«В активном поиске». Большая история Яндекса от Библии до такси

Автор илюстрации — Станислав Збитнев
Автор илюстрации — Станислав Збитнев

Яндекс сегодня везде, и даже не только в интернете. С помощью сервисов компании вы можете вызвать такси, заказать еду, купить одежду, продвинуть свой бизнес с помощью рекламы. В общем, найдётся всё!

Кстати, фраза «Найдётся всё!» когда-то являлась слоганом компании, потому что Яндекс изначально был поисковиком, а сегодня у компании есть свои автономные роверы, которые доставляют еду на улицах Москвы, проект беспилотного автомобиля и голосовой ассистент Алиса с умными колонками в придачу. Короче, полный набор серьёзной технокорпорации.

В статье расскажем вам о том, как создавался российский Google и в какой момент Яндекс стал намного больше, чем просто поиском.

Содержание:

Яндекс не был первым поисковиком в рунете

«В активном поиске». Большая история Яндекса от Библии до такси

В 90-х уже был Rambler, Astalavista, «Апорт», а Google пока работал только для англоязычных стран. Казалось бы, ниша уже занята и рваться в неё нет смысла. Но, как оказалось, технически эти сервисы были несовершенны. Поиск в них работал, но криво, даже близко не похоже на то, к чему мы с вами привыкли.

Дело тут не в плохих программистах. Rambler, Altalavista и «Апорт» создавали очень талантливые люди, которые, к сожалению, передали свои продукты в управление очень далёких от цифровых сервисов людей.

У руля Яндекса стоял Аркадий Волож, который ещё до его основания сделал две компании: «Аркадия» и «CompTek». Это дало ему опыт, с которым он знал, как оставить инвесторов инвесторами, а не сделать из них новых владельцев Яндекс.

До Яндекса, Волож основал две компании

Аркадий Волож с коллегами по CompTek
Аркадий Волож с коллегами по CompTek

«Аркадия» была основана в 1989 году Аркадием Воложем и Аркадием Борковским. Отсюда, собственно, и название. В ней Волож с Борковским продолжили то, чем начали заниматься, учась в институте, — исследованиями в области обработки больших объёмов данных, а также компьютерной лингвистикой. Как итог, у них уже были успешные продукты, которые продавались. Например, алгоритм «Джин» использовался в текстовых редакторах для проверки правописания при переводе.

Параллельно с этим Волож развивал свою вторую компанию «CompTek», которая занималась автоматизацией рабочих мест, поставкой «железа» и программного обеспечения на советские предприятия. Но больше всего Волож держался за идею алгоритма поиска. Как всегда это бывает в таких историях, многие мало понимали, зачем он нужен и как на этом можно заработать. Но уже в конце 80-х «Аркадия» смогла продать такую систему поиска в НИИ патентной информации.

Аркадий Волож с Ильёй Сегаловичем и Еленой Колмановской
Аркадий Волож с Ильёй Сегаловичем и Еленой Колмановской

В созданном алгоритме содержался движок поиска с продвинутыми возможностями в работе с морфологией русского языка. Когда начались 1990-е, Аркадий Борковский покинул СССР и переехал в США, чтобы заниматься разработкой софта уже там. На место своего партнёра Волож пригласил своего школьного друга Илью Сегаловича, с которым они продолжили работать над продвинутым движком поиска.

«И тут Аркадий вспомнил о своем школьном друге» — можно было бы сказать и так. Но на самом деле, все эти годы бывшие школьные друзья продолжали поддерживать отношения. Во многом — благодаря общему хобби. "Мы с детства любили играть в бадминтон, — вспоминал Сегалович. — В Москве Аркаша нашел зал, мы платили денежку и метали воланчик. А после тренировки общались на разные темы. И вот однажды, когда мы шли к метро, он мне говорит: «Я буду делать компанию. И ты мне можешь в этом помочь». Я отвечаю: «О, классно! А чем будешь заниматься?» — «Поиском».

Отрывок из «Яндекс. Книги».

Аркадию и Илье удалось довести до ума систему морфологического анализа в поиске. Теперь алгоритм мог понимать разницу между омонимами. Вот пара примеров: «зАмок» и «замОк», «селО» и «сЕло». Но продавать постоянно одну и ту же поисковую систему они не могли, потому что потенциал у этого был космический.

После начала кризиса «Аркадия» стала убыточной компанией. Но Волож не унывал и чуть ли не на последние деньги решил увеличить зарплату сотрудникам, переехать в новый офис, чтобы люди, которые были рядом, остались. Программистам теперь предстояло сделать цифровую версию Библии.

Поисковый алгоритм Яндекса тестировали на Библии

Оригинальный первый сервер Яндекса с рабочим алгоритмом поиска по Библии можно найти в Яндекс.Музее в Москве
Оригинальный первый сервер Яндекса с рабочим алгоритмом поиска по Библии можно найти в Яндекс.Музее в Москве

В «Аркадии» был задан конкретный вектор развития: команда создавала продвинутую систему поиска. Чтобы сделать её ещё круче, был необходим полный орфографический словарь русского языка. Для этого друзья обратились в Институт проблем передачи информации РАН и купили электронную версию словаря всего за $800, хотя иностранцам институт продавал этот словарь минимум за $10 тыс.

К слову, Библия была выбрана не случайно, ведь это огромный текст, и именно на нем можно идеально отточить движок поиска. Когда цифровая версия вышла, она стала поставляться на дискетах и представляла собой незамысловатую программу с поиском и оглавлениями.

Тираж цифровой Библии был ошеломительным. Это заметил даже Институт мировой литературы и заказал у «Аркадии» сделать похожий софт с индексированием полного собрания сочинений Александра Сергеевича Грибоедова. Когда стукнуло 200-летие со дня рождения Пушкина, удалось получить заказ на аналогичную штуку с его произведениями.

По поводу использования Библии: для демонстрации алгоритма индексации Аркадий Волож говорил, что это было единственное в мире произведение, которое сто процентов не имеет копирайта. А вот, что говорил Илья Сегалович:

«Конечно, мы не рассчитывали заработать на «Библейском компьютерном справочнике» много денег. Мы делали это исключительно из общегуманитарных соображений. Мы понимали, что Библия — самый популярный текст в мире, и если кому-то нужен какой-то поиск по какому-то массиву русскоязычных текстов, то это именно оно».

Отрывок из «Яндекс. Книги».

Название «Яндекс» было придумано с соблюдением одной традиции программистов

«В активном поиске». Большая история Яндекса от Библии до такси

Стало ясно, что поисковой машине пора дать название. В ту пору у программистов была традиция называть все программы и сборки с приставкой «Yet another». Например, «Yet another site» («Ещё один сайт»). Название придумали не сразу. Сегалович потратил не один вечер на то, чтобы выписывать английские слова, которые бы хоть как-то подходили под их движок. Ключевыми были лишь два: «search» и «index».

Первое, абсолютно никак не могло сойтись с кириллицей, а вот «index» было более дружелюбным. Так и получился «Yet another indexer», а сокращённо — Yandex. Воложу этот вариант тоже понравился, однако он настоял на том, чтобы заменить первые две буквы на «Я», дабы подчеркнуть местропроисхождение их поисковика: «Яndex».

Яндекс мог стать просто отдельным поисковым приложением

«В активном поиске». Большая история Яндекса от Библии до такси

Программа изначально не задумывалась, как полноценный продукт, и уж тем более у «Аркадии» не было планов на то, что их задумка превратиться в самую большую IT-корпорацию в России, которая к тому же сможет занять четвёртое место среди всех поисковиков в мире.

В России 90-х интернет был медленным. Странички могли загружаться по несколько минут, поэтому поиск среди веб-сайтов был ещё маловостребован, чего не скажешь про поиск по веб-страничкам. Первым продуктом новоиспечённого «Яндекса» стал Яndex.Site. Это был алгоритм для поиска информации внутри веб-страниц, который администраторы устанавливали к себе на порталы.

Основатели обратили внимание на нишу поисковиков в сети, которые были ещё плохо развиты. «Апорт», Rambler и Altalavista работали плохо, поэтому появился «Яndex. Dict.» (сокр. от dictionary — словарь). Он должен был привнести улучшения в уже существующие поисковые движки, но вниманием его обделили. Волож с Сегаловичем решили не отчаиваться, и сделали свою поисковую машину — «Яndex-Web».

«В активном поиске». Большая история Яндекса от Библии до такси

Её презентация состоялась 23 сентября 1997 года на международной выставке Softtool. Для того чтобы начать работу, было закуплено три сервера с жёсткими дисками объёмом 1 Гбайт. Тогда этих мощностей хватало для индексации всего рунета, ведь его можно было уместить в хранилище объёмом 7 Гбайт. Так, Яндексовцы и сделали.

Разработкой дизайна портала занялся Артемий Лебедев. Так выглядела самая первая версия Яндекса, на ней ещё красовался копирайт CompTeka’a, потому что поисковик пока существовал как продукт компании, но не самостоятельный бренд.

Артемий Лебедев в 1990-х
Артемий Лебедев в 1990-х

Вот что позднее говорил Лебедев об этом сотрудничестве:

«Пришли ребята, которые торговали какими-то железками, и у них была поисковая технология. Мы как-то встречались, рисовали какие-то дизайны, ели булочки на кухне. Всё это было очень весело и хорошо. Никто не знал, что будет. И я про себя тоже не знал, что будет. У меня не было мысли о том, что будет студия, в которой у меня теперь работает 300 человек. Не к этому шёл и не об этом мечтал»…

Цитата из поста Артемия Лебедева

Продукт был готов, и первая задача выполнена. Оставалась вторая — найти механизм монетизации бизнеса.

Яндекс сделали контекстную рекламу и узнали чего хотят киски

«В активном поиске». Большая история Яндекса от Библии до такси

Не поверите, но уже в 90-х в интернете была реклама. Много рекламы. Много ужасной рекламы на кислотных флеш-баннерах, которые запросто могли занимать треть веб-страницы, ну или всю. Любых адекватных пользователей сети это бесило, потому что пользоваться настолько пёстрыми и перегруженными интерфейсами невозможно. Илья Сегалович вместе с Аркадием Воложем это понимали, поэтому придумали новый формат рекламы на своём сайте.

Во-первых, объявления всегда соответствовали поисковому запросу, а во-вторых, вместо пёстрых баннеров, выдавалась выделенная строка, которая почти ничем не отличалась от остальных в выдаче.

«В активном поиске». Большая история Яндекса от Библии до такси

Полноценная контекстная реклама заработала в 1998 году. Первым рекламодателем стала компания Cisco, с которой в то время работал CompTek. Реклама была размещена бесплатно, а её слоганом стала фраза: «Ваша киска купила бы Cisco». Вызывающе, правда? Зато реклама привлекла внимание и первых коммерческих клиентов.

Проект начал приносить деньги, пускай ещё небольшие. Этого хватало на существование, но не на развитие. Нужен был инвестор.

Руководство смогло не допустить инвесторов к владению Яндексом

«В активном поиске». Большая история Яндекса от Библии до такси

2000-е начались в истории компании с того, что Аркадий Волож ушёл с поста генерального директора CompTek, чтобы полностью посвятить себя Яндексу. Брать деньги из своих других компаний Волож не хотел. В то время инвесторов также искали Ozon, Rambler, Mail.ru, Авито и другие. Яндекс присоединился к этой гонке.

Большинство других компаний из-за недостаточных знаний в области управления ушли в руки новым хозяевам с деньгами, которые ничего не смыслили в IT. Выходит такая ситуация, потому что из-за отсутствия полноценного рынка в СССР люди не понимали, как правильно делать бизнес. Смыслили в этом единицы, и одной из таких единиц был Аркадий Волож.

«В активном поиске». Большая история Яндекса от Библии до такси

В качестве партнёров он выбрал фонды Baring Vostok Capital Partners и UFG, предложив довольно дерзкие по тем временам условия. В постсоветском пространстве тогда ещё не было понятия «инвестор». Обычно те, кто давал деньги, хотели сразу стать хозяевами предприятия, которому давалась необходимая сумма.

После переговоров фонды согласились на условия, выставленные Воложем: 35,7% акций были приобретены за $5,28 млн. Baring Vostok Capital Partners и UFG стали владельцами миноритарныого пакетом акций, который не позволял вмешиваться в дела по управлению.

Деньги от инвестиций пошли в рекламу и новые сервисы

Вырученные деньги были пущены на нужды компании, а половину из них потратили на офис, зарплаты и «железо». Половину положили просто на счёт. В том же году вышла знаменитая тв-реклама "Закурить не найдётся", в которой снялся Артемий Лебедев:

Яндекс также решает заняться развитием целого семейства сервисов, которые только могут пригодиться интернет-пользователю. Появляется Яндекс.Почта, Яндекс.Новости, Товары, Гуру, Бар и Закладки. А к 2001-му выходит Яндекс.Директ, который принёс компании целых 2500 рекламодателей. Теперь клиенты платили не за показы, а за переходы.

Чтобы объяснить преимущества этой схемы, Волож лично обзванивал потенциальных клиентов и объяснял им, в чём выгода. Через пару месяцев доходы Яндекса начали расти в геометрической прогрессии. С такой же динамикой росла и аудитория. В 2001 Яндекс стал самым популярным поисковиком в России.

Благодаря новой системе монетизации Директа, в 2002 году Яндекс вышел на самоокупаемость. Инвесторы получили свои первые дивиденды: $100 тыс.

Уже тогда было понятно, что следующая цель — мировой рынок. Но главное, это не пустить чужих на свою территорию.

Google хотели уничтожить Яндекс

«В активном поиске». Большая история Яндекса от Библии до такси

Летом 2003 года создатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин приехали в Москву, чтобы пообщаться с создателями Яндекс. Компания стала настолько огромной, что её стало видно даже из других «королевств».

Как вспоминает Аркадий Волож в Яндекс Книге, они желали объединить силы в работе над алгоритмами поиска. Заявления были в духе: «Пролетарии всех стран объединяйтесь». Беседа прошла хорошо, за ней последовала долгая переписка и общение с юристами.

На первый взгляд, может показаться, что цели Google были благими. Главы обеих компаний обсуждали объединение сил для взаимного совершенствования сервисов друг друга. На деле маленький стартап, коим Google тогда была, хитро продумывал стратегию поглощения Яндекса, потому что для выхода в России американским коллегам не хватало поискового алгоритма, учитывающего морфологию русского языка.

К 2004 году Сергей и Ларри уже более напористо звонили Воложу и Сегаловичу, предлагая больше деньги за контрольный пакет акций, а также транспортировку программистов в Кремниевую долину. В конечном счёте, когда дело дошло до обсуждения с юристами, стало ясно, что речь идёт не о слиянии, а о покупке Яндекса. Тогда бы вся команда превратилась в наёмных рабочих.

«Мы звоним Сергею и Ларри, они говорят: «Да ладно, да бросьте вы, да чего нам делить — мы же все братья-программисты, айда в Калифорнию! Сколько вас там — 8–10 человек? Мы сейчас за вами самолёт вышлем». Мы отвечаем: «Вообще-то нас уже восемьдесят, большой самолёт потребуется».

Отрывок цитаты Аркадия Воложа из «Яндекс. Книги»

Руководители приняли верное решение, отказав в предложении. Может, это были бы и лёгкие деньги для руководителей, но Яндекс потерял бы намного больше. Google в итоге всё равно вышел в России и начал завоёвывать отечественный рынок. Он потеснил Rambler, став вторым по величине поисковиком в России после Яндекс.

Позднее в интервью Forbes Волож сказал про борьбу с Google: «Они не умрут, если не завоюют Россию, а мы умрём, если её потеряем».

Что было дальше

«В активном поиске». Большая история Яндекса от Библии до такси

Когда Google зашёл в Россию, история Яндекс разделилась на до и после. Теперь небольшой компании нужно было конкурировать с мировым IT-гигантом, а для этого требовалось становиться корпорацией. Сидеть на месте времени не было.

  • К 2008 году Яндекс обрабатывал 0,9% запросов во всём мире, что позволило ему войти в десятку самых крупных поисковых систем мира.
  • В 2011 году Яндекс вышел на IPO, что помогло получить инвестиции в размере $52 млн. Сервис тогда уже стал международным, компания владела офисами в Швейцарии, Цюрихе и Люцерне. Функционировал и англоязычный yandex.com.
  • После выхода на IPO в Калифорнии была открыта дочерняя компания Yandex Labs, которая занимается исследованием экспериментальных технологий. Один из них — это беспилотный автомобиль.
  • Позднее появляется сервис Музыка, приобретается Кинопоиск, из которого потом сделают онлайн-кинотеатр. С этого момента Яндекс стал превращаться в российскую медиаимперию в самом лучшем смысле этого слова.

О истории Яндекс.Такси и медиасервисов стоит рассказать в отдельном материале.

Илья Сегалович

«В активном поиске». Большая история Яндекса от Библии до такси

Илья Сегалович был важным человеком в истории развития компании. В Яндексе он занимал должность директора по технологическим продуктам и был верным деловым партнёром Аркадия Воложа. Также он является инициатором голосового помощника Алиса и беспилотного автомобиля. К сожалению, многие из проектов увидели свет лишь после смерти Ильи Валентиновича, которая случилась 27 июля 2013 года.

«Мы тогда ещё не понимали, что это и бизнес, и интересная задача на всю жизнь, — утверждает Илья Сегалович. — Но это понимание пришло буквально через несколько месяцев, когда мы запустили Yandex.ru уже по-серьёзному, как национальный поисковик. Я очень хорошо помню этот момент. 23 сентября 1997 года на выставке Softtool мы разрезаем ленточку, и я вдруг осознаю — ё-моё, это уже серьёзно! Иду домой и думаю: вот эти люди в метро пока не понимают, что их ждёт, а мы уже понимаем! Теперь надо только тихо-тихо сидеть и работать. И никому не рассказывать о своих планах, а то не сбудутся».

Воспоминания Ильи Сегаловича об открытии компании. Цитата из «Яндекс Книги»
3737
45 комментариев

Ещё было хорошо упомянуть в статье про все случаи слива пользовательских данных. Так же в какой момент и как яндекс стал сотрудничать с госудаоством. Хорошо бы ещё рассказать про абсолютно бессовестное лобирование своих интересов и монополизацию многих ниш(на которую абсолютно плевать антимонопольному коммитету). Ну и ещё про яндекс.новости тоже хочется почитать.

23
Ответить

А гугл блять не сотрудничает с государством? )

5
Ответить

То о чем вы пишите уже было после. ВКонтакте тоже когда-то был светлым, независимым и развивающимся проектом, как и Яндекс. Об этом периоде я написал в статье.

1
Ответить

Вот так неожиданность.

Ответить

Комментарий недоступен

13
Ответить

А теперь помогает режиму деанонить людей и сажать их.

14
Ответить

Это мэйл скорее.

Ответить