Миф о красоте или какого пола современный капитализм?

Миф о красоте или какого пола современный капитализм?

Эта рецензия больше подходит под рубрику Почитать, но получилась чересчур личной. С другой стороны, блог-платформа у меня сейчас только одна, поэтому оставлю ее тут.

В целях борьбы с моей ранней деменцией решила писать мини-рецензии конспекты того, что читаю.

Наоми Вульф «Миф о красоте»

Примерно месяц назад ознакомилась с классикой феминисткой литературы — Наоми Вульф «Миф о красоте». В целом я и так знала, что участвуя в гонке за красотой и молодостью любое живое существо заведомо обречено на провал; что индустрия красоты в западной культуре заставляет женщин тратить кучу ресурсов и времени на поддержание той самой красоты; что это крадет время, деньги и энергию женщин, которые они могли бы потратить на что-то более приятное или полезное; что ценность женщины в современном мире, каким бы она классным специалистом ни была, определяется ее внешностью и это буквально первое, на что обращают внимание всегда и везде; что эта самая красота может обесценить личность женщины и ее профессиональные успехи; что поддерживать баланс, чтобы выглядеть достаточно привлекательно, но при этом не вызывающе — изматывающая ежедневная рутина современной работающей женщины.

Гонка за красотой

Погоню за ускользающей красотой я наблюдаю с самого моего детства. Моя мама, разведенная женщина с двумя детьми, кандидат наук, преподаватель в вузе и успешная бизнесвумен в свои 40 делала инъекции и подтяжки лица. Ее день начинался в 5 утра, она вставала, делала зарядку, завтракала и минут 40 красилась, чтобы в 9 приехать к первой лекции при полном параде. Я видела, как она, очень привлекательная женщина, смотрела на свое отражение и выискивала недостатки, раздувая их до катастрофических масштабов. Ценилась бы она меньше как специалист и преподаватель без этих всех жертв во имя красоты? Моя мама была убеждена, что да, и пожалуй была права, хотя во мне это тогда вызывало много непонимания.

В 14 лет я заболела анорексией. Я не согласна с Наоми Вульф в том, что это происходит из-за желания соответствовать стандартам красоты. Я убеждена, что РПП связано чаще с глубокой внутренней ненавистью к себе и неприятием женского в себе. Потому что выглядеть асексуальным тощим подростком гораздо удобнее, если хочешь, чтобы тебя и твои слова воспринимали всерьез, как бы смешно это ни звучало. Связано ли это с тем, что общество диктует противоречивые требования для современных женщин, что неизбежно у большинства провоцирует внутренний конфликт? Однозначно да, тут автор права.

Что еще?

Довольно интересная, но не новая мысль о том, что страдания женщин во имя красоты в современным мире нормализованы. Начиная от бесконечных диет и заканчивая эстетической хирургией. Что погоня за красотой и ограничения в еде делают женщин немного нездоровыми и психологически, и физически. Что страдания женщин во имя красоты носят как будто немного религиозный характер, потому что идеал никогда не достижим, но достижение этого самого идеала обещает подарить женщине успех, любовь и счастье.

Интересная мысль о том, что миф о красоте провоцирует войну полов и разобщает мужчин и женщин. Первым она навязывает порноцентричный идеал женщины, по сути несубъектную оболочку, что мешает им получать удовольствие от взаимодействия с живыми женщинами. Или, напротив, стремясь обладать кукольными идеалами ради статуса, они меньше всего хотят видеть в них личность, а когда видят, неизбежно разочаровываются. Женщинам же миф о красоте мешает принимать свое тело и свою сексуальность и в конечном счете получать удовольствие от секса с мужчинами.

Какой гендер у капитализма?

Любопытна логика автора как классика феминисткой литературы. Согласно ей, миф о красоте — порождение позднего капитализма как ответ на эмансипацию женщин и обретение ими экономической, социальной и сексуальной свободы. Его цель — подчинение женщин и стремление не допустить их во власть, а выгодоприобретатели в этой же логике — белые цисгендерные мужчины, которые как бы и олицетворяют современный капитализм.


С другой стороны, Наоми Вульф пишет о том, что миф о красоте вредит отношениям женщин и мужчин, разобщает их, провоцирует войну полов. Более того, следующими жертвами мифа о красоте, пишет Вульф, станут сами мужчины, потому что погоня за недостижимым идеалом красоты слишком успешная маркетинговая стратегия, что в общем то мы уже и так можем наблюдать в современном мире. Мужчины сидят на диетах, жрут протеин и стероиды, проводят кучу времени в спортзале, делают пересадку волос, чтобы приблизиться к некому идеалу красоты, который, как показывают опросы, крайне далек от настоящего мужского идеала самих женщин.


Вполне закономерной реакцией на возросшие требования общества, и женщин в частности, к мужчинам становятся радикальные мужские движения, вступающие в яростное противостояние с феминистками. Социальные опросы фиксируют возросшее напряжение, буквально войну, между зумерами мужчинами и женщинами — первые становятся крайне правыми, обвиняя в своем положении достижение феминизма последних 50 лет, а вторые — крайне левыми. В итоге женщины и мужчины отказываются от отношений друг с другом, рождаемость в развитых странах стремительно падает. А что капитализм? Капитализм придумывает и активно вводит в нашу жизнь технологии, которые компенсируют недостаток людей на рынке труда.

Дак какого гендера капитализм? Кто виноват в кризисе отношений и как его преодолеть? Зависит от оптики, но думается, и инцелы, и феминистки одинаково далеки от правды.

О личном

Раньше я думала, что стереотипы о красоте меня не касаются. Я не угораю по косметике, до сих пор не умею делать нормальный макияж, до недавнего времени вообще была не в курсе, что за кожей лица надо как-то по особенному ухаживать, на ноготочки или брови мне жалко времени, а косметология и эстетическая хирургия казались какой-то дикостью. Но вот мне уже за 30 и возраст, когда можно ничего не делать с собой, чтобы выглядеть хорошо, скоро останется позади. Кажется, что вступление в заранее проигрышную гонку за ускользающей красотой становится вопросом времени. Где вероятность, что в свои 40 я, как и мама, не начну вставать в 5 утра ради многоступенчатого ухода и тратить деньги на болезненные уколы, процедуры и подтяжки?

Кароч, я всерьез задумалась о своей внутренней свободе и страхе старости как страхе потерять не столько здоровье, сколько внешнюю привлекательность. В полной ли мере я могу не участвовать в гонке за молодостью, чтобы оставаться востребованным специалистом или мне придется подстраиваться под ожидания социума и приносить свои жертвы мифу о красоте?

***

А может, как знать, за 10-15 лет мир снова стремительно поменяется и война полов, гонка за красотой станут для нас пережитками прошлого. Мы заведем себе любовников-роботов, перестанем заниматься сексом друг с другом, начнем выращивать новых граждан в искусственных матках и проблема деторождения станет делом государства и общества, а не личным выбором и продуктом любви двух людей. Традиционные гендерные роли уйдут в прошлое, а «Миф о красоте» Наоми Вульф останется историческим свидетельством эпохи гендерных войн.

8
1
43 комментария