атласа (Atlas), Зевса (Zeus), Ахиллеса (Achilles) и Меркурия (Mercury). Более трёх веков волшебник сражался со злом и несправедливостью, но его время вышло. Поэтому он нашёл достойного преемника в лице Билли и готов сделать его носителем волшебной силы и новым защитником человечества — для этого юноша должен всего лишь сказать волшебное слово: «Шазам». Бэт­сон соглашается, произносит имя старика, в мальчика ударяет молния, и он превращается во взрослого мужчину, которого волшебник называет Капитан Гром. Что примечательно, изначально личность Билли Бэтсона заменялась личностью Грома, то есть Капитаном был совсем другой человек (хотя Билли мог наблюдать за происходящим и помнить обо всём, будучи Громом). Но несмотря на божественные силы, именно ребёнок в душе Капитана — ребёнок с чистыми помыслами и желанием помогать каждому, кто попал в беду, — делал его настоящим героем, светлым и справедливым, способным найти выход из любой ситуации. И вот, получив наставление от Шазама, Гром произносит волшебное слово во второй раз и обращается Билли Бэтсоном, а волшебник… погибает под упавшим на него каменным блоком (что не мешает ему впоследствии представать перед читателями в виде призрака). Также в первой истории появляется один из заклятых врагов Капитана — доктор Сивана, а Билли находит постоянную работу на радио.

Почему супергероев так тянет работать в медиа? 

Получив одобрение руководителей издательства, Бэк рисует тринадцатистраничную историю, которая будет включена в новую комикс-антологию «Fawcett» — «Flash Comics». И в ноябре 1939 года журнал выходит в свет, правда совсем небольшим, особым тиражом (в Америке такие тиражи назывались специальным термином «ashcan»: экземпляров было определённое количество, только чтобы закрепить за издательством копирайты). Однако внезапно выясняется, что «Fawcett» не имеет права использовать название «Flash Comics», как и второй заготовленный ими вариант «Thrill Comics». Более того, на имя Капитан Гром к тому времени также заявлены авторские права. И если с названием анто­логии вопрос решился довольно быстро (был выбран вариант «Whiz Comics», в честь первого печатного журнала учредителя издательства Уиллфорда Фосетта), то с именем героя при­­шлось поломать голову и перебрать немало вариантов. Один из художников издательства Пит Костанца подал идею назвать героя Капитан Чудесный (Captain Marvelous). Предложение Кос­танцы понравилось, но редакторы решили, что лучше сократить вторую часть имени. Так и появился Капитан Чудо (он же Капитан Марвел). В самой истории были изменены все пузыри с упоминанием Грома, и вскоре она была перепечатана в журнале «Whiz Comics» #2, который вышел в декабре 1939-го (дата на обложке: февраль 1940 года). Комикс возымел сумасшедший успех у читателей и был продан тиражом около 500 000 экземпляров. Как можно догадаться, самым популярным героем из новоявленных защитников добра и справедливости стал именно Капитан Марвел. И естественно, он прочно прописался в антологии «Whiz Comics».

Обложка комикса Whiz Comics #2

В то время как в комиксах о Человеке из Стали и Тёмном Рыцаре главные герои разбирались с гангстерами и коррумпированными чиновни­ками, в историях о Кэпе царили удивительные, запоминающиеся, а порой и причудливые при­клю­чения: супергерой путешествовал на другие планеты, сражался с суперсолдатами, драконами, гориллольвом, трусливыми нацистами, а также раз за разом расстраивал планы Сиваны, мас­тера скользких выходок. И в этих фантастических историях добро непременно побеждало зло. Каждый номер был полон надежды и вдохновения: мальчишки и девчонки закрывали журнал с улыбкой на лице и с нетерпением ждали следующего месяца, бегая по улицам с возгласа­ми «ШАЗАМ!». Простая идея Капитана Марвела прочно закреплялась в юных головах. Они подражали герою и мечтали быть похожим на него.

Продукт, рассчитанный исключительно на по­лучение прибыли, неожиданно стал чем-то большим. Успеху способствовал и выбранный Бэком художественный стиль. Благодаря ему комикс походил на застывший на дешёвеньких страницах журнала мультфильм. Рисунок Чарльза Клоренса тяготел к юмористическим газетным стрипам, что позволяло историям в нужный момент совершать комедийные манёвры, но не скатываться в клоунаду. Эта особенность также выделяла комиксы про Марвела среди его конкурентов. Более «палповые» Бэтмен и Супермен были лишены подобной гибкости.

Вскоре издательство выделило Капитану личную серию комиксов, первый номер которой делали приглашённые звезды Джо Саймон и Джек Кирби. Значительный вклад в развитие персонажа внёс фантаст Отто Биндер, который занял пост сценариста после ухода Билла Паркера. Биндер славился неуёмным воображением и продолжал наполнять серию самыми немыслимыми приключениями: теперь супергерой водил дружбу с говорящим тигром в твидовом костюме, работал на пару с призраком, уменьшался до размеров муравья, сражался с ожившей Землей и с Чу­довищным Обществом Зла, возглавляемым суперумным червем. А простой и ясный концепт персонажа отлично умещался в одно предложение, которое каждый раз выносилось на первую страницу: «Произнеся волшебное слово „ШАЗАМ“, мальчик по имени Билли Бэтсон превращается во взрослого могучего героя Капитана Марвела, обладающего силой шести античных героев». Это позволяло новичкам влиться в серию с любого выпуска.

На первый взгляд может показаться, что комиксы о Кэпе были детскими и наивными, однако это не совсем так. Журналы предназначались широкому кругу читателей, каждому, кто жаж­дал получить порцию необычных приключений с определённым и непременно счастливым концом. К тому же светлые истории в те дни были жизненно необходимы, а вымышленная вселенная Капитана Марвела представляла собой островок безопасности, на который любой читатель мог высадиться на время, чтобы забыть обо всех своих тревогах или ужасах войны. Этот герой с добрым лицом словно протягивал руку с обложки и служил проводником в мир безграничных фантазий. Капитан Марвел приобрёл объём, его образу доверяли. Вот почему он был столь важной фигурой в массовой культуре. Кроме того, в комиксах про Кэпа были использованы новаторские приёмы вроде возвращающегося злодея или построения сюжета длиной в несколько номеров. Что и говорить: именно в комиксах про Капитана появилась первая в истории суперзлодейская команда — уже упомянутое Чудовищное Общество Зла!

Билли Бэтсон (и его взрослое альтер эго) стал первопроходцем и в другой сфере: в 1941 году Большая Красная Шишка (ещё одно прозвище героя) попадает на киноэкраны и становится ключевой фигурой первого супергеройского фильма. «Приключения Капитана Марвела» представляли собой многосерийную художественную картину в двенадцати частях, главные роли в которой исполнили Том Тайлер и Фрэнк Когхлан-младший. В 1944 году сольная серия о Марвеле продает­ся гигантским тиражом (четырнадцать миллионов копий), тем самым делая персонажа самым попу­лярным героем комиксов золо­того века: Капитан обходит по популярности даже Супермена. Связано это было не только с яр­кой визуальной стороной комикса, но и с тем, что детям было проще ассоциировать себя со сверстником, чем со взрослым мужчиной Кларком Кентом. Тем более в то же время у Капитана появились молодые напарники Мэри Марвел и Фредди Фриман, Капитан Марвел-младший, что способствовало ещё большему охвату юной ­аудитории. Но именно из-за Супермена у Капитана Марвела начались неприятности…

Семейство Марвел Компанию «National Comics» (в будущем «DC Comics»), владеющую правами на Человека из Стали, конечно же, не устраивало доминирование героя в красно-золотом костюме на рынке комиксов, тем более её руководство считало Капитана Марвела явным плагиатом криптонца. Хотя Билл Паркер добросовестно увёл своего персонажа подальше от архетипа Супермена уже в самых первых историях. Еще в 1941 году юристы «National Comics» подали в суд на «Fawcett» за нарушение авторских прав, но владельцы Капитана Марвела не собирались отступать без боя. Судебные разборки, превратившиеся в своего рода затяжной теннисный матч, где ни одна сторона не хотела уступать другой, продлились аж до 1950-х годов. К тому времени долгоиграющий спор рассудили… читатели комиксов.

Так уж вышло, что журналы о всеобщем любимце Марвеле, да и о многих других героях в плащах и масках, начали стремительно терять популярность на рубеже 1940–1950-х, и их продажи просели достаточно сильно. Это было связано со множеством факторов: дети вырастали, их предпочтения менялись, обстановка вокруг становилась спокойнее. А еще в то время все больший успех набирали романтические, вес­терн- и хоррор-комиксы, которые просто-напросто вытесняли супергероику. И тогда руководство «Fawcett» решило, что раз мода на парней в трико практически прошла, то и борьба за персонажа больше не стоит затраченных финансов и сил. Замученные многолетними судебными разбирательствами издатели отступили под натиском адвокатов «National Comics». В январе 1954 года вышел последний комикс о семействе Марвел, после чего все журналы о Большой Красной Шишке были закрыты… Однако через несколько лет супергеройские комиксы вновь испытали небывалый подъем, вот только недальновидные «Fawcett» были связаны по рукам и ногам: согласно достигнутому соглашению, издательство не могло продолжать выпуск историй про Капитана Марвела ни под каким предлогом.

Самый могущественный в мире смертный пропустил новый бум комиксов, пропав с полок магазинов почти на двадцать лет… чтобы вернуться в 1973-м под крылом издательства «DC Comics»! Ситуация обернулась забавным образом: компания, в свое время мечтавшая избавиться от сильного конкурента, приобрела права на выпуск историй о Кэпе и возродила комикс-серию. Правда, за прошедшие годы бренд «Капитан Марвел» отошел издательству «Marvel» (в 1968-м была запущена серия про одноименного героя), и новую комикс-линейку пришлось назвать «Шазам!» (однако первое время «DC Comics» хитрила, оставляя подзаголовок «The ORIGINAL Captain Marvel»). Во вновь запущенной серии появлялись как старые истории про Капитана, так и совершенно новые его приключения.

Капитан Марвел попадает во вселенную DC!

Однако онгоинг продержался недолго. Можно считать, что настоящие неприятности у персонажа начинаются именно в это время. Несмотря на все приложенные усилия, громкую рекламную кампанию и запущенный в эфир одноимённый ТВ-сериал, герой не сыскал прежней популярности. Дело в том, что публика успела подзабыть Капитана Марвела, а место самого известного супергероя по праву занимал Супермен (что интересно, поспособствовал этому не кто иной, как Отто Биндер). В довесок ко всему своё положение начинали укреплять мрачные и серьёзные супергеройские комиксы, поднимающие непростые темы. Светлая и позитивная серия про Капитана больше не оказывала на читателей того же эффекта, что в первые годы своего выпуска, и просто не могла найти собственную аудиторию на меняющемся рынке. В 1978 году серию закрыли. Не зная, что делать с героем, «DC Comics», по сути, просто засунули Марвела и его семейство в антологии вроде «World’s Finest Comics» и «Adventure Comics», где публиковались комиксы про не слишком популярных персонажей издательства. Также Капитан продолжал светиться в различных кроссоверах, но назвать его великим и важным героем уже было нельзя.

Shazam!: The New Beginning

Очередную попытку вернуть популярность персонажу и начать новую серию предприняли супруги Рэй и Данн Томас и художник Том Мандрейк в 1987-м, уже после событий Кризиса на Бесконечных Землях. Они запустили мини-серию из четырех номеров «Shazam!: The New Beginning», надеясь встряхнуть мифологию героя и затем получить разрешение на продолжительный онгоинг. Самое главное изменение, которое авторы внесли в образ героя, — Билли Бэтсон оставался Билли Бэтсоном, когда превращался в Капитана Марвела, то есть юноша сохранял собственную личность и сознание. И чтобы соответствовать комикс-трендам, новая история стала мрачнее, серьёзнее и потеряла легкость, привычную для комиксов о Марвеле. Касалось это не только сценария, но и рисунка: он стал темнее, «грязнее», реалистичнее. Но как оказалось, недостаточно просто подмешать тёмные краски — нужно уловить суть персонажа, и новым авторам это попросту не удалось. В итоге мини-серия продавалась неважно, и, сделав ещё одну арку про героя в еженедельной антологии «Action Comics», авторы узнали, что онгоинг им не светит. Возможно, такое положение дел было связано и с буйным нравом Роя Томаса: он постоянно конфликтовал с руководством DC и требовал позволить ему сделать из Мэри Марвел девочку-панка, а из Капитана Марвела-младшего — чернокожего подростка. После отказа Томас громко хлопнул дверью и ушел из проекта.

Куда больше повезло другому автору — Джерри Ордуэю. В 1994 году из-под его пера выходит графический роман «The Power of Shazam!», очередной пересказ происхождения Капитана Марвела, но в этот раз более уважительно относящийся к мифологии и сути персонажа (хотя здесь Билли по-прежнему остается мальчишкой в те­ле взрослого мужчины). Важную роль в новой истории также получает Чёрный Адам, которого в старых комиксах обделяли вниманием. Он становится вторым архиврагом Марвела после доктора Сиваны.

Очередной перезапуск персонажа оказался удачнее первого. Ордуэй нащупал тонкую грань между вдохновляющими историями издательства «Fawcett» и комиксами, которых требовали современные читатели, и на эту самую грань он и поместил Кэпа. Графический роман приняли очень тепло, и автору доверили писать новую сольную серию о приключениях Бэтсона. С 1995 по 1999 год выходят сорок семь номеров (плюс ежегодник и специальный миллионный выпуск), в которых формируется обновленная хронология Капитана и появляются его «переосмысленные» союзники и враги. Герой наконец-то прочно закрепляется в современной вселенной DC! Однако весной 1999-го онгоинг о Марвеле вновь закрывают, но сам персонаж из виду не пропадает: Кэп появляется в таких сериях, как «Общество Справедливости Америки», «Superman/Sha­zam: First Thunder» и нескольких других, в том числе в важных кроссоверах. Не отстает от него и Чёрный Адам: «прыгая» из серии в серию, за эти годы он становится сложным и неоднозначным персонажем, играющим не последнюю роль во многих событиях вселенной DC.

Внезапно в 2007 году свою руку к Капитану прикладывает Джефф Смит, титулованный автор серии «Боун». Долгие годы Смит предпочитал держаться подальше от мейнстримовых персонажей, но, по его словам, за историю про такого героя, как Капитан Марвел, он взялся с радостью. В своей мини-серии «Shazam!: The Monster Society of Evil» Джефф по новой создает образ могучего героя и отправляет его в битву против Сиваны и Мистера Разума (действие развора­чивается вне рамок основной хронологии). Но автор и художник в одном лице выдает не просто очередной пересказ происхождения персонажа — он использует фирменный подход, некогда сделавший его серию «Боун» культовой. Повелитель кистей и обладатель уникального ритма повествования, Смит, опираясь на подход художника Чарльза Бэка, превращает события на страницах комикса в масштабный мультипликационный фильм. На выходе получилась интересная серия с ярко выраженным авторским стилем, которая была адресована в первую очередь юным читателям.

Последней значимой серией о Марвеле перед перезапуском в рамках NEW 52 становится серия «The Trials of Shazam!». В ней Капитан Марвел занимает место хранителя Скалы Вечности, а новым защитником магии становится Фредди Фриман.

Перед тем как перейти к финальной части истории персонажа, следует отметить один занимательный факт: за годы, пока самого Марвела «штормило» и держатели прав пытались нащупать правильное направление развития персонажа, у героя то и дело возникали подражатели. Причем источник вдохновения их авторов легко считывался. Речь идет о таких незначительных персонажах, как Фэтмен — Человек Летающая Тарелка (созданный постоянными авторами Капитана — Отто Биндером и Чарльзом Бэком); Тод Холтон — Суперзелёный Берет (мальчик, который надевает берет и превращается во взрослого солдата); За-Вам Неуязвимый (противник Супермена, чьё имя также акроним из имён древних богов и героев).

Среди более заметных персонажей, конечно же, стоит выделить Мираклмена (он же — Марвелмен). История его появления весьма интересна: решение издательства «Fawcett» в 1950-е остановить публикацию комиксов о Большой Красной Шишке поставило в неудобное положение британское издательство «L. Miller & Son», которое занималось выпуском чёрно-белых перепечаток о Капитане Марвеле на территории Великобритании. Англичане не собирались прекращать выпуск серии (у них с продажами было всё хорошо) и быстро нашли выход: они решили аккуратно подменить героя. Так, Билли Бэтсон стал Микки Мораном, а Капитан Марвел — Марвелменом. Главный герой получил свои силы не от волшебника, а от астрофизика, и в их основе лежала атомная энергия вместо магии. А чтобы превратиться во взрослого супергероя, подростку требовалось сказать «Кимота» (что созвучно слову «atomic» наоборот). У Марвелмена даже были два юных помощника — Молодой Марвелмен и Юный Марвелмен. Комиксы стали создаваться усилиями британских авторов, а так как приключения героя оставались всё такими же удивительными и залихватскими, этого хватило, чтобы английские ребятишки быстро позабыли об американском Капитане.

Издательство «L. Miller & Son» кормилось за счет Марвелмена практически десять лет, но после 1963 года герой, как и его прообраз, на некоторое время ушёл в тень. Однако в 1980-х за него взялся Алан Мур и выдал мрачное переосмысление истории, как всегда отличившись от своих коллег по цеху. Мур поставил мысленный эксперимент. Если ранние комиксы о Капитане Марвеле рассказывали о том, как юноша получал суперсилы и становился взрослым, то «Мираклмен» предлагал обратную концепцию: умуд­рённый жизнью главный герой, позабыв о своём альтер эго, страдал от кризиса среднего возраста, но стоило ему вспомнить волшебное слово — и он превращался в мужчину-супергероя в самом расцвете лет. Такой свежий взгляд пришёлся по вкусу читателям. Монументальные шестнадцать глав Мура, которые впервые в истории по-настоящему разрушали основы традиционной супергероики, были продолжены Нилом Гейманом.

А в 1993 году американское издание «Malibu Comics» выпускает на рынок комикс «Prime», ко­торый является частью супергеройской линейки «Ultraforce». Комикс рассказывает о подростке по имени Кевин Грин, который превращается во взрослого героя. Только в этот раз нет никакого волшебного слова: каждый раз при трансформации молодого человека обволаки­вает таинст­венная зелёная жидкость, создавая тело могущественного и высокого мужчины. Во многом этот образ формируется из-за личных впечатлений мальчика: внешность, как у героев голли­вудских боевиков, огромные мускулы и плащ, как у персонажей комиксов 1990-х, и т. д. Кевин называет себя Прайм и становится супергероем. Комикс-серия (звёзд с неба она не хватала) умуд­ряется продержаться на рынке несколько лет, а Прайму даже удаётся попасть в анимационный сериал и на полки игрушечных магазинов, но спустя некоторое время после покупки «Malibu Comics» компанией «Marvel» персонаж оказывается в «комикс-чистилище».

Ещё один заметный подражатель появился в 2010 году. Известный шотландский комикс-­сценарист Марк Миллар и филиппинский художник Лейнил Фрэнсис Ю запускают мини-серию под названием «Superior»: она рассказывает об инвалиде-подростке по имени Саймон Пуни, который получает суперсилы от инопланетной обезьяны. Пуни становится взрослым супергероем по имени Супериор и начинает помогать людям. И хотя завязка и концепт героя очень напоминают Капитана Марвела, Миллар скорее пишет вдохновляющую историю о появлении Супермена в наши дни. «Superior» также запомнился ми­ру за попадание в Книгу рекордов Гиннесса. В 2011 году Марк Миллар и целая армия художников менее чем за двенадцать часов создали специальный выпуск о приключениях супергероя на «Kapow Comic Convention» и установили сразу два рекорда: самый быстро созданный в мире комикс и самое большое количество авторов, вовлечённых в работу над синглом.

Появление всех этих персонажей-подражателей раз за разом доказывало значимость Кэ­па. Его концепт по-прежнему работал. Просто блуждающему герою нужно было отвести правильное место во вселенной DC. И инициатива NEW 52 предоставила ему такой шанс. В 2011 го­ду Капитану устроили встряску и попробовали (в который раз!) сделать его популярным персонажем у новых читателей. За дело взялся один из главных архитекторов современной вселенной DC — Джефф Джонс. Сначала в редакции отказались от имени Капитан Марвел и назвали героя просто Шазам (как выяснилось, большинство читателей так его и называли). Но, памятуя о множестве неудач героя в прошлом, выделять ему личную серию (или даже мини-серию) не стали, и обновлённое происхождение персонажа публиковалось в виде бэкап-истории в ведущем онгоинге издательства — в «Лиге Справедли­вости». Джонс не стал ходить вокруг да около и сразу же сделал ход конем: заручившись поддержкой своего давнего коллеги Гэри Фрэнка, сценарист создал рождественскую историю о мечтах и семейных ценностях (беспроигрышный вариант!), упакованную в обёртку развлекательного блокбастера. Не позабыл он и о насущных трендах, а точнее, о проблеме «diversity», столь волнующей американское общество. Джонс решил её, сделав новое Шазам-семейство этнически разнообразнее. А еще Джефф умело закинул удочки на будущее. В целом все основы мифологии Капитана Марвела были сохранены и переосмыслены так, как того требует современный мир и вместе с тем современный читатель. Шазам неплохо вписался в обновленную вселенную и принял участие в нескольких масштабных событиях, однако собственную серию получил только в конце 2018 года.

Шазам Джеффа Джонса

И уже после Джеффа Джонса к приключениям Капитана Марвела подключился Грант Моррисон: в рамках своего проекта-долгостроя «The Multi­versity» в 2015 году шотландский маг выпус­кает ваншот «Thunderworld Adventures», который нарисовал талантливый художник Кэмерон Стюарт. Всего за один номер авторы смогли возродить магию комиксов «Fawcett» и передать дух новаторских историй из 1940-х. Здесь мы снова встретили Капитана Марвела и его извечного противника Сивану, который задумал очередную гадость. Скрываясь на собственной Скале Веч­ности, негодяй создаёт новый, восьмой день не­дели — День Сиваны, начиная с которого он планирует править Мультивселенной. А ещё он придумывает собственное слово, дающее сверхсилы (угадайте какое?). В комиксе также появлялось Марвел-семейство, Общество Чудовищ, да и вообще — на страницах журнала было разбросано множество «подмигиваний» для фанатов, а финал напряжённой истории заставлял читателя выдохнуть с облегчением и расплыться в широкой и довольной улыбке. Моррисон и Стюарт словно открыли капсулу времени и изъяли оттуда никогда не публиковавшийся комикс золотого века. И более того, они смогли подарить людям не просто захватывающую историю, а впечатления — именно те, что испытывали дети 1940-х, читая комиксы о Большой Красной Шишке. Конечно же, Моррисон не удержался и оставил метакомментарий о том, что супергеройские комиксы должны нести в себе вдохновение и надежду, всякий раз награждая читателей счастливым финалом. И Самый могущест­венный в мире смертный оказался лучшим аватаром для этого высказывания.

Грант Моррисон и Кэмерон Стюарт возвращают дух комиксов «Fawcett» Капитан Марвел — определенно персонаж с непростой судьбой. Он был одной из ключевых фигур, толкающих вперёд развитие рисованных историй, а также оказал огромное влияние на комикс-сообщество: как на рядовых читателей, так и на будущих авторов, решивших посвятить свою жизнь девятому искусству. Но затем Кэп словно ушёл в тень, уступив первые ряды другим супергероям и лишь изредка давая о себе знать. А вместе с тем герой всегда был на голову выше многих спасателей в плаще и маске. Ведь Капитан Марвел не просто персонаж, которого пус­тили в комиксы, чтобы «отработать» пару лет. Время сделало его абсолютной идеей, ничем не уступающей идее Супермена. Он пусть двумерное, но такое живое напоминание о том, как важно доверять ребёнку в своей душе; свидетельство того, что героями нас делают чистые помыслы и бескорыстные поступки, совершать которые можно и без всяких суперсил; и что, поверив в себя, выбраться можно даже из самой безвыходной ситуации. И совсем неудивительно, что слово «Шазам» в среде комикс-поклонников действительно стало волшебным. Не верите? В следующий раз, когда вы почувствуете себя в тупике, закройте глаза, прислушайтесь к себе, а затем громко и уверенно произнесите: «ШАЗАМ!» — и вот увидите: после вспышки молнии и раската грома всё вокруг начнёт меняться в лучшую сторону.

И в кино всё же сходите...

#shazam #longread #лонгрид #лонг#шазам #new52 #dc #комиксы #премьеры #кино

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Александр Правилов", "author_type": "self", "tags": ["\u0448\u0430\u0437\u0430\u043c","\u043f\u0440\u0435\u043c\u044c\u0435\u0440\u044b","\u043b\u043e\u043d\u0433\u0440\u0438\u0434","\u043b\u043e\u043d\u0433","\u043a\u043e\u043c\u0438\u043a\u0441\u044b","\u043a\u0438\u043d\u043e","shazam","new52","longread","long","dc","2"], "comments": 5, "likes": 23, "favorites": 24, "is_advertisement": false, "subsite_label": "read", "id": 45540, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 04 Apr 2019 18:00:19 +0300" }
{ "id": 45540, "author_id": 111003, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/45540\/get","add":"\/comments\/45540\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/45540"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64958, "last_count_and_date": null }

5 комментариев 5 комм.

Популярные

По порядку

1

Круто! Много букв! Прочитал до конца:) спасибо за статью!

Ответить
1

Шазам вам за это.

Ответить
0

О, здесь есть теги...

Ответить
–2

Дежавю

Ответить
0

Есть такое, но в этом лонгриде статья, которая вошла в комикс, выпущенный к фильму. Так что это как бы бо-ольшое такое превью к комиксу "Шазам!" из New 52.

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
EA анонсировала DLC для DLC
для аддона для спин-оффа
Подписаться на push-уведомления