Игры по Star Wars с древних времен до наших дней. Часть 8 (1998—1999)

Вот мы и добрались до рубежа. В этой части я еще буду рассказывать о проектах по классической эпохе «Звездных войн», а уже со следующей пойдет сплошной поток игр по столь долгожданному фанатами первому эпизоду. В подборке вас ждет рассказ о прекрасной интерактивной энциклопедии, первой обучающей SW-игре, а также о трех «леталках», одна из которых открывает новую серию, а другая закрывает старую.

Проекты в подборке:

36. Star Wars: Behind the Magic (1998) — Интерактивное чудо

Платформа: Microsoft Windows

Разработчик: LucasArts

Открывающая заставка

Это не игра. Это интерактивный артефакт неимоверной ценности для любого настоящего фаната «Звездных войн» девяностых! Только представьте: интернета у тебя нет, фанатских вики нет, а знать о любимой вселенной хочется как можно больше. Что делать? И тут на помощь приходит Behind the Magic.

Когда запускаешь диск с приложением (в моем случае виртуальный), то сразу проникаешься этой особой старворовской магией, а глаза разбегаются словно у ребенка в магазине игрушек. Перед тобой открывается огромный архив самых разнообразных знаний — с описаниями, иллюстрациями, видео, трехмерными локациями. Жаль только, всё это чудо на английском языке.

Главное меню
Главное меню

Итак, Behind the Magic — это объемная интерактивная энциклопедия. В ней собрана чуть ли не вся основная информация, которая могла бы заинтересовать фаната вселенной. Биографии, фотографии и концепты персонажей, всевозможных существ и локаций из фильмов. Тут даже разборы костюмов есть! Детальные описания техники и оружия. А еще, например, тут можно совершить виртуальный тур по «Тысячелетнему соколу» и протестировать различные виды вооружения на бедняге-штурмовике. Еще один вид интерактива — викторина из 300 вопросов. Причем сделана она не так, что ты сидишь и без остановки выбираешь ответы. Нет, она отменно вписана в странички с описаниями.

Бесчеловечные издевательства над штурмовиком

Еще одна крутая штука — временная шкала, на которой расписаны все основные события вселенной вплоть до древних времен. Правда, сейчас она не совсем актуальна из-за выхода трилогии-приквела и пересмотра канона, но на тот момент была вещью однозначно ценной.

Но, пожалуй, наибольший интерес для фанатов представлял раздел по первому эпизоду «Звездных войн». В 1998-м он еще не вышел, так что это была уникальная возможность прикоснуться к чему-то долгожданному. Благодаря Behind the Magic можно было заглянуть за кулисы, познакомиться с актерами, узнать подробности о персонажах и событиях грядущего фильма.

Здорово, правда? Но я сейчас описал только содержание первого диска, а ведь в комплекте их было два! На втором CD располагались не менее ценные для фанатов материалы. Здесь можно было почитать полные сценарии классической трилогии, посмотреть удаленные сцены из «Новой надежды» и почитать о съемках.

Помните, да? Нормального интернета и википедии нет. Так вот, Behind the Magic предлагала еще и структурированный каталог всевозможных товаров по Расширенной Вселенной — фигурки, комиксы, романы, игры. И всё это с картинками и описаниями. Ах да, а еще тут был гигантский глоссарий с системой поиска. Поистине настоящий подарок для фанатов!

37. Star Wars: Droid Works (1998) — Первая обучающая игра Lucas Learning

Платформы: Microsoft Windows, Macintosh

Разработчик: Lucas Learning

Прохождение первой миссии

В 1996 году Джордж Лукас решил организовать дочернюю фирму Lucas Learning, которая стала заниматься образовательными играми для детей. Выбрав девизом компании «Держаться подальше от насилия», спустя два года разработчики выпустили свой первый проект — Star Wars: DroidWorks.

Сюжет здесь по-детски простой, что неудивительно, учитывая целевую аудиторию. Члены Альянса повстанцев посылают C-3PO, R2-D2 и замаскированного под джаву игрока на Татуин. Миссия команды — отыскать фабрику по производству дроидов-убийц и перепрограммировать их, сделав из плохих роботов хороших.

Ваши верные спутники в этом приключении
Ваши верные спутники в этом приключении

Главная фишка игры в том, что сами мы «в поле» не выходим. Всю основную работу за нас должны делать дроиды, которых нужно сперва собрать. Делается это в несложном редакторе. Берем торс, насаживаем на него голову, руки, ноги или колеса, вставляем батарею. При желании можно раскрасить свое творение и даже попросить его потанцевать.

Но не всё совсем уж так элементарно. У каждой детали есть определенные характеристики и свойства. Например, головы могут быть как со встроенными речевыми модулями, так и без. В некоторые вмонтированы приборы ночного видения, а в другие вшиты знания по медицине. Руки тоже тут самые разнообразные — для разрезания тросов, для сварки, с возможностью подключения к другим дроидам и так далее. Каждая деталь имеет вес, который сказывается на скорости. А еще иногда нужно учитывать материал — обладает он магнитными свойствами или нет.

В игре 87 деталей, из которых получается 25 миллионов комбинаций дроидов. Это мой робот-паук Nagibator 2000, которым я прошел финальную миссию
В игре 87 деталей, из которых получается 25 миллионов комбинаций дроидов. Это мой робот-паук Nagibator 2000, которым я прошел финальную миссию

Прежде чем идти на серьезные задания, нам предлагают пройти 8 обучающих миссий. И вот тут-то оказывается, что DroidWorks — это не только конструктор, но еще и платформер-головоломка. Все задачки здесь построены вокруг фундаментальных законов физики. Ничего сложного для взрослого (по крайней мере, с красным дипломом технаря :D), а детям должно быть вполне полезно и интересно. Кстати, в игру даже встроен мини-учебник, в картинках и анимациях объясняющий основные принципы механики, оптики и магнетизма.

Несмотря на простоту, DroidWorks увлекает даже взрослого. Перед тобой постоянно ставят определенные ограничения, учитывая которые, ты должен собирать дроидов. Продумываешь робота, запускаешь миссию. Опа, что-то не то. Возвращаешься, дорабатываешь, снова тестируешь. Уже лучше, но можно поменять еще кое-что. А еще за прохождение каждого задания получаешь новую детальку, и особо примечательные хочется тут же опробовать. В какой-то момент можно и правда почувствовать себя ребенком.

«Дроиды» сделаны на движке Star Wars: Jedi Knight — иногда тут даже встречаются модели из нее
«Дроиды» сделаны на движке Star Wars: Jedi Knight — иногда тут даже встречаются модели из нее

Есть только один существенный момент, который сильно испортил впечатления от прохождения. В игре DroidWorks дроиды иногда совсем не works. Часто случается баг, из-за которого роботы начинают передвигаться как черепахи — медленно, еще и дергаясь. При таком раскладе пройти что-либо нереально. Причем этот баг я словил на первой же миссии и полчаса перестраивал дроидов, думая, что это я делаю что-то не так. Полез в интернет — оказалось, у других игроков ошибка тоже встречается.

Юмор тут простой и добрый
Юмор тут простой и добрый

Методом научного тыка (неспроста же это обучающая игра про физику!) я все же нашел решение. Распишу его — вдруг поможет какому-нибудь ностальгирующему олдфагу. Чтобы дроид перемещался с нормальной скоростью, нужно… елозить мышкой по коврику (я делал круговые движения). При этом у меня создавалось впечатление, словно я мотор завожу — знаете, как раньше рычагом крутили — отчего роботы начинают двигаться. Жутко неудобно, но в этом даже что-то есть.

Есть еще один баг, но не такой критичный. Дроиды на колесах иногда отказываются заезжать даже на небольшие возвышенности или заталкивать на них ящики. Решается следующим образом: зажимаете стрелку «Вперед» на клавиатуре, кликаете на вопрос (Cammy Help), а затем на зеленую энциклопедию (Information & Data Expert). Дроид должен подняться или начать толкать ящик.

Мне даже диплом дали в конце. Теперь я мастер-конструктор!
Мне даже диплом дали в конце. Теперь я мастер-конструктор!

В свое время DroidWorks получила высокие оценки от критиков, хорошо продалась и даже заработала 7 наград, включая BAFTA Interactive Entertainment Award. Должен признать, игра этого заслуживает. Она добрая, веселая, увлекательная и даже взрослого может на время сделать ребенком. Эх, всё бы ничего, если бы не часто возникающий баг с передвижением…

38. Star Wars Trilogy Arcade (1998) — Назад к истокам

Платформа: Sega Model 3 (аркада)

Разработчик: Sega AM Annex

Полное прохождение

Star Wars Trilogy Arcade разом напоминает все предыдущие аркады по «Звездным войнам». Перед нами всё такой же короткий тир минут на 20-30, а все миссии кажутся до боли знакомыми. Но отличия всё же есть, и самое заметное из них — графика. Это пока что самая красивая игра, что я видел за весь марафон. А еще Trilogy Arcade в разы проще других SW-аркад. Забрасывать в нее жетоны можно до бесконечности, так что проблем с прохождением не возникает.

В начале на выбор дается три уровня. Расскажу о них по порядку.

Битва при Явине чуть ли полностью копирует Star Wars 1983 года. Сидя за штурвалом крестокрыла, мы сперва должны отбиваться от СИД-истребителей на подлете к «Звезде Смерти», затем у ее поверхности расстреливать турболазерные пушки, а после пролететь по траншее и запустить в желоб торпеду. Пока играл, пытался вспомнить, сколько раз я уже проделывал подобное в рамках марафона.

Начинаем атаку на первую «Звезду Смерти»
Начинаем атаку на первую «Звезду Смерти»

Как вы уже могли понять из названия, игра посвящена классической трилогии, так что следующий уровень у нас на планете Хот. Начинается всё с атаки на шагоходы. Летаем на сноуспидере и стреляем по всему подряд — по пехоте, AT-ST и AT-AT. А вот дальше меня ждал приятный сюрприз! Из леталки игра внезапно превратилась в шутер от первого лица. Наш герой попадет на базу «Эхо» и уже на своих двоих пробивается к «Тысячелетнему соколу». На всякий случай отмечу, что камера движется сама, а вам нужно только водить курсором и стрелять.

Отсылка на удаленную из фильма сцену с вампами
Отсылка на удаленную из фильма сцену с вампами

После меня ждал еще один сюрприз — бонусный уровень, в котором Люк дерется против Бобы Фетта. Тут используется механика QTE — надо вовремя перемещать световой меч в указанном направлении. Признаюсь, из-за инверсии я тут залажал. Но, как оказалось, бонусный уровень на то и бонусный, что проиграть в нем не страшно. Едем дальше.

Третья миссия посвящена наземной битве при Эндоре и тоже делится на две части. Сперва мы гоняем среди деревьев на гравицикле, отбиваясь от штурмовиков-разведчиков, а после спешиваемся и отстреливаемся на своих двоих.

Почувствуй жажду скорости
Почувствуй жажду скорости

Еще один бонус-уровень — битва с самим Дартом Вейдером — еще одно поражение из-за инверсии, и вот она, финальная миссия. Она похожа на первую, только усложненную. Снова летаем на крестокрыле и отстреливаемся от врагов, потом проникаем уже во вторую «Звезду Смерти» и взрываем ее изнутри. Конец. За 20-30 минут мы пережили все знаковые события классической трилогии!

Игра получилась яркой и зрелищной, с сочной картинкой и красивой 3D-графикой. Это были приятные полчаса, ради которых стоило провозиться с запуском эмулятора. Если сами захотите опробовать Star Wars Trilogy Arcade, почитайте мое руководство о том, как это сделать — сэкономите кучу времени.

39. Star Wars: Rogue Squadron (1998) — Начало новой серии

Платформы: Microsoft Windows, Nintendo 64

Разработчики: Factor 5, LucasArts

Трейлер игры

Хоть в целом Star Wars: Shadows of the Empire мне не особо приглянулась, один крутой момент в ней однозначно был. Это её первый уровень — тот, где ты на снежном спидере сражаешься с AT-ST и скручиваешь ноги AT-AT. Игрокам и критикам он тоже понравился, так что LucasArts в сотрудничестве с Factor 5 решили замутить на основе подобного геймплея аж целую игру. Пока первые создавали игровой контент и следили за каноничностью, вторые пилили движок, музыку и тесно сотрудничали с Nintendo для выпуска проекта на N64.

Изначально Factor 5 предлагали делать боевые сцены на основе тех, что были в фильмах, но «лукасы» идею забраковали. Политика компании того времени не одобряла копирование событий оригинальной трилогии, так что сюжет переместили в Расширенную Вселенную.

Rogue Squadron заточена на вид от третьего лица, но на камеру «из кабины» тут тоже можно переключиться
Rogue Squadron заточена на вид от третьего лица, но на камеру «из кабины» тут тоже можно переключиться

Итак, прошло полгода с битвы при Явине. Люк Скайуокер без дела не сидел и успел за это время основать так называемую Разбойную эскадрилью — ту самую Rogue Squadron — из лучших пилотов Альянса. В современной локализации, как я понимаю, ее называют эскадрилья «Изгой», и про нее даже должен будет выйти одноименный фильм. В общем, как несложно догадаться, спецоперациям «разбойников/изгоев» игра как раз и посвящена.

Визуальный стиль локаций в игре постоянно меняется. Это не как в X-Wing, где всегда одинаковый космос
Визуальный стиль локаций в игре постоянно меняется. Это не как в X-Wing, где всегда одинаковый космос

Полетать разрешают на пяти истребителях. Чаще всего дают порулить классическим крестокрылом, но есть тут также скоростной А-Wing, медленный бомбардировщик Y-Wing, спидер с лебедкой для скручивания ног АТ-АТ и супер-дупер-V-Wing из финальной миссии. К слову, с «самолетами» связана одна интересная история. Rogue Squadron должна была выйти примерно за полгода до долгожданного первого эпизода «Звездных войн», и разработчики решили включить в нее истребитель с Набу. Но показывать его до выхода фильма почему-то было категорически нельзя, так что модельку в игру добавляли в условиях такой секретности, что даже большая часть разработчиков из Factor 5 и LucasArts об этом не знала. Также программисты разработали сложную систему скремблирования, чтобы скрыть код корабля от любопытных и рукастых геймеров. Чит для разблокировки истребителя обнародовали спустя полгода с релиза проекта, и впоследствии его признали самым хорошо запрятанным кодом для Nintendo 64.

Тот самый секретный истребитель
Тот самый секретный истребитель

Но вернемся к самой игре. Геймплейно перед нами аркада. Rogue Squadron управляется довольно просто, это вам не X-Wing, где нужно задействовать каждую кнопку на клавиатуре. Аркадности добавляют и медальки, выдающиеся по итогам миссий. Учитывается время выполнения задания, меткость, количество уничтоженных врагов, спасенных союзников и найденных бонусов. Сами операции бывают четырех типов — уничтожение, разведка, спасение и защита. Поначалу я не очень проникся, но чем дальше, тем становилось веселее и разнообразнее. Особенно мне понравились миссии на Y-Wing, где добавляется механика бомбардировки. Сама игра, к слову, короткая и не успевает надоесть. Я ее прошел за 5 часов.

Скоро от красных точек на радаре не останется и следа!
Скоро от красных точек на радаре не останется и следа!

Ах, кстати! Разработчики все же добавили в Rogue Squadron пару миссий, копирующих культовые моменты из четвертого и пятого эпизодов — в виде бонусных уровней. Если заработать во всех операциях серебряные медали, нам дадут пролететь по траншее и взорвать первую «Звезду Смерти». Ну а если игрок получит все золотые медальки, для него разблокируется битва при Хоте. Впрочем, особо ленивые могут открыть эти задания чит-кодом. Да, я из последних.

Версию для Nintendo 64 критики приняли на ура. Особенно хвалили графику в высоком разрешении 640х480. По итогу игра даже собрала несколько наград и номинаций. А вот на ПК Rogue Squadron хоть тоже в целом приняли хорошо, но всё же попрохладнее. Мол, на персоналках есть игры с графонием и покруче. Как бы то ни было, проект оказался удачным и породил целую трилогию. Правда, вторая и третья части выйдут уже эксклюзивно на GameCube.

40. Star Wars: X-Wing Alliance (1999) — Конец старой серии

Платформа: Microsoft Windows

Разработчик: Totally Games

Трейлер игры

После X-Wing vs. TIE Fighter, которая во многом мне не понравилась, за «Альянс» я садился с некоторым опасением. Как оказалось, зря. Это не просто последняя, но и лучшая игра в линейке X-Wing. Кстати, некоторые фанаты и вовсе не признают XWvTF из-за ее направленности на мультиплеер и считают «Альянс» заключительной частью трилогии.

Сюжетно игра разворачивается параллельно событиям Star Wars: TIE-Fighter и позволяет взглянуть на период между битвами при Хоте и при Эндоре уже глазами повстанцев. Первое, что бросается в глаза: теперь мы играем не за безымянного армейского пилота, а за конкретного персонажа — Аса Аззамина. Более того, изначально он и не повстанец, и не имперец, а младший ребенок в большой семье нейтрального торговца. Пролог игры служит не только обучением, но и историей того, как и почему Аззамины переходят на сторону Альянса.

На всякий случай напомню, что X-Wing — это серия летных симуляторов, а не аркад. Здесь в управлении задействованы чуть ли не все кнопки клавиатуры, а физика полетов куда сложнее, чем в соседних Trilogy Arcade и Rogue Squadron. Игроку приходится постоянно балансировать между мощностью оружия, защитных экранов и двигателя, а также сталкиваться с различными поломками, если истребитель будет сильно поврежден.

В целом базовый геймплей остался прежним, но значительно расширился в мелочах, которые сделали полеты атмосфернее и интереснее. Так, добавилась возможность стыковаться с различными объектами вроде других кораблей или космических станций. Еще мы теперь можем подбирать всякие предметы наподобие контейнеров. В геймплее это используется редко, но благодаря этой фишке мне удалось обмануть игру и относительно легко пройти сложный уровень. Вместо того, чтобы защищать хлипкий шаттл, пока он медленно добирается до точки эвакуации, я просто схватил его и на всех парах помчался к выходу с миссии. Еще из нового — возможность пересаживаться на место стрелка, одновременно стрелять из лазерных и ионных пушек, а также в некоторых случаях выбирать истребитель перед миссией. Другая крутая фишка — любое задание в кампании можно пропустить, если оно покажется вам слишком сложным. Вроде как воспользоваться «услугой» можно до трех раз за игру, но я не проверял.

Момент гиперпрыжка
Момент гиперпрыжка

Но, пожалуй, самое заметное геймплейное изменение касается прыжков в гиперпространство. Как было в прошлых частях. Нам показывают заставку, в которой истребитель вылетает с головного крейсера и прибывает куда-то. Впрочем, куда бы он ни прилетел по сюжету, локация всё равно будет выглядеть как пустой черный космос с редким вкраплением звезд. Далее мы сражаемся, побеждаем, нажимаем кнопку гиперпрыжка — ура, миссия выполнена.

А вот как в «Альянсе». После каждого брифинга мы попадаем в трехмерный ангар, где всюду суетятся дроиды, а шаттлы то прибывают, то покидают его. После начала миссии мы не смотрим заставку — мы вылетаем из ангара, следуем в одиночку или в составе группы к буйку и от него делаем гиперпрыжок. После этого мы попадаем не в пустой черный космос, а в конкретный сектор галактики, из которого можно наблюдать уникальные планеты и созвездия. Ну а по завершении задания мы не просто жмем кнопку «Гиперпрыжок», а снова летим к буйку, перемещаемся к головному крейсеру и залетаем в ангар. Вы можете подумать, что это однотипные действия и лишняя трата времени, зато на атмосферу работает на ура. Особенно когда ты завершил миссию, вокруг еще куча врагов, и тебе надо всеми правдами и неправдами добраться до заветного буйка.

Кстати, в «Альянсе» с атмосферой не просто хорошо — она здесь проработана на голову выше, чем в любом другом проекте линейки X-Wing. И дело не только в гиперпрыжках. Напомню, что играем мы не за безымянного пилота повстанцев, а за конкретного персонажа, члена довольно крупной семьи. Так вот, параллельно основному сюжету, повествующему о противостоянии Империи и Альянса, развивается «фамильная драма». Мы то и дело будем разруливать семейные дела, вылетая на них с братом, сестрой или дядей.

Дополняют атмосферу и всякие мелочи. Например, у героя есть личная каюта, в которой он не только развешивает полученные награды, но также складирует различные трофеи, собранные преимущественно во время «семейных» миссий. Также отсюда есть доступ к электронной почте — мы получаем письма от родных, друзей, начальства и, конечно же, спам.

Единственный спорный момент — интерфейс. С одной стороны, он стал в разы дружелюбнее. Теперь есть отдельные окошки, в которых в реальном времени отображаются цели миссии, лог сообщений, список команд напарникам и статусы систем корабля. Всю необходимую информацию можно быстро считывать прямо во время боя, не ставя игру на паузу. Это здорово. Кроме того, все остальные показатели вроде скорости и состояния щитов всегда находятся в одном месте, что, безусловно, удобно. Вот только из-за такого удобства все истребители стали однотипными. В предыдущих частях у каждого была своя детально проработанная кабина, приборные панели в которых сильно отличались. Да, из-за этого можно было запутаться, пересаживаясь с одной машины на другую, зато и эффект достигался правильный — словно в реальности. Увы, «Альянс» такой аутентичности лишился.

Несмотря на то, что я честно купил лицензию для Steam, играть я всё же захотел в версию от «Фаргуса». Мне так надоело читать брифинги на английском в прошлых частях, а у пиратов даже озвучка была переведена. Правда, проблемы начались уже на второй обучающей миссии. В конце постоянно выдавалось сообщение о поражении, а я даже толком не понимал почему. Смотрел прохождения на YouTube, повторял так же, но все равно высвечивалось «Задание провалено». И тут я понял, что дело в сырой версии игры. Если у «Фаргуса» это 1.0, то в Steam «Альянс» уже пропатчен до 2.02. Как итог, пересел на лицензию и осилил проблемную миссию с первого раза.

Я несколько часов провозился с русификацией Steam-версии, но все тщетно
Я несколько часов провозился с русификацией Steam-версии, но все тщетно

В любом случае играть на английском жутко не хотелось, поэтому большую часть я всё же прошел на пиратке. В итоге было еще где-то задания три, которые были либо глючные, либо жутко несбалансированные — в такие моменты я снова возвращался на лицензию.

Кстати, интересно, что на пиратке я не смог играть в графическом режиме с поддержкой видеокарты — если он был включен, то трехмерные модели во время миссий становились невидимыми. Так что мне пришлось проходить «Альянс» с минимальными качеством графики и разрешением. Когда же я переключался на лицензию, то там, наоборот, игра вылетала всякий раз, когда я пытался запустить ее без поддержки видяхи, а вот с включенным 3D-ускорителем проблем не возникало.

«Альянс» стал отменным завершением отличной серии, и фанаты любят его до сих пор. И сейчас я это не для красного словца написал. Для игры всё еще выпускают различные моды (от улучшения графики до новых миссий), а последнее обновление крупного фанатского сайта датируется концом августа 2022 года.

Конец восьмой части. Продолжение следует...

107107
24 комментария

Интересно, кто лидирует по числу ужасных игр по франшизе - Star Wars или Вархаммер? :)

2
Ответить

Спасибо за Star Wars: Rogue Squadron я ее на какой то миссии бросил. Но если оно короткая. То это повод допройти ее.

2
Ответить

Да, много времени на нее не потратите, так что можно смело закрывать гештальт)

2
Ответить

У меня вопрос к модераторам или знатокам DTF.

Так как я подошел уже к рубежу тысячелетий, как долго мне еще выкладывать статьи на подсайт "Ретро"? До какого года мне считать игры по Star Wars ретро-играми? И потом мне переходить в основной игровой раздел? Или, так как я изначально начал цикл статей в ретро, то мне до конца лучше публиковаться именно здесь (чтобы не разбивать цикл)?

2
Ответить

Всё, что до 2005 (включительно). Можно кидать в ретро.

Ответить

Мнения разделились, поэтому я решил замутить голосовалку: https://dtf.ru/ask/1445653-retro-igry-eto-do-kakogo-goda

1
Ответить

Играть конечноя в это не буду, но прочитал с удовольствием

1
Ответить