От виртуальной энциклопедии до Riot Pixels

Повсеместное распространение интернета в России началось в самом конце 90-х, но серьёзная игровая журналистика долгое время избегала сети и оставалась на бумаге. Спустя 19 лет появилось более сотни игровых сайтов, но значимых ресурсов едва ли наберётся на дюжину. Одна часть сайтов копировала друг друга (как вариант — западные аналоги), у других — почти не было уникального контента. Так что в этом разделе мы коротко расскажем только об интернет-порталах, которые хоть как-то повлияли на современных игроков и российский интернет.

До нулевых игровая журналистика в интернете пребывала в зачаточном состоянии. В первой половине 90-х игры обсуждали исключительно в сетях FidoNet и BBS, а ближе к 1996 году открылись первые любительские сайты. Их владельцы переписывали новости с крупных зарубежных порталов и публиковали собственные обзоры. Яркий пример — Russian Gaming World (будущий GameMag) от Александра «Shtirlitz» Исаева.

Формально — это обычные блоги, которыми управляли несколько человек. Тренд любительских игровых сайтов продержался до 2003 года. Последний заметный сайт — это ныне закрытый консольный ресурс Pristavki.net от Константина Говоруна.

<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fweb.archive.org%2Fweb%2F20010722203253%2Fhttp%3A%2F%2Fwww.pristavki.net%2F&postId=125787" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Слепок</a> главной страницы Pristavki.net
Слепок главной страницы Pristavki.net

Если вернуться чуть назад, и попробовать найти отправную точку, то все пути ведут к порталу Absolute Games. Проект был основан в «эпоху описаний», когда игровые журналы только начинали свой путь, а книги с прохождениями ещё не исчезли. В 1996 году два московских студента Вячеслав «Sly» Голованов и Андрей «Zombiek» Шевченко решили создать электронную энциклопедию игр. Профинансировать проект согласилась компания «Акелла», которая вложила в него семь с половиной тысяч долларов.

Сделав демоверсию продукта, по-моему, на десяток игр, Зомбик и Слай начали обивать пороги российских издательств, существовавших в то время. Им повезло на пороге компании «Акелла», кстати, существующей и по сей день. Разрекламировали проект, обговорили условия — и понеслось. $7500 на троих бедных студентов в 1996 году — деньги были феерические. Спец.теги для memory shake: Долгопрудный, ДМЗ, дирижабли, ткань, каяки. Сложно описать словами титаническую работу, которую мы проделали над этим проектом. 14 часов в день на протяжении нескольких месяцев. Но только так и рождаются хорошие проекты.

Из истории AG, написанной Вячеславом Головановым и Андреем Шевченко (2011 год)

Вначале команда разработала версию под DOS, потом под Windows. К 1997 году вышла последняя версия энциклопедии, которая насчитывала 3500 игр. Каждая игра в ней была проиллюстрирована скриншотами, снабжена описаниями, чит-кодами, сохранениями и прочим полезным контентом. Во время просмотра на фоне звучали саундтреки из игр.

Энциклопедия компьютерных игр от «Акеллы» и будущей команды AG

После завершения работы над проектом Вячеслав Голованов и Андрей Шевченко писали в журнале «Навигатор игрового мира». Правда, недолго: уже в 1998 году они запустили веб-версию энциклопедии. На сайте открылся раздел игровых новостей, превью, обзоров и демоверсий. Основный заработок шёл с рекламных баннеров.

К началу нулевых Absolute Games выкупила компания Golden Telecom, команда сайта получила постоянное финансирование. В это же время расширился штат постоянных авторов, ресурс быстро развивался и вышел на первые позиции рейтинга Rambler Top-100. На сайте можно было прочитать обзор, параллельно изучить скриншоты в галерее и скачать демоверсию игры. Кто-то заходил ради свежих патчей, чит-кодов и форумных баталий.

AG.ru образца 2004 года
AG.ru образца 2004 года

Пик популярности AG пришёлся на период с 2003 по 2008 год, когда у сайта появился узнаваемый дизайн и довольно хлёсткие рецензии от постоянного состава редакции.

Больше всего прославился Владимир «Nomad» Горячёв — шеф-редактор AG и главный рецензент сайта. В своих коротких, но очень придирчивых рецензиях он «разносил» даже те игры, которые сегодня считаются культовыми. Горячёв сильно раскритиковал The Elder Scrolls IV: Oblivion, F.E.A.R, Gothic, S.T.A.L.K.E.R, Hitman 2: Silent Assassin, Star Wars: Republic Commando, Star Wars Jedi Knight — Jedi Academy, Silent Hill 3, Silent Hill 4: The Room и прочие известные проекты нулевых.

Это и отличало AG от большинства игровых сайтов и журналов. Оценки сайта были заметно ниже, чем у популярных печатных изданий. Мнение редакции часто не совпадало с мнением читателей, поэтому на сайте ввели два рейтинга — автора AG и посетителей. В какой-то мере это уравняло читателей и редакцию (первые несколько лет под рецензиями стояла сноска «на наше мнение можно положить(ся)»). Но позже все несогласные с мнением автора могли высказаться на форуме и в отдельных случаях — заслужить почётный бан.

Nomad разносит культовые (сегодня) игры

В середине нулевых на базе AG открылись дочерние сайты, посвящённые популярным игровым сериям. Сперва были запущены Grand Theft Auto AG и «Геройский уголок» (всё о серии Heroes of Might and Magic), потом «Летописи Тамриэля» (игры серии The Elder Scrolls) и одновременно — Gothic AG и Wasteland Chronicles (постапокалиптические игры). Каждый подсайт имел собственную обширную энциклопедию, обзоры новейших модификаций, аналитические тексты и раздел фанатского творчества.

«Летописи Тамриэля» — главный российский фан-сайт серии The Elder Scrolls в середине 00-х
«Летописи Тамриэля» — главный российский фан-сайт серии The Elder Scrolls в середине 00-х

Закат AG начался в декабре 2011 года, после того, как сайт почти за миллион долларов купила «Рамблер-Игры» и сделала его частью Kanobu Media. Осенью 2012 года руководство «Канобу» решило скорректировать концепцию сайта и вполовину урезать гонорары для внештатных авторов. Это привело к конфликту между двумя изданиями и дальнейшему уходу всей команды с портала.

В понедельник руководство Kanobu Network сообщило нам о снижении зарплатного фонда внештатных авторов на 50% сроком примерно до марта следующего года. Отметим, что подавляющее большинство сотрудников AG.ru оформлены именно как внештатники. В условиях столь низкой оплаты труда мы не смогли бы продолжать работать на сайте.

Официальное заявление команды AG от 29 ноября 2012 года. Оно удалено руководством «Канобу», но его копия сохранилась в WebArchive

Новый коллектив не сумел воскресить AG и сравниться с командой Шевченко и Горячёва. Каждый год посещаемость сайта неуклонно падала. Энциклопедию обновляли ещё несколько лет, однако к 2016 году ресурс был окончательно заморожен. Последние островки жизни оставались на форуме, но и он закрылся в октябре 2018 года. Сейчас энциклопедия Absolute Games и все её дочерние сайты существуют лишь в виде архива.

Последнее обновление старого AG
Последнее обновление старого AG

Некоторые пробелы в истории с закрытием AG стали известны лишь в феврале 2019-го. Об этом в своём твиттере рассказал предприниматель Гаджи Махтиев, основатель «Канобу». В итоге это вылилось в обширную дискуссию между Махтиевым и бывшими сотрудниками AG.

По словам Махтиева, AG.ru нужно было переводить с серверов «ВымпелКома» к «Рамблеру», и в этот момент команда сайта во главе с Андреем Шевченко запросила увеличение зарплат. Махтиев отметил, что денег AG.ru в тот момент не приносил, а команда при этом запросила слишком большую сумму.

Не помню в абсолютных цифрах, но пропорции апгрейда были примерно «было 3к, хочу $10к». Одним словом, это сразу влияло на всю экономику проекта, потому что AG ни черта не зарабатывал. Ребята (после того, как Зомбик продал AG и вышел в кеш) ежемесячно просто «брали деньги из тумбы».

Гаджи Махтиев, основатель «Канобу» и владелец AG

После публикации этой новости на DTF в комментарии пришёл Андрей Шевченко и назвал ложью запрос увеличения зарплаты «с 3 до 10 тысяч долларов» и высмеял тот факт, что он «стоил компании 10 тысяч долларов». «Странно, что Гаджи не упомянул про добровольно-принудительный перевод сотрудников на ИП» — также заметил Шевченко.

Он отметил, что в итоге они сторговались для каждого сотрудника редакции отдельно. Сам он, по его словам, получал 100 тысяч при «Билайне» («Вымпелком»), а после сделки стал зарабатывать 170, согласившись создать ИП.

Гаджи Махтиев в Твиттере отверг слова Шевченко, предоставив ещё несколько скриншотов из переписки. Судя по ним, главный редактор, по мнению команды AG.ru, должен был получать 4 тысячи долларов в месяц, а управляющий сайтом — 7,5 тысяч. Также Махтиев опубликовал скриншот ведомости, где видно зарплату Андрея Шевченко — 4 тысячи долларов. Если учесть повышение зарплаты и налоги, то получается больше 10 тысяч долларов. Столько, как утверждает Гаджи Махтиев, Шевченко и стоил компании.

Андрей Шевченко, впрочем, усомнился в подсчётах Махтиева и сообщил в результате цифру 5,8 тысячи долларов. На этом закончился спор между основателем AG и владельцем «Канобу».

В августе 2019 года AG был перезапущен. Теперь это русскоязычная версия RAWG, крупнейшей кроссплатформенной базы игр, которую также развивает основатель «Канобу» Гаджи Махтиев. Контент с оригинального AG.ru (новости, обзоры, файловый архив) создатели RAWG перенесли в «музей», а база игр «выросла» с 34 тысяч до 340 тысяч наименований.

Новый AG
Новый AG

После закрытия AG старая команда запустила собственный портал под названием Riot Pixels. Формат не изменился, но в этот раз решили нацелиться на мировой уровень. Новая игровая энциклопедия поддерживает более 10 различных языков. По открытым данным Alexa её активно посещают жители Испании, Франции и Индии.

Впрочем, сайт так и не смог получить широкую популярность. После кризиса 2014 года Riot Pixels перестал развиваться, а все доходы от проекта резко упали. Об этом заявил сам Андрей Шевченко в ответе на читательские вопросы. По его мнению, во всех проблемах ресурса виноват финансовый кризис 2014 года.

Мы нормально росли 2013-2014 по баблу до «крымнаша». А через три месяца после такового — началось. Сокращения бюджетов на РК, падение (или в лучшем случае — удержание) цен. Конечно, мелкие и средние площадки пострадали быстрее и сильнее крупных. О причинах, надеюсь, говорить не надо. Именно с развитием кризиса началось постепенное угасание активности по развитию сайта. Тут прямая зависимость от бабла, к сожалению.

Есть деньги на девелопера — есть разработка, нет — нету. Наш коллектив, в большинстве своем — не студенты, многим из которых доширака бы хватило. У многих семьи, дети, да не по одному. Обычная реальность.

Андрей Шевченко, руководитель Riot Pixels (2016 год)
Riot Pixels в 2020 году
Riot Pixels в 2020 году

Развитие проекта пока что остановилось. Многие старожилы покинули команду и сейчас работают в игровой индустрии или в сферах, которые совершенно не связаны с играми. Владимир «Nomad» Горячёв занимает должность шеф-редактора, но сейчас почти не пишет обзоры (он изредка публикует партнёрские тексты продукции компании Razer). С 2001 года параллельно с написанием текстов он занимался локализацией игр на русский язык — сегодня это его основная работа.

Обзоры новинок выходят на Riot Pixels с большим опозданием и при этом собирают сотни недовольных комментариев, как во времена старого AG. Наглядный пример — скандальные рецензии на Marvel’s Spider-Man и Control.

Nomad бесцеремонно разносит Кодзиму и серию Metal Gear
Nomad бесцеремонно разносит Кодзиму и серию Metal Gear
6363
35 комментариев

Сейчас, когда играм вообще не ставят оценки ниже 8 из 10, рецензии Номада выглядят особенно хорошо, жаль что это время ушло. 

11

рецензии Номада выглядят особенно хорошоЕсли только не смотреть на его оценки Neverwinter Nights и Dragon Age 2)

6

Давайте вспомним классику
https://old.ag.ru/games/s-t-a-l-k-e-r-clear-sky/review

7

Я уж боялся, что не сохранили! Ради такого иногда заглядывал на старый аг.

Про аг.ру узнал из веселой рекламы в Игромании - той самой, которую со временем на аг.ру хулили основательно, а та в нулевых рядом со своими оценками приводила в пример оценки аг.ру и рекламу. Забавно. 

Сначала на сайт забегал буквально на минутку, диал-ап был, страницы с рецензиями выкачивал специальной программкой для чтения в офлайне. С развитием интернета бывал там почаще. Пожалуй больше всего подкупало то, что в одном месте можно было обсудить игру, рецензию, темы по каждой игре закрепляли и в первом сообщении собирали всю важную информацию. Юношеский максимализм бунтовал по поводу того, что запрещалось обсуждать "кряки" и "носд" - кругом же одни пиратки, кого еще обсуждать? ))) Доходило до забавного, что пользовательскую оценку нельзя было выставлять 3 вроде дня после оф. релиза. Потом были забавные теории заговора о том, что после появления оценки рецензента пользовательская оценка тут же уравнивается с ней - о чем было дополнительно сказано в разделе о сайте, почему так. Еще вроде была фишка, которую я нигде не видел - в теме обсуждения игры у пользователя снизу была подпись, сколько он поставил ей на портале. Иногда это приводило к очень забавным ситуациям. Ближайший аналог появился только в стиме, когда в обсуждении видно, кто приобрел игру - сразу видно, кто с торрентов заглянул.

Несмотря на острую критику у того же номада выходили не только короткие, но и основательно длинные рецензии на хиты, где он хвалил и ругал. Хотя иногда да, рецензия словно подводила к длинным обсуждениям на форуме, кто прав, а кто нет. 

Тематические подсайты до ухода команды были отличные, я по поисковым запросам из гугла регулярно туда захожу.

С момента ухода команды считал Канобу и Гаджи злодеями, но когда спустя годы приоткрылась завеса о подробностях, то прямо скажем, возникло много вопросов. 

Но вот что реально вызывало вопросы - регулярное набрасывание политоты целыми статьями или в комментариях, хорошо поддержаное авторами ресурса. Начиналось с обсуждения СоН2 и ее "запрета", кульминацией можно назвать эту статью: http://riotpixels.com/doigralis-do-koshhunstva/ в комментариях народ знатно прифигел от такого. Потом были экспертные оценки кризиса от самого Шевченко и т.п.

Я не знаю, зачем команда такое тащила на сайт, даже по просмотрам и комментариям было видно, что это быстро надоело. Люди ведь приходили на ресурс за статьями про игры. Их, кстати, было немало и хороших. Например Анна Киселёва вела самую интересную на моей памяти рубрику "Байки из локализаторской", бесценные инсайды: http://riotpixels.com/author/sunnykitten/

MC Pixel - обзор музыки в играх, весьма подробно и с множеством примеров: http://riotpixels.com/category/articles/mc-pixel/

Все это загнулось где-то к 16му году. Еще хочется выделить статью Номада "Gone Old Games", которую регулярно нахожу и сегодня, перечитывая с удовольствием (хотя кое-что оттуда уже можно убирать): http://riotpixels.com/gone-old-games-column/

Ну и наверное все, что можно сказать о ресурсе сегодня. Я по привычке захожу на форум в пару тем (обсуждение стима в России и изредка по актуальным играм), наверное просто потому, что не нашел где еще это обсуждают активно. Новости гораздо актуальнее читать на дтфе, рецензии на стопгейме (ища альтернативу спросил в ленте стима у друзей, где они читают рецензии и больше половины назвали СГ - показатель), может когда-нибудь найду и подходящую площадку для общения.

Печально, что старый ресурс практически убили - аг.ру до сих пор бесценная энциклопедия старых скриншотов и информации о том, что кто-то был отменен в производстве. Правда раньше можно было увидеть дату добавления скриншота в базу, теперь в rawg-версии вроде нет. Ничего нового владелец не сделал, а старая команда без финансирования тоже не справилась. Хотя помню как в 2015м нашел тему на форуме с просьбой присылать информацию о недостающих в базе играх. Пару раз прислал и тишина. Потом честно написали, что заниматься этим некому и некогда. 

3

   В политику ребята были бОльшими активистами. Автор имеет на это право.

1

   Душевные комментарии пишешь. Приятно читать.