Нил Стивенсон «Алмазный век»

Настолько глубоко, что даже не зацепило

После событий романа «Лавина» миновало несколько десятков лет. В книге напрямую ничего по этому поводу не говорится, но, судя по тому, как скакнул технологический прогресс, становится понятно, что времени прошло не мало. Если основной локацией предыдущего романа Стивенсона был киберпанковый Лос-Анджелес, то в «Алмазном веке» нас переносят уже в восточное полушарие. Здесь также старые государства потеряли свою власть и актуальность и фактически перестали существовать. Но здесь им на смену пришли филы – на первый взгляд это что-то вроде франшиз Лос-Анджелеса из «Лавины», но в то же время, по сути, это было нечто совершенно другое.

Фила также обладает всеми чертами самостоятельного государства, но основы такого государства исходят из этнического признака, или обуславливаются религией, либо идеологией, ну или всё вместе. Самыми крупными филами являются Хань – охватившая какую-то часть Китая и Ниппон, что в Японии. Однако нас забросит в филу поменьше – Прибрежную Республику, раскинувшуюся на береговой линии вокруг Шанхая, а сам Шанхай, в «Алмазном веке» заменяет нам, собственно, Лос-Анджелес. Была также и ещё одна весьма интересная территория под названием Новая Атлантида, которая располагалась недалеко от Шанхая.

Нил Стивенсон «Алмазный век»

В то время как во всех остальных филах господствует классический sci-fi, в Новой Атлантиде он перемешан со стимпанком, ввиду того что на этом острове проживают жирующие олигархи-аристократы, которые строят свой «дивный новый мир», опираясь на викторианскую Англию и новейшие технологии. Отсюда и механические лошади, и дирижабли, и строгие костюмы с обязательным присутствием цилиндра у мужчин; не менее строгие манеры, всё по этикету, по закону и по морали. Но при этом местные порядки настолько строги, что граждане Новой Атлантиды кажутся какими-то неестественными — им чуждо активное проявление живых ярких эмоций, у них не процветают ни разврат, ни пьянство – в общем не вкушают они всех самых сочных плодов жизни.

Один из таких неовикторианских буржуев по имени Джон Хакворт, гениальный новоатлантический учёный — создаёт особую книгу – «Букварь для благородных девиц» — интерактивный плод научного прогресса, который с самых малых лет учит ребёнка жизни, то есть вообще всему. Сделал он это по заказу одного очень важного человека, не будем называть имён, но титул этот человек имел лордский… Тот собирался подарить книгу своей внучке, но так вот просто расставаться со своим гениальным изобретением Хакворт не мог, ведь у него у самого была маленькая дочь, для которой он желал только самого лучшего. Поэтому он втайне от всех создаёт копию «Букваря», однако, в день, когда он собирался в полной секретности доставить эту книгу для своего чада, на него нападает банда хулиганов, и в конце концов книга попадает в руки главной героини романа – девочки Нелл, представительницы нижней прослойки населения, кратко характеризующейся как «без рода и племени».

Нил Стивенсон «Алмазный век»

И тут на самом деле было трудно не переживать за судьбу Нелл. Всякая глава, посвящённая ей, в первой трети книги содержала всю тяжесть положения девочки: в этих главах описываются условия, в которых она живёт, описывается отношение к ней матери, а когда ты читаешь, как её с братом раз за разом колотят новые мамкины хахали, сердце так и ёкает. Пусть это и научная фантастика, но от современных реалий это не так уж и далеко. На протяжении всей книги мы следим за тем, как Нелл растёт и меняется, и как «Букварь», который поначалу только рассказывает ей сказки, учит читать и объясняет значения слов, помогает ей и выручает в той или иной сложной ситуации.

Нелл, пусть и главный, но далеко не единственный персонаж книги, в том числе от лица которого ведётся повествование. Часть глав отводятся тому же Джону Хакворту, часть девушке по имени Миранда – актрисе, которая озвучивала реплики для «Букваря», и ставшая настоящей матерью для Нелл, пусть та об этом и не подозревала… Есть главы и судьи, покаравшего бандита-отца Нелл, и самого её отца; главы её брата, главы друга Миранды по кличке Голливуд… В общем, много и даже слишком.

Я просто не успевал привязаться к этим героям, а местами разброс их глав был настолько большим, что, возвращаясь к одному и тому же персонажу, спустя полсотни страниц, я уже забывал, как он оказался в той или иной ситуации. К примеру, опять же, Хакворт: Лорд из новой Атлантиды отправляет его, чтобы найти… кое-что, это спойлер… и вот он уже мчится на механической лошади, попадает каким-то образом в странный храм, с очень живописующим ритуалом, о котором на YouTub’e лучше не упоминать… а потом резко проходит несколько лет… и он уже заросший ароматный бомж, который живёт в пещере и занимается промискуитетом. И я, мягко говоря, просто ничего не понял. Как он докатился до такого, почему он забросил своё суперважное задание, да и вообще так бездарно потратил несколько лет жизни.

Нил Стивенсон «Алмазный век»

А в финальной части книги, когда Нелл уже повзрослела, поумнела и вообще стала крутой мазелью… как бы вам так сказать без спойлеров… в общем бывает в книгах такой переломный момент, когда главный герой должен что-то осознать внутри себя и наконец обрести то, что он искал. И в данной книге проблема состоит в том, что это происходит внезапно, и автор тебе ничего не объясняет, он практически так и пишет «Нелл всё поняла и…» пошла дела свои делать. Меня это, откровенно говоря… возмутило! И сама концовка для меня осталась также непонятной, и как будто обрубленной, будто автор собирался написать эпилог, в котором раскрыл бы дальнейшую судьбу героев, но потом забыл или забил.

И в целом, признаюсь, «Алмазный век» мне читать было довольно тяжело.

От автора «Лавины», да ещё и вроде как от сиквела этой самой «Лавины», я, честно говоря, ожидал большего. Не скажу, что книга мне НЕ понравилась, но и особенно тёплых чувств при воспоминании о ней я вряд ли когда-нибудь буду чувствовать. Вот честно, я пытался погрузиться в проблемы героев, проникнуться их чувствами, но… пожалуй, кроме жалости к маленькой Нелл и сочувствия к её брату, который вроде как много дерьма творил, но о сестре заботился, я никаких эмоций по отношению к остальным героям не испытал.

Нил Стивенсон «Алмазный век»

Основная сюжетная конва меня тоже не захватила: мы читаем о том, как взрослеет и познаёт мир Нелл, как Хакворт ищет непонятно кого, и как Миранда заботится о Нелл через «Букварь». Быть может я просто привык к приключенческим романам, коих в последнее время читал достаточно… не мало. Но конкретно в этой книге искать дух приключений явно не стоит. Этот элемент присутствует, но мне он показался каким-то вялым, а большая его часть пришлась, пожалуй, не на реальный мир, а на сказки, которые читала Нелл.

И вот тут я тоже не совсем понял, с какой целью автор так много времени уделяет этим рассказам, их ну прям очень много. Да, множество этих сказок, как бы предвосхищало те события, которые позднее коснутся девочки, но… Нил, вот серьёзно, я пришёл сюда, чтобы читать фантастику, а не детские сказки. Вы скажете, что мой взгляд поверхностный и я не зрел в глубину этих сказок, наверняка в них что-то есть! Что-то в них есть (много-много отсылок), это определённо так, но читать их было просто скучно.

И ещё как-то обидно стало, что в книге не встретилось ни одного упоминания героев предыдущего романа. Здорово, что в «Алмазном веке» Стивенсон объяснил, что именно произошло с мировой экономикой, из-за чего старый порядок резко навернулся, и всё пришло к киберпанку «Лавины» с американскими франшизами и азиатскими филами «Алмазного века. Но ни Хиро Протагониста, ни Искренне Вашей, увы, в тексте данной книги не промелькнуло.

Нил Стивенсон «Алмазный век»

Меня позабавил один момент, когда старая дряхлая бабка – глава школы, в которой обучались благородные девицы – сказала, что в юности она была крутой скейтершей. И тут я задумался: а не намёк ли это на И.В., ведь она также гоняла на скейте, работая на Службу Радикальной Доставки. Возможно, это лишь совпадение, но мне хочется верить, что это была она.

В целом «Алмазный век» мне было читать не так приятно, как «Лавину», читать буквально. В предыдущем романе Стивенсона я прямо чувствовал его язык, его стиль и кайфовал от чтения, даже не смотря на то, что меня не очень-то цеплял сюжет. Не скажу, что «Алмазный век» написан прямо совсем по-другому, но таких искусных оборотов, сравнений, фирменного Стивенсонского стёба – этого как будто бы стало меньше.

Но, признаю, порой были моменты, заставившие меня улыбнуться. Полковника Сандерса в Прибрежной Республике считают великим философом старых времён, а его рестораны Kentucky Fried Chicken стали считаться святыми местами, храмами. Или вот судебный процесс над отцом Нелл в начале книги. Вот там Стивенсон прямо разгулялся, это одна из моих любимых глав. Он даже назвал её «Суд над Бадом; примечательные черты конфуцианской системы судопроизводства».

«Судья Ван нечасто оказывался за таким столом — только если его пытался подмазать кто-то поистине значительный — и, хотя никогда сознательно не поддавался на подкуп, но вкусно пожрать любил».

В общем, стёб остался, но его стало заметно меньше, и после «Лавины» это прямо остро чувствуется.

Нил Стивенсон «Алмазный век»

Местами чтение усложнялось обилием терминов, придуманных Стивенсоном. Описывая мир своей книги, он вводит столько новых понятий, что ты начинаешь теряться, и если где-то он может тут же ненавязчиво объяснить значение того или иного слова, то некоторые его «неологизмы» оставались для меня загадкой чуть ли не на полкниги. Особенно долго я не мог понять, что такое «рактивки» и производные от них…

В конце концов я не почувствовал и никакой связи с «Лавиной» — другое время, другие герои, другой сеттинг, даже структура романа уже стала иной. Я не филолог, не литературовед, и не пытаюсь косить под умного, потому что я на самом деле тупой и ничего не смыслю в тонких материях... Но, надеюсь, что обычным читателем, пусть и не самым умным и не самым начитанным, назваться могу... И я просто хочу сказать, что суть книги, её основной смысл это без сомнения очень важно, но также не менее важно и обличение главной мысли произведения в интересную оболочку, динамичную или же пробивающую на глубокие чувства, одним словом захватывающую или цепляющую, как угодно.

Так вот при всех своих задумках и отличительных чертах сеттинга, содержательная часть, то бишь история основных героев, меня не раскачала, не заставила впиться глазами в страницы книги и жадно поглощать их одну за другой. В общем, «Алмазный век» для меня оказался паровозиком, который не смог. Моя оценка 6 баллов из 10 и рекомендация подходить к этой книге с осторожностью.

Нил Стивенсон «Алмазный век»
4949
22 комментария