«Thousand Arms»: недооцененный шедевр или проходная игра с ужасной батлсистемой?

Мой скромный обзор на эксклюзив PlayStation 1998 года.

«Thousand Arms»: недооцененный шедевр или проходная игра с ужасной батлсистемой?

Введение

Девяностые называют золотой эпохой JRPG. У Thousand Arms большой список знаменитых ровесниц: Final Fantasy VII, Dragon Quest VII, Xenogears, Persona, Parasite Eve, Breath of Fire IV, Suikoden II и т.д.

Не удивительно, что на японских и англоязычных форумах в год выпуска о ней говорили мало. Разве что ругали за непродуманную боевую систему и низкую сложность. Один японец жаловался: «Я прошел ее даже без гайдбука!». Для западного игрока Thousand Arms была игрой, опережающей свое время. Геймеры еще не успели привыкнуть к обычному порядку вещей: сёнэн-герою с высокопарными речами и желанием спасти весь мир, как им подсовывают откровенный стеб над JRPG штампами, да еще и с дейтинг симулятором.

Однако критики восприняли игру положительно. На большинстве игровых агригаторов ее оценка 7/10 или выше. Игру хвалили за юмор, неплохую 3D графику, главную музыкальную тему и качественную озвучку.

«Thousand Arms»: недооцененный шедевр или проходная игра с ужасной батлсистемой?

Также игра была интересна поклонникам ATLUS. Компания уже успела прославиться разработкой Digital Devil Story: Megami Tensei по роману Ая Нишитани и даже выпустить первую игру серии Persona.

Atlus издала Thousand Arms в Японии в 1998 и в 1999 в США, а разработкой занималась команда Red Company и Morning Star Studio, некоторые члены которых уже имели крупные проекты за своей спиной: Оджи Хирои (Sakura Wars), Дзюнки Такэгами (Denji Sentai Megaranger), Такэхико Ито (Outlaw Star), Юя Кусагава (Sorcerous Stabber Orphen).

Я же познакомилась с Thousand Arms в детстве. Никакого русского перевода не было, только японские иероглифы (嘘だ!) и искрометные эмоции анимешных 2D спрайтов. Но даже не понимая ни слова, выбирая реплики наугад и медленно продвигаясь по сюжету, мне нравилось играть!

Стартовый набор юного любителя JRPG
Стартовый набор юного любителя JRPG

Спустя 15 лет я вооружилась приемлемым знанием английского, недельным отпуском и старушкой PSone, чтобы пройти ее заново. В этом лонге я попробую разобраться в чем ее плюсы и минус и стоит ли она сегодня нашего внимания. Погнали!

💡 Включите это на фон, пока читаете, чтобы лучше погрузиться в сеттинг игры

Сюжет

Thousand Arms - это классическая история о том, как герой-подросток путешествует по миру, заводит друзей и борется со злом. За сюжетом легко следить: вам не придется чесать затылок и думать, что же делать дальше, как, например, в Xenogears. Но, несмотря на шаблонность и простоту, игра держит внимание благодаря ярким персонажам и юмору. В целом прохождение сюжета займет у вас около 25 часов.

Вы играете за начинающего кузнеца Мэйса Триумфа. Он молодой представитель древнего уважаемого рода духовных кузнецов, способных подчинять силы природы и запечатывать их в металле. Однако, несмотря на свои врожденный талант, Триумфы больше предпочитают уделять внимание романтическим интригам, нежели тяжелой работе у наковальни.

Разворот <a href="https://jp.mercari.com/item/m58545099066" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Thousand Arms Visual Art Book</a> с главным героем
Разворот Thousand Arms Visual Art Book с главным героем

В начале повествования Мэйс наслаждался жизнью в тихом городке Кант, пока страшная новость не облетает местных жителей. На город напали темные приспешники! Это союз киборгов и роботов под предводительством таинственного Императора и пятерки его лучший воинов The Evil Mecha Five. Объединенные общей целью - поиском священных огней - они разрушают город за городом, не оставляя никого в живых. Мэйс вынужден бросить все и спасаться бегством. Так начинается наше приключение.

По сути, арка Мэйса достаточна типичная для всех героический историй. Он переживает потрясение, встречает наставника в лице кузнеца Джабиля, берет на себя ответственность по спасению мира и...спасает мир. Мотивы главного антагониста, к сожалению, здесь подстать самой истории. Он есть только для того, чтобы его победить, а запомнить его можно только благодаря глубокому баритону актера озвучки.

Однако группа его прихвостней, наоборот, порадовала. Каждый из пятерки The Evil Mecha 5 наделен яркой индивидуальностью. Будь то гигант Bolt, не способный связать двух слов, или малышка Ratchett, которая вместо драки выясняет с тобой отношения.

Пять могущественных киборгов-слуг императора, все названы в честь деталей машин или инструментов
Пять могущественных киборгов-слуг императора, все названы в честь деталей машин или инструментов

Небольшого драматизма истории добавляет наше соперничество со Шмидтом, талантливым подопечным Джабеля. Шмидт выступает полнейшим антиподом Мэйса. Он насмешлив, высокомерен и не ищет внимания женщин. Шмидт мечтает о силе и могуществе, что в конечном счете приводит к конфликту с главным героем.

Сэттинг

Мир Thousand Arms достаточно большой, здесь есть что исследовать. Всего в игре 8 крупных городов, между которыми вы перемещаетесь тремя способами: пешком, на личном пиратском корабле или поезде. По всей карте разбросаны железнодорожные остановки, так что путешествия не отнимут много времени. Однако если вы выберетесь из города пешком, будьте готовы к сражениям. За чертой города всегда много врагов.

Игровой процесс в городах — это стандартная RPG. Вы можете передвигаться по улицам, разговаривать с людьми, покупать предметы и оставаться ночевать в отеле. В каждом городе есть кузница, где Мэйс может улучшать свое оружие. Ориентироваться можно благодаря карте, хотя здесь она почти не пригодится.

«Thousand Arms»: недооцененный шедевр или проходная игра с ужасной батлсистемой?

Особенно приятно в Thousand Arms видеть, с какой тщательностью спроектирован каждый магазинчик. Здесь нет ни одного похожего отеля, каждый город обладает уникальным дизайном и своей музыкальной темой. Обстановка в каждом доме продумана с теплотой и вниманием к мелочам.

Также по всему миру оставлены небольшие пасхалки. Например, в одном доме можно найти мини-проигрыватель щелкнув по которому, вы услышите японский рэп. NPC часто обескураживают своей осведомленностью о том, что они часть игры, и могут жаловаться на вашу бесцеремонность у них в жилище. Мне больше всего понравилась отсылка одного персонажа к Лапуте, так как мы находились на парящем острове.

«Thousand Arms»: недооцененный шедевр или проходная игра с ужасной батлсистемой?

Ты не можешь просто так вторгаться ко мне, даже если ты главный герой! Не шныряй по моему дому!

Старушка

Особое внимание в игре отведено местному существу-талисману Дамаши. Это миловидные призраки с длинными языками, которыми они атакуют противников. В отличие от других врагов в игре они развиваются вместе с игроком и встречаются на протяжении всего путешествия.

Дамаши - талисман Thousand Arms
Дамаши - талисман Thousand Arms

Есть также Save Damashi, которые используются как точки сохранения. Обычно они ждут вас на выходе из подземелий или перед сражением с боссом. Эта система напоминает муглов в Final Fantasy.

ПрИчИнА ТаКоЙ лОкАлИзАцИи МнЕ нЕ яСнА дО сИх ПоР
ПрИчИнА ТаКоЙ лОкАлИзАцИи МнЕ нЕ яСнА дО сИх ПоР

Поиграв достаточно долго, вы даже наткнетесь на город, населенный только Дамаши. Они обустроили для себя казино, и вы сможете неплохо проиграться с ними.

Тронный зал короля пиратов, хоромы арабского замка, казино Дамаши
Тронный зал короля пиратов, хоромы арабского замка, казино Дамаши

Если этого вам мало, вы всегда можете пойти обыскивать подземелья, разбросанные по карте. В некоторых можно найти на первый взгляд не притязательные предметы. Такие как «ржавая палка». Мне понадобилось много времени, чтобы понять, что с ней делать. Оказалось, что если поместить ее в святилище на несколько часов, на выходе вы получите невероятно мощное оружие. Правда сделать это нужно как можно раньше, иначе вы просто устанете ждать.

Всего за 4 часа можно превратить ржавую палку в великий GaiaMaul
Всего за 4 часа можно превратить ржавую палку в великий GaiaMaul

Бой

Одним из важнейших аспектов RPG является боевая система, ведь с ней придется провести очень много времени. Сражения в Thousand Arms покажутся знакомыми. В них есть элементы системы LMB от Namco, в которой все персонажи - плоские спрайты на 3D-фоне и ATB от Square, где атакуют по очереди, а время атаки определяется датчиком в реальном времени.

Однако у Thousand Arms есть свои особенности. В бой здесь могут вступать одновременно до трех членов группы, но только один персонаж (Front) на самом деле способен физически атаковать врага. Два других (Back) выполняют вспомогательную роль, насмехаясь над врагом и используя определенные предметы или заклинания. У врагов те же ограничения.

Боевой интерфейс: атака, заклинание, призыв, защита, предмет, след. персонаж, отступление
Боевой интерфейс: атака, заклинание, призыв, защита, предмет, след. персонаж, отступление
Когда время заканчивается, появляется возможность атаковать (X)

Бои от этого кажутся скучными и затянутыми, а из-за обилия подземелий и врагов в какой-то момент это начинает раздражать. По сравнению с JRPG, которые позволяют полностью вовлечь всех или большую часть отряда, Thousand Arms сильно проигрывает в динамике и гибкости. Возможно, это единственная игра, где предмет «заклинание в бутылке» будет чрезвычайно полезен.

Однако по ходу игры вы получите доступ к вызовам монстров, которые отображаются в виде полноэкранных анимированных атак во время сражений. Нечто подобное было Final Fantasy. Это поможет разбавить скучную атмосферу боя. Также у ваших союзников будут появляться особые атаки с интересными анимациями. Посмотреть их все можно на видео ниже.

Все особые атаки и призывы

Однако больше атак и умений меня радует дизайн врагов. Их очень много, и каждый по-своему интересен. Моим любимчиком был всадник на черной лошади, который после значительного урона перевоплощался в человека с игрушечной лошадкой на палочке. Или посмотрите на этих потрясающих богатых дамаши с цилиндрами на головах.

Немного врагов, которых я успела заскринить
Немного врагов, которых я успела заскринить

Симулятор свиданий и ковка мечей

Ключевой особенностью этой игры, отличающей ее от большинства других RPG, является встроенный симулятор свиданий. Он добавлен не только для развлечения, но имеет определенную задачу и сильно влияет на прохождение. Но как могут быть связаны кузница и свидания? Давайте разбираться.

Для начала нужно понять, что в мире Thousand Arms на каждом углу разбросаны духи стихий (Elemental Spirit). Они не видны человеческому глазу, и собирать их могут только духовные кузнецы. В игре для этого есть обозначение MP. По ходу игры вы будете зарабатывать MP, побеждая в сражениях, или просто находить их в каких-нибудь закоулках.

💡 Лично мне приблизительно понять, о каких духах стихий идет речь, помогла аналогия с традиционной японской религией - синтоизмом и понятием «ками» в ней. Так, с точки зрения синтоистов, ками - это божественный дух, который присущ силам природы, животным, людям и любым природным объектам. В Японской культуре отсылки к синтоизму - достаточно частое явление. Так, во многих работах Хаяо Миядзаки затрагиваются темы леса и духов, его населяющих.

Мэйс находит духа стихий рядом с шикарным стимпанковским пианино
Мэйс находит духа стихий рядом с шикарным стимпанковским пианино

MP понадобится вам для улучшения оружия в кузнице. Вы сможете добавить к нему заклинание или увеличить размер урона. Однако духовные кузнецы не способны запечатывать стихии в одиночку, им обязательно требуется напарница. Каждая девушка в игре обладает своим определенным природным элементом: Свет, Огонь, Земля или Ветер. От ее элемента зависит, что именно вы можете добавить в свой стак. То есть если вы хотите обзавестись заклинанием лечения, вам понадобится помощь девушки с элементом света.

Все девушки, которых можно позвать на свидание
Все девушки, которых можно позвать на свидание

Всего в Thousand Arms вы можете найти девять помощниц. Четыре из них станут членами вашей команды, остальные будут ждать вас в разных городах. Успешно ухаживая за девушкой, вы сможете повышать уровень вашей близости. По мере повышения этого уровня появится возможность перековывать оружие и добавлять в него все более мощные заклинания и атаки.

Для того чтобы добиться успеха у девушки, придется учитывать ее увлечения и характер. От этого будут зависеть варианты ответа в диалогах и то, какие подарки могут ее обрадовать. Например, Вина обожает заниматься спортом и будет рада гантелям, а Кайлин не интересуется, ничем кроме золота и брильянтов. Само взаимодействие с девушками происходит с помощью статуи Богини Любви, которая стоит в каждом городе.

Статуя Богини Любви
Статуя Богини Любви

Здесь вы можете пригласить девушку на свидание, подарить подарок или сыграть с ней в мини-игру. Все это повышает ваш уровень близости, хотя вы также можете его понизить, сказав что-то неприятное или подарив "эротический журнал".

Чтобы позвать девушку на свидание, вам нужно подойти к статуе Богини Любви и выбрать ее в списке. Однако сразу начать свидание не получится. Вам придется побродить с девушкой по городу, чтобы найти специальное место для общения. Также перед свиданием вы можете отвести ее в специальную фотокабинку, чтобы сделать совместную фотографию.

Так выглядят ваши фотографии
Так выглядят ваши фотографии

Само свидание представляет собой беседу, в которой игрок должен выбрать один из нескольких ответов на вопросы девушек. Единственная проблема, которую я здесь вижу - разговор по большей части бессвязный. Вы можете обидеть девушку одним ответом, но на следующую ее реплику это никак не повлияет.

Само свидание выглядит так

Также каждая девушка имеет свою мини-игру в которой отражаются ее увлечения. Содина любит готовить, поэтому в ее игре вы будете пытаться повторить за ней во время готовки, а с Виной вы будете стучать по дамаши. Все мини-игры на самом деле очень забавные и сильно отличаются друг от друга. Это оказалось приятным сюрпризом.

Мини-игра Содины

Хочется отметить, что сама идея с главным персонажем - кузнецом - принадлежала Такэхико Ито. В интервью для официального артбука по Thousand Arms он сказал, что создание своего меча казалось ему интересным. Ведь до этого оружие обычно покупалось, а системам усовершенствований уделялась мало внимания.

Музыка и озвучка

Thousand Arms выходила в продажу на двух CD-дисках. Это было обусловленно огромным количеством озвученного материала и музыки. Atlus занималась как разработкой оригинального саундтрека к игре, так и привлечением внештатных исполнителей. Две вокальные темы для игры записала подающие тогда надежды молодая певица Аюми Хамасаки. Сейчас она стала одной из самых популярных поп-певиц в Японии.

Вступительная тема игры «Depend On You» - Ayumi Hamasaki 

Поскольку Thousand Arms — это комедийная игра, Atlus Sound Team не ставили перед собой задачи сделать что-то эпичное. Мелодии в игре простые и веселые. Может быть, они не такие запоминающиеся, как у Suikoden II или Final Fantasy, но отлично справляются со своей задачей. Настроение каждого города передается легкими и не навязчивыми аранжировками, а каждый персонаж имеет свою собственную тематическую мелодию. Звуковые эффекты в игре тоже неплохие. Они вариативны и не напрягают, а где-то поражают своей изобретательностью. Так, например, звуковые эффекты в одном из квестов были полностью сымитированные голосом актрисы.

Самая яркая часть Thousand Arms — это озвучка. Актеры в японской и английской версиях были подобраны отлично. Они не звучали фальшиво даже во время самых нелепых реплик и привносили много индивидуальности в своих персонажей. Чего стоит голос темного Императора, сравнимый с Дартом Вейдером. Или самого Мэйса Триумфа, которого озвучивал известный японский сейю Kappei Yamaguchi.

Kappei Yamaguchi и персонажи, которых он озвучил
Kappei Yamaguchi и персонажи, которых он озвучил

И хотя озвучки тут действительно много, некоторые NPC отделались только строчками текста. Однако сами разработчики не стеснялись подшутить над этим. По ходу игры можно встретить пару тройку недовольный ребят, жалующихся на отсутсвие у них голоса.

Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что у Thousand Arms была чуть ли не эталонная озвучка на то время. Atlus проделала отличную работу по подбору актеров, которые не только кайфовали от процесса, но и сделали игру живой благодаря своим эмоциям.

«Thousand Arms»: недооцененный шедевр или проходная игра с ужасной батлсистемой?

Почему мои строчки не озвучены? Это потому что мы массовка? Отстой.

Девочка

Вывод

Thousand Arms — это причудливая JRPG со множеством элементов, которая может понравится как поклонникам жанра, так и тем, кто далек от него. Я бы сказала, что она находится где-то между «увлекательной тратой времени» и «захватывающей игрой». Не смотря на множество сюжетных условностей, Thousand Arms умудрилась привнести во все немного своего колорита. Даже если система боя вам не понравится, пройти игру стоит только для того, чтобы оценить попытку Red Co. и Atlus привнести что-то уникальное в жанр RPG.

Плюсы/Минусы:

+ Интересный мир

+ Красивая анимация специальных способностей/призыва

+ Хорошо подобранная озвучка

+ Возможность ковать оружие и самому выбирать заклинания

+ Нелинейная способность перемещаться по карте мира

- Линейная сюжетная линия

- Зернистые спрайты персонажей

- Только один персонаж активно участвует в битве

Вердикт: строго рекомендуется к прохождению!

Набор, с которым продавался диск: мануал, наклейки на карту памяти и коллекционная 3D карточка
Набор, с которым продавался диск: мануал, наклейки на карту памяти и коллекционная 3D карточка
4.6K4.6K показов
2.2K2.2K открытий
44 репоста
47 комментариев

Раз это первый лонг, то с почином😉

Ответить

О, какую игру вспомнили! Thousand Arms у меня - можно сказать, несбывшаяся в своё время мечта. Была у меня в начале 00-х книжка "Tricks Gold", где каким-то образом затесалось объёмистое такое прохождение этой игры, причём даже без единого скриншота (что для этих изданий было нормой). И вот надо же как оно меня тогда увлекло - запоем читал, представляя себе всё это в виде игры. Нафантазировал всякого, что диск с похождениями Мэйса страсть как хотел найти. Но увы - почему-то у нас её в продаже не было... Позже, в интернетные времена, конечно, всё стало доступно, но, как обычно бывает, руки так и не дошли... Осталась Thousand Arms для меня только как призрачное воспоминание :). Спасибо за обзор и ностальгию! :)

Ответить

Ты не один такой, у меня история точь в точь. Как раз в то время проходил final fantasy 9, и представлял thousand arms такой же качественной и дорогой, да ещё и со свиданиями, уж больно яркое описание было в этом журнале. Вот только поиграть всё же удалось лет через 10 после этого, во времена рассвета psp. И хоть игра может быть и была неплохой, но я то представлял уровень финалок и даже выше!

Ответить

Ха, у меня этот выпуск тоже был. Помню, меня даже в детстве смущалм местные обзоры. Складывалось такое ощущение, что писали мои ровесники.

Ответить

Та же история, только с Shining Force II. Была книжка с кодами для сеги, где именно у этой игры было напечатано прохождение сюжета и тоже без единой картинки. Сколько раз перечитывал, воображая все эти события; все известные лавки с картриджами обошёл неоднократно, но вот этой игры нигде не продавали.

Ответить

Ну чтож, спасибо за ещё одну игру в вишлист, где бы теперь время на всё это найти). И того список на будущее у меня такой на пс1: Breath of Fire III, Lunar 2 - Eternal Blue, Persona 2 - Innocent Sin, Suikoden II, Thousand Arms, Vagrant Story, Vanguard Bandits, Xenogears.

Ответить