Бесконечная шутка

Происхождение Джокера в комиксах.

Бесконечная шутка

Герой хорош ровно на столько, на сколько хорош его злодей. Если брать это мнение за истину, то лучшего героя чем Бэтмен быть не может.

Его «бестиарий» противников насчитывает десятки уникальных персонажей: Двуликий, Пингвин, Пугало, Бэйн и многих других, но все они уходят в тень стоит на сцену выйти ему. Клоун – Принц Преступного Мира, Шут-убийца, Джокер, величайший злодей мира комиксов.

Появившийся в первом же выпуске «Бэтмен», Джокер стал неотъемлемой частью его мифологии. Его создателями значатся Роберт Кейн, Уильям Фингер и Джерри Робинсон, но как и в комиксах Джокер смог внести хаос и в реальный мир. Он сумел разрушить дружбу между художниками и сценаристами, создававшими первые комиксы о Бэтмене. В то время основными противниками героев были обычные гангстеры или, на худой конец, безумные ученные, а издательству были нужны запоминающиеся интересные злодеи. Вот тут и начинается раскол.

Джерри Робинсон утверждал что первым предложил концепцию суперзлодея и принес эскиз Джокера, основанный на классическом рисунке с игральной карты, Боб и Билл были в восторге, как и редакторы DC. Они решили немедленно использовать его в новом журнале комиксов «Бэтмен», работа над которым уже началась.

По словам же Боба Кейна Робинсон пришел к ним с рисунком игральной карты с Джокером, и они действительно воспользовались ею в первой истории о Джокере, а также в некоторых последующих, как его визитной карточкой, оставляемой на месте преступлений. Но в действительности Джерри нарисовал ее уже после того, как Кейн с Фингером придумали персонажа. Неделей позже Билл пришел с фотографией Конрада Фейдта, немецкого актера, сыгравшего в фильме, — «Человек, который смеется», снятом по знаменитому роману Виктора Гюго, с которого и был срисован злодей.

Бесконечная шутка

Ну, и третьей стороной выступает Фред Фингер, сын Билла Фингера, который уверяет, что психопата придумал именно его отец после того, как во время посещения луна-парка на Кони Айленде увидел нарисованное на одном из аттракционов смеющиеся лицо.

Если вы знакомы с миром комиксов, то знаете, что не так давно была выпущена многострадальная мини-серия «Три Джокера» от Джеффа Джонса. Всем кто не знает первопричины, я коротко опишу, как мы до этого дошли.

Бесконечная шутка

В конце «Войны Дарксайда» Бэтмен получает возможность узнать ответ на любой вопрос. Ответ по поводу личности Джокера шокирует темного рыцаря: Джокер не один, а целых три. Такой поворот сюжета благополучно забыли на долгие 5 лет и продолжали рассказывать истории лишь про одного клоуна. Даже с выходом мини-серии не совсем понятно ее положении в непрерывности DC, так как обозначение «Black Label» теперь относят к альтернативам. Дополнительно сложно определить в какое время происходят события. Костюм Бэтгерл и Красного Колпака относятся к началу NEW52, но воспоминания Бэтмена, говорят, что события происходят уже после «End Game». Как бы то ни было, здесь нам были представлены три разных как по поведению, так и по происхождению, Джокера, которых разделили на Преступника, Комика и Клоуна. В итоге в живых остался один Комик, тот самый который был в «Убийственной шутке» и более того Бэтмен точно знает его личность, а жена и ребенок комика оказываются живы.

Идея множества Джокеров выглядела, как минимум, необычной, но реализация оказалась совсем не такой какой ее ждали читатели. За свою более чем восьмидесятилетнюю историю персонаж менял характер подобно перчаткам. Причину всех трансформаций, происходивших с характером маньяка за годы его деятельности, было предложено искать в теории, которую изобрел Грант Моррисон, один из авторов серии «Бэтмен». Согласно его версии, Джокер в плане эволюции сознания находится на шаг впереди остального человечества и каждые несколько лет переживал перерождение, создавая себе новую личность. Поэтому он мог превращаться из хладнокровного убийцы в артистичного клоуна, затем в безумного психопата и т. д. По моему мнению, эта мысль интересней, чем создание Джокера из абсолютно любого человека путем простого купания в химикатах.

Джокер всегда был хаосом, человеком без прошлого, буквальным злом во плоти. Ни один злодей не был так ненавистен семейством Бэтмена, как безумный клоун. Все самые страшные и травмирующие события всегда его рук дело. Неудивительно, что для большинства из них величайшая мечта самолично прикончить его.

И все же оставить такого яркого героя совсем без предыстории не могли, но если у разных персонажей становление обычно остается постоянным, хотя и меняется в мелочах, то у Джокера к единому мнению происхождения до сих пор не пришли.

Первая попытка объяснить его происхождение произошло в «Detective Comics № 168» в истории под названием «Человек в Красном Колпаке».

Бэтмен принимает предложение провести курс криминологии в университете (в то время крестоносец был более открыт к общению с простыми людьми). Во время бесед со своими студентами он вспоминает одно из немногих своих нераскрытых дел — «дело о Красном Колпаке”. 10 лет назад неизвестный преступник с ярким красным колпаком на голове совершил ряд ограблений. Во время налета на фабрику по производству льда Бэтмен загнал злодея в угол, и тот подробно объяснил причину, почему он носит на голове такую штуку: преступников можно опознать по ушам, глазам, форме челюсти, но колпак скрывает все это. Пули из его оружия попали в трубы с газом, но, в отличие от задыхавшегося Рыцаря Ночи, Красный Колпак покинул место преступления без каких-либо усилий. В последний раз Бэтмен встретил Колпака через месяц, во время нападения на карточную компанию “Монарх». Рискнув жизнью, чтобы остаться неузнанным, преступник прыгнул в чан, куда фабрика сбрасывала химические отходы, и его вынесло в реку. С тех пор о таинственном злодее никто не слышал, и все думали, что у него не было шанса выжить.

Вскоре Бэтмен и его студенты с удивлением обнаруживают, что Красный Колпак вернулся и пытается ограбить кассу университета. Пытаясь остановить его, юный Робин травмирует руку, а Человек – Летучая Мышь теряет злодея, когда тот рискует смыться через газопровод.

Общими усилиями студентов и Бэтмена, злодея, продолжающего кружить по студенческому городку, ловят и опознают его как Бенсона, 22-летнего садовника, а в прошлом преступника. Темный Мститель знает, что это не настоящий Красный Колпак: в отличие от оригинала, он побоялся войти в полную газа камеру, поскольку не знал, что его колпак является еще и противогазом. Бенсон признается, что во время первого визита Колпака в университет он подстерег преступника, связал и решил использовать его головной убор, чтобы совершать преступления, вешая их на оригинал. Найдя этот самый связанный оригинал, Бэтмен и Робин узнают в нем своего заклятого врага - Джокер.

Оказывается, загадочный грабитель (имя его так и не называется) был работником лаборатории, который в погоне за легкой наживой рискнул преступить закон. Чтобы остаться неузнанным, он изготовил большой красный колпак. Бандит собирался завязать, как только соберет миллион долларов, и налет на карточную компанию был его последним делом, но встреча с Летучей Мышью навсегда изменила его жизнь. Выбравшись из реки после купания в химикатах и добравшись до дома, преступник снял колпак и увидел себя в зеркале. Сначала он пришел в ужас, но потом понял, что с помощью такой внешности сможет наводить страх на свои жертвы. Разум злодея помутился, и он по-новому начал свою преступную карьеру, назвавшись Джокером. Услышав, что Бэтмен и его студенты заново открыли дело Красного Колпака, шутник решил временно вернуться к этому имиджу, чтобы еще раз посмеяться над готэмским защитником.

Бесконечная шутка

Эта версия оставалась неизменной на протяжении почти четырех десятилетий и неоднократно пересказывалась в дальнейшем.

В конце 80-х, когда вся мифология DCU была пересмотрена, все истории начаты с нуля, прошлое шута-маньяка было пересмотрено Аланом Муром в «Убийственной шутке».

Человеком, который пришел на фабрику в красном колпаке, был несчастный и безобидный безработный комик. Он раньше работал на этой фабрике, но душа его желала другого. Он оставил нелюбимую работу, чтобы осуществить свою мечту – смешить людей, но потерпел неудачу. Ужас бедного комедианта (мы снова не узнаем его имени) усиливало то, что ему нужно было заботиться о беременной жене. В отчаянии он согласился провести мимо охраны на фабрику, где раньше работал, двух мелких уголовников, обещавших поделиться с ним добычей. Но в день ограбления его ждал новый удар: его любимая жена погибла от удара электрическим током. Отныне преступление теряло смысл, но головорезы заставили сломленного горем комика сдержать обещание, мало того, одели на него колпак, рассчитывая, что охрана примет его за главаря. И вот, уже почти ничего не соображая от несчастья, он столкнулся с мстителем в черном, принял его за демона из ада, прыгнул в темноту и очутился в реке, полной химикатов. Как только он увидел в воде собственное отражение, безумие наполняет его сознание.

Полностью отрезанный от прошлого, потерявший работу, семью и даже лицо человек превратился в монстра, не знающего жалости и не признающего ничего человеческого. Типичный для массовой культуры выход «идти мстить» тут не срабатывал: мстить было некому. Жену и будущего ребенка забрал несчастный случай. Оба уголовника погибли от пуль полицейских. Неудачные выступления на сцене не изменить, а роль Темного Мстителя и полиции не была решающей. «Один плохой день может превратить нормального человека в безумца. Это все, что отделяет остальной мир от меня. Всего лишь один плохой день», — говорит Джокер Бэтмену в «Убийственной шутке».

Поведав читателям свою историю, злодей внезапно заявляет, что не уверен, было ли это на самом деле. «Иногда я вспоминаю один путь, иногда другой… Если уж иметь прошлое, то пусть оно будет многовариантным!» – ликует психопат, смеясь над чужой жалостью и сочувствием.

Вариант гангстерской предыстории Джокера предложили главный сценарист «Batman: The Animated Series» Пол Дини и художник Алекс Росс на страницах сборника «Batman: Black & White ” в сюжете под названием “Изучение дела».

В нем двое психиатров из Аркема, изучают случайно найденные в архиве любопытные свидетельства того, что их главный пациент вовсе не так безумен, как принято считать, — совсем наоборот: все указывает на то, что все это время они имели дело с абсолютно рационально мыслящим, дьявольски умным и хитрым подонком, лишь симулирующим сумасшествие.

В этой версии преступников, знавших клоуна-убийцу до его превращения, удается найти без труда: один из них – Эдди Марконе, другой – Динк Фокс. Конечно, в то время никто не называл его Джокером, однако его настоящего имени тоже не знал никто: его звали то Сонни, то Джеки, то Хэп — каждый раз у него наготове был новый вариант. У него не было постоянных сообщников, но он работал на дюжину готэмских банд: всегда первым брался за грязную работу, первым забирал свою долю и первым уходил. И такой подход работал безупречно: даже когда его пару раз вызывали в полицию, против него не было никаких улик, и он всегда имел наготове хорошо оплачиваемых адвокатов, вызволявших его почти мгновенно.

Его жестокость и садистское чувство юмора уже тогда были при нем. Будущий Джокер демонстративно ухаживал за Дебби, девушкой дико ревнивого криминального босса Томми Дойла, – лишь для того, чтобы однажды, послать ее точно под пули дружка, горевшего желанием порешить соперника. Ошеломленный Дойл был арестован и отправлен на электрический стул, а разыгравший все как по нотам остряк прибрал к рукам его территорию и банду.

Отныне он мог совершать преступления чужими руками, но ему не хватало острых ощущений – поэтому он изготовил красный колпак, гарантировавший ему анонимность. В ночь, когда очередной налет был сорван Бэтменом, человек в колпаке понял, что если его схватят, это будет конец всему, – и прыгнул в чан с химикатами. Получив клоунскую внешность, злодей сознательно выбрал эксцентричный стиль совершения преступлений и больше не боялся правосудия: он вел дико жестокую вендетту против Летучей Мыши, зная, что, какие бы зверства не совершил, он неминуемо будет признан безумным и отправлен в психушку, откуда так же неминуемо сбежит.

Еще одно происхождение можно выделить в «Batman Confidential № 7»

Здесь Джокер представлен скучающим преступником, профессионалом настолько высокой категории, что он просто не находит себе интересного занятия.

История начинается с того, что парень по имени Джек сидит в баре и угощает местную барную девку Лину своими горестями. Джек подавлен, потому что его работа неинтересна и скучна. Он рассказывает Лине, что работает брокером по ценным бумагам, хотя на самом деле он грабитель банков. Лини же советует ему отправиться в Готэм, ибо сам город совсем не прост и у преступности там особый путь. Лини, кстати, оказывается будущая Харли Квинн, интересный поворот сюжета в котором за появление Джокера, в не которой степени, виновата и она. Позже ночью, когда Джек и его команда грабят банк, и он впервые встречает Бэтмена и это снова разжигает в нем интерес. Он планирует еще ограбления с намерением привлечь внимание Бэтмена. На этот раз Джек решает совершить набег на благотворительный бал костюмов. Во время их драки будущий Джокер ранит тогдашнюю подругу Брюса Уйна, Лорну Шор, и в ярости Бэтмен бросает бэтаранг, оставляя шрамы на лице Джека.

Джеку удается сбежать, но его захватывает конкурирующая банда и доставляет на фармацевтический завод, где его подвергают пыткам. Джеку удается самому вырваться из заточения и он начинает мстить своими похитителями. Бэтмен прибывает как раз, чтобы увидеть, как гигантский чан с антидепрессантами обрушивается на Джека, унося его в сливную трубу. Когда он проходит в себя, то видит как изменилась его внешность: кожа побелела, а волосы стали зелеными. На следующий день Джокер взрывает дирижабль над Готэмом, наполненный смертельным веселящим газом, отравляя население. Бэтмен ловит его и отправляет в психушку. Интересно отметить, что в этом конкретном происхождении Джокер не называет себя так, это пресса дала Джеку имя Джокер. Уникальность этой истории заключается в том, что она была написана с мыслями о «Темном рыцаре» Кристофера Нолана.

После перезагрузки NEW52 Джокеру попытались дать еще одно происхождение, отныне как харизматичного и беспощадного лидера банды.

Брюс Уэйн сталкивается с тем, к чему не совсем готов, — с преступностью новой разновидности. Хорошо вооруженная и отлично организованная банда Красных Колпаков – угроза в равной степени для простых горожан, представителей власти и криминальных семей вроде Фальконе. Ее члены скрывают свои лица под красными масками и в большинстве случаев не знают друг о друге ничего. Держащий всех их в железном кулаке загадочный главарь проницателен, находчив, остроумен и безжалостен; чаще всего он вербует даже не преступников, а готэмцев, давя на них шантажом или силой.

Решающая битва между Бэтменом и бандой разворачивается на всем известной химической фабрике, где происходит подготовка к угрожающему всему Готэму теракту. В ходе схватки Колпак № 1 выстрелом убивает дядю Брюса, Филипа Кейна, нечистого на руку дельца, пришедшего, тем не менее, на помощь племяннику в нужный момент; таким образом вражда между двумя людьми в масках сразу переходит на личный уровень. При этом саркастичный лидер с каждым разом все больше симпатизирует упрямому оппоненту, предлагает ему место в организации и даже готов показать свое лицо. Бой по традиции заканчивается большим взрывом и падение хохочущего злодея в химикаты.

Далее центральным злодеем «Нулевого года» стал Риддлер, однако история Колпака № 1 получила эпилог в «Красном Колпаке № 25», где человек с забинтованной головой и жутким смехом приходит, чтобы символически сжечь свое прошлое и не оправдавшую ожиданий банду. Бывший лидер закрывает оставшихся членов банды, сломав в подвале их базы ломом газовую трубу и бросив спичку. После чего, наконец-то, начинает радостно хохотать.

Не прошло и двух лет, как Джокер вновь получил новую историю. Основанную лишь на намеках и недосказанностью, она всколыхнула фанатскую базу своей неожиданностью.

В «End game» появлялись, хоть и сомнительные, свидетельства того, что на самом деле Джокер это «Бледный человек», бессмертный в стиле Вандала Севиджаа и Раш аль Гуля, что он старше Готэма и во все времена нес смерть и беды его жителям. Если Севидж обрел бессмертие за счет неочищенной космической энергии, а Рас используя эту же энергию, но уже более чистой его версии в ямах Лазаря, помимо омоложения получал на время безумия, то Джокер в чистой версии Дионисия полностью обезумел.

В дополнительных сюжетах в буйных фантазиях обитателей «Аркхэма» он представал то дьяволом, то киборгом, то давно терроризирующим Готэм демоном-клоуном, то солдатом секретной правительственной программы, то просто человеком, чьи психопатические наклоности проявились в раннем детстве.

Отдельного упоминания заслуживает и так называемые версии «трудного детства» и версии «психопат».

«Batman Streets of Gotham № 19»

В истории Пола Дини мы встречаем ребенка по имени Сонни, которого лечит в клинике Марта Кейн, добрая, высокопоставленная фигура и будущая мать Бэтмена. Его передавали из семьи в семью, но в итоге он оказался на улице. Сонни в конечном итоге становится жертвой химического веселящего газа, нанесенного гангстером Сальваторе Гуццо, который поджигает клинику и похищает ребенка. Гангстеры унижают и постоянно избивают парня, из-за чего его сломанная челюсть неправильно срастается, ознаменуя его шутливую гримасу. Сонни, ставший Джокером, мстит во взрослом возрасте, натравливая гиен на Гуццо, чтобы те съели его живьем.

В комиксе «Batman № 23.1» мы видим бедного ребенка, над которым постоянно издевается психически ненормальная тетя. Она жестоко избивает и запугивает мальчика, а в случае любой провинности чистит щеткой с отбеливателем из-за чего кожа парня становится бледной.

Бесконечная шутка

Ну и на последок, в «The Brave and the № 31» Атом путешествующий по разуму Джокера проникает в его воспоминания. В них Джокер психопат с рождения, убивавший животных ради интереса, а родителей узнавших о наклонностях сына, он просто сжег и ушел восвояси. Год за годом, он убивал, воровал, пока окончательно не нашел себе цель в борьбе против Бэтмена.

158158
23 комментария

Вывод-то какой? Статья просто обрывается.

20
Ответить

Вывод: не будь как Джокер.

33
Ответить

Ты что такой серьёзный?

3
Ответить

По-моему почти каждая попытка рассказать о прошлом Джокера и/илио  его личности и мотивах проваливается с треском. Наоборот, поддерживая максимально абстрактный образ получается гораздо лучше, читатель и зритель сам напридумывает.
Вон, у Нолана очень классно получилось, Джокер постоянно врёт о своём прошлом и от этого выглядит более пугающим и безумным. А зрители могут строить теории из намёков самостоятельно.

8
Ответить

Так может в этом и фишка. Тип куча авторов пишут кучу ориджинов персонажа и никто, кроме самого Джокера (А может и он тоже) не знает что из этого правда и есть ли она вообще. Чем это принципиально отличается от того, что нам рассказывал персонаж в Темном Рыцаре?

Ответить

Напомнило

5
Ответить

Мне нравится думать о Джокере как о мифологическом, практически Лавткрафтовом, существе. 

3
Ответить