Проект подготовлен при поддержке
Ретро
Семён Костин

Официальные журналы PlayStation Статьи редакции

(1998-2008)

Sega не смогла выйти на российский рынок со своим журналом Sega Pro, но это удалось сделать Sony. В конце 1997 года Агарунов приобрёл лицензию британского журнала Official PlayStation Magazine у издательского дома Future Publishing. В Британии журнал издавался с 1994 года и заслужил репутацию независимого издания. Что, впрочем, довольно спорно, так как Sony напрямую спонсировала журнал, помогала с демо-дисками, организовывала интервью с разработчиками и размещала в нём рекламу.

Российское издание получилось компактным. На 80 страницах расположился базовый набор рубрик: новости, превью, обзоры, интервью, спец, гайды, комиксы и уголок читательских писем. Несколько раз в год выходили репортажи с крупных игровых выставок. Комплектовали журналы официальными дисками от европейского отделения Sony с игровыми демками (до семи на диске).

Главная цель российского OPM была — рассказать читателям о популярных и интересных играх для PlayStation. Материалы писали российские авторы, в том числе будущие известные лица «Страны Игр». В разные годы над журналом успели поработать Михаил Разумкин, Александр Щербаков, Валерий Корнеев и Константин Говорун. Российское издание отличалось от британского ещё и тем, что наши соотечественники не стеснялись упоминать конкурентные консоли. Например, в новостной колонке OPM можно было наткнуться на упоминание игр для Sega Dreamcast.

Закат журнала наступил с выходом PlayStation 2. Начиная с 2000 года редакция рассказывала об играх для новой консоли и освещала последние релизы уже безнадёжно устаревшей PSone. Финальный номер Official PlayStation Magazine вышел в августе 2002-го. Журнал закрыли, а редакция в полном составе перешла в «Страну Игр».

«Страну» и OPM выпускало одно издательство, коллективы этих журналов частично пересекались. Подозреваю, что зайти туда познакомиться меня надоумил Алекс Яремчук — в «Dраконе» он печатался под псевдонимом Mac Fank и как раз начал публиковаться в OPM, которым тогда рулил Миша Разумкин. Мише очень не хватало толковых сотрудников, я пришёлся ко двору. Прощальный номер готовил в статусе главреда, потому что Разумкина уже перебросили руководить «Страной».

Official PlayStation в итоге оказался для части его редакции такой тренировочной площадкой, служебным входом в СИ. Арт-директор OPM Алик Вайнер потом тоже делал с нами «Страну».

Валерий Корнеев
бывший автор и главный редактор журнала

Future Publishing перезапустила журнал под названием PlayStation 2 Official Magazine, поэтому Gameland была обязана заключить новый контракт с британской стороной. Переговоры длились полгода и закончились полным провалом. Future Publishing запросила огромную сумму за лицензию OPM 2, в несколько раз больше, чем за первый OPM. В итоге Дмитрию Агарунову пришлось отказаться от покупки и сосредоточить основные силы на развитии «Страны Игр».

Как мне рассказывали позже, за лицензию на него Future попросила в шесть раз больше, чем за OPM, что сделало весь проект невыгодным.

бывший главный редактор «Страны Игр» (2014 год)

Удивительно, но OPM 2 всё-таки появился в России. В конце 2005 года его выпускал издательский дом Solitary Publishing, основанный выходцами из компании Gameland. Руководил журналом сначала Олег Коровин (бывший автор «Страны Игр»), позже Дмитрий Резников (бывший главный редактор MegaGame). OPM 2 выходил один раз в два месяца. В основном его распространяли в сетях магазинов «Союз», «М.Видео», «ИОН», «Хит Zona», «Настроение» и GamePark.

Журнал комплектовался Video DVD (трейлеры, геймплейные нарезки) и DVD с подборкой демоверсий свежих игровых релизов. На протяжении четырех лет в нём писали про игры для PlayStation 2, PlayStation Portable, освещали запуск PlayStation 3 и её стартовую линейку игр. В конце 2005 года к журналу попытались привлечь авторов из «Cтраны Игр», но работали они недолго. Авторам перестали вовремя платить, и к осени 2006 года в журнале остались только переводы из британской версии OPM.

Параллельно с PlayStation 2 Official Magazine компания Solitary Publishing издавала журнал PlayStation Portable’ The Official Guide. Журнал был целиком посвящён PSP, выходил дважды в месяц, распространялся в игровых магазинах, целиком состоял из переводов и имел скромный тираж в 20 тысяч экземпляров.

В октябре 2008-го Solitary Publishing переименовалось в Sun Publishing, закрыло оба журнала и перезапустило их под названием «PlayStation Официальный журнал — Россия». Новое издание рассказывало об играх для PlayStation 3, PlayStation 2 и PSP, но продержалось всего два номера. Издательство закрылось в самый разгар финансового кризиса. Последний журнал Sun Publishing вошел в историю как первое и последнее игровое издание с приложением в виде Blu-ray диска. Больше на этот шаг никто не отважился.

Если оглянуться назад и объективно оценить издания Solitary Publishing, то можно понять, почему они провалились — их было просто скучно читать. В 2006 году в PlayStation 2 Official Magazine работали отличные авторы, но после их ухода журнал окончательно превратился в рекламную брошюру от Sony. Ни интересных рубрик, ни значимых имён или авторских колонок. Просто сухой пересказ пресс-релизов и немного коротких обзоров. Маленький тираж и распространение в специализированных магазинах тоже сделали своё дело.

Парадоксально и то, что издательский дом Mediasign четыре года выпускал собственный журнал про консоли семейства PlayStation — русскоязычную версию американского журнала PSM (PlayStation Magazine) от Future Publishing. PSM куда больше повезло с распространением — он продавался в палатках с прессой, а также в магазинах сетей «Ашан» и «Перекрёсток». Однако известность он так и не получил, и тоже остался в тени популярных изданий.

Вновь не обошлось без переводов, правда, на этот раз переводили только новости и превью. Обзоры и лонгриды писал скромный коллектив из шести авторов. Должность главного редактора занимал Максим Еремеев. В постоянных авторах журнала числился Артём Габрелянов — будущий генеральный директор издательства комиксов «Bubble».

PSM — это журнал для людей, которые любят играть в игры на PlayStation, а не читать о них. Вот так вот всё просто. То есть, мы не ставим перед собой задачу привлекать только подростковую аудиторию или, не приведи Господь, отправляться на поиски Святого Грааля аудитории взрослой. Мы определяем свою ЦА просто: есть у вас дома PS2, PSP или желание одну из них купить — значит, вы наш потенциальный читатель. А уж 12 вам лет или 25 — это вопрос десятый. И при этом мы стараемся быть проще, ярче и веселее. Кто сказал, что простота хуже воровства?

главный редактор русского PSM (2005 год)

В феврале 2008 года PSM перестал выходить в виде отдельного издания. Следующие полгода PSM добавляли в журналы PC Gamer и ТЗ в виде небольшого бесплатного вкладыша. Осенью 2008 года издательский дом Gameland выкупил Mediasign и к зиме закрыл оба журнала из-за убытков. На этом и завершилась история официальных журналов PlayStation в России.

0
15 комментариев
Написать комментарий...
Иван Братанов

Немного оффтоп
Ну если говорить о журнал по одной платформе, то помню раньше был PC игры. До сих пор часть храню. Довольно ламповые были.
После их закрытия перестал вообще брать журналы. Игромания вообще не доставляла того удовольствия от чтения

А вообще подобные журналы позволяли почувствовать себя частью какой-то своеобразной группы. В детстве это было особенно ощутимо

Ответить
Развернуть ветку
Аюр Санданов

В предыдущей главе про него рассказывается, довольно интересно.

Ответить
Развернуть ветку
Сталинский ящик

Через ОРМ потом подсел на «Страну игр» и пошло-поехало. Доса у родителей до сих пор лежит тот самый «последний номер». Даже обидно, что так мало получилось написать про ОРМ(

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Клименко

OPM был любимым журналом в детстве (99-00 гг). Читал от корки до корки, писал письма в редакцию, нашёл себе друзей по переписке из числа читателей.

Ответить
Развернуть ветку
Neuro Mantic

Почитывал в свое время OPS2M и PSM, второй застал как и отдельными выпусками, так и вкладышами. Лампово было.

Ответить
Развернуть ветку
vld.cross

В детстве у меня не было ПК, но были консоли. Консольную прессу сметал как сумасшедший, потому что казалось, что это что-то узконаправленное и только для тебя одного. До сих пор лежат стопки с psm и opm2 бережно завернутые в файлики, не знаю зачем, но когда натыкаюсь, становится очень хорошо. Были охеренные постеры, иллюстрации и двд, а в конце список с кучей игр с микроревью и ссылками на местные магазины. Про демки вообще молчу. В детстве всегда удивлялся, как за такие деньги раздают демки на диске, который читает не прошитая фатка.

Ответить
Развернуть ветку
Yuri Ly
Сейчас уже сложно представить издание, пишущее только об одной платформе
Ответить
Развернуть ветку
Семён Костин
Автор

Ключевое — издание

1. Официальный блог, который ведёт один человек. Не СМИ. Без адекватных рецензий или какого-то анализа. Часть материалов переводные.
2. Фанатский сайт, который позиционирует себя как блог. Не СМИ

Ответить
Развернуть ветку
Nintembo of Chechnya
Главная цель российского OPM была — рассказать читателям о популярных и интересных играх для PlayStation.

Ой ли? По крайней мере в первых выпусках просто таки сквозило презрение к psone. Авторы, искренне презирающие консольные игры, всячески выебывались, упивались со страниц журнала желчью и дружно дрочили на пекашечку. Привет Щербакову и Романову.

PSM (PlayStation Magazine)

Еще одно омерзительнейшее издание Отличалось совершенно ублюдочными текстами, полными спермотоксикоза авторов (гыгы сиськи-письки, "стики дуалшока так похожи на женские соски, так бы их и облизал") и панибратским и хамским отношением к читателю. Уж не знаю, переводные это были высеры или уже наши "авторы" постарались, но читать это было противно.

Ответить
Развернуть ветку
Семён Костин
Автор
Ой ли? По крайней мере в первых выпусках просто таки сквозило презрение к psone. Авторы, искренне презирающие консольные игры, всячески выебывались, упивались со страниц журнала желчью и дружно дрочили на пекашечку. Привет Щербакову и Романову.

Вот прям в каждом номере не было таких перегибов, а через год они и вовсе исчезли. Тут дело в несколько бунтарском тренде, который тогда витал. О нём почему-то все забывают и ставят сейчас в минусы, но тогда это была норма. Если почитать «Страну Игр» до 1999 год, то там аналогично. То они PlayStation хвалили, то наоборот —разносили в хлам, при этом тащились от недоступной N64 и Sega Saturn. Об этом я написал в главе про «CИ», кстати.

Что касается оценок в первом OPM, то я не помню какие-то незаслуженных рецензий. Если игра плохая, то об этом писали открыто. 

Уж не знаю, переводные это были высеры или уже наши "авторы" постарались, но читать это было противно.

Зависит от периода. Одно время было пополам, потом русских материалов стало больше.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Paramonov

Про сиськи-письки были преимущественно переводные статьи, русские авторы писали более сухо и сдержанно, на это был сделан поинт. А в приложении вообще осталось 30% переводов и 70% "наших" текстов.

Главным бичем раннего руPSM были зарубежные тексты, которые переводили переводчики без геймерского стажа за плечами от слова совсем, при этом ранняя редакция как-то пропускала все эти перлы мимо глаз, уж не знаю, осознано ли или просто с желанием быть ближе к первоисточнику (как другие продукты ИД вроде T3 и DigitalPhoto).

Ответить
Развернуть ветку
Семён Костин
Автор

Занятно, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Paramonov

Спасибо за такой материал (вижу по первым твитам, писался еще с 18-го года)! :) Чуть понастольгировал по былому.

Ответить
Развернуть ветку
Stas Stan'ko

Ого, не знал про журнал исключительно о PSP. Я немного коллекционирую диски на нее, интересно было бы узнать, сколько номеров выходило?

Проверил на Авито, продают два продавца самый первый номер за 2007 год, один за 540 рублей, второй за 1500 :)

Ответить
Развернуть ветку
Артур Филоненко

В ОРМ в поздних выпусках было интереснейшее письмо от наркомана,который бросил употреблять благодаря ff7.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 15 комментариев
null